30 мая 2022 • BrandView
Как МСП работать с закупками и выигрывать тендеры
Фото: Getty Images
Заработать на тендерах могут совсем крошечные компании и даже отдельные предприниматели. Пугающий термин «система закупок» часто заставляет владельцев малого и микробизнеса искать, как им кажется, более простые пути развития каналов сбыта. Однако это вовсе не огромный молох, который имеет дело только с крупными поставщиками.
Кому и для чего нужны закупки
Система закупок предназначена для прозрачного и равноправного выбора исполнителей или поставщиков, готовых поставлять свои товары или услуги госзаказчикам и заказчикам с государственным участием. Сторона, нуждающаяся в услуге или товаре, публикует свой запрос в «Единой информационной системе в сфере закупок» (ЕИС). Исполнители там же размещают свои предложения по выполнению заказа, лучшее из которых выбирается заказчиком на конкурсной основе.
В ЕИС постоянно присутствуют множество заявок самого разного масштаба, от посильных только крупным компаниям до совсем небольших, которые могут быть выполнены одним человеком. Принимать участие в тендерах могут как большие организации, так и совсем маленькие, включая отдельных предпринимателей — ИП и самозанятых. Это делает систему закупок ценным каналом сбыта и поиска клиентов для малого и среднего бизнеса.
Выполнение контрактов, заключаемых с помощью ЕИС, происходит под контролем государственных органов и регулируется двумя федеральными законами — 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Законодательство РФ устроено таким образом, что тендер — единственный для бизнеса способ получить доступ к выполнению госзаказа. А благодаря тому что все заявки размещаются централизованно в ЕИС, исполнитель всегда сможет найти заказчика в своём регионе.
Для того чтобы получить доступ к ЕИС и принять участие в тендере, исполнители должны воспользоваться специальной электронной торговой площадкой (ЭТП). Для контрактов по 44-ФЗ используются девять сертифицированных на федеральном уровне ЭТП:
Конкурсы по №223-ФЗ проводятся в несколько иных условиях. Соответствующие услуги по ним оказывают как вышеперечисленные федеральные, так и коммерческие ЭТП, которых на данный момент существует около двухсот. Давайте разберёмся, в чём ключевые отличия закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ.
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Уже из названий законов видно, что они регулируют торги для разных групп заказчиков. Закупки по №44-ФЗ используют государственные и муниципальные органы власти, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», государственные внебюджетные фонды, государственные и казённые муниципальные учреждения, а также бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые по тем или иным причинам не могут действовать в соответствии с №223-ФЗ.
Перечень организаций, работающих по №223-ФЗ, гораздо шире:
Если сравнивать требования 223-ФЗ и №44-ФЗ «в лоб», то видна большая свобода действий заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Положения 44-ФЗ строго регламентируют все этапы конкурсов и заключения контрактов. В то же время 223-ФЗ, например, не обязывает, хотя и позволяет обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК). При этом обеспечением контракта могут выступать не только деньги или банковская гарантия, но и иные средства, описанные в положении о закупке.
Наконец, 223-ФЗ предъявляет более мягкие требования к условиям контракта и порядку его изменения по ходу исполнения, а также предоставляет более широкие возможности по обжалованию договора. Может показаться, что работать по 223-ФЗ проще простого, однако на практике это не так: многие отдельные положения регулируются Постановлениями Правительства. В них тоже надо ориентироваться, а правила конкурсов зависят от выбранных заказчиком условий положения по закупке, которое каждый раз надо тщательно изучать.
Последним по порядку, но не по значению, является отличие 223-ФЗ и 44-ФЗ по возможной ответственности сторон за нарушения принципов тендеров и заключения договоров. Она выражается главным образом в штрафах и определяется КОАПом, требуя юридического анализа.
Подготовка к участию в закупках
Представителям малого и среднего бизнеса, намеренным попробовать свои силы в госзакупках, сначала необходимо подготовиться. Прежде всего получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это можно сделать в специализированном центре или воспользоваться, например, соответствующим разделом на Цифровой платформе МСП.РФ.
Следующим этапом станет регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной торговой площадке. Если компания планирует работать по 44-ФЗ, ей может потребоваться декларация соответствия требованиям этого закона. В ней должны содержаться подтверждения того, что организация ведёт активную экономическую деятельность, не находится в стадии ликвидации и не имеет задолженности перед ФНС и другими госорганами. Электронные торговые площадки предоставляют свои инструменты формирования этого документа, который достаточно подписать с помощью ЭЦП.
Что касается работы по №223-ФЗ, то для неё не требуется представления фиксированного перечня документов, — всё определяется требованиями, указанными заказчиком в положении о закупке.
Наконец, исполнитель должен открыть в аккредитованном банке спецсчёт, на котором будут храниться средства для обеспечения контракта. В зависимости от стоимости закупки, речь может идти о 0,5–5% НМЦК. Если стоимость не превышает 1 млн руб., обеспечение не требуется. В конкурсах, где участвуют только компании малого бизнеса, обеспечение не может превышать 2%.
Дальше всё зависит от того, какие требования заказчик изложил в своем положении о закупке. Он может выбирать разные формы проведения тендера, выставлять определённые условия по срокам исполнения контракта и пр. В зависимости от этого будет меняться и перечень необходимых документов, которые могут быть загружены исполнителем в ЭТП в электронном виде и подписаны ЭЦП. Обязательным элементом является заявка на участие в закупке, её форма также определяется особенностями конкретного контракта.
Закупки в условиях кризиса
События последних месяцев внесли свои коррективы в деятельность едва ли не всех компаний, вне зависимости от их размера. Но жизнь продолжается, поэтому продолжатся и закупки, для эффективного участия в которых надо лишь принять в расчёт некоторые новые реалии.
Представителям малого и среднего бизнеса обязательно следует обратить внимание на антикризисные меры поддержки, которые государство предоставило оказавшимся в зоне риска предпринимателям. Наиболее актуальные из них можно найти в специальном разделе на «Цифровой платформы».
Ряд уже заключённых контрактов, выполнение которых стало невозможно из-за внешних условий (санкций, изменения курсов валют и пр.) можно попробовать расторгнуть по соглашению сторон. Заодно стоит ещё раз внимательно изучить каждый контракт на предмет возникновения обстоятельств, допускающих одностороннее расторжение.
На время стоит отказаться от участия в закупках, в которых речь идёт о поставках слишком волатильных в последние месяцы или иностранных товаров. Это убережёт от будущих проблем, которые могут возникнуть, например, из-за дальнейших изменений в санкционной политике.
Следует рассмотреть появившиеся в связи с кризисом новые возможности закупок у единственного поставщика, предложенные федеральными и региональными властями. Частью этих мер является, например, Постановление Правительства №339 от 10.03.2022.
Наконец, при анализе новых закупок необходимо учитывать общую атмосферу экономической нестабильности и закладывать в стоимость контракта средства, необходимые для компенсации непредвиденных расходов.
Новые возможности
Сегодня закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ остаются для малых и средних предприятий способом обеспечить себе стабильный поток контрактов и денежных средств. Запущенный недавно Корпорацией МСП сервис «Производственная кооперация и сбыт» включает в себя «Витрину закупок малого объема по 223-ФЗ». Это агрегатор, который собирает данные о закупках на сумму до 500 тыс. руб. более чем из 30 источников, включая ЭТП, интернет-магазины заказчиков и пр. Потребителями продукции и услуг здесь выступают более 600 организаций, среди которых такие крупные компании, как «Ростелеком», «Сбер», «Интер РАО ЕЭС» и пр.
Пользоваться «витриной», выигрывать конкурсы и находить новые каналы сбыта могут любые предприятия, соответствующие критериям малого и среднего бизнеса, включая ИП и самозанятых. При этом требования к потенциальным поставщикам настолько просты, что выполнить их по силам даже новичкам.