Сделала • 7 марта 2025
Текст: Мария Кравченко
Иллюстрация: Дарья Брыкина
Законы, которые позволяли всем сословиям, независимо от пола, заниматься предпринимательством и защищали имущественные права женщин, способствовали развитию женского бизнеса. Россия в этом вопросе опережала многие западные страны. И невзирая на предрассудки и проблемы с доступом к высшему образованию, пласт независимых женщин, желающих открыть свой бизнес, активно рос.
В преддверии Международного женского дня автор телеграм-канала Old Russia with Masha и книги «50 историй российских девушек, изменивших мир» Мария Кравченко подготовила пять историй девушек родом из Российской империи, которые развивали бизнес в самых разных отраслях: от моды до авиастроения. Каждая из них по-своему пришла к предпринимательству. Кому-то бизнес достался в наследство, а кто-то создал его с нуля. Их истории — о смелости, упорстве и умении находить возможности даже там, где их, казалось бы, нет.
Рассвет промышленной империи Софьи Фальц-Фейн пришелся на конец 1880-х годов, когда ей было уже больше 50 лет. Так получилось, что Софья дважды была замужем и после смерти второго мужа получила в управление почти столетний бизнес семьи Фальц-Фейн, построенный на овцеводстве.
Вместо развития архаичного и теряющего свои обороты бизнеса по торговле шерстью Софья сделала ставку на новые технологии и диверсификацию семейного дела. Сократив поголовье овец, она вложила освободившиеся средства в открытие новых производств.
Так, в течение десяти лет Фальц-Фейн открыла винный и консервный завод (благодаря его успеху предпринимательницу даже прозвали «золотой рыбкой»), а также кондитерскую фабрику.
Реклама Черноморско-Азовской фабрики консервов Фальц-Фейн, автор неизвестен, до 1917 года Общественное достояние, Из собрания РГБ
Производство товара требовало его транспортировки, и в сферу интересов Софьи попали морские перевозки. Чтобы этот бизнес работал успешно круглый год, в 1897 году предпринимательница основала поселок Хорлы и построила в нем частный морской порт. Оттуда ее собственный флот из шести кораблей и коммерческие грузовые корабли могли отправлять товары по всему Черному морю.
При участии Софьи портовое село стало привлекательным местом для работы c хорошими дорогами, бесплатной школой, больницей и техническими новинками вроде собственной электростанции, телефонной и телеграфной связи и даже кинотеатра.
Помимо бизнеса, как и многие предприниматели тех лет, Фальц-Фейн активно занималась благотворительностью и спонсировала школы и училища, в которых была попечительницей.
История Фальц-Фейн закончилась с приходом большевиков — предпринимательница трагически погибла в своем доме в разгар Гражданской войны.
История крупнейшей домовладелицы Москвы началась также с получения наследства. Ее отец Иван Фирсанов, мещанин из Серпухова, а впоследствии московский миллионер, сколотил свое состояние на покупке имений и торговле лесом. Свою единственную дочь купец окружил любовью и заботой, однако ревнивый муж фактически запер ее в доме.
Заточение прервалось только со смертью отца. Благодаря огромному наследству в виде десятка домов, лесопилки и счетов в банке Вера смогла кардинально поменять свою жизнь. Предпринимательница заплатила миллион рублей отступных за развод, вернула девичью фамилию, сама выбрала себе нового мужа и с успехом продолжила дело отца, приумножив свое состояние.
Как и отец, Вера сумела найти общий язык с чиновниками и освоила специфику работы лесозаготовительных предприятий. Фирсанова продолжила скупать землю под строительство и возводить новые объекты. Как и отец, она прославилась благотворительностью, щедро жертвуя деньги на строительство приютов, школ и больниц. Флагманскими проектами Фирсановой стали знаменитые Сандуновские бани и торговый пассаж на Петровке, которые получили известность во всей Европе.
С приходом к власти большевиков Фирсанова потеряла все, чем когда-то владела и управляла, и единственным источником заработка для нее стала скромная работа гримером в театре. Несмотря на обстоятельства, история предпринимательницы закончилась хорошо. При помощи друга, Федора Шаляпина, Вера уехала вместе с театром на гастроли во Францию и осталась там навсегда.
История успеха Надежды Ламановой похожа на сюжет типичного американского фильма про человека, который упорно шел к цели и добился успеха за счет своего таланта. Ламанова по рождению дворянка, но беззаботная пора в ее жизни закончилась довольно рано, с банкротством отца. Тогда девочка-подросток впервые задумалась о том, что такое деньги и финансовая независимость.
Цитата из мемуаров Надежды Ламановой
Ее взросление пришлось на 1880-е годы, когда девушки только-только стали допускаться к высшему образованию, в обществе обсуждали курсисток, а в моде были сильные героини наподобие Веры Павловны Чернышевского, которые сами себя содержали.
Надежда уехала в Москву в возрасте 22 лет и достаточно быстро перешла от работы в найме в качестве закройщицы к собственному делу. За десять лет ей удалось собрать самую звездную московскую клиентуру из артисток и жен миллионеров и даже стать поставщиком родной сестры императрицы Александры Федоровны — Елизаветы. В итоге в ателье работало более 300 портных, средний чек за платье доходил до 600 руб., а ежегодный доход мастерской был на уровне крупного промышленного предприятия.
Ламанова всегда держала руку на пульсе современной моды, ездила в Париж для обмена опытом со знаменитыми модельерами, сотрудничала с новаторским искусством — так, предпринимательница пользовалась огромным уважением Константина Станиславского, с которым она сотрудничала в Московском Художественном театре.
Несмотря на ее происхождение и предпринимательское прошлое, опыт и талант Ламановой оказались востребованы и в советской России, для женщин которой она разрабатывала уже не шикарные платья, а повседневную одежду. Модельер даже в условиях тотального дефицита тканей и фурнитуры смогла создать модели, которые в 1925 году принесли Стране Советов Гран-При на Международной выставке в Париже.
Взросление будущей первой русской женщины-пилота Лидии Зверевой пришлось на время технологических новинок. В конце XIX — начале XX века люди с успехом приручали электричество, придумывали новые способы перемещения и, конечно, покоряли небо.
В школе Лидия Зверева познакомилась со своим будущим мужем, который в ближайшие годы также станет ее бизнес-партнером. В 1913 году в Риге супруги открыли первую в Прибалтике летную школу, а также мастерскую по ремонту и сборке самолетов. Одним из крупнейших заказчиков этого предприятия стало военное ведомство, для которого была собрана партия аэропланов-разведчиков.
Как и для многих авиационных компаний того времени, серьезные деньги Зверевой пришли с началом Первой мировой войны. Получив субсидию государства, завод и авиамастерские пары переехали Петроград. Тут когда-то небольшая мастерская превратилась в полноценное предприятие, на котором работало более трехсот человек. За два года работы мастерская выпустила 40 самолетов.
На пике успеха в возрасте всего двадцати шести лет Лидия заболела тифом и умерла, после чего дело пошло на спад и закрылось в 1917 году.
Роль русских эмигрантов в становлении мировой модной индустрии и глянцевой прессы не поддается сомнению. Vogue и Harper’s Bazaar никогда бы не стали такими, какими мы знаем их сегодня, если бы не Иван Пацевич, Роман Тыртов, Александр Либерман и Алексей Бродович. Среди женщин в этой индустрии легендой несомненно является Елена Борисовна Гордон, или Элен Гордон-Лазарефф, которая сумела попасть в ожидания послевоенной современной женщины и создала легендарный журнал Elle.
Несомненно, важную роль в старте карьеры Елены сыграло благосостояние семьи. Ее отец Борис Гордон еще до революции был известным человеком в Ростове-на-Дону: он владел табачной фабрикой и газетами. В доме Гордонов еще в те годы собирались журналисты и писатели и маленькая Елена была свидетелем этих встреч. Сумев во время революции вывести часть капитала во Францию, семья девочки, в отличие от других эмигрантов, могла позволить себе жить относительно безбедно. Благодаря этому Елена получила прекрасное образование в Сорбонне и стала журналисткой.
Во время немецкой оккупации Франции Елена переехала в Нью-Йорк и начала работу с изданиями New York Times и Harper’s Bazaar. Именно они навели ее на мысль создать журнал для женщин.
Цитата из воспоминаний Елены Гордон-Лазарефф
21 ноября 1945 года Елена выпустила первый номер журнала Elle. В нем журналистка разговаривала с читательницами на языке современной женщины, ловила последние модные тенденции, открывала новые имена, отвечала на неудобные вопросы о здоровье. Как результат, за десять лет тираж журнала по всей Европе перевалил за миллион экземпляров.