• Usd 66.74
  • Eur 75.61
  • Btc 3424.53 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

«Корпорация Солнца»: сделать зубной порошок из травы и продать его РЖД

«Корпорация Солнца»: сделать зубной порошок из травы и продать его РЖД

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Зачем они это делают: развивают в компании интрапренерство

Зачем они это делают: развивают в компании интрапренерство
Изображение: Jobs

«Команда Macintosh построена по принципу интрапренерства — по сути, это группа гаражных энтузиастов, просто внутри большой компании», — так Стив Джобс охарактеризовал своих коллег в интервью журналу Newsweek в 1985 году. Крупные компании осознают, что в создании инноваций часто проигрывают небольшим стартапам, и развивают интрапренерство — поддерживают предпринимательские проекты сотрудников, смирившись с риском провала. Успех сулит доступ к инновациям, взрывной рост бизнеса и расцвет корпоративной культуры. Представители российских компаний, поддерживающих интрапренерство, рассказали Inc., как строят корпоративные инкубаторы, находят в «безумных идеях» сотрудников возможности для развития и отодвигают «стеклянный потолок», чтобы не растерять команду.


Причина №1. Поиск новых точек роста


Вартан Минасян

руководитель направления по инвестициям и инновациям «Лаборатории Касперского»

В «Лаборатории Касперского» уже два года существует свой инкубатор, однако развивать внутреннее предпринимательство мы начали раньше. Все произошло само собой: в департаменте продаж возник запрос от клиентов на обучение сотрудников правилам информационной безопасности, а с нашей стороны нашелся и энтузиаст, который начал разрабатывать пилотные интерактивные тренинги. Сейчас этот проект вырос в большую команду Security Awareness, которая обучает персонал клиентов IT-гигиене, генерирует крупную выручку и продолжает активно развиваться.

В инкубаторе мы помогаем инноваторам упаковать идею в инвестиционную презентацию и рассчитываем, что через несколько лет проект станет новой точкой развития бизнеса и генерации прибыли. При этом инкубатор занимается развитием тех продуктов, которых нет даже в «дорожной карте» компании, — совершенно новых и революционных.

Поощрение внутренних инноваторов — это не самый дешевый способ развития корпоративных инноваций, но, пожалуй, самый быстрый и эффективный. Мы можем запустить проект за несколько недель после первой встречи с его лидером.


Что такое интрапренерство

Интрапренерство (буквально «внутреннее предпринимательство») — подход к развитию инноваций, основанный на инициативе снизу и ценности команды.

Как правило, корпорации ищут инновации вовне — покупают технологии, поглощают стартапы. Во многих компаниях действуют R&D-подразделения, но создать что-то по-настоящему прорывное им мешают инерция, страх нового и стремление развивать имеющиеся решения или продукты, нежели строить нечто принципиально новое. Не способствует интрапренерству и закостенелость внутренних процессов, регламентов и иерархий.

Бизнес-консультант Гиффорд Пинчот III в своей книге «Интрапренерство: почему не нужно уходить с работы, чтобы стать предпринимателем» приводит «заповеди» «внутреннего предпринимателя» — по ним видно, что именно мешает процветать интрапренерству. Например:

как можно дольше держите проект в секрете — публичность запустит «иммунную систему» корпорации;

проще попросить прощения за уже запущенный проект, чем разрешение его запустить;

обходите запреты, способные похоронить проект;

каждый день приходите на работу, будучи готовым к увольнению.

Интрапренерство — это не выращивание предпринимателей внутри компании, а их выявление. Согласно докладу Deloitte, около 20% сотрудников проявляют предпринимательские качества, — важно их разглядеть.

1

Обратите внимание на инициативного сотрудника, который «рвется в бой», предлагая решение какой-либо проблемы.

2

Дайте ему возможность создать MVP и представить дорожную карту по внедрению решения.

3

Обеспечьте ресурсами для получения первых результатов.

4

Не пытайтесь подчинять проект стандартным регламентам компании, но постоянно давайте обратную связь.

Предприниматель отличается от наемного сотрудника — а значит, и управлять им нужно иначе. Например, материальная компенсация играет меньшую роль, чем право на ошибку и возможность работать над проектом с полной отдачей (в качестве примера можно привести «Правило 20%» Google, согласно которому сотрудники могут тратить 20% рабочего времени на собственные проекты). Компании, поддерживающие интрапренерство, также должны быть готовы к слому вертикальной иерархии и внедрению децентрализации хотя бы в часть процессов.

По материалам Deloitte.


Причина №2. Разработка новых продуктов


Иван Козлов

директор по продукту ВКонтакте

Когда рождается крутая идея, мы делаем все возможное, чтобы она не пылилась. Кроме того, внутри команды регулярно устраиваем хакатоны, где каждый может реализовать самые смелые идеи. И это не просто какое-то баловство, мы смотрим на метрики, используем идеи для основных продуктов. К примеру, наработки из фоторедактора Snapster перенесли в приложение VK для Android. Совсем недавно запустили нашумевшую онлайн-игру «Клевер» — 16-летний разработчик Сева вместе с коллегами буквально за выходные сделал прототип, понимая, что медлить нельзя, иначе подобную игру создаст кто-нибудь другой. Сейчас этим уже большим проектом занимаются ВКонтакте и «Творческая лаборатория Ивана Урганта».


Причина №3. Стратегические исследования


Ольга Ускова

президент группы компаний Cognitive Technologies

Лет 12-13 назад мои сотрудники увлеклись темой распознавания автомобилей, а потом и управлением беспилотными машинками. В какой-то момент я уже было хотела остановить бессмысленное, на первый взгляд, занятие. Но тут ко мне пришел, заручившись поддержкой одного из акционеров, руководитель этой группы и показал, как по коридору ездит созданный командой прототип — управляемая ИИ машинка, с которой ребята играют в футбол. В итоге они меня уговорили, а сегодня мы стали одним из лидеров международного рынка ИИ для беспилотников.

Подразделение R&D было в нашей компании всегда, мы с момента ее создания инвестировали часть прибыли в лаборатории, занимающиеся стратегическими научными разработками. Отчасти такое положение дел определило наше академическое происхождение, отчасти — позиция акционеров. И много важнейших решений, проектов и целых направлений приходит именно «снизу». Мы даже проводим в компании день Кулибиных, когда рассматриваются даже самые нереальные, на первый взгляд, предложения. Вне такого подхода мы не видим возможности создавать лучшие в мире решения в сфере ИИ.


Причина №4. Мотивация


Вартан Минасян

руководитель направления по инвестициям и инновациям «Лаборатории Касперского»

Еще одно немаловажное преимущество системы интрапренерства в компании — это возможность удержать сотрудников. Когда талантливые люди достигают потолка и не видят для себя возможности развития, они уходят. Интрапренерство «отодвигает» этот потолок — и позволяет значительно уменьшить утечку мозгов.



Ольга Ускова

президент группы компаний Cognitive Technologies

У нас ключевой мотивацией для разработчиков является прорывное творчество, возможность самореализации. Это в каком-то смысле реставрация атмосферы всеобщего творческого и патриотического подъема 60-х. Когда осваивали целину, рвались в космос, покоряли атом. Наши разработчики сегодня создают ИИ, понимая, что творят будущее.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России