Сделала • 7 марта 2025

От моды до авиастроения: 5 вдохновляющих историй о бизнесе женщин из Российской Империи

Текст: Мария Кравченко

Иллюстрация: Дарья Брыкина


В Российской империи, несмотря на устоявшиеся стереотипы о полном бесправии женщин, женское предпринимательство существовало еще со времен Екатерины II. По разным оценкам, от 5 до 15% предприятий в стране к 1917 году управлялись женщинами, а сколько из них было занято в мелкой торговле и промысле, не поддается подсчету.

Законы, которые позволяли всем сословиям, независимо от пола, заниматься предпринимательством и защищали имущественные права женщин, способствовали развитию женского бизнеса. Россия в этом вопросе опережала многие западные страны. И невзирая на предрассудки и проблемы с доступом к высшему образованию, пласт независимых женщин, желающих открыть свой бизнес, активно рос.

В преддверии Международного женского дня автор телеграм-канала Old Russia with Masha и книги «50 историй российских девушек, изменивших мир» Мария Кравченко подготовила пять историй девушек родом из Российской империи, которые развивали бизнес в самых разных отраслях: от моды до авиастроения. Каждая из них по-своему пришла к предпринимательству. Кому-то бизнес достался в наследство, а кто-то создал его с нуля. Их истории — о смелости, упорстве и умении находить возможности даже там, где их, казалось бы, нет.

Софья Фальц-Фейн и ее бизнес-империя

Софья Фальц-Фейн
С.Б. Фальц-Фейн, автор неизвестен, до 1900 года Общественное достояние. Источник

Рассвет промышленной империи Софьи Фальц-Фейн пришелся на конец 1880-х годов, когда ей было уже больше 50 лет. Так получилось, что Софья дважды была замужем и после смерти второго мужа получила в управление почти столетний бизнес семьи Фальц-Фейн, построенный на овцеводстве.

Вместо развития архаичного и теряющего свои обороты бизнеса по торговле шерстью Софья сделала ставку на новые технологии и диверсификацию семейного дела. Сократив поголовье овец, она вложила освободившиеся средства в открытие новых производств.

Так, в течение десяти лет Фальц-Фейн открыла винный и консервный завод (благодаря его успеху предпринимательницу даже прозвали «золотой рыбкой»), а также кондитерскую фабрику.

Реклама консервной фабрики Фальц-Фейн
Реклама консервной фабрики Фальц-Фейн

Реклама Черноморско-Азовской фабрики консервов Фальц-Фейн, автор неизвестен, до 1917 года Общественное достояние, Из собрания РГБ

Производство товара требовало его транспортировки, и в сферу интересов Софьи попали морские перевозки. Чтобы этот бизнес работал успешно круглый год, в 1897 году предпринимательница основала поселок Хорлы и построила в нем частный морской порт. Оттуда ее собственный флот из шести кораблей и коммерческие грузовые корабли могли отправлять товары по всему Черному морю.

Реклама судоходства Софьи Фальц-Фейн
Реклама пароходства С.Б. Фальц-Фейн, автор неизвестен, до 1917 года Общественное достояние

При участии Софьи портовое село стало привлекательным местом для работы c хорошими дорогами, бесплатной школой, больницей и техническими новинками вроде собственной электростанции, телефонной и телеграфной связи и даже кинотеатра.

Помимо бизнеса, как и многие предприниматели тех лет, Фальц-Фейн активно занималась благотворительностью и спонсировала школы и училища, в которых была попечительницей.

История Фальц-Фейн закончилась с приходом большевиков — предпринимательница трагически погибла в своем доме в разгар Гражданской войны.

Доходные дома Веры Фирсановой

Вера Фирсанова
Вера Фирсанова, автор неизвестен, до 1917 года, общественное достояние, источник

История крупнейшей домовладелицы Москвы началась также с получения наследства. Ее отец Иван Фирсанов, мещанин из Серпухова, а впоследствии московский миллионер, сколотил свое состояние на покупке имений и торговле лесом. Свою единственную дочь купец окружил любовью и заботой, однако ревнивый муж фактически запер ее в доме.

Заточение прервалось только со смертью отца. Благодаря огромному наследству в виде десятка домов, лесопилки и счетов в банке Вера смогла кардинально поменять свою жизнь. Предпринимательница заплатила миллион рублей отступных за развод, вернула девичью фамилию, сама выбрала себе нового мужа и с успехом продолжила дело отца, приумножив свое состояние.

Как и отец, Вера сумела найти общий язык с чиновниками и освоила специфику работы лесозаготовительных предприятий. Фирсанова продолжила скупать землю под строительство и возводить новые объекты. Как и отец, она прославилась благотворительностью, щедро жертвуя деньги на строительство приютов, школ и больниц. Флагманскими проектами Фирсановой стали знаменитые Сандуновские бани и торговый пассаж на Петровке, которые получили известность во всей Европе.

Сандуновские бани
Комплекс Сандуновских бань, автор неизвестен, до 1917 года, общественное достояние, источник

С приходом к власти большевиков Фирсанова потеряла все, чем когда-то владела и управляла, и единственным источником заработка для нее стала скромная работа гримером в театре. Несмотря на обстоятельства, история предпринимательницы закончилась хорошо. При помощи друга, Федора Шаляпина, Вера уехала вместе с театром на гастроли во Францию и осталась там навсегда.

Надежда Ламанова, самая успешная женщина-модельер своего времени

Надежда Ламанова
Надежда Ламанова, до 1917 года, общественное достояние, автор не известен. Источник

История успеха Надежды Ламановой похожа на сюжет типичного американского фильма про человека, который упорно шел к цели и добился успеха за счет своего таланта. Ламанова по рождению дворянка, но беззаботная пора в ее жизни закончилась довольно рано, с банкротством отца. Тогда девочка-подросток впервые задумалась о том, что такое деньги и финансовая независимость. 

«Я поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги».

Цитата из мемуаров Надежды Ламановой

Ее взросление пришлось на 1880-е годы, когда девушки только-только стали допускаться к высшему образованию, в обществе обсуждали курсисток, а в моде были сильные героини наподобие Веры Павловны Чернышевского, которые сами себя содержали.

Надежда уехала в Москву в возрасте 22 лет и достаточно быстро перешла от работы в найме в качестве закройщицы к собственному делу. За десять лет ей удалось собрать самую звездную московскую клиентуру из артисток и жен миллионеров и даже стать поставщиком родной сестры императрицы Александры Федоровны — Елизаветы. В итоге в ателье работало более 300 портных, средний чек за платье доходил до 600 руб., а ежегодный доход мастерской был на уровне крупного промышленного предприятия.

Ламанова всегда держала руку на пульсе современной моды, ездила в Париж для обмена опытом со знаменитыми модельерами, сотрудничала с новаторским искусством — так, предпринимательница пользовалась огромным уважением Константина Станиславского, с которым она сотрудничала в Московском Художественном театре.

Несмотря на ее происхождение и предпринимательское прошлое, опыт и талант Ламановой оказались востребованы и в советской России, для женщин которой она разрабатывала уже не шикарные платья, а повседневную одежду. Модельер даже в условиях тотального дефицита тканей и фурнитуры смогла создать модели, которые в 1925 году принесли Стране Советов Гран-При на Международной выставке в Париже.

Лидия Зверева, первая дипломированная женщина-пилот и совладелица авиационного предприятия

Лидия Зверева
Первая русская летчица Лидия Зверева в самолете «Фарман-4», 1910, Карл Булла. Источник

Взросление будущей первой русской женщины-пилота Лидии Зверевой пришлось на время технологических новинок. В конце XIX — начале XX века люди с успехом приручали электричество, придумывали новые способы перемещения и, конечно, покоряли небо.

Лидия стала первой девушкой, поступившей в летную авиашколу в Гатчине. В 1911 году она успешно сдала выпускной экзамен: ей удалось подняться на высоту 50 метров над землей и сделать несколько пилотажных фигур.

Летные права Лидии Зверевой
Лидия Зверева, летные права, до 1917 года, общественное достояние, автор не известен. Источник

В школе Лидия Зверева познакомилась со своим будущим мужем, который в ближайшие годы также станет ее бизнес-партнером. В 1913 году в Риге супруги открыли первую в Прибалтике летную школу, а также мастерскую по ремонту и сборке самолетов. Одним из крупнейших заказчиков этого предприятия стало военное ведомство, для которого была собрана партия аэропланов-разведчиков.

Лидия Зверева среди авиаторов
Лидия Зверева среди авиаторов, до 1917 года, общественное достояние, автор не известен. Источник

Как и для многих авиационных компаний того времени, серьезные деньги Зверевой пришли с началом Первой мировой войны. Получив субсидию государства, завод и авиамастерские пары переехали Петроград. Тут когда-то небольшая мастерская превратилась в полноценное предприятие, на котором работало более трехсот человек. За два года работы мастерская выпустила 40 самолетов.

На пике успеха в возрасте всего двадцати шести лет Лидия заболела тифом и умерла, после чего дело пошло на спад и закрылось в 1917 году.

Елена Гордон-Лазарефф, создательница журнала Elle

Елена Гордон-Лазарефф
Елена Гордон-Лазарефф в 1960-е годы. Источник

Роль русских эмигрантов в становлении мировой модной индустрии и глянцевой прессы не поддается сомнению. Vogue и Harper’s Bazaar никогда бы не стали такими, какими мы знаем их сегодня, если бы не Иван Пацевич, Роман Тыртов, Александр Либерман и Алексей Бродович. Среди женщин в этой индустрии легендой несомненно является Елена Борисовна Гордон, или Элен Гордон-Лазарефф, которая сумела попасть в ожидания послевоенной современной женщины и создала легендарный журнал Elle.

Несомненно, важную роль в старте карьеры Елены сыграло благосостояние семьи. Ее отец Борис Гордон еще до революции был известным человеком в Ростове-на-Дону: он владел табачной фабрикой и газетами. В доме Гордонов еще в те годы собирались журналисты и писатели и маленькая Елена была свидетелем этих встреч. Сумев во время революции вывести часть капитала во Францию, семья девочки, в отличие от других эмигрантов, могла позволить себе жить относительно безбедно. Благодаря этому Елена получила прекрасное образование в Сорбонне и стала журналисткой.

Статья Елены Гордон-Лазарефф в Le Monde

Во время немецкой оккупации Франции Елена переехала в Нью-Йорк и начала работу с изданиями New York Times и Harper’s Bazaar. Именно они навели ее на мысль создать журнал для женщин.

«Я подумала, что было бы интересно сделать для женщин издание, которое держало бы их в курсе не только моды, кулинарии, красоты и декора, но и текущих событий и новостей Парижа, Франции и мира…».

Цитата из воспоминаний Елены Гордон-Лазарефф

21 ноября 1945 года Елена выпустила первый номер журнала Elle. В нем журналистка разговаривала с читательницами на языке современной женщины, ловила последние модные тенденции, открывала новые имена, отвечала на неудобные вопросы о здоровье. Как результат, за десять лет тираж журнала по всей Европе перевалил за миллион экземпляров.