Журнал

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнёров и 10 млн руб. Что было дальше?

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнеров и 10 млн рублей. Что было дальше?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Придумать

Кто делает беспилотники для суровой русской зимы. История стартапа BaseTracK

Большинство разработчиков беспилотных автомобилей делает ставку на использование оптических систем. Московский стартап BaseTracK пошел другим путем — его технология опирается на геоинформационные данные, что позволяет удешевить производство беспилотников и эксплуатировать их в условиях суровой русской зимы. Решение все еще на стадии прототипа, но компания уже разрабатывает вместе с ГАЗом автоматизированную модель «Газели» и ведет переговоры о внедрении своего изобретения в аграрном секторе и сфере грузоперевозок. Основатель BaseTracK Андрей Вавилин рассказал Inc., почему не верит в полную автоматизацию автомобилей, зачем его беспилотникам виртуальные рельсы, и как конкурировать с «Яндекс», если ты маленький стартап.


Три стихии: земля, воздух, вода

Андрей Вавилин получил хорошее бизнес-образование: выучился в Санкт-Петербурге на экономиста-управленца, а после окончил программу Executive MBA в Стокгольмской школе экономики. В 25 лет он решил реализовать знания на практике и вместе со знакомыми банкирами основал компанию, которая стала официальным дилером Huyndai. «Проект делали вместе, потому что я был специалистом в автобизнесе, а у них были деньги», — рассказывает предприниматель.

В 2011 году партнеры Вавилина решили продать компанию и переехать за рубеж. «Поскольку они имели мажоритарную долю, то решение было за ними», — поясняет предприниматель. Ему и самому хотелось уйти в самостоятельное плавание. Андрей стал искать сферы, в которых было бы «меньше игроков и конкуренции из-за высокой сложности самой деятельности». Свой выбор он остановил на геоинформатике: «Это правда интересно, особенно после многих лет в B2C, когда сильно устаешь от большого количества людей с не всегда высокими компетенциями»,

Вавилин основал компанию «Энерго» (занимается картографированием, сканированием и зондированием земли), а 2 года назад придумал новый бизнес на стыке двух предыдущих. Он решил разработать способ автоматизации транспортных средств на основе геоинформатики. «Главная проблема оптических систем в том, что они не работают в плохих погодных условиях вроде тумана или снега, — поясняет предприниматель. — Я подумал: раз мы собираем картографические данные, то теоретически можем позиционировать с высокой точностью объект в пространстве на основе геоинформатики. Поставил задачу команде, и начали работать».

Весь 2017 год разработчики в закрытом режиме тестировали гипотезу и пытались создать рабочий прототип. Поскольку проект сначала развивался в рамках компании «Энерго», от поиска внешних инвестиций Вавилин отказался и финансировал проект из прибыли от действующего бизнеса и собственных накоплений. «Для меня важно довести любую концепцию до работающего прототипа самостоятельно, доказав, что это не мои фантазии», — говорит он.

Вавилин поставил перед командой амбициозную задачу: разработать универсальное решение, которое подойдет для автоматизации всех движущихся объектов, требующих высокоточного позиционирования и навигации, — автомобилей на земле, дронов в воздухе и кораблей на воде.

Для создания прототипа купили Chevrolet Cruze 2013 года. «Мы специально выбрали не совсем новую машину, чтобы увидеть чистоту технологий», — рассказывает Андрей.

Андрей Вавилин. Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Команда экспериментировала с разными девайсами, чтобы уменьшить общую стоимость прототипа, — в результате удалось снизить цифру с $30 тыс. до $1 тыс. «Чтобы прийти к тысяче, нужно было провести огромное количество разных итераций: создавать, проектировать, вкладывать. Купил деталь, попользовался — после понимаешь, что можно установить менее дорогой аналог, выкидываешь — и так далее», — делится Андрей.

Уже через год работающий прототип был готов. Вавилин запатентовал свое решение, открыл отдельную компанию ООО «Бейстрек Рус» и выложил в сеть первое видео. На нем автомобиль двигался в автономном режиме со скоростью 60 км/ч по автодрому зимой во время гололеда. «Мы создали условия, невозможные для существующих оптических систем, и показали, что наш метод работает», — вспоминает Андрей.


Пресс-служба направления беспилотных автомобилей «Яндекса»:

Сейчас в мире десятки компаний занимаются разработкой технологии беспилотного управления транспортом. Это новая сфера и рынок пока только формируется. Так, например, еще нет универсальной метрики для оценки качества технологии разных компаний. Если сравнивать текущие размеры флотов, активность тестирования на дорогах общего пользования, условия, в которых оно проводится, использование беспилотных автомобилей в качестве такси или шаттлов и другие показатели, то мы видим Яндекс в пятерке лидеров. Как и большинство других игроков, мы создаем технологию, которая в будущем сможет полностью заменить человека за рулем автомобиля. Сейчас причиной около 90% аварий является человеческий фактор. Беспилотные автомобили позволят значительно повысить безопасность движения на дорогах. Робот не нарушает правила, не устает, не отвлекается от дороги и сканирует пространство вокруг себя на 360 градусов десятки раз в секунду.


BaseTracK в цифрах:

Источник: данные компании


2

работающих прототипа.


30

сотрудников.


>200

км — протяженность базы бейстреков (виртуальных рельсов).


130

км/ч — максимальная скорость вождения в автономном режиме.


$1 тыс.

планируемая стоимость коробочного решения.


$500

планируемая стоимость годовой подписки.

Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Оптика vs. геоинформатика

Суть работы алгоритмов оптических систем (их, например, использует в своих беспилотниках «Яндекс») — в комбинировании данных с датчиков автомобиля и карт, которые записаны в память. Но у этого метода есть существенные ограничения. Во-первых, требуются огромные мощности для обработки данных: одна HD-камера (а их обычно ставят 5) на автомобиле создает около 100 Гб информации на 1 км, — хранить такие объемы в самом авто на большом маршруте невозможно. Во-вторых, оптические системы стоят недешево: цена одного лидара (а на авто их могут установить до 3 штук) колеблется от $12 тыс. до $75 тыс. , а радара — $600 — $800 за комплект. В-третьих, оптика не справляется с плохими погодными условиями вроде снега, тумана и гололеда и требовательна к местности, по которой движется автомобиль (в чистом поле ей не за что зацепиться).


Юрий Минкин

руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies


В целом, технология BaseTracK полезна с точки зрения построения оптимальной траектории движения автомобиля. Но самостоятельно она применяться не может, поскольку не способна работать с динамическими объектами вроде пешеходов, препятствий и дорожных работ. Скорее всего, такую разработку можно использовать только на закрытых территориях и полигонах.

Универсальным решением на сегодняшний день я считаю наш подход — он основывается на машинном зрении (HD камеры + радары собственного производства). В этом случае беспилотники в реальном времени видят препятствия и умеют на них реагировать. Но такой подход, конечно, более тяжелый — как в алгоритмическом, так и в вычислительном смысле.


Технология BaseTracK реализована с помощью телематического устройства (его устанавливают непосредственно в транспорт) и программы управления — кодов и алгоритмов (выполняют расчетно-аналитические операции и выдают команду на исполнение). На основе геоинформационных данных прокладывается «виртуальный рельс» — по нему и движется автомобиль. У каждой точки — свои координаты: сопоставляя их с местоположением автомобиля, система понимает, какие команды и в какой момент времени ей надо исполнить. При этом информация об 1 км дороги весит всего 30 Кб — это намного меньше, чем при использовании оптической технологии.

Дополняют систему стереокамеры, которые уже предустановлены в современных автомобилях. Они имитируют человеческое зрение и строят карту глубины вокруг автомобиля (позволяет оценить расстояние до объекта). В зависимости от условий эксплуатации, систему могут дополнять радары и камеры, но в BaseTracK они играют лишь вспомогательную роль и необходимы для повышения уровня безопасности (лидары не используются совсем).

Высокоточная гибридная навигация обеспечивает точность до 1 см. Поскольку «виртуальный рельс» привязан к координатам, плохие погодные условия или отсутствие объектов на местности не влияют на движение автомобиля.

BaseTracK поддерживает 3 режима автоматизации:

  • ручное управление — водитель сам ведет автомобиль, а система лишь отслеживает и записывает его действия;
  • контролируемое управление — машина управляется автоматически, но при аномальной ситуации раздается звуковой сигнал и тогда управление перехватывает человек;
  • автоматическое управление — автомобиль полностью контролируется системой.


Аркадий Софрыгин

основатель сайта Беспилот.ком


У BaseTracK интересная технология — у нее практически нет аналогов в мире, а значит, при успехе она может занять хорошую нишу и получить существенную долю рынка современных транспортных систем (в том числе в Западной Европе, США и других странах). Среди ее плюсов также — более бюджетное внедрение, реальная экономия топлива, снижение аварийности и поломок на автомобилях, всепогодное применение, работа с небольшим количеством данных (быстрая обработка данных) и систем (не нужны дорогие лидары и датчики).

Но есть и минусы: пока нет широкого практического применения и большой статистики для анализа с реальными цифрами и данными применения. Технологию только начинают внедрять, а значит, есть риски и на практике могут возникнуть проблемы. Кроме того, BaseTracK можно применять только на подключенных к ней магистралях и закрытых территориях. Наконец, она не полностью беспилотная и требует участия водителя. Но у BaseTracK хорошие шансы — это очень «бизнесовая» технология.


Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Беспилотная ГАЗель

Весной 2018 года, когда был готов первый прототип, Вавилин побывал на нескольких научных и профессиональных выставках в России и за рубежом. Он хотел получить экспертное мнение от инженеров и найти партнеров среди автомобильных компаний.

— В России довольно скептически относятся к изменениям, — рассказывает Андрей. — Автомобильные компании, с которыми я встречался, искренне не понимали, зачем им нужно что-то менять, — и так все хорошо. Заинтересовался только ГАЗ. На одной из конференции его представители подошли сами и попросили доказать, что наша технология реально работает. Они приехали на полигон и убедились — с тех пор мы с ними сотрудничаем.

Компания ГАЗ предоставила для испытаний новую модель электрического микроавтобуса «Газель NEXT». С ней BaseTracK подался на конкурс «Зимний город» — по его условиям беспилотный автомобиль должен проехать 50 км быстрее 3 часов, но при плохой погоде, зимой и в разное время суток (разумеется, с соблюдением правил дорожного движения). Финал состоится в декабре 2019 года, и победитель получит от организаторов («Сколково», РВК и Агентства стратегических инициатив) 175 млн руб. «Поставлена сложная задача, которая до сих пор нигде в мире не решена. Мы вышли в полуфинал и теперь соревнуемся с 5 командами», — рассказывает Андрей.


Михаил Иванов

руководитель направления инновационных проектов Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»


В части автопилота мы сотрудничаем со многими партнерами, и BaseTracK — один из них. Сейчас мы проводим испытания прототипов нескольких серий на базе автомобилей «Газель NEXT». Наша цель — определить оптимальную конфигурацию системы автопилота (либо ее подсистем) с точки зрения возможностей коммерциализации.

Автоматические системы помощи водителю (ADAS) будут устанавливаться на серийные автомобили и автобусы ГАЗ в ближайшей перспективе. В «чистом» виде беспилотники — неблизкое будущее, но исследование технологий автопилота позволяет нам оптимизировать электронную архитектуру и системы управления транспортного средства для выполнения требований функциональной безопасности в части функций ADAS.

Решение BaseTracK по всепогодной маршрутной навигации — несомненный плюс с точки зрения надежности и стоимости системы. Его коммерческое применение однозначно ближе, чем у технологий с использованием лидаров.


Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Логисты и аграрии

Вавилин считает развитие беспилотников для движения в городской среде экономически невыгодным и опасным направлением.

— Я не принимаю разговоры о том, что автопилот будет совершенным и отвезет вас из пункта А в пункт Б самостоятельно, — говорит Андрей. — Впервые самолет самостоятельно взлетел, пересек Атлантику и приземлился 72 года назад. Но почему до сих в кабине самолета 2 пилота? Потому что система может ошибаться.

Именно поэтому BaseTracK сосредоточился на междугородних и международных грузоперевозках. Логистическим компаниям предлагают 2 уровня автоматизации для решения транспортных задач — ручное и контролируемое управление.

BaseTracK работает как система активной помощи водителю на дороге ADAS (Advanced Driver Assistance System). Она уведомляет о наличии проблемной ситуации и помогает держаться своей полосы. Кроме того, в 2018 году разработчики путем тестирования (его проводили на трассе Москва — Волоколамск) зафиксировали экономию топлива для легкового автомобиля в 4,4% на 100 км. По расчетам компании, на грузовике массой 20 т эта цифра окажется еще выше — более чем 20%. Результаты тестирования Вавилин презентовал на крупнейших форумах автомобильных инженеров (Autonomous Vehicle Technology Expo & Conference 2018 в г. Штутгарте, Германия, и FISITA World Automotive Congress 2018 в г. Ченнай, Индия). По словам предпринимателя, в результате BaseTracK заключила договоры с рядом компаний, но сообщить подробности он отказался.

Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Продажи технологии сейчас построены именно на ее экономичности. Например, сотрудники BaseTracK получают у логистической компании вводные: какой грузовой автопарк в распоряжении, сколько в среднем автомобиль проходит в месяц и какой расход топлива на авто сейчас. Затем потенциальному партнеру предлагают выйти на показатель в 10% экономии топлива и переводят все это в деньги. «Представители компаний видят, что мы не про беспилотники в будущем, а про прикладные вещи уже сейчас, поэтому разговор получается весьма комфортным», — рассказывает Вавилин. По его словам, даже 5% экономии могут принести некоторым компаниям порядка 600 млн руб. — «это не может не заинтересовать бизнес».

Разработчики уже ведут переговоры о запуске пилотного проекта совместно с крупной логистической компанией (ее название пока не раскрывают). Заинтересовался технологией и крупный аграрный завод — он хочет добиться высокоточного позиционирования комбайна на поле с минимальным отклонением не более 5 см.

— Мы смотрим на эту задачу концептуально и хотим задействовать также дроны. Пока не готовы говорить о монетизации — у нас не хватает ресурсов на все, — признается Андрей.

Разработчики также видят спрос на свою технологию в сфере частного использования. «Я считаю, что в городе вы должны ездить сами, — убежден Андрей. — А вот когда выезжаете на трассу — уже нужно думать об экономии топлива и безопасности. Наша система вас довезет самостоятельно — автономно, безопасно и в любую погоду».

Главная проблема, с которой столкнулись разработчики, — отсутствие законодательства, регулирующего движение автотранспортных средств на дорогах общего пользования. «Нет ни запрещающих, ни разрешающих документов. Поэтому все тесты проходят в серой зоне: автомобиль движется в автономном режиме, но в салоне всегда находится опытный водитель, который следит за всеми датчиками и в любой момент готов вмешаться и взять управление автомобилем на себя», — рассказывает Андрей.

Основную часть тестов команда BaseTracK проводит на закрытых полигонах. За 2 года работы удалось достичь максимальной скорости движения автомобиля в автономном режиме — 130 км/ч при плохих погодных условиях. Помимо этого, разработчики тестировали технологию на трассе Москва — Волоколамск. Отклонение машины а автономном режиме даже при сильном ветре составило 10 — 40 см. «Для примера: если вы попробуете проехать 100 км самостоятельно, то у вас будет отклонение 120 см, то есть вы будете ездить от края до края полосы. А мы двигаемся очень точно», — говорит Андрей.


Вячеслав Тимонин

IT-советник генерального директора логистической компании «ПЭК»


Думаю, говорить о масштабном внедрении беспилотников в стране в ближайшие 5 — 7 лет рано. Для их повсеместного распространения нужны отработанные алгоритмы принятия решений, эффективные средства мониторинга окружающей обстановки, высокоточные картографические сервисы, оперативные каналы связи. Что касается грузоперевозок в автоматическом режиме, то, скорее всего, в ближайшее время их будут осуществлять только на короткие расстояния и в крупных городах.


Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Треки по всему миру

Если в 2017 году в команде BaseTracK было 4 человека, то сегодня их уже 30. Около 70% из них — технический персонал (занимается автоматизацией, испытаниями, замерами), остальные 30% — саппорт. «Зарплаты у нас выше рынка: платим больше, чем другие игроки, потому что приходится работать быстро», — говорит Вавилин.

По словам предпринимателя, BaseTracK уже вышел на самоокупаемость, но какую-то часть дивидендов от «Энерго» он по-прежнему реинвестирует в проект. Помимо сотрудничества с ГАЗом, компания реализует совместные Proof-of-Concept проекты с другими партнерами (и не только российскими) — они касаются как экономии топлива, так и работы на закрытых территориях (автоматизация добычи ископаемых). «В финансовой оценке есть такое мнение: если тебе платят за разработку, подтверждение концепции, реализацию технологии, которая еще не продается, но готовится на конвейер — это не твой оборот», — говорит Вавилин. Он с такой точкой зрения не согласен: «Пусть это и не открытая продажа, но я могу в целом не инвестировать дополнительные средства, компания будет развиваться за свой счет».

Фото: Леонид Сорокин/Inc.

Сейчас усилия разработчиков BaseTracK сосредоточены на формировании треков магистральных дорог в России. Всего в нашей стране 3,5 тыс. км подобных дорог, и к 2020 году библиотеку планируется полностью сформировать. После этого планируют перейти к Европе, где покрытие таких дорог составляет 80 тыс. км, и США (260 тыс. км). «Азия нам тоже очень интересна, в том числе тем, что там не хайвеи, а трассы категории Е, где вообще отсутствует встречное движение», — говорит Андрей.

К 2020 году компания намерена завершить разработку универсального коробочного решения для всех наземных, воздушных и водных транспортных средств. Оно также будет поддерживать 3 уровня автоматизации (ручную, контролируемую и автоматизированную).

— Если это блок второго и третьего уровня (с интеграцией в органы управления автомобиля), то нам нужна сертификация завода, — с нею можно установить оборудование на уже существующие машины. Взламывать автомобили не только неэтично, но и небезопасно. Поэтому наша задача на будущее — договориться со всеми автопроизводителями, — говорит Андрей. — Через 3 года мы планируем быть внутри легковых и грузовых автомобилей со своим коробочным решением.

Вавилин планирует продавать блоки автоматизации для легковых автомобилей непосредственно в точках продаж и дилерских центрах (установка обойдется покупателю в $1 тыс.). Помимо этого покупатель сможет оформить подписку на библиотеку «виртуальных рельсов» — она будет постоянно пополняться непосредственно на сайте разработчика. Годовая подписка обойдется в $500 в год.

Вавилин инвестировал в проект около $1 млн. Сейчас разработчики находятся в поиске дополнительных инвестиций — им необходимо $5 млн, чтобы доработать свое решение (увеличить библиотеку «виртуальных рельсов», отладить работу технологии) и заключить соглашения с другими автопроизводителями.

— Сегодня, чтобы успеть, нужно двигаться очень быстро. Я могу продолжать инвестировать сам, но это будет долго с точки зрения рынка. А с помощью сильного партнера и при наличии необходимых инвестиций можно сделать быстрый рывок.


Рынок беспилотных автомобилей в мире

KPMG оценила готовность разных стран к использованию беспилотных автомобилей. Для этого консалтинговая компания проанализировала законодательство стран в сфере автономного транспорта, уровень принятия беспилотников потребителями, доступность технологий и состояние инфраструктуры. Россия заняла в этом рейтинге 22 место из 25. Лидерство 2 года подряд сохраняют Нидерланды и Сингапур.

По прогнозу консалтинговой компании Frost & Sullivan, массовая коммерциализация беспилотников начнется после 2025 года. К этому времени объем продаж машин, оснащенных системами автономного вождения, превысит 40% мирового рынка новых легковых авто. Объем рынка беспилотников увеличится с текущих $1,3 млрд до $84 млрд, а продажи в абсолютных значениях достигнут 36 млн штук.