Коботы (сокращенное от английского collaborative robot) — самый быстрорастущий сегмент в автоматизации. Так называют роботов, которые не заменяют человека на производстве, а работают с ним рядом, бок о бок. По прогнозу Transparency Market Research, мировой рынок этих устройств будет расти на 30% в год и к 2024-му достигнет $95 млрд. Рассказываем, для чего вашей компании кобот и как его выбрать.
Успешные кейсы
Стартап из Майами Creating Revolutions производит высокотехнологичное оборудование для индустрии гостеприимства — настольные системы связи с обслуживающим персоналом. Более 10% продукции шли в брак из-за ошибок при сборке, и Creating Revolutions купила кобота UR3 от Universal Robots, выполняющего точные операции: например, нанесение герметика на стенки корпуса внутри устройства. В результате брак сократился до минимума. «Кобот спас нас от разорения», — говорит директор по инновациям Creating Revolutions Эйнар Розенберг.
Небольшая компания Acorn Sales из Ричмонда, штат Вирджиния, выпускает резиновые штампы, — в ней работает чуть больше 10 человек, а продажи не превышают $2 млн. Торгуют в основном онлайн, и маржа небольшая. Чтобы повысить эффективность, компания приобрела кобота стоимостью $30 тысяч — он режет в размер деревянные блоки и сверлит в них отверстия под рукоятки лучше и быстрее, чем прежний поставщик Acorn, — а главное, это обходится дешевле.
По данным Центра экономических и политических исследований, из-за роботов в США сокращены от 360 тыс. до 670 тыс. рабочих мест.
Объяснить сотрудникам, что робот не угрожает их работе, не легко. По словам директора по инновациям Creating Revolutions Эйнара Розенберга, он четырежды встречался с персоналом и убеждал, что никто не потеряет работу из-за кобота. Он напомнил сотрудникам, что эти устройства нужны для грязной, скучной и опасной работы.
Такие беседы проводил и директор Acorn Sales Адам Райдабо. «Зато теперь мы автоматизируем работы, которые никто не хочет выполнять», — говорит он. Люди занимаются более значимыми задачами, что открывает новые возможности для роста. За 53 года со дня основания Acorn никогда не приходилось сокращать персонал, — говорит Райдабо, — и компания не собирается делать это сейчас.
Плюсы и минусы коботов
Обычно коботам не нужно сложное программирование, и они не так дороги (менее $50 тысяч). Их можно брать в аренду.
Коботы хорошо перекладывают предметы захватами или присосками, распыляют краску, сгибают проволоку, выполняют точечную сварку и другие рутинные операции.
Но задачи, где нужно распознавать объекты, им не по плечу — тем более, творческий подход.
Коботы не поднимают вес более нескольких килограммов, у них небольшой радиус действия. Они работают медленно, чтобы не опережать коллег-людей. Неизвестно, сколько прослужит кобот, — они появились недавно.
Сейчас на рынке коботов доминируют датская компания Universal Robots и американская Rethink Robotics, чей основатель — Родни Брукс из Массачусетского технологического института — известен как соучредитель компании iRobot, выпускающей пылесос Roomba.
Директор отделения Universal Robots в Северной и Южной Америке Дуглас Петерсон уверяет, что машины его компании ни разу не нанесли вреда человеку, но рекомендует тщательно анализировать риски перед покупкой (впрочем, как и с любым новым оборудованием).
Генеральный директор подрядной компании Dynamic Group (Рэмси, штат Миннесота) Джо Макгилливрей не мог побороть сомнения и запрограммировал своего кобота, чтоб тот нанес ему удар. «Столкнувшись с мягким человеческим телом — кобот остановился, не причинив вреда», — говорит Макгилливрей. Но это вовсе не означает, что коботу можно работать с любыми традиционными инструментами. «Открытое пламя или бензопила в руках робота без контроля — это опасно», — говорит гендиректор Dynamic Group.
Покупая кобота для Creating Revolutions, Розенберг хотел получить надежного, производительного рабочего. Но у кобота (он получил имя Мануэль) оказался талант в области продаж и маркетинга. Розенберг заметил, что клиенты на фабрике приходят в восторг от Мануэля, и снял о коботе видеоролик. Теперь на презентациях сотрудники отдела продаж демонстрируют продукт — высокотехнологичную систему связи с обслуживающим персоналом — и показывают видео с роботом.
Мануэль стал «огромным подспорьем в продажах, — говорит Розенберг. — Когда клиенты видят робота в действии — у них загораются глаза». Мануэль — веский аргумент для клиентов, которые с недоверием относятся к продукту. «При виде робота они понимают, что мы работаем с самыми высокими технологиями», — пояснил Розенберг.
Как выбрать правильного кобота
1
Подумайте об аренде. Компании (например, Hirebotics) предоставляют коботов в аренду — тем самым расходы на эти устройства переходят из статьи капитальных в статью операционных. «Сотрудник Hirebotics приходит, настраивает их, программирует все в соответствии с нашими требованиями и берет плату исходя из загруженности кобота», — говорит Эйнар Розенберг из Creating Revolutions.
2
Не дайте коботу заворожить людей. За чужой работой, как известно, можно наблюдать вечно. В компаниях, внедривших коботов, падала продуктивность у людей — они подолгу глазели на новые устройства. «За коботом действительно интересно наблюдать — в природе нет ничего, что работало бы столь же последовательно», — говорит Джо Макгилливрей из Dynamic Group.
3
Застрахуйтесь. У страховых компаний пока слишком мало данных о коботах и их безопасности, это затрудняет страхование. Розенберг нашел компанию, которая застраховала его кобота за $800 в год.
4
Будьте готовы к неожиданностям. Коботы обходятся недорого — модель начального уровня, работающая с одним инструментом, дешевле $30 тысяч. Кобот с дополнительным манипулятором, специальным инструментарием или возможностью пользовательского кодирования — дороже. Но коботы появились недавно, и никто не знает, как они себя поведут в дальнейшем. «Экономия может быть не такой внушительной, как кажется вначале», — говорит президент Ассоциации по продвижению автоматизации Джефф Бернштейн.