Объясняем на пальцах: Российский бизнес инвестирует в искусственный интеллект. Стоит ли игра свеч?

В ближайшие три года российский бизнес планирует активно инвестировать в технологии, связанные с искусственным интеллектом (ИИ). Опрос консалтинговой компании Accenture показал, что треть крупных компаний страны намерена вкладывать деньги в машинное обучение, встроенный ИИ, видеоаналитику и обработку естественного языка. Каждая пятая организация — в роботизацию, глубинное обучение и компьютерное зрение. Предприниматели уверены, что включение систем ИИ в пользовательские интерфейсы позволит повысить производительность (эту причину назвали 74,5% опрошенных), сократить издержки (71,7%) и повысить выручку (58,5%). 

В проекты, связанные с искусственным интеллектом, готовы вкладываться и российские инвесторы. Опрос фонда Prostor Capital и аналитической компании Data Insight показал, что для венчурных компаний ИИ — самая перспективная отрасль, хотя еще год назад участники рынка его даже не упоминали. Так, более $100 млн намерены совместно вложить в IT-проекты, работающие на базе искусственного интеллекта, инвестфонд Larnabel Enterprises (основан семьей Гуцериевых) и инвесткомпания VP Capital (принадлежит белорусскому бизнесмену Виктору Прокопене). Столько же готов инвестировать в стартапы, связанные с ИИ, венчурный фонд Сбербанка. Планирует поддерживать проекты в сфере искусственного интеллекта и инвестфонд Almaz Capital. Его управляющий партнер Александр Галицкий в разговоре с Inc. признался: «Трудно сказать, насколько это окупается. Почти все считают это экономически эффективным». По его словам, ИИ и связанные с ним технологии должны «поменять бизнес-модели, изменить восприятие внешнего мира. Ощутимый для всех взрывной эффект наступит в течение 3–5 лет».

Да. В сфере искусственного интеллекта в России действительно работают, причем некоторые стартапы — успешно. Достаточно вспомнить проекты Prisma (Mail.ru Group инвестировала в него $2 млн) и FindFace. Стартап TalkBank.io, использующий в своей работе чат-ботов, стал резидентом десятого акселератора ФРИИ, а в девятом наборе акселератора участвовала компания Choicy с технологией, которая помогает сделать выбор при помощи ИИ. Проект VisionLabs, разрабатывающий технологии распознавания лиц для бизнеса, попал в число резидентов IT-кластера «Сколково». Стартап Segmento, применяющий технологии машинного обучения для таргетирования цифровой рекламы, выкуплен Сбербанком, а позже его совладельцем стал венчурный фонд Sistema_VC. Старший вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов в разговоре с Inc. отметил, что инвестиции в технологии ИИ — «это рискованно, но перспективно. Это очевидная глобальная гонка за выходом на новый уровень».

Особенно технологии на основе искусственного интеллекта в России любят банки и компании, работающие в сфере рекрутинга. Например, Сбербанк внедрил Iron Lady («Железную леди»), которая звонит клиентам-должникам. ВТБ24 запустил чат-бота для малого бизнеса, «Альфа-Банк» предлагает трейдерам торговых роботов, а «Модульбанк» объявил о планах создания виртуального сотрудника. Сайт HeadHunter запустил систему рекомендаций вакансий, основанную на технологии машинного обучения. В компании рассчитывают, что ИИ позволит соискателям ускорить поиск работы и поможет работодателям быстрее находить нужного кандидата. Ранее HeadHunter успешно запустил ранжирование откликов соискателей на основе машинного обучения. «Связной» применил чат-бота компании SuperJob для проведения собеседований с соискателями работы, а «Яндекс» разрабатывает собственные технологии машинного зрения.

По данным агентства CB Insights, мировые инвестиции в искусственный интеллект демонстрируют рекордный рост, поэтому если вы желаете быть в тренде — не отставайте. С 2011 по 2015 год общий объем финансирования стартапов в сфере ИИ вырос с $282 млн до $2,4 млрд. Исследование Accenture показало, что треть потребителей используют или хотят использовать цифровых помощников с голосовой поддержкой в смартфонах. 52% владельцев смартфонов взаимодействуют с чат-ботами или мобильными приложениями на основе ИИ. 62% из них устраивает качество ответов искусственного интеллекта на их запросы. Говоря о преимуществах ИИ перед «живыми» консультантами, потребители отметили постоянную доступность (82%), меньшую предвзятость (68%) и быстрое взаимодействие (68%). Однако внедрение ИИ в работу бизнеса требует значительных вложений. Так, создание рекомендательной системы с элементами искусственного интеллекта обошлось сервису HeadHunter в сумму 2 млн рублей, не считая инвестиций в серверную инфраструктуру. Но в компании надеются, что эти затраты окупятся в течение полугода — максимум полутора лет.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.