8 июня 2022 • BrandView

От оконных конструкций до крафтового сыра с Камчатки. Как малый бизнес развивается в кризисный период

Фото: Getty Images


На данный момент весь бизнес находится в зоне турбулентности. Особенно тяжело приходится малому и среднему. К счастью, существуют меры поддержки, которыми бизнес может воспользоваться, чтобы пережить тяжёлые времена и выйти из них с минимальными потерями. Так, на Цифровой платформе МСП.РФ собраны десятки сервисов, среди которых «Производственная кооперация и сбыт», «Бизнес-обучение» или, например, помощь в получении льготного кредита для инновационных компаний.

После начала событий февраля 2022 года многим сферам бизнеса пришлось оперативно перестраивать процессы производства, искать замену технике и альтернативу недоступному теперь сырью. К слову, многим компаниям это удалось. Рассказываем о пяти субъектах МСП и их кейсах.

Крафтовые сыры с Камчатки

Российские сыроделы одними из первых доказали возможность и выгоду импортозамещения. Стремительное развитие ремесленного производства сыра в России началось с введением санкций и эмбарго после событий 2014 года. За это время доля отечественных сыров существенно выросла, увеличился ассортимент, появились новые имена.

Наталия Урсол начинала делать сыры в качестве хобби. Однако через некоторое время при помощи господдержки хобби превратилось в бизнес, а производство переместилось из кухни в оборудованный цех. Благодаря субсидии в полмиллиона рублей предпринимательница приобрела оборудование для производства, а кредит по низкой процентной ставке помог сыроварне выйти на новую ступень развития. И всё это в непростой пандемийный 2020 год.

«Мы не зависим от санкций, т.к. сырьё у нас своё. Мы занимаемся переработкой фермерского камчатского молока. Когда в 2014 году была введена первая волна санкций, в России практически не производился сыр. С 2014 года мы научились делать классные сыры не хуже, чем в Европе. Сейчас второй виток санкций, более серьёзный. И я думаю, что это нас ещё больше объединит, смотивирует ещё больше развиваться и делать новые продукты. Даже сейчас, когда некоторые иностранные производители кисломолочных продуктов объявили о своём уходе с российского рынка, мы в короткие сроки наладили выпуск аналогичных детских творожков, питьевых биойогуртов. Наш продукт из местного сырья получился дешевле и уже полюбился местным жителям», — отметила руководитель крафтовой сыроварни «Аристель» Наталия Урсол.

Крафтовым сырам из фермерских хозяйств или небольших цехов пока трудно пробиться на полки супермаркетов: малому и особенно микробизнесу открыть собственную торговую точку или разместить свой товар на полке магазина федеральной торговой сети не под силу. Решить проблему помогают сервис «Производственная кооперация и сбыт» на Цифровой платформе МСП.РФ и проект Корпорации МСП по созданию в федеральных торговых сетях «Магнит» и «Пятёрочка» торговых площадок «Фермерский островок».

Оконные конструкции

Компания «Стеклоград» — активно развивающееся предприятие Ярославской области по выпуску клеёных стеклопакетов. В III квартале этого года предприятие при помощи новых импортозамещающих технологических мощностей планирует запустить собственное производство по выпуску готовых оконных конструкций мощностью 79,2 тыс. изделий в год. А к концу 2022 года в компании планируют повысить выручку на 20%, до 259 млн руб.

Для намеченных целей предприятие приобрело автоматизированный пильно-обрабатывающий центр VSTEC AMC 300X и автоматизированный центр свинчивания и обработки VSTEC M 300S российского производства. Оборудование позволяет в автоматическом режиме по заданным размерам производить раскрой профиля, разметку технологических отверстий для установки фурнитуры и осуществление последующей сборки готовой конструкции, а также производить в автоматизированном режиме саму сборку конструкций. При помощи новых технологий сократятся сроки настройки оборудования, снизится себестоимость продукции и значительно повысится качество выпускаемых изделий.

«В условиях изменения рынка мы видим для нашей компании возможность для выхода в новый, смежный для нас сегмент — производство готовых оконных конструкций. Спрос на свою продукцию мы фиксируем не только в сегменте многоэтажного и промышленного строительства, но и в сфере индивидуального строительства и ремонта», — заявила генеральный директор ООО «Стеклоград» Елена Сурнина.

Она также отметила, что преимуществом компании при выходе в новый сегмент является готовность предлагать продукцию в широком диапазоне цен и необходимом объёме при сохранении высокого качества, не уступая зарубежным аналогам.

Вездеход для работы в тайге

Компания «Архконструктор» занимается производством вездеходов и мотобуксировщиков с 2013 года, а основал её Михаил Шестаков, который пришёл в бизнес после многих лет работы в управлении охотничьего хозяйства. Первым промышленным производителем мотобуксировщиков стало в начале 2000-х годов ООО «Райда» — «Архконструктор» стал их правопреемником и обладателем патента на производство мотобуксировщика «Райда». На её основе компания разработала модель с уникальной подвеской, которая позволяет успешно эксплуатировать машины в глубоком снегу, по наледи и слузу, болотам и мхам.

В прошлом году поддержка в рамках нацпроекта помогла «Архконструктору» успешно провести сертификацию своего вездехода. В разгар антироссийских санкций, в апреле 2022 года компания была включена в Реестр производственных компаний на Цифровой платформе МСП.РФ. Это поможет ей в том числе активнее заниматься импортозамещением.

«Благодаря господдержке в 2021 году нам удалось сертифицировать наш вездеход „Крайт“. Продукция на 85% производится самостоятельно, мы не очень зависим от санкций западных стран. Надеемся, что включение в Реестр производственных компаний позволит нам расширить поставки и найти новых партнёров среди отечественных компаний», — сказал директор ООО «Архконструктор» Михаил Шестаков.

Помимо финансовой поддержки, компания также получила отсрочку от уплаты УСН за 2021 и первый квартал 2022 года. Такая возможность, по словам руководителя предприятия, оказалась весьма кстати и позволит не допустить кассового разрыва.

Техника для фермеров и дачников

Предприятие «Уралбензотех» ежемесячно выпускает около 3 тыс. прицепов для мотоблоков, а также комплектующие для них, садовую технику и бензиновый инструмент под собственной торговой маркой Forza. Производственные площадки оснащены современным высокотехнологичным оборудованием для плазменной резки металла и сварки, токарными и фрезерными станками. К слову, выпускаемая продукция востребована не только фермерскими хозяйствами, но и частниками: технику охотно берут для хозяйственных нужд сельские жители, дачники и садоводы.

В условиях санкций и ухода с российского рынка иностранных производителей и поставщиков техники спрос на отечественную сельхозтехнику и оборудование сильно вырос. Гендиректор группы компаний «Уралбензотех» Лариса Целищева уверена, что импортозамещение может дать российскому АПК серьёзный импульс для развития, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и увеличить объём реализации. Справиться с задачами помогут принятые на различных уровнях меры поддержки: антикризисные кредитные программы, льготный лизинг (заявку на него можно подать через Цифровую платформу), субсидии, налоговые послабления, и т. д.

«Западные экономические санкции — точка роста для производственных компаний России. Мы рассматриваем их введение как толчок к дальнейшему развитию. Это объясняется тем, что отечественные компании сейчас получают внутренний рынок, свободный от западных конкурентов. А значит, необходимо расширять производство и создавать дополнительные рабочие места. В связи с приостановкой поставок сельхозтехники зарубежных заводов мы планируем закупить оборудование для расширения производства. Это позволит решить задачи по импортозамещению», — уверена Лариса Целищева.

Работа с лазером

С введением санкций российские компании столкнулись с необходимостью искать альтернативу импортным компонентам для производства лазерного оборудования. В начале апреля на Цифровой платформе МСП.РФ для решения этой задачи был запущен сервис «Производственная кооперация и сбыт». В числе тех, кто сразу воспользовался новой возможностью и разместил информацию о себе, была компания «ОКБ „БУЛАТ““.

Сегодня у компании собственная научно-производственная база, которая позволяет разрабатывать и изготавливать лазерные комплексы любой сложности. «ОКБ „БУЛАТ“» — постоянный участник закупок, поставщик госкомпаний, включая структуры «Роскосмоса» и «Росатома», крупных промышленных предприятий и научных центров (ВНИИ Автоматики, ОАО «Машиностроительный завод», ГНЦ НИИАР, «Техномаша» и других). Производимое оборудование востребовано и за границей. Экспорт продукции продолжается, например, в Белоруссию.

Помимо выпуска промышленного оборудования с нуля, «ОКБ „БУЛАТ“» занимается мелкосерийной продукцией, которая востребована у малого и среднего бизнеса. Так, лазерные станки используются при сварке датчиков, производстве медицинских приборов, обработке элементов электроники и в других сферах. Лазеры используют при создании ювелирных украшений, изготовлении сувенирной продукции, малогабаритные установки занимают своё место в зуботехнических лабораториях и ремонтных мастерских, где требуется высокая точность.

«В прошлом, 2021 году мы получили финансирование через Фонд содействия инновациям, которое было использовано для компенсации затрат на обучение сотрудников. Полученная господдержка позволила расширить компетенции наших новых сотрудников. Одними из первых мы вступили в Реестр производственных компаний на платформе МСП.РФ. Сейчас к ней большой интерес со стороны бизнеса. Думаю, что нахождение в реестре поможет нам найти новых клиентов, а компании смогут узнать о нас и безболезненно заменить поставщиков высокотехнологичного оборудования, таких как наши лазерные установки», — сказал генеральный директор «ОКБ „БУЛАТ“» Александр Рогальский