BrandView • 28 июня 2023

«Яблоко Ньютона»:
как две девушки создали «Шахматный Хогвартс»

BrandView • 28 июня 2023

«Яблоко Ньютона»:
как две девушки создали «Шахматный Хогвартс»

Текст: Наталия Владимирова


Шахматная школа «Яблоко Ньютона» прислала самую увлекательную историю о клиенте, который изменил все, — это проект, который мы сделали совместно с Корпорацией МСП и МСП Банком. Сегодня рассказываем о том, как две девушки — Антонина Тер-Степонянц и Вала Беловежская — открыли успешный бизнес в исторически мужской сфере — шахматах.

«Особенный» ребенок

Антонина плохо училась в детстве, и ее маме говорили, что у нее «особенный ребенок»: девочка поздно начала читать, ей плохо давалась математика. В семь лет Тоню отправили в шахматный клуб, и у нее случилась любовь с первого взгляда с шахматами. Тренер сказал, что в его 40-летней карьере было только три таких талантливых ученика.

Благодаря шахматам девочке стало легче учиться в школе. К 14 годам она получила звание женского мастера ФИДЕ и начала вести первых учеников.

— Спортсмену нужно постоянно расти, играя сложные партии. Когда много тренируешь, сложно уделять время развитию себя как шахматиста. Это сказалось на качестве выступлений, — рассказывает Тер-Степонянц. Путь профессионального шахматиста — дорогой, нужно ездить на многодневные турниры, где-то жить и что-то есть. Нужен спонсор, которого у меня не было.

Кроме того, я очень миролюбивый человек, мне тяжело идти по головам, наслаждаться выигрышем, если соперник страдает. Так что я сделала ставку на тренерство, перестав участвовать в матчах.

Разрыв шаблона, или неочевидный способ найти УТП

Вала Беловежская и Антонина Тер-Степонянц познакомились на курсах сценической импровизации и стали друзьями. У Валы был опыт своего бизнеса — она руководила рекламным агентством. Антонина горела идеей создания своей школы шахмат — настоящей, офлайн.

— Шахматы не казались мне достаточно уникальным продуктом, чтобы создавать бизнес, — признается Беловежская, — Но одно событие поменяло отношение. У моей дочки диагноз СДВГ. Когда ей было лет пять, Тоня привезла ей в подарок шахматную доску. Я отнеслась к этой идее скептически: ребенок не мог спокойно усидеть и три минуты. Но прошло полчаса занятий и в комнате по-прежнему была тишина. Дочка начала заниматься шахматами с Тоней регулярно и даже стала мне рассказывать, как играть. Это настоящий разрыв шаблона: шахматы ассоциируются с ботаниками, а не с гиперактивными детьми. Я подумала, что это может стать уникальным предложением на рынке: множество родителей, помимо меня, мучаются с детьми с кипучей энергией, пытаясь подготовить их к школе.

Антонина тоже пережила свой «разрыв шаблона», встретив клиента, который круто поменял судьбу ее бизнеса.

— Я всегда была за личный контакт с ребятами и не верила в онлайн-обучение шахматам, — вспоминает она. — Но когда я переехала из Питера в Ростов, мама одного моего ученика Степы, который остался в Питере, попросила позаниматься с ним удаленно.

В ответ на озвученные мной страхи она сказала: «Антонина Борисовна, мы с вами готовы на любой эксперимент». Этот экспромт оказался на удивление удачным, и я начала понимать, что онлайн-занятия действительно могут быть эффективными.

Пандемия как катализатор

13 февраля 2020 года стало днем рождения «Яблока Ньютона». В этот день на «Банки Сегодня» была опубликована первая статья «Сколько стоит вырастить шахматного чемпиона» — ее написала Беловежская, взяв информацию у Антонины. Тут же грянула пандемия и девушкам пришлось срочно менять концепцию.

— В полуобморочном состоянии мы отказались от идеи офлайн-школы и поняли, что можем запуститься только в онлайн-режиме, — рассказывает Тер-Степонянц.

Инвестиций практически не потребовалось — был готов сайт на Тильде, после статьи клиенты сами начали обращаться за обучением.

Пандемия стала настоящим катализатором для бизнеса: огромное количество детей оказались заперты дома, в том числе и гиперактивных. Спрос был колоссальный. За первый год школа набрала 70 учеников, при этом ценник был выше среднерыночного.

«Яблоко Ньютона» в цифрах:


130

учеников в 2023 году.

14

преподавателей.

6 млн ₽

оборот за 2022 год.

1,5 тыс. ₽

стоимость занятия в 2020 году.

1,5-5 тыс. ₽

стоимость занятия в 2023 году.

Как вырастить идеального тренера

Набор преподавателей оказался процессом непростым. Но у Тер-Степонянц отработана методика.

— Есть стандарт, по которому работают все тренеры: от простого к сложному. В процессе 20-летней практики я отмечала, что некоторые моменты откровенно скучные для детей. Я меняла программу, добавляя в нее игры и креативные задания. Пригодились сценическая импровизация и чувство юмора — их я прокачиваю, периодически выступая со стендапами.

Поиск преподавателей проходит в несколько этапов. На первом собеседовании определяется, подходит ли кандидат на уровне личных качеств и совпадения ценностей. Это должен быть человек с живой, немонотонной речью.

— Существует проблема с тем, что взрослые мужчины не воспринимают мои указания всерьез, поэтому, как правило, преподаватели в «Яблоке Ньютона» молодые, — признается Тер-Степонянц.

Она обучает преподавателей, прошедших отбор, рассказывает, чем увлечь детей. Потом они совместно работают над подачей материала, кроме того, каждую неделю девушка созванивается с преподавателями, комментирует тренировки, дает советы по улучшению. Через какое-то время тренеры уже не нуждаются в постоянном контроле.

Как справляться с амбициозными родителями

Процесс подбора преподавателей — штучный, кроме того, Тер-Степонянц лично «мэтчит» учеников с тренерами во время пробного занятия, чтобы избежать несовпадения по темпераментам, — такое случалось за три года всего три раза. Но ученики не ушли — просто поменяли тренера на более подходящего.

Помимо этого, Тер-Степонянц проводит с детьми тренинги, активно общается с родителями, включается в решение проблем, возникающих в процессе учебы.

В школе проводятся турниры раз в квартал — они тяжело даются многим детям, но позволяют ученикам видеть прогресс и стремиться к росту.

Некоторые ученики дорастают и до офлайн-турниров, но «Яблоко Ньютона» — не профессиональная школа для воспитания гроссмейстеров.

— Если приходят особенно амбициозные родители, я им объясняю, что на дистанционке высокого спортивного результата не будет. Нужно играть с сильными противниками и делать это часто. Только профессиональная школа по шахматам может дать такой результат. Мы можем быть как дополнение к такой школе, разбирать нюансы, поддерживать на турнирах.

Кроме того, испытание профессиональной шахматной школой выдерживают далеко не все дети. Это большая нагрузка, и многие перегорают, — объясняет Тер-Степонянц.

Новый продукт: умная шахматная платформа

Разумеется, при таком индивидуальном подходе кратный рост бизнеса невозможен. Но школа и задумывалась как бутиковая, а точнее — как «шахматный Хогвартс».

Планка — 280 учеников (сейчас их 130), это примерно один факультет Хогвартс (Тер-Степонянц — большой фанат вселенной Гарри Поттера).

Но направление роста все же есть — партнеры разработали собственную шахматную платформу NA-chess и даже сделали несколько продаж. На платформе уже обучаются ученики школы.

Идея в том, чтобы убрать автоматизацию, оставив возможность удаленной игры. Когда ребенок делает ход, а компьютер автоматически отвечает, игрок не учится думать за противника. NA-chess — платформа с ручной проверкой. Ученик присылает свои идеи, а преподаватель дает обратную связь. Это дает возможность быстро прогрессировать. На работу программиста ушло 200 тыс. руб. собственных средств, и это пока самая крупная инвестиция в проект.

Миссия: вернуть шахматам былую славу

Валерия Беловежская отвечает в «Яблоке Ньютона» за бизнес-процессы, маркетинг и продвижение, пишет экспертные статьи, после которых обычно случается приток новых учеников. Но около 40% клиентов приходят по рекомендациям других родителей. На рекламу школа практически не тратится.

За второй год количество учеников выросло в два раза, но после снятия локдауна прирост замедлился, — сказалось и повышение ценников, чтобы снизить нагрузку на тренеров.

В 2023 году многие ученики разъехались вместе с семьями, количество снизилось. Но доход тем не менее растет — благодаря росту стоимости занятий.

— Я бы хотела, чтобы шахматный спорт жил. Для этого у него должны быть болельщики. Возможно, ребенок, который у нас учится, и не станет гениальным шахматистом, но передаст любовь к шахматам своим детям, а они могут вдохновить еще кого-то. И тогда вернется наша былая шахматная слава, — делится мечтой Антонина Тер-Степонянц.

— Сейчас у нас 40–50% детей с СДВГ, мы также работаем с аутистами, детьми с задержкой развития, дисграфией, дислексией, с обычными детьми тоже. Я бы хотела доказать, что «нормальный» ребенок — это не только тот, что ходит по струнке. Единственная норма — это разнообразие, — заключает Вала Беловежская.