Колин Биллингс терял сон.
На дворе стоял 2014 год, Биллингс, бывший сотрудник консалтинговой компании Resonance Growth Consulting, уже оставил корпоративную карьеру и развивал платформу для выпуска подкастов Stitcher. Точнее, прямо сейчас продавал ее французскому сервису потоковой передачи музыки Deezer. Это и было основной причиной плохого сна.
Биллингс днями и ночами сидел перед компьютером. Из-за света флуоресцентных ламп его мучила бессонница. Тогда друг предложил ему установить F.lux — программу, которая могла регулировать цветовую температуру экрана его компьютера.
Через неделю Колин стал лучше спать. А через несколько месяцев покупка его стартапа была завершена. Сумма сделки не раскрывалась, но известно, что через два года Deezer продала Stitcher компании SiriusXM, которая заплатила за сервис около $325 млн.
Биллинг выспался, у него появились время и деньги для воплощения новых идей. И он решил превратить то, что спасло его от нервного срыва, в новый стартап — а именно создать адаптивную систему освещения, которая не мешала бы человеческим циркадным ритмам.
«Только в последние 100 лет искусственное освещение стало для человечества доступной и привычной вещью. В ней есть очевидное благо, но, как и у многих новых технологий, есть и теневая, оборотная сторона, — рассуждает Биллингс. — Освещение — это мощная сила, которая ежедневно влияет на нашу жизнь. Влияет на наше чувство защищенности, на наше представление о доме. Я живо представляю себе ощущение, когда я вхожу в дом и в нем сразу включается свет. Очень важно, что именно это за свет».
Помимо заботы о чувстве домашнего уюта, у Колина были и экологические мотивы. Он погрузился в тему и узнал, что около 5% углеродных выбросов по всему миру спровоцированы ненужным включением света. Поэтому первой фичей его нового продукта стало то, что F.lux делает для компьютерных мониторов, — автоматическая регулировка яркости и теплоты освещения, которые меняются в зависимости от времени дня во всем доме.
На этом этапе задача казалась предпринимателю до смешного простой: взять уже придуманную технологию «умных» лампочек, соединить их в единую цепь для всего дома и написать систему управления всем этим делом на своем MacBook Mini. «Я потерпел огромную неудачу», — признается Биллингс. Хотя «умные» лампочки подключаются к стандартной электропроводке, у каждой есть свой тумблер. И когда речь не об одной-двух лампах, а о сложной системе, контролировать ее становится, мягко говоря, непросто. К тому же, если устанавливать систему с таким принципом дома, «гостям придется говорить странные вещи», объяснял Колин, — например, ни при каких условиях не трогать выключатели, а если они захотят включить или выключить свет вручную, им придется скачать приложение.
На этом пути Биллингса ждали два откровения: подходящая интенсивность освещения в разное время дня намного важнее для циркадных циклов организма, чем «градус» света — теплый или холодный. Поэтому можно было не заморачиваться с дорогими и сложными в эксплуатации «умными» лампами, а остановиться на диммируемых светодиодах, которые к тому времени были широко распространены и легко соединялись между собой в систему. Второе откровение заключалась в том, что по сути Биллингс не был первопроходцем: «умные» дома со встроенными системами освещения уже существовали на американском рынке, но стоили слишком дорого для того, чтобы стать массовым продуктом.
Целью Колина стало изобрести простой недорогой продукт, который смог бы улучшить жизнь (и сон) простых американцев. Он переключил свое внимание на создание простой панели управления размером с выключатель света, которая могла бы обнаруживать присутствие человека, реагировать на него и управлять освещением дома, адаптируясь к множеству различных сценариев образа жизни его обитателей.
Следующие полтора года Биллингс провел в исследованиях, разработках и создании прототипов. При этом он сразу же отказался от краудфандинга и рассчитывал только на свои средства — спасибо удачной продаже подкаст-платформы. «Я знал, что за каждым громким успехом на Kickstarter было 100 историй о людях, которые собрали финансирование, очень старались, но так и не смогли выпустить свой продукт. Я не был готов рисковать своей репутацией», — объясняет предприниматель.
Первый прототип обошелся Колину в $150 тыс. Вместе с сооснователем Алленом Шобером и главным инженером стартапа Джо Кето они создали ту самую систему из светодиодов, датчиков движения и естественного освещения с лаконичной панелью управления. Проект сначала назвали «Edison», но затем переименовали в «Orro» — в переводе с испанского «золото»: отсылка к «золотому часу» перед закатом, когда естественный свет очень теплого, приятного для глаза и психики оттенка.
В 2019 году Orro вышел на рынок и стал продавать свои «умные» системы освещения по демократичной цене $149 за штуку. Цена варьируется в зависимости от комплектации — можно начать с одного коммутатора, постепенно охватив системой весь дом. Orro интегрируются с другими системами «умного дома», например Alexa от Amazon, аудиосистемой Sonos и домашними сигнализациями. Сейчас Orro используют уже не только датчики движения, но и датчики звука, чтобы определить, используется ли пространство в доме и какое сейчас время суток. Владельцы могут регулировать интенсивность и оттенок освещения и вручную — на той самой единой панели управления.
Казалось бы, это то, что нужно людям. Но продажи шли плохо. Биллингс снова провел исследование рынка и понял, что три четверти устройств для «умного дома» продаются не в розницу, а через специалистов, которых нанимают для настройки этой системы. И стал продавать Orro девелоперам и электрикам. Дело пошло в гору. Сегодня годовая выручка Orro составляет около $5 млн.
У компании Биллингса есть конкуренты: это как крупные производители освещения, выключателей и розеток (например Lutron, которая производит системы «умного дома» под названием Caseta), так и стартапы (например Brilliant). Тем не менее основатели считают Orro единственным проектом, который совмещает в себе инновационность стартапа и B2B-подход. По мнению Колина, именно это сочетание креатива и прагматики поможет его проекту стать лучшим в стране. «При продаже домов часто возникает так называемый „эффект посудомойки“, когда девелоперы оказываются менее конкурентоспособными без такой, казалось бы, незначительной на фоне остального наполнения дома детали, как посудомойка. То же и с системой освещения в „умных домах“: это очень выгодная с точки зрения продаж интеллектуальная функция», — уверен предприниматель.
Разновидность биоритмов в человеческом организме, циклы продолжительностью 24 часа, которые работают в фоновом режиме. К ним относятся, в том числе, циклы сна и бодрствования
LED-лампы со светорегуляторами