Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Поделиться • 7 марта 2025
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками
Текст: Марианна Снигирева, СЕО образовательной платформы «Нетология»
Фото: скриншот из сериала The Office
По данным исследования Gallup, 70% вовлеченности сотрудников зависит от стиля управления их непосредственного начальника. При этом выстроить отношения с командой так, чтобы сохранить доверие, но не потерять авторитет, удается далеко не всегда: исследование рекрутинговой компании Get experts показало, что менее трети российских специалистов полностью доверяет своему руководству. Еще 36% доверяют менеджменту частично, потому что «были прецеденты». 33% опрошенных совсем не доверяют начальникам: 11% из них также ссылаются на подорванное доверие. Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры и как найти баланс, рассказала «Инк.» СЕО образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирева.
Если еще 15–20 лет назад между начальниками и подчиненными была строгая субординация, то в наши дни отношения становятся гораздо более гибкими. Это во многом связано с выходом на рынок труда поколения Z, которое меняет традиционные иерархии в компаниях.
Молодые специалисты ожидают от руководителей открытости, диалога и вовлеченности. Согласно исследованию Hays, зумеры ценят уважение к личности, баланс работы и личной жизни, а также возможность реализовывать свои увлечения.
Это происходит из-за растущих темпов работы, необходимости моментально принимать решения и генерировать идеи. Из-за развития технологий, автоматизации процессов и роста объемов информации, которую приходится обрабатывать в сжатые сроки, конкуренция усиливается. Циклы изменений сокращаются, а рынок требует высокой скорости адаптации.
Несмотря на уменьшение дистанции между руководителем и сотрудниками, в некоторых сферах строгая субординация остается важным фактором управления. В частности, в более консервативных отраслях — финансах, юриспруденции, производстве. Здесь действуют очень жесткие алгоритмы и процедуры, которые почти не оставляют места для партнерских взаимоотношений.
Однако даже в таких структурах руководителям полезно задумываться о том, как «занырнуть» в нижестоящие слои команды. Подход поможет понять, как работает система, не сильно ли искажаются поручения, отданные сверху, нет ли скрытого саботажа.
Исследование hh.ru показывает, что выбор стиля общения напрямую влияет на дистанцию между руководителем и подчиненными. В 58% российских компаний принято официальное обращение к руководителю на «вы». Оно заложено в корпоративной культуре организаций и отражает традиционные подходы к управлению, где важны субординация и поддержание авторитета.
Такие взаимоотношения приняты в многопрофильных холдингах и на производстве. В то же время 36% организаций предпочитают менее формальное общение на «ты», способствуя более близкому контакту в коллективе. Такой стиль деловой коммуникации часто выбирают компании, специализирующиеся на информационных технологиях.
Чрезмерная дистанция между руководителем и командой может привести к тому, что сотрудники перестанут чувствовать его поддержку и вовлеченность. Без живого контакта сотрудники теряют мотивацию, работают по инерции и постепенно превращаются в исполнителей, а не в единомышленников, готовых двигать компанию вперед.
Руководитель будет знать только то, о чем сотрудники ему решились сообщить или о чем он спросил. К нему не постучат в дверь, не расскажут за чашкой чая свои смелые мечты. Он не будет понимать, как чувствует себя команда. Ему станет сложнее эмоционально вовлекать их в свои проекты.
Дружелюбие в управлении способствует созданию доверительной атмосферы, уменьшает уровень стресса и повышает креативность сотрудников. Но обратная сторона — снижение скорости рабочего процесса.
При партнерском стиле управления вы затрачиваете время на синхронизацию и сонастройку с командой. При авторитарном режиме совершать маневры иногда можно быстрее — когда вы четко знаете, куда и когда повернуть. Кроме того, подчиненные могут обмануться вашей дружелюбной манерой общения и начать вести себя как друзья, перестав подчиняться. В этом случае необходимо отстоять личные границы.
Универсального подхода нет, менеджеру нужно выбирать тот диапазон дистанции, который подходит его типу личности и конкретной ситуации. Однако есть несколько принципов, которые могут быть полезны.
1. Четкое разделение рабочих ролей. Мы в «Нетологии» активно используем демократичный стиль управления, но при этом каждый знает, что в принятии стратегических решений последнее слово остается за руководителем.
Мои сотрудники — в своих областях гораздо большие специалисты, чем я. Я взяла их на работу, потому что ценю их компетенции. Поэтому готова слушать и поддерживать каждого, если считаю, что сейчас он прав.
При этом сотрудник — специалист на своем участке. Я специалист по синхронизации работы нескольких участков. Я несу ответственность перед акционерами, клиентами и командой. У каждого своя роль, и мы должны помнить об этом.
2. Понимание ролей в контексте. Сближаясь с командой, руководитель неизбежно переходит на менее формальное общение с подчиненными, а в некоторых случаях может даже подружиться с ними. Поэтому и ему, и сотрудникам важно понимать, когда и в каком контексте вы взаимодействуете.
Я часто начинаю дружить с подчиненными, потому что работаю с интересными и близкими мне по духу людьми. У нас много общих интересов, общий взгляд на мир. Мы ежедневно проходим много непростых ситуаций на работе. Поэтому на командообразующих мероприятиях «сбрасываем рабочие маски» и заходим на территорию дружбы.
Часто роли «друзей» и «начальников — подчиненных» мы меняем, даже не выходя из офиса или Zoom-звонка. Потому что каждый из нас всегда понимает, в каком контексте мы находимся и какую роль — друга или руководителя-сотрудника — сейчас исполняем.
Можно совмещать работу и дружбу, но при этом руководителю полезно иногда «отойти на расстояние», посмотреть на команду со стороны, не вовлекаясь эмоционально. Это помогает освежить восприятие и ненадолго выйти из слияния с сотрудниками.
Если вы не умеете вовремя переключаться с роли друга на роль босса и наоборот, то слишком сильное сближение с командой может навредить. Ко мне на менторинг приходила девушка, которой было сложно говорить своей команде жесткие вещи.
Иногда людям тяжело говорить жестко, но на самом деле доносить свои решения в таком формате и не обязательно. Проблема девушки-начальника была в отсутствии у нее ощущения, что она имеет право приказывать: «Мы только что чай вместе пили, и вдруг я должна им сказать, чтобы пошли и сделали что-то?»
3. Создание доверительной среды. В «Нетологии» я стараюсь сохранять честность и открытость. Например, мы ввели практику прямых эфиров, где любой сотрудник может задать вопросы топ-менеджменту.
Я отвечаю на каждый вопрос, полученный до эфира, и стараюсь делать это максимально доступно. Объясняю свои решения, говорю о своих принципах. Я хочу, чтобы люди понимали, кто я и чего от меня ожидать.
Если я не могу что-либо обещать, например зарплату выше рынка, стабильность и предсказуемость, я говорю об этом открыто. Кому-то это не подходит, и человек уходит. Те, кто смотрит на мир аналогично, остаются и ощущают, что работают среди своих.
Я люблю подсвечивать контекст ситуаций, в которых приняла решение, не боюсь говорить о своих чувствах и слабостях, так как не чувствую в этом угрозы себе и своему авторитету. Знаю, что далеко не все руководители так могут. Некоторые не хотят, некоторые боятся. Но формировать доверительную коммуникацию сегодня необходимо.
4. Вовлечение в корпоративную жизнь
Особенно этот принцип важен для руководителей больших и удаленных команд. Чем больше команда, тем сложнее начальнику поддерживать с ней близкие отношения. Приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы оставаться доступным.
Я время от времени участвую в неформальных офлайн-встречах команд. Это не заменяет тесное общение в небольшом коллективе, но все же позволяет краткосрочно сближаться с разными командами и люди долго помнят это взаимодействие.
Удаленный формат работы также увеличивает дистанцию, так как живой контакт теряется. Человек чаще присутствует в вашей жизни в виде слов в мессенджере, реже — картинкой во время видеозвонка. Усилия по сближению получают еще большую значимость, чем при офисной работе. Поэтому во время встреч 1:1 уделяйте время small-talk. У меня на него иногда уходит половина встречи, и я считаю это нормальным. Создание сонастроенности — тоже часть работы, поэтому важно инвестировать время в поддержку и формирование взаимопонимания.