Разобраться • 11 декабря 2023

Запретный плод: какие есть нововведения в области продажи алкоголя и как не попасть на штрафы

Запретный плод: какие есть нововведения в области продажи алкоголя и как не попасть на штрафы

Бутылки с красным и белым вином

Текст: Евгений Соркин


В России регулярно вводят новые поправки в правила реализации алкогольной продукции. Кроме временных ограничений по обороту алкоголя, а также запрета на его рекламу, власти усилили контроль за розничной продажей спиртосодержащих напитков — с 1 сентября 2023 года рестораны и бары обязаны отчитываться о реализации алкоголя в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) наравне с магазинами. Inc. разобрался, какие нововведения в области продажи алкогольных напитков следует учитывать бизнесу, а также напоминает об уже существующих ключевых правилах, регламентирующих деятельность в этой сфере.

Основы легальной реализации алкоголя прописаны в Федеральном законе №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Согласно закону, разрешение на реализацию алкогольных напитков зависит от их видов и деятельности организации:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО) могут торговать всеми категориями алкоголя, кроме вина и игристого вина, произведенного фермерскими хозяйствами;
  • ИП разрешено продавать пиво и напитки на его основе — сидр, медовуху, пуаре и др.;
  • крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) могут реализовывать вина и игристые вина собственного производства.

Обязательный отчет

1 сентября 2023 года в силу вступили изменения в Федеральный закон ФЗ-108, согласно которому все рестораны и бары обязаны передавать отчеты о розничной продаже алкоголя в ЕГАИС. По мнению инициаторов поправок, нововведение нацелено на то, чтобы вывести оборот спиртосодержащих напитков из тени, особенно это касается крепкой выпивки.

В целях упрощения передачи данных в ЕГАИС в обращение ввели специальные QR-коды. Также штрихкоды появились и в магазинах для покупателей, где электронная информация об алкогольной продукции содержится в чеке.

За отказ предоставлять эту информацию владельца заведения могут привлечь к административной ответственности — для юридических лиц установили штраф в размере от 150 до 200 тыс. руб. Более того, при выявлении нарушений могут назначить конфискацию продукции или лишение лицензии на продажу алкоголя. Этот вопрос компетентные органы рассматривают дополнительно.

До 23:00

Самая обсуждаемая тема в сфере оборота алкогольной продукции — ограничения в продаже спиртных напитков по времени. В России существует общий запрет на продажу алкоголя в период с 23:00 до 8:00, но в некоторых регионах эти рамки более жесткие. Например, в Тульской области спиртное нельзя купить с 22:00 до 14:00 следующего дня, а в Санкт-Петербурге многие специализированные магазины работают в соответствии со временем, установленным региональными властями, — с 11:00 до 22:00.

Среди регионов России наиболее строго к реализации алкогольной продукции подошли в Чеченской республике. Глава региона Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому продавать спиртные напитки на территории Чечни можно только два часа в день — с 8:00 до 10:00 утра. При этом приобрести алкоголь можно только в двух местах в Грозном (столица Чеченской республики. — Прим. ред.) — это супермаркет «Лента» и ресторан «Купол».

За торговлю алкогольными напитками в неположенное время предусмотрено наказание в виде штрафов или конфискации спиртосодержащей продукции — это прописано в статье 14.16 КоАП. Размеры санкций зависят от статуса нарушителя:

  • от 20 до 40 тыс. руб. — для руководителей компаний или предпринимателей;
  • от 50 до 150 тыс. руб. — для малых предприятий;
  • от 100 до 300 тыс. руб. — для средних и крупных предприятий.

Однако из запрета на продажу алкоголя сделаны исключения. Магазины беспошлинной торговли (duty free), а также кафе и рестораны могут продавать спиртные напитки, не ограничиваясь временными рамками, при этом в общепите можно реализовывать алкоголь только при условии вскрытия тары.

Тем не менее, по словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Токаревой, спиртным в ночное время успешно торгуют и обычные российские магазины, которые научились обходить закон.

Екатерина Токарева

Екатерина Токарева,

партнер коллегии адвокатов Pen & Paper

«Первый и самый распространенный обход запрета на продажу алкоголя в ночное время состоит в том, что магазины регистрируются как заведения общепита. Некоторые даже ставят в помещениях столики для создания видимости того, что заведение действительно является баром или кафе. Дальше посетитель приходит после 23:00 или в другое время, после которого в конкретном регионе нельзя продавать алкоголь, заказывает спиртное, ему приносят бутылку, открывают, наливают при нем небольшое количество напитка в стакан, после чего покупка оплачивается, и человек забирает с собой то, что не стал допивать в заведении (то есть оставшуюся почти полную бутылку). Такие действия формально нельзя назвать неправомерными, поскольку они не противоречат буквальному толкованию закона».

В некоторых регионах с этой «схемой» пытаются бороться. Так, закон Тульской области № 727 запрещает продажу алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, которые имеют в зале обслуживания менее шести столов и 24 посадочных мест. Подобным заведениям также запрещается продавать алкоголь в закрытой таре без разлива. Однако и такие законы обходят уже описанным выше способом: открывают бутылку, выливают из нее немного и открытой продают навынос, отметила Токарева.

Юрист также добавила, что другими распространенными видами обхода законодательства являются продажа за наличные, когда продавец магазина берет у покупателя деньги в обмен на алкоголь и оформляет покупку уже в разрешенное законом время, а также продажа алкогольной продукции лицами, которые приобрели ее заранее. «Часто таким занимаются, например, водители такси или люди из специализированных групп в социальных сетях: они обычно не дают чеков, поэтому доказать факт правонарушения сложно, — объясняет Токарева. — Невыдача чека сама по себе — правонарушение, а кроме того, незадачливый продавец может столкнуться с контрольной закупкой».

Покажите паспорт

Общеизвестный факт — продажа любого вида алкоголя детям до 18 лет в России строго запрещена, а нарушение этого правила влечет за собой неприятные последствия не только для продавца, но и для владельцев бизнеса. Уже несколько лет в нашей стране продолжаются разговоры о возможном увеличении возрастных ограничений при реализации спиртных напитков.

В 2019 году Минздрав подготовил соответствующий законопроект с пояснением, что это никак не связано с дееспособностью граждан. По мнению представителей ведомства, новые ограничения поспособствуют уменьшению рисков вреда здоровью молодежи. Однако противником этой идеи выступил комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Чиновники уточнили, что повышение возрастного порога на право приобретения алкоголя может привести к увеличению нелегального оборота спиртного среди молодого населения, что противоречит целям страны по снижению популяризации алкогольных напитков.

Также действующие законы не разрешают отпускать алкоголь в дни детских и молодежных праздников. В частности, жители Санкт-Петербурга ежегодно наблюдают символизирующую запрет красно-белую ленту перед стеллажами со спиртным в конце июня во время проведения фестиваля выпускников «Алые паруса». А в 2022 году в республике Адыгея, Башкортостане и Бурятии, а также в Курской, Кировской и Ленинградской областях запретили продавать алкогольсодержащие напитки в День знаний 1 сентября. Сегодня ограничения не распространяются на заведения общепита.

Строгие правила

Кроме ограничений по времени и возрасту, в России существует также определенный перечень организаций, где продажа алкоголя находится под строгим запретом. В соответствии со статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ, спиртные напитки нельзя увидеть на прилавках:

  • в образовательных и медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях — вблизи школ, детских садов, больниц, поликлиник и др.;
  • на вокзалах и в аэропортах (кроме кафе, ресторанов и магазинов duty-free);
  • на спортивных площадках (стадионах, в ледовых дворцах, на тренировочных базах, и т. д.);
  • на военных объектах;
  • в общественном транспорте (например поездах дальнего следования);
  • на оптовых и розничных рынках;
  • в местах массового скопления людей во время публичных мероприятий.

Также при продаже алкоголя владельцы заведений и продавцы обязаны соблюдать правила реализации спиртных напитков. Так, алкоголь запрещено продавать:

  • без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства;
  • без маркировки;
  • в дистанционном формате (например через курьерскую доставку);
  • в таре объемом более 1,5 л.

Также важно помнить, что производство и продажа спиртных напитков во многих странах мира (в том числе и в России) облагается сборами и дополнительными платежами. Для легальной торговли алкоголем продавцам необходимо иметь специальную лицензию. Всего существует несколько видов разрешений в зависимости от вида деятельности: на производство, закупку, поставку, транспортировку, продажу алкоголя в общепите, и т. д.

Осуществление любых бизнес-процессов, связанных с алкоголем, без наличия лицензии — это серьезное административное правонарушение, о чем гласит статья 14.17 КоАП РФ. Тяжесть наказания зависит от статуса виновника:

  • штраф от 100 до 200 тыс. руб. с конфискацией всего алкоголя — для ИП;
  • штраф от 3 млн. руб. или приостановление деятельности на срок от 60 до 90 дней с конфискацией продукции, предназначенной для нелегальной продажи, — для юридических лиц.

Если ущерб признали крупным, то отсутствие лицензии могут расценить как незаконное предпринимательство, а это уже уголовная ответственность по статье 171 УК РФ, которая предусматривает реальный срок лишения свободы.

Важный момент: продукцию признают алкогольной с содержанием этилового спирта в объеме от 0,5%. Однако пункт 1 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ гласит, что лицензия не требуется для продажи пива и пивных напитков, а также алкоголя, применяемого в фармакологии, и виноградного сусла, производимого сельхозпредприятиями.

Как получить лицензию

Стоимость лицензии на алкоголь зависит от вида деятельности и торговли (розничной или оптовой). Под этим понимают размер госпошлины за выдачу разрешения, который прописан в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. Она составляет:

  • 9,5 млн. руб. — за производство, хранение и поставки алкоголя, кроме вина. За вино и шампанское бизнесу нужно заплатить пошлину в размере 800 тыс. руб.;
  • 65 тыс. руб. — за хранение, поставки и производство вина и шампанского для сельхозпредприятий (для оптовой торговли алкоголем — 800 тыс. руб.);
  • 65 тыс. руб. в год— за розничную продажу.

Лицензии на оборот спиртных напитков выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Перечень необходимых документов зависит от вида деятельности, подробный список размещен на сайте ведомства. Базовый пакет включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии;
  • копии учредительных документов компании;
  • копии свидетельства о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учет;
  • копию платежного поручения об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий наличие уставного капитала;
  • документ, подтверждающий наличие производственных или складских помещений в собственности или в аренде.