Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Поделиться • 13 марта 2025
Как дизайнеры мебели используют тренд на локальное, и почему выставки — новая рекламная площадка
Как дизайнеры мебели используют тренд на локальное, и почему выставки — новая рекламная площадка
Автор: участники выставки Artdom
С каждым годом на российском рынке растет интерес к местным производителям, что проявляется в увеличении числа локальных брендов. В 2023 году в России официально зарегистрировано 28 тыс. мебельных предприятий. А средние и мелкие компании составляют примерно половину всего этого объема. Участники выставки интерьерных решений Artdom — основатели брендов из регионов — рассказали «Инк.», как они продвигают свои продукты на отраслевых мероприятиях и поспорили о том, существует ли «локальный» дизайн.
На территории постсоветского пространства отсылки к национальной культуре долгое время оставались прямолинейными и сводились к копированию исторических образцов. Однако опыты современных авторов все дальше отдаляют хохлому, гжель, жостово и другие промыслы от статуса сувенирной продукции.
Бренд VM Gallery создает предметы высокого дизайна, находящиеся на границе с искусством. В некоторых коллекциях они работают с культурным кодом, но это не основная концепция.
Ваагн Микаелян и Лилит Николаян
основатели VM Gallery
«Изучая этнические мотивы и предметы мы заметили, что у всех народов в корнях проявляются общие черты. Мы создали коллекцию „Корни“ — это высказывание об общем происхождении человечества. Взяв скамейку, невозможно угадать: она из древнего Кавказа или из древней Руси, из Бурятии или из Алтая.
Мы выбрали очень узкоспециализированную нишу и предметы, разработанные пять лет назад, только сейчас находят отклик у людей и становятся интересны конечному потребителю. Важно дать время на осмысление, время присмотреться и найти новые ценности. Элитарность не для массового потребителя».
А опыт Lavdansky Studio доказывает, что для создания узнаваемых вещей необязательно воспроизводить народные промыслы. Бренд обращается к образам раннехристианской философии и древнерусской культуры.
Семен Лавданский
сооснователь бренда Lavdansky Studio
«Наш бренд рассказывает о красоте церковной и храмовой эстетики, в которой сохранилось много русской идентичности, ремесел. Мы изучаем сакральный контекст и ритуалы, которые были в то время. Хотим с этого ракурса показать и красоту аскетизма, и образы, которые были частью этого декоративно-прикладного мира».
Национальную идентичность авторы ищут не только в исторических и культурных слоях. Они также исследуют природные особенности региона и память мест.
Иван и Ольга Саловаровы
основатели бренда Ivasa
«Локальный дизайн — это естественное явление, когда в обществе есть запрос на самоидентификацию и переосмысление своего прошлого. На наш взгляд, сейчас достаточно активно прослеживается тенденция на изучение своих корней, истории.
Мы вдохновляемся любовью к Дальнему Востоку, часть предметов названы по географическим топонимам России: «Тайга», «Амур», «Лотос». Садитесь на диван, вдохновленный побережьем. А рядом кресло напоминает о скалистых утесах».
Не все представители индустрии согласны с тем, что дизайн может быть локальным. Несмотря на то, что в дизайне можно увидеть отголоски определенной культуры и местности, это глобальное явление, которое решает общечеловеческие проблемы и удовлетворяет потребности людей вне зависимости от их национальности.
Вадим Янов и Милена Беллич
основатели Trend.red
«Дизайн всегда имеет международный характер и охватывает всю цивилизацию. Он становится декоративно-прикладным искусством только тогда, когда его ценность определяется локализацией и отношением к определенным группам людей».
Петр Сафиуллин
архитектор, дизайнер, основатель казанского мебельного бренда Yaratam Design
«Локальный дизайн — это некорректный термин. Я не очень понимаю, что это значит. Дизайнер это профессия, которая не подразумевает какой-либо локальной привязки. Я за свою жизнь успел поработать в разных городах и странах, а наш бренд сейчас представлен по всей России. Дизайн может быть локальным, если он не выходит за пределы определенной территории, а это, на мой взгляд, противоречит самой сути дизайна».
Несмотря на открытую дискуссию, очевидно, что на рынке дизайна наблюдается виток интереса к местным культурам и истории. Это позволяет молодым стартапам выделиться на фоне крупных производств. Но создание лимитированных серий требует значительных усилий: дизайнеры проводят глубокие исследования, изучают материалы и технологии, тестируют и находят оптимальные методы обработки.
Пример сложного производства рассказывает создательница бренда Trend.Red:
Милена Беллич
основательница Trend.red
«Создание металлического шезлонга „Кастанеда“ оказалось более сложным, чем мы предполагали. Мы долго искали идеальные пропорции линий для этого стула и наконец нашли форму, объединяющую три разных радиуса, которые плавно переходят друг в друга.
Однако, когда мы обратились к производителю, выяснилось, что это непросто реализовать. Каждый радиус требует своей оснастки, а между переходами должен быть прямой участок трубы. Это изменило бы форму и линии, что нас не устраивало. Кроме того, существует ограничение на размер радиуса в зависимости от диаметра трубы, что делало задачу еще более сложной.
Пришлось искать компромиссное решение. Мы использовали дополнительные сварные швы и ручной труд, чтобы добиться нужной формы. Важно было обеспечить абсолютную повторяемость изгибов трубы. Работа над шезлонгом стала настоящим вызовом для нас и производства».
А бренд Семена Лавандского столкнулся со сложностями в транспортировке:
Семен Лавданский
сооснователь бренда Lavdansky Studio
«Мраморный стол из коллекции Ecclesia с основанием из композитного материала на основе древесины — один из самых сложных объектов в нашем производстве. Его вес составляет около 700 кг, так что транспортировка — это отдельная история.
Для перемещения такой тяжелой столешницы мы использовали специальный механизм, напоминающий манипулятор. Этот механизм был спроектирован с учетом всех особенностей объекта, чтобы обеспечить его безопасную транспортировку».
Современные выставки дизайна превратились из классических экспозиций в иммерсивные пространства. У крупных международных проектов есть не только большая площадка и рекламные опции, но и концептуальная тема, которую задает куратор, экспертный отбор и дискуссионная программа.
Важно учитывать профиль выставки: одни концентрируются на предметном дизайне (например, Salone del Mobile или Maison& Objet), другие — на коллекционном, (Design Miami, Basel, PAD или «путешествующая» Nomad). Участие в выставке само по себе становится признанием уровня бренда.
Если ваша цель привлечь аудиторию и рассказать о себе, то при выборе отраслевой выставки или ярмарки важно учитывать следующее:
1. Посещаемость выставки. Доля целевой аудитории должна составлять от 30% до 80% в зависимости от типа мероприятия. Стоит проверить достоверность данных по фотоотчетам с прошлых выставок и оценить плотность потока людей. В результате участия в федеральных общеотраслевых выставках можно ожидать от 200 лидов, в специализированных — от 100, а в региональных — от 30 потенциальных клиентов.
Вот что основатели Ivasa говорят об участии в выставке на примере Artdom:
Иван и Ольга Саловаровы
основатели бренда Ivasa
«Поскольку основная аудитория выставки — дизайнеры, мы сделали необычные предметы для стенда, использовали интересную ткань. Так появился модульный диван Amba, что в переводе с нанайского означает „тигр“. У дивана есть треугольные пуфы, которые соединяются в единый модуль, эти треугольники в разном прочтении могут быть ушами или клыками тигра.
В результате получили много комплиментов. Несмотря на большое количество онлайн-каналов связи, форм захвата и телефонных звонков, выставка дает самый ощутимый эффект из-за живого общения. 70% аудитории для нас была новой, мы собрали более 100 контактов».
2. Цена участия. Соглашаясь на участие в выставке, необходимо реалистично оценить затраты. Помимо стоимости аренды, нужно учитывать расходы на разработку концепции, производство новой коллекции, рекламу и другие сопутствующие траты. Чтобы понимать, когда ожидать возврат инвестиций, важно учитывать средний цикл сделки.
Ваагн Микаелян и Лилит Николаян
основатели VM Gallery
«Продаж на самой выставке нет, но зато в течение последующего года 100% инвестиций возвращается и продажи вырастают в 2 раза. Аудитория начинает интересоваться нашим продуктом. В социальных сетях прибавилось 200 новых подписок, более 30 упоминаний, и на выставке сложилось около 900 новых контактов.
Участие в выставках также помогает завоевать доверие со стороны дилеров, комплектаторов и интерьерных дизайнеров. Они могут увидеть предметы в деле, оценить качество, габариты и получить информацию напрямую от производителей».
3. Концепция стенда. Она должна подчеркивать сильные стороны вашей продукции.
Посетители выставок дизайна обычно ищут готовые решения для обустройства своего дома. Они хотят увидеть модели комнат, заполненных мебелью, чтобы найти новые идеи и сэкономить время на поиски необходимых товаров.
Если ассортимент небольшого бренда не позволяет полностью укомплектовать интерьер, и при этом нет возможности инвестировать значительные средства в разработку стенда, можно попробовать сделать коллаборацию с крупным партнером — мебельной фабрикой или архитектурных бюро, который дополнит свои решения авторскими работами.
Оксана Панфилова
основательница бренда керамики Native Ceramics
«Последняя выставка принесла нам новых клиентов, но что касается инвестиций, то для небольшой компании, такой как моя, затраты очень высоки, и пока не удалось добиться возврата вложений.
Возможно, рано делать окончательные выводы. Думаю, что на будущей год мне стоит сделать стенд более компактным и оптимизировать стоимость. Также я планирую найти коллаборацию с мебельными компаниями, чтобы создать интересный интерьерный сет с общим лейтмотивом».