14 июля 2022 • BrandView

Печать домов: как государство помогло компании выйти на новые рынки

Российский производитель передового аддитивного оборудования, которое позволяет буквально печатать дома, столкнулся с влиянием санкций. Рассказываем, как государственные меры поддержки позволили сохранить экспортный потенциал и нарастить объемы выпускаемой продукции.

Группа компаний «АМТ» создана на базе авиастроительного предприятия «Спецавиа», основанного в 2009 году в Ярославле как производитель профессионального ЧПУ-оборудования. В 2015 году предприятие освоило серийный выпуск целой линейки строительных 3D-принтеров, став первым в СНГ и Европе производителем этого вида аддитивного оборудования. Сейчас ГК «АМТ» выпускает 3D-принтеры для работы как в цеху, так и непосредственно на месте строительства с использованием стандартных бетонных смесей. Кроме того, в 2016 году группа компаний предложила своим заказчикам 3D-принтер с большим объемом внутренней камеры, работающий по технологии FDM.

ГК «АМТ» включает в себя четыре организации:

  • ярославскую компанию «АМТ», занятую производством промышленных 3D-принтеров;
  • компанию «АМТ», являющуюся резидентом «Сколкова» и занимающуюся разработкой, патентованием и сертификацией оборудования для 3D-печати;
  • расположенную в Мюнхене (Германия) европейскую дочернюю компанию АМТ GmbH, которая специализируется на продажах 3D-принтеров в ЕС и США;
  • компанию-дистрибьютора во Флориде (США) со штатом из одного человека, отвечающую за подготовку ввозных сертификатов для американского рынка.

Несмотря на то что сложная наукоемкая продукция «АМТ» находит спрос во множестве разных стран, само предприятие относится к малым. По данным «Сколкова», его оборот за 2021 год составил 23,47 млн руб.

Предпосылки

До введения весной 2022 года новых санкций в отношении компаний из РФ «АМТ» экспортировала свою продукцию в ряд стран, включая США и ЕС. Ее интеллектуальная собственность была защищена 19 патентами, в том числе и международными. Доля продаж за рубеж составляла примерно 50%, столько же приобретали российские заказчики.

«В феврале сломались все международные логистические цепочки. В связи с тем, что бенефициары „АМТ“ из России, власти ЕС заблокировали счета нашей германской дочерней компании, стоял вопрос об изъятии помещения офиса. В США ситуация оказалась не лучше — деньги из Соединенных штатов в Россию стало практически невозможно перевести. К тому же власти страны установили налог на импорт российского оборудования на уровне 35%, а стоимость его перевозки через океан выросла с $8 тыс. до $20 тыс. Экспорт, конечно, упал», — рассказывает Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».

Повлияли санкции и на само производство 3D-принтеров. Некоторая доля комплектующих, а также используемое в оборудовании программное обеспечение были импортного производства. После весенних событий эти компоненты стали недоступны предприятию.

Задача

Для продолжения работы ГК «АМТ» необходимо было провести импортозамещение иностранных компонентов без снижения объемов производства и модернизировать программы обучения персонала, который должен был эксплуатировать оборудование на стороне заказчика.

Для сохранения уровня продаж было чрезвычайно важно восстановить те логистические цепочки, которые еще могли работать, а также выйти на новые рынки в странах, не входящих в список «недружественных». Большое значение приобрела и задача поиска новых покупателей в России, которые могли бы компенсировать падение экспортной выручки.

Решение

С задачами импортозамещения сырья и комплектующих для производства ГК «АМТ» справилась самостоятельно и в короткий срок.

«Доля импорта у нас изначально была очень маленькой, поэтому мы быстро нашли российских поставщиков, которые удовлетворили наш спрос. Отлично показало себя и отечественное программное обеспечение. После оптимизации под наше оборудование оно оказалось в разы удобнее и эффективнее американского, которое мы использовали до сих пор», — объясняет Александр Маслов, генеральный директор АМТ.

Сложнее было решить вопросы, связанные с экспортом. Для этого предприятие обратилось за помощью в ярославское отделение Российского экспортного центра (РЭЦ). Эта организация, услуги которой доступны компаниям любого размера, предлагает бесплатные образовательные и акселерационные программы для обучения внешнеэкономической деятельности.

«Обращение в РЭЦ оказалось для нас очень полезным. Эта организация способна поддержать даже те компании, которые никогда не сталкивались с внешнеэкономической деятельностью и ничего в ней не понимают. Конкретно нам, уже более или менее опытным в ВЭД, Российский экспортный центр помог решить вопросы с маркетингом и продвижением продукции на внешних рынках», — признается Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».

Статус резидента «Сколкова» позволил ГК «АМТ» получить доступ к различным налоговым льготам, грантам на патентование, а также помощь для участия в выставках.

Активизировать внутрироссийские продажи предприятие рассчитывает за счет использования сервиса «Производственная кооперация и сбыт», бесплатно доступного на Цифровой платформе МСП.РФ. Любые производственные компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, могут зарегистрироваться здесь в «Реестре промышленных предприятий», найти заказчиков и партнеров любого уровня или принять участие в программе «выращивания» поставщиков. Программа реализуется АО «Корпорация „МСП“».

Результат

ГК «АМТ» справилась со всеми основными вызовами сегодняшнего дня. Предприятие продолжает отгружать оборудование заказчикам и к настоящему моменту реализовало уже 243 единицы продукции. Эти показатели свидетельствуют, что на очень молодом еще мировом рынке серийных строительных 3D-принтеров на ГК «АМТ» приходится 75% оборота. И эта доля принадлежит российской компании, относящейся к категории малого бизнеса!

В России ее принтеры уже приобрели многие заводы железобетонных изделий, специализирующиеся на малоэтажных объектах застройщики, а также малые компании «гаражного» формата, которые стремятся начать свой бизнес в области аддитивного производства.

«Да, для экспорта в Европу и США наступили не лучшие времена. К тому же рубль укрепляется и наши валютные цены растут. Но мы все равно видим спрос и идем в новые для себя страны Азии и Ближнего Востока, присматриваемся к Китаю. У нас уже налажен постоянный канал поставок в Казахстан, есть пока штучные продажи в Белоруссию и другие страны СНГ.

Время действительно непростое, но ничего страшного не происходит. Российские производители уже многое сделали для адаптации к новым условиям, и государство оказывает им в этом серьезную поддержку», — подытожил Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».