Разобраться • 4 декабря 2023

Заместить все: как Китай захватил российский рынок и чем это грозит

Заместить все: как Китай захватил российский рынок и чем это грозит

Текст: Наташа Покровская


Начало СВО в феврале 2022 года радикально поменяло ситуацию на российском рынке, лишив часть отечественных предпринимателей западных клиентов и поставщиков. В сложившейся ситуации самым очевидным решением было сделать ставку на Китай, с которым наша страна поддерживает дружественные отношения с прошлого века. Inc. разобрался, в каких индустриях партнеры из Поднебесной нарастили свое присутствие особенно сильно и как это сказывается на российском бизнесе.

Предлагая доступные альтернативы брендовым продуктам, которые стало проблематично (или совсем невозможно) приобрести, в 2022 году Китай стал для России главным торговым партнером. Однако среди отечественных потребителей слово «китайский» исторически воспринималось как синоним слова «некачественный».

Прикладные технологии

Интерес к китайским товарам закономерно растет с марта прошлого года, когда из-за санкций многие западные компании покинули российский рынок. К ноябрю 2022 года доля экспортной продукции, ввозимой из Поднебесной, увеличилась почти на 13% по сравнению с тем же периодом 2021 года, составив около $60 млрд.

За первое полугодие 2023 года товарооборот Китая и России вырос на 40,6% по отношению к аналогичному периоду 2022 года, составив $114,54 млрд. За шесть месяцев Поднебесная экспортировала в нашу страну продукции на $52,284 млрд (что на 78,1% больше, чем в прошлом году).

Однако важно понимать, что речь идет о товарах, которые не содержат в себе технологических новшеств. «Не стоит забывать, что сплошь и рядом те технологии, которые используют китайские компании, являются европейскими или американскими: это касается всего, начиная от потребительских товаров и заканчивая автомобилями, для создания которых китайцы покупают лицензии на производство двигателей и нанимают дизайнеров из европейских дизайн-бюро. Китай — это в первую очередь производственный центр, а инжиниринговый, „мозговой“ центр все еще остается на Западе», — объясняет генеральный директор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.

Активнее всего китайцы продают россиянам мобильные телефоны, вычислительные машины, спецтехнику, шины и покрышки, а также автомобили и автозапчасти.

Сунь Тяньшу

Сунь Тяньшу,

основатель российско-китайской платформы цифровой торговли «КИФА»

«Вопреки распространенному мнению, в вопросах передовых технологий Китай не является первопроходцем. Современные китайские технологии носят „прикладной“ характер — они идут дополнением к чужим инновациям. Изобретателями „ключевых“ технологий можно назвать такие страны, как США, Германия и Япония. Сила китайских компаний не в первооткрывательстве, а в способности адаптировать. Компании в КНР прекрасно умеют консолидировать и локализировать эти технологии».

По мнению Тяньшу, далеко не все китайские изобретения способны заменить разработки других стран и удовлетворить потребности российского рынка. «В этом вопросе нужно быть реалистами: не существует замены на все 100%, — рассуждает он. — Как пример можно взять китайские тракторы: они маломощные по сравнению с потребностями российского рынка, просто потому что в Китае нет таких больших полей, а значит, практической пользы и спроса на такой продукт нет и нет смысла его создавать».

По словам Федякова из INFOLine, скептическое отношение к китайской продукции, которая в большинстве случаев копирует разработки западных брендов, сформировалось неслучайно: произведенные для экспорта в Россию товары в самом Китае не пользуются большой популярностью из-за низкого качества. Например, надежность автомобилей производителя Chery, который за последние два года набрал популярность на российском рынке, китайская сеть качества автомобилей оценила «ниже среднего».

Вынужденные меры

Тем не менее российские предприниматели активно сотрудничают с китайскими поставщиками. Как рассказал основатель бренда аудиотехники Syren Максим Пешков, после спада заказов, который произошел в 2022 году, рынок аудиооборудования продолжает бурно развиваться за счет госконтрактов, так что отечественным бизнесменам сейчас необходимы компоненты для производства колонок и других устройств.

Максим Пешков,

основатель бренда аудиотехники Syren

«Раньше все было завязано на именитых европейских производителях, у которых были представители в России. Сейчас этого нет, но заказывать компоненты из Европы все еще можно. Однако это долго и рискованно, что для производственного процесса совсем не подходит, так что отечественным фирмам приходится работать с китайцами. Китай действительно „замещает“ некоторые компоненты (например динамики), однако проблема в том, что хоть все это и выглядит красиво, технологически совсем „не дотягивает“ до западной продукции».

К китайским поставщикам обращаются и крупные государственные предприятия: как рассказал инженер Усть-Среднеканской ГЭС Александр Савон, западное оборудование, техобслуживание которого в связи с ситуацией в мире стало проблематичным, заменяют на аналоги из Поднебесной. «Если раньше автоматические выключатели поставлял швейцарский концерн ABB, то теперь — китайский Rockwill, раньше камеры видеонаблюдения покупались у Bosch, теперь — у Hiseeu, — говорит эксперт. — Если говорить о сложной электронике для передового российского предприятия, то она целиком китайская — у нас попросту нет аналогов».

По словам Савона, летом 2023 года на ГЭС произошел пожар, в результате которого пострадало энергетическое оборудование от французского поставщика Alstom, и для ремонта техники пришлось также прибегнуть к китайским запчастям. «Запчасти из Европы не купить — приходится решать вопрос „подручными“ средствами, — поделился он. — Чаще всего ими становятся китайские аналоги».

Больше чем копии

Однако, несмотря на стратегию «копирования», которой придерживается большинство производителей из Поднебесной, новые китайские технологии все же начинают проникать на российский рынок в некоторых индустриях.

По словам соучредительницы Российского общества колоректальных хирургов, практикующего онколога Инны Тулиной, в сфере хирургии на место «ушедших» западных компаний приходят китайские с аналогичным оборудованием, инструментами и материалами — это касается в первую очередь высокотехнологичных аппаратов и инструментов для выполнения хирургических операций: аппаратов для монополярной и биполярной электрокоагуляции, ультразвуковых диссекторов, различных сшивающих аппаратов.

Инна Тулина

Инна Тулина,

соучредительница Российского общества колоректальных хирургов, практикующий онколог

«Многие китайские аппараты пока являются точной копией западных образцов, но если раньше — лет пять назад — эти копии не дотягивали по качеству до оригинала, то сейчас мы работаем с вполне достойными и качественными инструментами и оборудованием. Некоторые китайские компании пошли дальше простого копирования и разрабатывают собственные технологии, имеют большие технологические парки, отделы научных исследований».

Достойные результаты китайские производители показывают также в индустрии электрокаров. Большинство мировых производителей и поставщиков электромобилей для массового потребителя, а также зарядной инфраструктуры родом из Китая, отмечает основатель компании-производителя накопителей электроэнергии Volts Владимир Млынчик. По словам предпринимателя, китайские производители предлагают очень быстрые зарядки и качественное электроэнергетическое оборудование для высоковольтных энергетических объектов.

«На мой взгляд, все эти изменения открывают для отечественного рынка новые возможности: процесс проникновения китайской продукции в нашу жизнь и так происходил, просто геополитические события его ускорили, и не вижу в этом негативных моментов», — подчеркнул эксперт.

Здоровая конкуренция

Несмотря на постепенный захват российского рынка и даже внедрение новых технологий, китайские компании вряд ли станут помехой для развития отечественных производителей. Основатель маркетинговой группы Genius Group Геннадий Нагорнов убежден в том, что российские фирмы будут успешно сотрудничать с партнерами из Поднебесной, использовать китайские технологии, развиваясь и вдохновляясь на собственные разработки, которые также смогут забрать свою долю.

Геннадий Нагорнов

Геннадий Нагорнов,

основатель маркетинговой группы Genius Group

«Важно понимать, что российский рынок имеет определенную специфику: у нас очень развито все, что связано с разработкой технологий на программном коде, есть множество своих проектов, поэтому мы никогда не „сдаем“ рынок внешним сервисам. Есть свои большие поисковики, социальные сети, мессенджеры, банковские сервисы, алгоритмы self-driving cars. Уверен, что на рынке в любом случае будет здоровая конкуренция между отечественными и китайскими компаниями, в том числе благодаря правовому регулированию и поддержке отечественных разработчиков».

С тем, что наращивание присутствия китайских компаний на российском рынке не несет угрозы для отечественных производителей, согласен и руководитель компании-производителя систем обнаружения и подавления дронов Cornette Group Егор Оболенский. По словам предпринимателя, его компания производит приборы ночного видения и системы защиты от беспилотных летательных аппаратов на китайских мощностях, однако есть аспекты, в которых восточные партнеры сильно проигрывают россиянам.

«Есть вещи, которые китайцы делают плохо: например, они не могут изготавливать электронно-оптические преобразователи: мы для своих устройств используем российские преобразователи, а китайцы вынуждены их покупать, — объясняет он. — Китайские игроки являются нашими конкурентами, но вместе с тем я вижу, что мы существуем на разных гранях: они только заходят на наш рынок и не понимают всех его особенностей». По мнению Оболенского, со временем компании из Поднебесной найдут и займут какую-то нишу, но не смогут быть конкурентами во всем.

Основатель компании-разработчика ПО «Бюро цифровых технологий» Виталий Зарубин с утверждением о том, что китайцы не смогут потеснить российских производителей, не согласен.

Виталий Зарубин,

основатель компании-разработчика ПО «Бюро цифровых технологий»

«Китайские технологические компании стараются предложить более выгодное сочетание цены и качества, а также быстрые поставки и гибкость для российского рынка. Это усиливает конкуренцию и постепенно меняет расстановку сил в ряде высокотехнологичных отраслей. Из-за этого растут риски для отечественных производителей, особенно в массовых сегментах. У них пока ограниченные возможности конкурировать с китайскими гигантами только ценой и масштабом».

Отток зарубежных компаний из нашей страны, безусловно, дал стимул для роста отечественных аналогов, но российские производители пока что только начинают «подтягиваться», утверждает Кирилл Заболотский, руководитель департамента маркетинга компании по разработке цифровых решений для промышленности Bimeister. По мнению эксперта, росту отечественного производства поспособствует нацеленность государства на импортозамещение.

«Если говорить именно о технике и комплектующих (процессоры, сервера, ПК, и т. д.), то, скорее, да, Китай занимает значительную часть рынка, — рассуждает он. — Но что касается софта — программного обеспечения, специализированных систем, платформ, экосистем и прочего, — то в этой нише неплохо развиваются российские разработчики».

Тем временем сложившаяся ситуация сказывается, скорее, негативно на потребительском рынке: «Те товары, которые было бы более удобно и целесообразно закупать из Европы, мы вынуждены либо покупать каким-то более длинным, сложным и рискованным путем (это касается, например, реэкспорта из Турции и Казахстана), либо заменять китайскими альтернативами, которые, по сути дела, являются производными от этих же товаров», — отмечает Иван Федяков из INFOLine.