Inc. Promo 25 декабря

Что такое «Зеркальный реестр проверок» и как он поможет вашей компании

Inc. Promo 25 декабря

Что такое «Зеркальный реестр проверок» и как он поможет вашей компании

Иллюстрация: Павел Мишкин для Inc.

В российской сфере малого и среднего бизнеса каждой компании знакомы проверки. Впрочем, не все знают, что к плановым проверкам можно подготовиться заранее, а после проверки — оставить обратную связь. Всё это в пару кликов делается через «Зеркальный реестр проверок». Inc. рассказывает о том, что это за сервис и как он может вам помочь.

Чем плохи проверки

Визит контрольно-надзорных органов, трепетно ожидаемый или внезапный, означает головную боль, а зачастую — еще и удар по маржинальности бизнеса. Пилотное исследование Института проблем правоприменения на выборке из 100 тыс. юридических лиц обнаружило устойчивую взаимосвязь между проверками и падением прибыльности компаний. Любая проверка неизбежно поглощает трудовые ресурсы. Авторы предполагают, что малый и средний бизнес переживают инспекции с большими потерями, нежели крупные организации.

Но дело не только в вынужденной потере производительности. В ходе проверки даже подготовленная компания рискует столкнуться с неприятностями. Нередко контрольные органы уведомляют о грядущей инспекции с опозданием, требуют не относящиеся к делу документы, привлекают предвзятых экспертов или не способны объяснить основания для проверки. Все это — грубые нарушения. Чтобы защитить права предпринимателей, с 1 июля 2016 года органы надзора обязаны публиковать данные о проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок» (ЕРП). Предполагается, что открытость системы поможет оградить предпринимателей от нарушений и необоснованных проверок.

Для чего нужен «Зеркальный реестр проверок»

«Зеркальный реестр», в отличие от «Единого реестра проверок», дает предпринимателю возможность оставить обратную связь: похвалить или пожаловаться на действия контрольно-надзорных органов.

Информация о нарушениях собирается и анализируется в целях, с одной стороны, принятия управленческих решений и повышения эффективности проверяющих органов, с другой стороны, формирования списка типичных нарушений. Например, уже сейчас известно, что чаще всего пользователи жалуются на то, что проверяющие указывают размытые основания для проверок. Фидбек предпринимателей также планируется применять для профилактики нарушений — например, разрабатывая объяснительные «пособия» о том, как предпринимателю избежать самых распространенных ошибок и защититься во время проверки.

С какими проверками работает зеркальный реестр

Плановые проверки — самые масштабные. За некоторым исключением, случаются один раз за 3 года. Об их проведении можно узнать заранее из ежегодных планов, публикуемых в срок до 31 декабря на сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки не такие большие, но и проводятся чаще. Основанием для их проведения могут быть: обращения граждан, приказ руководителя надзорного органа и истечение срока, отведенного на устранение обнаруженного ранее нарушения. О внеплановой проверке оповещают как минимум за сутки, однако в некоторых случаях предупреждение не требуется совсем.

Документарные (невыездные) проверки проводятся непосредственно в контрольно-надзорном органе или органе муниципального контроля, поскольку предметом проверки являются только документы. На их предоставление в органы контроля отводится 10 дней.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения или фактического осуществления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя. Проверяется все: документы, сотрудники, состояние зданий и оборудования, производимые товары.

Как работает обратная связь?

Перейти к форме обратной связи «Зеркального реестра» просто: кнопка «Обратная связь» появляется под каждой из завершенных проверок в перечне, который формируется по ИНН предпринимателя. Первая часть анкеты, а именно детали контрольного мероприятия (дата, имя проверяющего, форма проверки и т. д.), заполняется системой автоматически. Вторая часть заполняется вручную и выполнена в формате «вопрос-ответ». Предпринимателю предлагается отвечать «да» или «нет» на вопросы и при желании оставлять развернутые комментарии. Отдельно по шкале от 1 до 5 оценивается вежливость и компетентность проверяющих.

Заполненная анкета уходит на обработку в аналитическую систему Минэкономразвития России. Если предприниматель уверен, что проверка была осуществлена с нарушениями, то у него есть возможность с помощью сервиса составить официальную жалобу и отправить ее в нужный контрольно-надзорный орган или Генеральную прокуратуру РФ.