14 июля 2022 • BrandView
Группа компаний «АМТ» создана на базе авиастроительного предприятия «Спецавиа», основанного в 2009 году в Ярославле как производитель профессионального ЧПУ-оборудования. В 2015 году предприятие освоило серийный выпуск целой линейки строительных 3D-принтеров, став первым в СНГ и Европе производителем этого вида аддитивного оборудования. Сейчас ГК «АМТ» выпускает 3D-принтеры для работы как в цеху, так и непосредственно на месте строительства с использованием стандартных бетонных смесей. Кроме того, в 2016 году группа компаний предложила своим заказчикам 3D-принтер с большим объемом внутренней камеры, работающий по технологии FDM.
ГК «АМТ» включает в себя четыре организации:
Несмотря на то что сложная наукоемкая продукция «АМТ» находит спрос во множестве разных стран, само предприятие относится к малым. По данным «Сколкова», его оборот за 2021 год составил 23,47 млн руб.
До введения весной 2022 года новых санкций в отношении компаний из РФ «АМТ» экспортировала свою продукцию в ряд стран, включая США и ЕС. Ее интеллектуальная собственность была защищена 19 патентами, в том числе и международными. Доля продаж за рубеж составляла примерно 50%, столько же приобретали российские заказчики.
«В феврале сломались все международные логистические цепочки. В связи с тем, что бенефициары „АМТ“ из России, власти ЕС заблокировали счета нашей германской дочерней компании, стоял вопрос об изъятии помещения офиса. В США ситуация оказалась не лучше — деньги из Соединенных штатов в Россию стало практически невозможно перевести. К тому же власти страны установили налог на импорт российского оборудования на уровне 35%, а стоимость его перевозки через океан выросла с $8 тыс. до $20 тыс. Экспорт, конечно, упал», — рассказывает Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».
Повлияли санкции и на само производство 3D-принтеров. Некоторая доля комплектующих, а также используемое в оборудовании программное обеспечение были импортного производства. После весенних событий эти компоненты стали недоступны предприятию.
Для продолжения работы ГК «АМТ» необходимо было провести импортозамещение иностранных компонентов без снижения объемов производства и модернизировать программы обучения персонала, который должен был эксплуатировать оборудование на стороне заказчика.
Для сохранения уровня продаж было чрезвычайно важно восстановить те логистические цепочки, которые еще могли работать, а также выйти на новые рынки в странах, не входящих в список «недружественных». Большое значение приобрела и задача поиска новых покупателей в России, которые могли бы компенсировать падение экспортной выручки.
С задачами импортозамещения сырья и комплектующих для производства ГК «АМТ» справилась самостоятельно и в короткий срок.
«Доля импорта у нас изначально была очень маленькой, поэтому мы быстро нашли российских поставщиков, которые удовлетворили наш спрос. Отлично показало себя и отечественное программное обеспечение. После оптимизации под наше оборудование оно оказалось в разы удобнее и эффективнее американского, которое мы использовали до сих пор», — объясняет Александр Маслов, генеральный директор АМТ.
Сложнее было решить вопросы, связанные с экспортом. Для этого предприятие обратилось за помощью в ярославское отделение Российского экспортного центра (РЭЦ). Эта организация, услуги которой доступны компаниям любого размера, предлагает бесплатные образовательные и акселерационные программы для обучения внешнеэкономической деятельности.
«Обращение в РЭЦ оказалось для нас очень полезным. Эта организация способна поддержать даже те компании, которые никогда не сталкивались с внешнеэкономической деятельностью и ничего в ней не понимают. Конкретно нам, уже более или менее опытным в ВЭД, Российский экспортный центр помог решить вопросы с маркетингом и продвижением продукции на внешних рынках», — признается Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».
Статус резидента «Сколкова» позволил ГК «АМТ» получить доступ к различным налоговым льготам, грантам на патентование, а также помощь для участия в выставках.
Активизировать внутрироссийские продажи предприятие рассчитывает за счет использования сервиса «Производственная кооперация и сбыт», бесплатно доступного на Цифровой платформе МСП.РФ. Любые производственные компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, могут зарегистрироваться здесь в «Реестре промышленных предприятий», найти заказчиков и партнеров любого уровня или принять участие в программе «выращивания» поставщиков. Программа реализуется АО «Корпорация „МСП“».
ГК «АМТ» справилась со всеми основными вызовами сегодняшнего дня. Предприятие продолжает отгружать оборудование заказчикам и к настоящему моменту реализовало уже 243 единицы продукции. Эти показатели свидетельствуют, что на очень молодом еще мировом рынке серийных строительных 3D-принтеров на ГК «АМТ» приходится 75% оборота. И эта доля принадлежит российской компании, относящейся к категории малого бизнеса!
В России ее принтеры уже приобрели многие заводы железобетонных изделий, специализирующиеся на малоэтажных объектах застройщики, а также малые компании «гаражного» формата, которые стремятся начать свой бизнес в области аддитивного производства.
«Да, для экспорта в Европу и США наступили не лучшие времена. К тому же рубль укрепляется и наши валютные цены растут. Но мы все равно видим спрос и идем в новые для себя страны Азии и Ближнего Востока, присматриваемся к Китаю. У нас уже налажен постоянный канал поставок в Казахстан, есть пока штучные продажи в Белоруссию и другие страны СНГ.
Время действительно непростое, но ничего страшного не происходит. Российские производители уже многое сделали для адаптации к новым условиям, и государство оказывает им в этом серьезную поддержку», — подытожил Александр Маслов, генеральный директор «АМТ».