2 сентября • BrandView

Бананово-лимонный бизнес-тур: как устроена работа торгового представительства РФ в Сингапуре

В 2022 году интерес российского бизнеса к Сингапуру вырос в 10 раз. Причиной стали затруднения в работе российских компаний на европейских рынках. И это при том, что Сингапур входит в перечень недружественных России стран и единственный из государств Юго-Восточной Азии ввел санкции в отношении РФ. О том, как выйти на рынок Сингапура и найти там партнера, а также об особенностях работы на рынке этой страны рассказывает торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур и в Республике Филиппины Александр Свинин.

Что такое торговое представительство

Торговые представительства Российской Федерации есть более чем в 50 странах мира. Эти государства мира — ключевые торгово-экономические партнеры России. Торговое представительство входит в структуру Министерства промышленности и торговли РФ, но в то же время не ограничивается только поддержкой промышленных предприятий, а отвечает за развитие всех экономических отношений между Российской Федерацией и страной его пребывания.

Допустим, если IT-компания из России хочет получить поддержку торгового представительства для выхода на рынок Сингапура, в этом случае оно ей не отказывает, несмотря на то что IT не находится в ведении Минпромторга. Таким образом, оно помогает всем российским компаниям, вне зависимости от их отраслевой принадлежности.

Если говорить очень кратко, у торгового представительства есть три основные функции. Во-первых, мы отвечаем за экономические отношения, бизнес-взаимодействие России и Сингапура. Например, участвуем в разработке или инициации тех или иных торговых соглашений, в частности, направленных на развитие инвестирования. Это то, что обычно менее интересно бизнесу, потому что это межправительственные соглашения.

Вторая функция торгового представительства как раз таки очень интересна российским компаниям. Речь идет о поддержке любого российского предпринимателя, желающего начать свой бизнес, импортировать какие-то товары, получить инвестиции или экономического партнера в той стране, где мы находимся. То есть, условно, если компания производит какой-то товар и желает продавать его в Сингапур, то ее представитель приходит к нам. Мы помогаем компании теми инструментами, которые у нас есть, с тем чтобы этот товар появился на полках магазинов в Сингапуре.

Что касается третьей функции торгового представительства, то это подготовка аналитики — мониторинг экономического развития той страны, где мы находимся, в том числе для того, чтобы наши федеральные и региональные органы власти могли использовать этот опыт в своей работе, перенимать лучшие практики.

Популярные запросы от российских бизнесменов

Поговорим теперь о самых популярных запросах, с которыми к нам чаще всего обращаются. Самая большая группа — это экспорт российских товаров и услуг в Сингапур. Россия экспортирует не только металлы, нефть, газ, оборудование, автомобили, но и услуги — маркетинговые, логистические, консалтинговые. Предприниматели, которые к нам обращаются, интересуются, что нужно для того, чтобы организовать экспорт своих товаров и услуг в Сингапур, а также просят помочь с поиском первого партнера.

Вторая по значимости группа запросов — это привлечение инвестиций. С такими запросами обращаются российские компании, а также, например, какие-то регионы или города России.

Третья группа запросов — это технологическая кооперация и технологическое партнерство. То есть, например, компания из России создает какую-то технологию и ищет партнера, который может помочь ее доработать. Иногда приходят руководители компаний, желающие создать технологический центр в Сингапуре. Они тоже просят найти для этого какого-то партнера.

Наконец, четвертая группа запросов — это запуск «дочки» российской компании для торговли в Юго-Восточной Азии. Сингапур в этом случае рассматривают как хаб.

Предприниматели просят помочь зарегистрировать такую компанию, привлечь консультантов и в целом рассказать, как это все работает, какой бизнес-климат в стране.

Также предприниматели обращаются к нам по вопросам сертификации продукции, таможенных тарифов, пошлин и таможенных барьеров. Сейчас, конечно, есть запрос на импорт. То есть компании из России ранее покупали что-то на одном рынке, а сейчас хотят покупать в Сингапуре. Просят подсказать, где можно купить такой товар, как проверить контрагента, и так далее.

Взаимодействие с торговым представителем Сингапура в России

У меня также есть коллега, торговый представитель Сингапура в России, поэтому бизнесмены из Сингапура, которые хотят выстроить деловые отношения с РФ, могут прийти к нему с этим вопросом. С этим коллегой мы общаемся буквально ежедневно, потому что если мы хотим наладить долгосрочные партнерские отношения с предпринимателями той страны, где мы находимся, то, конечно, мы должны работать в обе стороны. То есть не только приводить наш бизнес на этот рынок, но и помогать этому рынку, чтобы он мог узнать больше об экономике России.

Поэтому мы оказываем информационную поддержку, рассказываем о возможностях, которые есть в России, тем предпринимателям из Сингапура, которые хотят работать в нашей стране. Ну и, конечно, помогаем находить контакты потенциальных партнеров в России, но это, естественно, не наша основная задача. То есть, когда мне для российских компаний что-то надо, я могу обратиться за помощью к торговому представителю Сингапура в России и он на каком-то этапе может помочь мне с теми или иными контактами.

Отрасли, наиболее заинтересованные в партнерстве с Сингапуром

Большое количество запросов поступают от российских IT-компаний. Кроме того, много запросов от крупных производственных российских компаний, которые рассматривают Сингапур как торговый хаб и планируют через него торговать с третьими странами. Это особенность страны как одного из мировых лидеров трейдинга.

Но в целом мы наблюдаем, что к нам приходят компании из абсолютно разных отраслей. Например, утром я общаюсь с российской компанией, которая занимается производством меда, а днем веду переговоры с компанией, которая разрабатывает сложное программное обеспечение, связанное с защитой систем и с Big Data.

Бизнес-климат Сингапура

В целом российские бизнесмены интенсивнее интересуются теми странами, где больше всего объем торговли. Это, конечно, Китай, страны СНГ, Ближнего Востока, а также другие государства, которые географически к нам ближе. Раньше это была Европа. И европейские рынки для российского производителя в среднем, конечно, известны больше, чем рынок Сингапура. Но сейчас ситуация меняется и мы видим все больше интереса к Восточной Азии. Помимо Сингапура, я аккредитован еще в одной стране Юго-Восточной Азии — это Филиппины. И сейчас мы видим в 10 раз больше запросов от российских компаний, чем в прошлом году.

Сейчас многие стартапы собираются выходить в Азию, они часто обращаются к нам за помощью. Там, где нужна дополнительная экспертиза, мы рекомендуем партнеров, например технологический Хаб Vinci в Сингапуре. В целом мы видим запрос на такие услуги.

В то же время я должен сделать важную оговорку, что Сингапур у нас входит в перечень стран, которые совершили или совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации. Сингапур — это единственная страна в Юго-Восточной Азии, которая ввела санкции в отношении России. И, конечно, это необходимо учитывать российским компаниям, когда они принимают решение о том, выходить или не выходить на рынок Юго-Восточной Азии.

В то же время — я об этом много писал в нашем Telegram-канале — мы ежедневно получаем от предпринимателей Сингапура сообщения о том, что они готовы не только продолжить работать с российскими компаниями, но даже хотели бы расширить это сотрудничество. Бизнес Сингапура считает Россию и российские компании надежными и ответственными партнерами и видит перспективу в работе с РФ.

Приведу пример этого года. Нам говорят, что Россию нигде не ждут и с российскими компаниями нигде не хотят работать. Но мы в мае этого года запустили вместе с российской компанией RusFair магазин российских товаров на крупнейшем маркетплейсе Юго-Восточной Азии. И сегодня там уже представлены 30 российских производителей и более 60 различных категорий товаров.

Любой житель Сингапура так же, как он заказывает товары из Западной Европы или Северной Америки, может заказать товары, произведенные в Российской Федерации, через крупнейших игроков Юго-Восточной Азии. У нас нет каких-либо препятствий к тому, чтобы эти товары продавались. Более того — они популярны, мы видим высокий спрос на продукцию российских производителей.