Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Сделала • 7 марта 2025
Интервью выходят дважды в месяц в рамках регулярного видеоподкаста «Делай!», где Мария Лапук, совладелица «Инк.», беседует с успешными российскими предпринимательницами.
Наталья Ракоч, предприниматель, создатель компании RBG, основатель косметических брендов Vivienne Sabó, Stellary и Vera by Vera Brezhneva. До 2017 года — глава отдела собственных брендов крупнейшего российского дистрибьютора косметики «Градиент».
Хотим сегодня поговорить про женское предпринимательство. Твой опыт — классный пример того, как женщина может сделать даже не один успешный бизнес, а несколько. Но речь пойдет не столько про конкретные компании, сколько про тебя: как все это получилось и как ты во всем этом существуешь. Это самое интересное.
Хочу начать с детства. Ты родилась в Челябинске. Через профессию ты никак не связана с косметикой. И тем не менее в этой сфере ты построила несколько компаний, которые все мы знаем. Я уверена, что предпринимательству невозможно научиться. Это что-то врожденное. Твои таланты в этой сфере тоже родом из детства?
— Скорее всего, да, мое предпринимательство из детства. У меня всегда была манера делать все по-своему, не как все. Допустим, все идут направо, а я налево. Когда ты так живешь, ты обязательно встречаешься с обстоятельствами, где нужно очень быстро и четко соображать, делать все без ошибок. Наверное, эта привычка действовать не по правилам и воспитала во мне дух предпринимателя и человека, которому интересно идти своим путем.
У тебя есть в семье еще бизнесмены?
— Мои родители — преподаватели. Правда, мама в лихие 90-е занималась бизнесом. Тогда все им занимались, чтобы выжить. Мама такой же боец и предприниматель, как и я. У нас с ней даже был совместный проект — школа макияжа в Челябинске. Взяли лицензию московского клуба визажистов Наташи Черкасовой (я всегда говорю, что это мой фундаментальный учитель в макияже) и запустили бизнес. Теперь, кстати, многие говорят, что Челябинск — это российская Мекка мастеров макияжа и создателей бьюти-брендов.
Действительно, Эрнест Мунтаниоль, который много лет был главным визажистом Chanel, — из Челябинска. Сергей Наумов, основатель марки косметики Sergey Naumov`6, и Яна Панфиловская, создатель Panfilovskay Studio, тоже уроженцы Челябинска. Думаю, в этом есть и наша с мамой заслуга. Ведь мы одни из первых, еще в 1999 году, открыли в городе фундаментальную школу макияжа.
Мама, как преподаватель начертательной геометрии и сопромата с опытом работы в военном училище, подошла к разработке методики преподавания со всей возможной глубиной. У нее было много выпусков. А потом она стала заниматься «Иль де Ботэ» — возглавила бренд в Челябинске. И школа макияжа переехала на базу этого бренда, там обучали консультантов для магазинов. Это тоже мама придумала. Так что она у меня мощный предприниматель, это точно.
А когда ты сама пришла в бьюти-индустрию? В 1999 году?
— Нет, на четыре года раньше. Я как раз заканчивала медицинский институт…
Медик не самая простая профессия. Неужели было время еще на что-то?
— Ну, на первом курсе я почти не спала. Вернее, спала в троллейбусе, а все остальное время что-то учила. Но когда зачетка уже сформировалась, можно было позволить себе еще что-то. И я пошла работать продавцом-консультантом. Познакомилась тогда со своим будущим (сейчас уже бывшим) мужем.
У него была небольшая компания, которой в 1995 году предложили стать дистрибьютором марки Max Factor, одним из первых в стране. Дистрибьюторская сеть только создавалась в России. Когда приходили большие бренды, у них была возможность либо самим работать, как это сделал, например, L’Oreal, либо работать через дистрибьюторов. У Max Factor тогда было пять или шесть дистрибьюторов в России. Один из них — компания «Градиенты». Меня пригласили ее возглавить. Мне тогда было 22 года.
С ума сойти. Тут мы все пожалели, что нам в начале 90-х было очень мало лет. Мне в 1995 году было только 10…
— Ну, а я уже была взрослая девушка, хорошо знающая английский язык. Поехала я в Лондон — смотрела, слушала (понимала, правда, только половину, школьных знаний языка не хватало, чтобы сразу врубаться в бизнес-темы). Но главное, что я увидела, как организована служба консультантов. Это было необычно. Ведь у нас в стране в то время были только прилавочные магазины, а тут вдруг самообслуживание. Я поняла, что консультанты, которые подходят к покупателю и все показывают-рассказывают, — это мощная сила.
И что именно так и надо работать. Поэтому у нас в компании практически с самого начала была служба консультантов. Я сама, как говорила раньше, сначала была продавцом-консультантом. Так что все в моей жизни складывалось логично: вроде случайно, а не случайно.
Может есть еще какая-то причина, почему у тебя именно в этой сфере все сложилось?
— Знаете, в какой-то момент я поняла, что хожу на работу и кайфую, так мне все это нравится. И я тогда подумала: «Ты, блин, Таша, везучая. Поэтому у тебя в жизни все так и получилось». На самом деле везение тут не главное. Просто я всегда все делаю хорошо. Мой девиз по жизни: «Делай что должно, и будь что будет». Это работает. В компании было много продавцов-консультантов. Мой муж мог познакомиться с любой девушкой. Но познакомился со мной. Даже если бы мужа не было…
Все равно могло бы сложиться что-то интересное?
— Ну да. Я же хорошо выучила в школе английский и в важный момент оказалась единственной в комнате, кто знал язык. Поэтому меня и пригласили в Лондон. То есть все время я где-то как-то что-то делала лучше других. Поэтому мне и везло. В общем, учите английский! И если тебе судьба предлагает какую-то возможность, ты ее докопай до конца. Сначала будет неохота, будет сопротивление. Но ты его переключи на любопытство и узнай, зачем тебе жизнь предоставила эту возможность. Все знания — в копилочку (я и детям своим всегда об этом говорю). Когда-нибудь эта копилочка обязательно понадобится.
Знаешь, у моего папы когда-то тоже были магазины с косметикой. Правда, в Уфе. Но мне в детстве так не нравилось все это. Не моя тема. Я всегда знала, что хочу быть пиарщиком. Хотя такой профессии до 2002 года вообще не существовало. Но я знала, что мне туда: хотела писать и рассказывать истории. Это была моя мечта.
— У меня с рассказыванием историй тоже было много всего интересного. Но чтобы их сочинять, нужно было немножко…выключаться. А мне не разрешали. Сразу говорили: «Ну что опять замерла, Наташа? Чего задумалась? В какие фантазия улетела? Давай-ка вставай, пошли»… И я вставала и шла.
Давайте поговорим про бренд Vivienne Sabo. Я только в прошлом году узнала, что это русский бренд. Для меня это был шок. Честно. Как вы придумали такую историю и почему она долгое время оставалась в тени?
— «Градиент» в принципе очень закрытая компания. До сих пор. О ней мало информации. Все шито-крыто. И у руководства нет стремления открываться.
При этом они входят в топ-200 крупнейших российских частных компаний…
— Да, они большие и крутые. У них многому можно поучиться. Например, там очень сильная корпоративная культура. До сих пор, если появляется возможность взять на работу бывшего «градиентовца», это настоящая удача: голова у сотрудников компании работает как надо.
В 98-м мы впервые создавали совместно с Единой Европой бренд Divage. Он, кажется, до сих пор существует (Это действительно так. — Прим. ред.). Но грянул кризис. И ребята-партнеры сказали: «У нас перераспределились финансы. Нет возможности запустить бренд». В итоге мы вышли из этого начинания.
А я вообще ушла в другой проект, который занимался созданием косметической линейки. И по сути я эту линейку и сделала, пользуясь тем опытом, который мы наработали, создавая Divage.
Тема обрастала какими-то профессиональными «подглядками», фишками, какими-то идеями, которые я уже совершенствовала из проекта в проект. На дворе уже был 2007 год. В «Градиенте» я уже не работала, сидела дома с маленьким ребенком, строила дом, переживала период «гнездования». Вдруг приходит муж и говорит, что мы будем снова делать косметический проект. Нам предложил партнерство «Арбат-Престиж».
Vivienne Sabo сделана с «Арбат-Престижем»?
— Да. Я пришла к Некрасову (глава сети «Арбат-Престиж». — Прим. ред.). А он очень харизматичный, как вы знаете. Начал мне с матерком рассказывать, что вот сейчас выставит всех чужаков из своих магазинов, оставит только свои бренды и будет у бизнеса маржа с десятью нулями, «потому что ретейл — это реальная мощь».
Ну, «Арбат-Престиж» на самом деле был очень большой сеткой, очень одиозной.
—Да, он мощно выступал и много зарабатывал. Сервис у них был хороший, картины на стенах. Интересная была история. И вот Некрасов мне говорит: «Сделай мне, Наташа, 15 косметических марок». Я сделала шесть. Принесли концепции на плакатах, подготовили образцы — все как положено. Он посмотрел и говорит: «Ну, короче, все херня. Вот эту только в горошек французскую давай попробуем». И мы пошли работать. Я наняла команду, сделала большие фокус-группы (люблю качественные исследования), быстро все поняла и поехала на производство.
На контрактное производство?
— Да. Большие заводы я не люблю — это не мое. Хотя сейчас многие говорят, мол, управлять брендом можно, только имея 100% влияния на производство. Я же верю, что каждый должен заниматься своим делом. А система натурального хозяйства, которая с феодальных времен нас преследует, — это не модно и неправильно. Поэтому стараюсь остаться в рамках контрактного производства даже при больших объемах. Это дает свободу: пришла на фабрику, получила нужные условия, цену, качество — и все, работаю. А завтра вы что-то подкрутили… и я ушла. С заводом так не получится — это серьезная система сдержек и противовесов. Когда мы делали первую марку, было много разных вариантов и названия, и оформления. В них я полностью реализовала свой креатив.
Но потом ты еще долго занималась и продвижением…
История была правдивая, мол, у Вивьен были дневники, опираясь на которые, мы и восстановили ее историю. Знаем, что у нее был любимый человек, с которым они вместе создавали лабораторию и придумывали текстуры. А потом грянула война. Он ушел и пропал без вести. Остался только горшок с фиалками. Однажды эти фиалки засохли и пришло известие о его гибели…
Кстати, эта история с фиалками — это моя история. Мне муж когда-то с очередного загула, понимая, что сейчас ему будет хана, принес горшок фиалок. Стоял, покачивался. И только я открыла рот, чтобы ругаться, как он вручил мне горшок со словами «Держи. Береги их. Если умрут — разведемся». Реально. У нас, конечно, все к тому и шло долго-долго-долго. Но мы все никак не могли решиться и произнести это вслух. И вот в какой-то момент (это был 2010 год) я все лето с маленьким ребенком просидела в Крыму. А цветы из дома перетащила в офис, чтобы там их поливали. И вот приезжаю и вижу, что все фиалки сдохли. С мужем в то лето расстались…
Ого, как ты в это верила…
— Да я вообще про фиалки забыла. Потом, правда, спохватилась, что все это уже написано в истории моего бренда.
Спрошу о неприятном. Ты создала нечто большое — косметику, которой пользуются все. А потом вдруг оказалось, что ты юридически не имеешь к этому никакого отношения (Наталья была замужем за одним из соучредителей компании «Градиент» Вячеславом Ракочем, позже они развелись и Наталья потеряла место среди акционеров компании из-за действий мужа и его партнеров. — Прим. ред.). Как это пережить? Это очень тяжелый жизненный опыт, когда ты вдруг теряешь свое «имя».
Спрашивала у друзей: «Ну, вы же меня не кинете?» Они говорили: «Конечно, нет. Сиди спокойно, все будет хорошо». Деньги, которые я заработала в компании, я из нее не забирала, они были в обороте. А когда уходила, забрала. Друзья, видимо, думали, что это и есть то самое «не кинем». Но я им в любом случае благодарна. Да и столько времени уже прошло…
Ты обиделась в тот момент?
— Я не обиделась, а очень сильно разочаровалась. У меня довольно сложная женская судьба. Но она, очевидно, не только моя, но и семейная, в нашей семье нет счастливых женщин, а мужские истории часто связаны с неблаговидными поступками. Так получилось, что мне, как и многим женщинам в моей семье, пришлось разочароваться. Но это не значит, что жизнь остановилась. Мы двигаемся дальше. Я за это время многому научилась. По сути все, что я умею, я узнала на работе: как общаться с людьми, как посчитать финансовую модель, как защитить бюджет. Я во всем разобралась. Потом, правда, получила бизнес-образование. Училась в Англии, в Open British University. Но в этом образовании были, конечно, английские особенности, которые не очень бьются с российской бизнес-реальностью. А важные практические вещи я узнала именно на работе. И даже сейчас, когда возникают какие-то сложные ситуации в бизнесе, иногда думаю: «Вот бы мне со Славкой (бывший муж) посоветоваться». Потому что у него как-то по-другому устроена голова. Он любую проблему мог разрулить четко, как надо.
Вы до сих пор не общаетесь?
—Он не идет на контакт.
Почему ты не уехала жить в Европу после развода? У тебя же были для этого все возможности.
— У меня никогда не было желания уехать. Я приезжала, например, в Италию (мне там так нравилось) и думала: «Ну и зачем мне здесь работать? Начнутся проблемы, штрафы, карабинеры. Опять разочаруюсь. Нет уж, пусть Италия будет только для вкусной еды». Или Лондон, куда я ездила на светские вечеринки. Допустим, буду там жить, ходить за кефиром. Это будет уже другая жизнь, не светская. Так что я себе распределила страны для разных впечатлений. А за кефиром я буду ходить дома. Мне здесь все нравится.
У меня есть друг, очень богатый человек, который прожил несколько лет в Лондоне и вдруг оттуда уехал. Я спрашиваю почему? А он говорит: «Так тяжело быть миллионером, когда все вокруг миллиардеры». Люблю эту шутку.
Слушай, а если отмотать время назад и посмотреть еще раз на отношения с мужем и совместный бизнес, что бы ты сделала по-другому?
— Я бы, конечно, прочитала брачный контракт перед тем, как подписывать.
А у вас был брачный контракт?
— Когда уже было понятно, что мы будем разводиться, я пошла к адвокату и попросила, чтобы мне составили предложение по брачному контракту. Принесла его своему мужу. А он сказал: «Забирай свои бумажки. Все будет на моих условиях». Я так офигела и говорю: «Слава, почему?» Он ответил: «А потому что я так решил». Начал тогда сильно козлить. Пугал меня с детьми. И я, честно сказать, уже хотела побыстрее от него отвязаться просто потому, что я его боялась. Он притащил мне свой контракт. Я его подписала. И он пообещал, что больше не будет меня мучить своим ужасным поведением. Уже потом, когда я пришла домой и прочитала бумаги внимательно, поняла, что из собственности у меня осталась сущая мелочь. Все остальное ушло.
Я тот человек, который подписал брачный контракт на следующий день после свадьбы. Я довольно поздно выходила замуж, насмотревшись на подруг, которые попадали в разные ситуации. И могу сказать, что брачный контракт не панацея. Очень много нюансов, которые всегда можно оспорить.
— Да, там можно многое оспорить. Но в моем случае не получилось.
Ну, давай не будем о грустном. Поговорим лучше про проект Russian Beauty Guru (RBG). Я обожаю «Черную Москву». Это лучшая тушь. Пользуюсь каждый день.
— Спасибо.
Как ты нашла в себе силы еще раз войти в эту историю? Обычно люди, которые сделали один большой бизнес, идут потом заниматься чем-то совершенно другим. Ты бы прекрасно зарабатывала в консалтинге, например. Но ты снова выбрала производство…
И никакие консультанты, тем более за деньги, таким людям не нужны. А я работаю иначе: делаю хорошо, надолго, дорого. Но очень мало желающих делать именно так предварительную работу перед запуском бренда.
Сколько примерно стоит запустить бренд декоративной косметики?
— Примерные чеки за консалтинг? Все зависит от SKU (единиц товара). У Веры Брежневой, например, была линейка из 27 SKU, а сейчас мы делаем проект, где всего шесть позиций. И меньше чем за 5 млн руб. за консалтинг я даже не хочу смотреть в эту сторону.
По-моему, адекватные цены. Не космос.
— Да, но у меня есть еще и частные консультации для тех, кто хочет быстро разобраться в теме и понять, что можно сделать в ближайшее время, куда пойти. Плюс я даю контакты. Так что грамотный консультант экономит кучу денег и времени.
Но ты занялась и производством. Почему? Ты не можешь без этого? Или ради денег?
— У меня просто не было иного выбора. Я больше ничего не умею. В этой сфере я все знаю. И почему бы не сделать еще раз то, что я делала всю жизнь?
У тебя очень классная модель. И ты находишь людей, у которых есть великолепные продукты. Так и было задумано изначально?
— Изначально, Маша, я придумала шоу по созданию бренда. Сделала это, оказавшись вдруг в ситуации, когда была никому не нужна.
Неужели такое было? Больше верится в бесконечные просьбы о помощи со всех сторон.
— Когда я ушла из «Градиента», ко мне с просьбой о сотрудничестве обратилась Вера Брежнева. Через две недели она озвучила свое желание и я взялась делать ей и продукты, и бренд, и айдентику. Проект немножко затянулся, потому что в какой-то момент Вера посмотрела на финансовую модель и сказала, что дорого. На пике проекта, если не ошибаюсь, ей нужно было заплатить 70 млн руб. (это уже с производством). Деньги нашлись не сразу. В итоге проект мы сделали за два года, а не за полтора, как думали изначально. Когда он заканчивался, я сидела и думала, а что дальше? Даже были мысли пойти работать в кино.
Почему в кино?
—У меня есть товарищ, продюсер. Он всегда активно принимает участие в моей жизни, книги мне приносит. Вот он мне и говорит: «Что сидишь? Иди на курсы сценаристов». Мне идея понравилась. Я закончила мастерскую Александра Молчанова. Могу при желании писать для кино.
И что за проект?
— Я сочинила шоу по созданию бренда. Думала так: зачем мы это все скрываем? Нужно собрать вместе людей, которые хотят бренды создавать, сделать каждому из них продукт и показать всю творческую драму, чтобы зрители поняли, как это все сложно, и, возможно, по-другому стали бы относиться и к самому продукту, и к производственному процессу. Я готова была делиться с аудиторией: показывать всю «внутрянку» нашего бизнеса.
Ты продала кому-то это шоу?
— Я обошла все ТВ-каналы. Везде мне говорили одно и то же: «Какая русская косметика? Кому она нахрен нужна?» И вот тогда я поняла: или я что-то делаю не так, или нужно все делать самой. И сделала проект на «Яндекс.Эфир». Спонсором выступил «Сбербанк». Все было готово. Съемки должны были начаться в марте 2020 года. Но начался ковид. Всех закрыли. Сижу и думаю, что ж такое. Я всегда делала, когда хотела. И тут звонит подруга и говорит: «Иди со своим проектом в „Сколково“. Может, помогут». Я пришла. Вот, говорю, проект. Но ему все время что-то мешает. И они такие: «Да-да, все супер. Нужна стартап-академия».
Человек, который создал огромный бренд, пошел учиться тому, как запускать стартапы?
— Это забавно. Но там было много полезного.
И не важно, тонем, спасаемся или выплываем, — вся ответственность за дело на мне.
Мне, кстати, это осознание далось тяжело. Я всегда работала в найме. И то, что я делаю сейчас, это мой первый бизнес. Могу сказать, что очень легко делить успехи и очень сложно делить риски. До меня все это дошло году на третьем, наверное.
— Нас же как учили? Один в поле не воин, работает команда. Но ты в какой-то момент понимаешь: нифига. Если все идет (плохо или хорошо), это только потому, что это делаешь ты. Это и есть персональная ответственность, которая лежит на плечах предпринимателя. Тогда она у меня как бы наросла. А человеческие качества, которые необходимы, чтобы ее нести по жизни, открылись во мне, сформировались.
Предпринимателям все-таки рождаются или становятся?
— Я не родилась предпринимателем. Я им стала.
В предпринимательстве еще очень много внутренних вещей, много отсечек, когда начинаешь бизнес масштабировать. Ты вынужден внутри постоянно перестраиваться. Это тяжело. Для меня по крайней мере. А как в твоем случае?
— Ну, вообще, да. Жизнь — процесс непростой, но очень интересный.
Могу тебя еще про детей спросить? У тебя их двое. Ты хочешь, чтобы они были предпринимателями?
— Дети должны сами решать, что они хотят в этой жизни. Я лично — жертва маминой чрезмерной опеки, она сказала однажды, что я непременно должна учиться в медицинском институте. Почему? Потому что она сама когда-то хотела поступать в медицинский, но мама ей не позволила. И она решила воплотить свою мечту в моей жизни. Я ни о чем не жалею. Профессия врача очень интересная и с точки зрения устройства головы, и потому что это маркетинг в чистом виде.
Разве?
— Ну, конечно. К тебе приходит человек. Ты его начинаешь расспрашивать и выясняешь, какие у него боли, какие сложности. Он все рассказывает. У тебя в голове все это собирается в некую концепцию, гипотезу. И ты прописываешь в медицине лекарство, в маркетинге — продукт, чтобы стало легче.
Интересный взгляд.
— Так вот, о детях. Я не хочу влиять на их важные решения. Мои дети сейчас в поиске. Старшему пора бы уже определиться. Он закончил бакалавриат по экономике и финансам. Но не нравится ему эта история. Не хочет этим заниматься. Хотя практику у нас в компании проходил успешно. Из него получился бы реально очень хороший сотрудник. Отец тоже звал его в «Градиент». Но что-то к бизнесу его душа не лежит.
А дочка?
— Два года назад она ездила со мной на выставку в Италию, на «Космопроф». Оказалась шустрая и сообразительная, с кучей свежих идей. Если ей будет интересно — милости просим к нам в компанию. Мне кажется, у нее будет очень хороший результат в области креатива, дизайна каких-то концепций, продуктов.
То есть ты за то, чтобы дети выбирали, что хотят?
— Только то, что хотят. Раз есть такая возможность. У меня такой возможности не было. Мне нужно было самой лапками взбивать сметану из молока, потому что меня никто не собирался просто так кормить. В их случае все иначе.
Давай еще немножко про рынок поговорим под занавес нашей беседы. Санкции, на мой взгляд, оказали большое влияние на индустрию красоты. С одной стороны, мы видим расцвет русского дизайна. С другой — бьюти-рынок, где, кажется, не произошло всплеска активности. Почему? И что будет дальше?
Остались, потому что боятся потерять этот рынок?
— Смотрите, L’Oréal и Maybelline — это были два флагманских бренда, которые занимали первые позиции в рейтингах продаж и активно их удерживали. После того как объявили режим тишины, Maybelline ушел, а L’Oréal остался. Но нынешняя цена на продукцию L’Oréal — это старая цена минус рекламные затраты (а они были сумасшедшие). В итоге имеем брендовую тушь за €5. Больше по такой цене ее нигде не купишь, только в России или где-нибудь оптом.
Запасаемся косметикой?
— А есть ли смысл? И вообще, как это все отразится на отношении к бренду? Мне кажется, не очень хорошо.
Вообще, когда ты о себе долго не напоминаешь, какое-то время ты еще движешься по инерции, а потом начинаешь падать. Все иностранцы на это жалуются.
— Могу сказать следующее. По данным, которые сейчас криво-косо, но все же доступны, L’Oréal остается в лидерах нашего рынка. Но, полагаю, это связано с более справедливой ценой, которая теперь у них есть.
А что будет дальше?
Девушка с косой и в кокошнике уходит в прошлое. Бытие определяет сознание. Мы очень долго жили в серых заборах и грустных городских пейзажах. А сейчас появляются культурные кластеры, причем не только в Москве, а именно в регионах. Я приезжаю в Челябинск и вижу, что это город современный, красиво сделанный, с набережными, прогулочными зонами, с великами.
Когда ты все больше и больше видишь красоты, удобства и уюта там, где живешь, начинаешь представлять свою жизнь уже не просто механическим действием «поел, поспал, поработал». Она превращается в калейдоскоп разных, в том числе культурных и эстетических событий. И до последнего времени косметика в этом калейдоскопе была вся импортная, были французские, английские, американские, итальянские бренды.
Сейчас может появиться нечто точно наше. И не только потому, что производится в России. А потому что аутентичное, потому что греет душу и круто попадает в самую суть культурного кода России. Это, на мой взгляд, та самая красота, которая спасет мир. Для меня и RBG — это задачка со «звездочкой»: попробовать вместе с нашими бьюти-гуру ответить на вопрос, что такое красиво по-русски. Одному это сделать невозможно. Как передвижники когда-то коллективно отвечали на вопрос, кому на Руси жить хорошо, так и мы с коллегами, как творческая группа, пытаемся создать новую сущность русской косметики. Пытаемся понять, а надо ли русским девушкам походить на парижанок? Или у них свой особенный стиль? Ведь есть же у каждого российского города свои фишки, которые сейчас классно всплывают.Появляются крутые локальные идеи и бизнесы, которые в итоге сложатся в некое представление о том, что такое русский дизайн.
Как ты думаешь, может быть российская косметика когда-нибудь популярна в мире?
— Меня все спрашивают, почему моя косметика называется RBG (английскими буквами). Я создавала бренд тогда, когда глобальный бизнес был для меня одной из целей. Я думаю, что легенду о том, что русские женщины самые красивые в мире, придумали иностранцы — экспаты, которые приехали сюда в 90-е годы, увидели всю эту роскошную красоту не одетую, не обутую, голодную и тут же переженились на русских девушках. Оттуда эта легенда идет.
На самом деле все женщины красивые, все и каждая. Просто есть мастера, есть разные приемчики и разные косметические средства, которые могут навести невероятный марафет. И в компании RBG я, скорее, говорю не про красоту русских женщин, а про умения русских мастеров. С этим поспорить вообще невозможно. Потому что, если ты хочешь в Европе или в Америке сделать хороший маникюр, тебе нужно идти в салон, где работают русские, славянские девушки.
Моя подружка, которая 20 лет живет в Лондоне, рассказывает, что едет час сорок минут на маникюр, просто потому что это лучший маникюр в жизни. И делает его, конечно, русская девочка.
—Да. С макияжем тоже самое. На Неделе моды в Париже не надо знать английский язык на бэкстейдже, потому что там работают только русские мастера. Профессионалы. Русские создают действительно очень крутые образы и очень классно работают с волосами и с лицом. Почему никто об этом не говорит?
Мне кажется, никто просто не занимался этим вопросом.
— Вот я и занялась. Хочу наши имена делать великими. Почему есть Пэт Магра, но нет Алёны Моисеевой?
Хороший вопрос. Спасибо тебе огромное за интервью. Я желаю, чтобы когда-нибудь мы с тобой приехали в Париж, зашли в Lafayette и купили там «Черную Москву», лучшую тушь в мире. Спасибо тебе огромное за твою миссию. Уверена, все получится: когда ты веришь в успех (а ты точно веришь), все складывается.
00:01:12 — О детстве, Челябинске и родителях.
00: 06:21 — О начале пути в бизнесе.
00:09:40 — О пользе английского языка и фантазиях.
00:12:34 — О появлении Вивьен Сабо и «Арбат-Престиже».
00:17:40 — О контрактном производстве и фиалках из жизни и мифов.
00:22:08 — О потере имени и бизнеса.
00:27:07 — О домашнем кефире.
00:29:10 — О брачном контракте.
00:30:51 — О консультантах и реальном секторе.
00:34:54 — О Вере Брежневой и кино.
00:38:57 — О шоу про бьюти-индустрию.
00:43:57 — Об ответственности предпринимателя.
00:47:29 — О детях и свободе выбора.
00:52:15 — О влиянии санкций на фэшн.
00:55:35 — Об эволюции «русской красоты».
1:00:40 — О замечательных русских мастерах.
*Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.