«Без гаджетов мы больше не существуем»: основательница школы KIBERone о будущем образования

Сделала • 5 сентября 2025

«Без гаджетов мы больше не существуем»: основательница школы KIBERone о будущем образования

«Без гаджетов мы больше не существуем»: основательница школы KIBERone о будущем образования

Обложка

Основательница школы KIBERone Ольга Апалькова уже восемь лет управляет успешным EdTech-бизнесом. Ее проект получал награды от Forbes, ЮНЕСКО и Евросоюза. В новом выпуске подкаста «Делай!» она рассказывает о том, как начинала бизнес «с нуля», зачем продала квартиры ради запуска школы, почему верит в офлайн-образование и что помогает ей оставаться в ресурсе.

Основательница школы KIBERone Ольга Апалькова уже восемь лет управляет успешным EdTech-бизнесом. Ее проект получал награды от Forbes, ЮНЕСКО и Евросоюза. В новом выпуске подкаста «Делай!» она рассказывает о том, как начинала бизнес «с нуля», зачем продала квартиры ради запуска школы, почему верит в офлайн-образование и что помогает ей оставаться в ресурсе.

Интервью выходят дважды в месяц в рамках регулярного видеоподкаста «Делай!», где Мария Лапук, совладелица «Инка», беседует с успешными российскими предпринимательницами.

Справка

Ольга Апалькова — российская предпринимательница, основательница кибершколы KIBERone, запущенной в 2017 году в Екатеринбурге. Под ее руководством проект вырос в международную сеть, работающую более чем в 25 странах и более чем в 280 городах с тысячами учеников и сотнями франшиз. Школа признана одной из самых успешных франшиз России.

Из маркетинга в предпринимательство

Начнем с традиционного вопроса. Как ты стала предпринимателем? Это что-то из детства? Как все получилось?

Я до конца, наверное, не смогу это объяснить. Мое первое высшее — это учитель математики и информатики. То есть у меня реально педагогическое образование. Но когда я туда поступала, я не планировала как-то работать с этим. И только на втором или третьем курсе я поняла, что я хочу заниматься маркетингом и рекламой. После того, как я закончила университет, я пошла учиться в российско-американский институт бизнеса при РГГУ. Перед тем, как открыть свой бизнес, я успела поработать в двух крупных компаниях.

Сначала я была менеджером по рекламе, затем выросла до руководителя маркетинга. На это у меня ушло где-то три года — плюс еще пять лет я в этой должности работала. На моем последнем месте работы я занималась тем, что делала из каких-то непопулярных проектов то, что будет нужно стране.

Но ты делала это за чужой счет.

Естественно. Мы запустили порядка 14 проектов, если я не ошибаюсь. Но опыт-то накоплен, насмотренность огромная, причем в очень разных индустриях. Наступил момент, когда я решила, что можно стартовать что-то свое.

Моему ребенку было семь лет, и мы начали вместе с ним искать какую-то интересную школу, которая погрузит его в IT. В итоге мы увидели только курсы по Excel или Word, какие-то устаревшие языки вроде Паскаля и Basic. Но это вообще, конечно, было неинтересно.

Так как я училась математике и информатике, у меня осталось много знакомых в сфере. Также у меня было много друзей, работавших в Силиконовой долине. Мы созвонились, и я рассказала, что хочу сделать интересный проект для детей. Вместе мы накидали некоторые идеи. В общем, так и запустилась наша школа.

Давай вернемся к тому периоду, когда ты работала в найме. Расскажи, насколько тяжело тебе далось решение открыть свой бизнес? Как к этому отнеслась твоя семья? Очень часто женщина, начинающая бизнес, не находит поддержки среди близких.

У меня с этим вопросов вообще не было. Было тяжело? Конечно. Когда я работала в найме, у нас было две квартиры в качестве инвестиций. Но когда я пришла с этой идеей, мы с мужем посоветовались и продали их. На эти деньги мы все и запускали. Было время, когда иногда мне нечем было платить зарплату. Мой муж шел и закладывал в ломбард свою машину, чтобы выплатить деньги сотрудникам.

Про расширение бизнеса и выход на зарубежные рынки

В чем была твоя мотивация? Ты хотела найти занятие для сына или изначально задумывала это как бизнес?

Конечно, как бизнес. Но я понимала, что очень многие родители в 2017 году испытывали потребность в таком проекте. Технологии очень сильно шли вперед, но образование, к сожалению, отставало. И я на примере своего ребенка поняла, что это нужно многим.

Сначала мы росли через сарафанное радио, но потом проект вырос в полноценную компанию с участием в конкурсах и всеми вытекающими. Мы пять лет подряд занимали первое место в Forbes как лучшая франшиза с вложениями до миллиона рублей.

Это совершенно потрясающая история. Когда вы первый раз попали в рейтинг, как на это отреагировали ваши продажи?

Это однозначно работает как пиар. Но до того, как мы попали в Forbes, у нас уже были значимые достижения. Мы были признаны лучшим проектом в мире на очень крупным конкурсе от ЮНЕСКО. Поэтому, когда мы узнали, что попали в рейтинг Forbes, это было сравнимо по уровню радости.

Forbes до последнего ничего не говорит участникам, поэтому не знали, попали мы в рейтинг или нет. В день, когда выходит журнал, я начала получать поздравления. И в этот же момент на почту начали сыпаться заявки. В то время мы сильно выросли — продали примерно 100 франшиз.

У вас довольно много школ, открытых даже в очень далеком зарубежье, включая США. Как это работает?

В США у нас не франшиза. Я открывала филиал в Орландо, но сейчас он уже закрыт, потому что у меня нет визы. А если говорить про другие страны, то мы давно привыкли работать в формате, где мы практически круглосуточно на связи. Конечно, стараемся назначать звонки в пересекающееся время, чтобы не обсуждать вопросы в полночь, но уместить все в рабочие часы не всегда получается.

Вообще, конечно, это колоссальный опыт: ты изучаешь другую культуру, менталитет, там абсолютно другие инструменты маркетинга. Например, наши филиалы есть в Дубае и Саудовской Аравии.

Расскажи про какие-нибудь невероятные кейсы, которые случились с твоими детьми.

Не знаю, насколько это вау, но у нас очень часто детей приглашают на телевидение. Один из последних примеров — мальчик написал мобильное приложение для папы, чтобы автоматизировать рутинные задачи при работе с маркетплейсами. Таких кейсов очень много.

Меня мотивирует видеть, что мы реально можем мотивировать детей развиваться дальше по профессии. Мы устраиваем туры. Раньше, например, возили в Кремниевую долину, заходили в Facebook*, Google и так далее. Сейчас мы переориентировались на Дубай, Москву, Казань.

Образование, дети и будущее

Дай какие-то советы мамам. У меня вот двое детей. И если у них в руках есть телефон, ничего другого вокруг не существует. Насколько серьезно вообще стоит относиться к этому?

Все должно быть в меру. Естественно, без гаджетов мы больше не существуем. Не надо жить в иллюзиях, что мы сможем у ребенка забрать телефон. Это стресс для него. Суть в том, чтобы не перебарщивать. И здесь, конечно же, можно вот этот интерес немножечко перевести в сторону пользы, в сторону фантазии, критического мышления. Но помимо этого, я считаю, что ребенка нужно чем-то занимать: занятиями спортом, музыкой. И я считаю, что иностранный язык обязательно должен присутствовать в его жизни.

Я считаю, что в данный момент мы меняем рынок образования ровно в этом разрезе. Это новая цифровая гигиена. Важно сделать так, чтобы ребенку было интересно этим заниматься. Я со своей стороны вижу своей большой целью разбить стереотипы о том, что учителя — это какие-то скучные тетеньки.

Ты очень часто говоришь, что ты против онлайн-образования. Расскажи про это.

Онлайн и офлайн — это абсолютно разная аудитория. Во втором случае присутствует энергетика, общение. Формируется сообщество. Я понимаю, что теряю рынок из-за этого, но я лучше сделаю больше качественного продукта, чем что-то просто ради заработка.

И в данном случае я всегда говорю о том, что онлайн-образование в группах не работает. Я верю в виртуальные встречи один на один, репетиторство — это норма. Но когда дети занимаются в онлайн-группах, не происходит глубокого контакта, и урок очень быстро разваливается. То есть у нас, например, дети учатся три года. Самая длинная программа занимает около восьми лет. И дети учатся все это время.

А когда это происходит онлайн, это четыре-пять-шесть месяцев, и все, я знаю статистику. Я так не хочу. Мне нужно создать крепкое сообщество, чтобы дети потом, после школы, еще дружили. Это же гораздо круче, чем какая-то разовая акция ради чьей-то выгоды

А в онлайн для взрослых ты веришь или тоже нет?

Смотря как оно проходит. Если у взрослых достаточно усидчивости и мотивации, наверное, верю больше. Когда они что-то покупают, они понимают конкретно, зачем им это. Да я и сама проходила онлайн-курсы. Но если тебе на каком-то определенном моменте мотивации не хватает или становится скучно, ты сливаешься. У 80% взрослых куплено по десять курсов, которые они так и не прошли. Это статистика.

Что нужно, чтобы быть предпринимателем? Как определить, что твой ребенок может быть предпринимателем?

Хороший вопрос. Я вообще часто об этом думаю и понимаю, что, наверное, в первую очередь он должен классно коммуницировать и легко входить в контакт. Потому что когда у ребенка есть этот навык, он очень легко будет общаться с людьми на любые темы. Он будет это впитывать, у него будет много информации и большой круг общения. А дальше ему будет проще определиться с интересами.

Если человек общительный, мне кажется, все двери открыты, понятно, что там начинается усидчивость, понятно, что должны быть базовые нормальные знания. Но в первую очередь должно быть это бесстрашие входить куда-то.

А ты хочешь, чтобы твой сын был предпринимателем?

Я думаю, что да. Почему нет? Но только я против того, чтобы он с самого начала, нигде не поработав, стал предпринимателем. Он потом может продолжить мой бизнес, но я хочу, чтобы он сначала где-то по-настоящему прошел практику, вот прям на побегушках был. Чтобы он понял, какие требования существуют, что такое ответственность. Он и так это понимает, в целом. Но я же ему об этом говорить не буду. Мне надо, чтобы у него прошел весь цикл ментальных умозаключений. Пусть сам начнет, а дальше посмотрим. Хочет, пусть занимается своим. Все от интересов зависит.

Ты живешь и строишь бизнес в Екатеринбурге. У тебя не было желания улететь куда-нибудь?

Нет, у меня вообще не было такого. Я очень часто где-то бываю, езжу в другие страны. Я знаю, как строятся бизнесы по франшизе. Другие страны я точно вообще не рассматриваю для переезда, потому что там иногда очень плохие условия для ведения бизнеса. Я вообще считаю, что Россия — одно из лучших мест для открытия своего дела. Здесь мало конкуренции.

Все, что касается Екатеринбурга, я вообще не вижу никаких проблем вылетать в Дубай, когда мне нужно, в Москву. Бывает, что я летаю каждую неделю. В Екатеринбурге я живу в центре города и прекрасно себя чувствую.

Ты говорила, что ты не фанат тяжелого люкса. А от чего ты фанатеешь? Путешествия, вещи, эмоции, события?

Наверно, как и у всех, путешествия и технологии. Что касается последнего, недавно я купила себе Tesla Cybertruck — у меня же кибершкола. Мне нравится все, что связано с роботами.

И, конечно, путешествия. Я не фанат экстремальных направлений: например, Килиманджаро — точно не мое. В Антарктиду тоже не тянет, хотя это сейчас модно. Я больше по красоте и атмосфере.

Если выбирать топ-3 места, то в первую очередь я назову греческие острова. Там удивительная свобода, прекрасное настроение, красивые люди и фантастическая вода. Я обожаю туда возвращаться. Мальдивы мне, наоборот, не близки: скучно.

Еще я очень люблю Амстердам. Давненько там не была, но раньше приезжала часто. Это город-картинка: каналы, домики — все как с открытки. Из стран мне близки Италия и Швейцария — туда всегда можно смело ехать.

Япония пока только в планах, но в мае я туда лечу. Там даже в придорожном кафе можно заказать завтрак у робота — и через три минуты он его привезет. Очень круто! Хочу также попасть в Сингапур, мы сейчас как раз планируем туда образовательный тур для детей, будем посещать разные компании.

Из недавних открытий — Марокко. Я ожидала скуку, а оказалось наоборот: яркое культурное наследие, колорит, словно в фильме. Мне там очень понравилось.

Ну и, конечно, мой родной Екатеринбург — без него никуда.

Твой взгляд на систему образования, которая сейчас есть в нашей стране, как бы ты ее оценила?

Несмотря на то, что некоторые говорят, что ЕГЭ — это плохо, я так не считаю. Вообще-то я вижу, что сейчас в образовании очень много меняется в лучшую сторону. Появляется современный подход. Наше государство старается сделать так, чтобы все было круто. Но в данном случае скажу однозначно: мне очень нравится подход, когда половину обучения берет на себя школа, а вторую половину — сам ребенок и его семья, потому что таким образом воспитывается самостоятельность.

Не вижу в этом ничего плохого, наоборот, считаю, что ребенку полезно приложить усилия, пройти этот этап, научиться концентрироваться на задачах. В итоге образование становится максимально современным и динамичным.

Ты увлекаешься искусством. Как именно? Это связано с технологиями или больше про цифровое искусство?

Я вообще в принципе люблю искусство и интересуюсь им давно, в основном, современным. Сначала меня привлекали картины, хотелось просто видеть и узнавать больше. Потом, когда я начала много путешествовать, например, посещала Лувр, я заметила, что там всегда есть интересный микс классики и современного искусства. Это меня сильно вдохновило.

Сейчас мне нравятся любые нестандартные работы — картины, арт-объекты, инсталляции. Я от этого буквально фанатею. И даже в нашей кибершколе мы стараемся интегрировать элементы современного искусства.

*Продукт компании Meta, которая была признана в России террористической организацией и запрещена.