Переключиться • 3 февраля 2023

«Это ящик Пандоры, и его надо было открыть». Студент, написавший диплом за 23 часа, — о том, как прославился благодаря ChatGPT и почему ИИ не заменит человека (даже на экзаменах)

«Это ящик Пандоры, и его надо было открыть». Студент, написавший диплом за 23 часа, — о том, как прославился благодаря ChatGPT и почему ИИ не заменит человека (даже на экзаменах)

Текст: Джейхун Мамедов

Фото: Александр Жадан


История 22-летнего выпускника РГГУ Александра Жадана, который с помощью чат-бота ChatGPT написал диплом за 23 часа и защитил его, стала главным хитом недели. Сотни сообщений, десятки запросов на интервью, тысяча новых фолловеров в Twitter — на Жадана обрушилась слава, к которой он не был готов (но которой, судя по всему, рад). При этом вопрос об аннуляции его диплома, а также о том, чтобы запретить использовать искусственный интеллект в российских учебных заведениях, все еще открыт. Inc. поговорил с Жаданом о том, не жалеет ли он о своем каминг-ауте и почему не верит в то, что нейросеть заменит человека.

— Насколько твоя популярность выросла за последние два дня?

— На меня всё обрушилось как по щелчку. Столько новостного потока в мою сторону, желания пообщаться — это потрясает. В первый день было невозможно со всем справиться. Сейчас полегче — может, я просто закалился. Только что, например, ко мне приезжал «Первый канал» сюжет снимать, я уже более или менее спокойно это воспринял.

— Я посмотрел на твои соцсети: в Instagram* около 100 тыс. подписчиков, впечатляет. Ты блогер?

— Да, я делаю фото и видео. Раньше в этом плане был более активный. Сейчас работаю бренд-менеджером в CM Games, — мой диплом как раз основан на опыте работы в ней. Времени на блогинг не хватает.

— На кого ты учился?

— Я отучился в РГГУ на менеджера. Но теперь больше известен как «человек, который написал диплом с помощью ChatGPT» (смеется).

— Когда и как ты узнал про ChatGPT?

— Где-то в декабре, прочел в Twitter. Был скандальный прецедент в Штатах, когда школы попросили запретить использование ChatGPT в учебной практике. Потом я увидел тред американки о том, как она просит у ChatGPT создать диету, чтобы похудеть, кто-то заказал ChatGPT SEO-стратегию для продвижения сайта.

Тогда я понял, что это ящик Пандоры — и надо его открыть.

— А ты сам что просил у него?

— Первый запрос был рабочим: «Какие задачи написать в плане на день бренд-менеджеру в игровой компании?» Мне выдало шесть задач, которых мне хватит на неделю, а то и на две.

— Откуда взялась идея писать диплом с помощью ChatGPT?

— Я подумал: окей, люди пишут сами, используя литературу, — это первый вариант. Люди покупают работу — второй вариант. Возможной, есть третий: создать алгоритм, получить с его помощью информацию от ChatGPT, обработать ее, отредактировать и сделать научное исследование. И это сработало.

— Расскажи, как именно происходило создание твоего диплома.

— Это новый способ. Я не мог ни на что опираться. Поэтому для начала стал изучать, как работать с ChatGPT, чтобы получать более качественные ответы.

Если сделать запрос: «Напиши мне диплом», ChatGPT откажется. Поэтому нужно продумать алгоритм.

Моя тема звучала как «Анализ и совершенствование управления организацией». Через ChatGPT я составил план, показал его научной руководительнице, но она попросила его переделать и скинула методичку в 100 страниц. Я переделал снова через ChatGPT, меня опять попросили переделать. Я переделал, но уже своими руками. На четвертый раз научная руководительница скинула мне доработанный план и вновь попросила ознакомиться с методичкой. Я понял, что у меня голова взорвется это всё учитывать. Просил ChatGPT дать мне выжимку из этой методички, но он отвечал, что не может обработать столько информации. В итоге я пробежался по методичке сам и дальше редактировал и дополнял текст уже с учетом требований.

Так у меня на руках появился план диплома, и я начал писать основной текст по частям. Бот выдавал на мой запрос простыню текста. Я видел, что нужно убрать, заменить или доработать. Большую часть этого делал сам, что-то просил у ChatGPT, например добавить источники. Он их добавлял, но точные страницы в этих статьях и книгах (как это нужно по методичке) я искал сам.

Какие-то вещи приходилось полностью самому переделывать. Были части с нарушенной логикой, на которые указывал и научный руководитель. Я их переписывал.

У меня не было большого желания писать диплом. Думаю, что так у большинства студентов.

Но когда набралось столько информации, я вдохновился и решил доделать начатое. В итоге в этой работе больше моего вклада.

Поэтому меня смущает формулировка, что ChatGPT написал за меня диплом. Писал я — с помощью ChatGPT.

— Ты на английском формулировал запросы?

— Сначала на русском. Затем понял, что скорость выдачи ответов низкая, а ответы короткие. Попробовал на английском. Вышло раза в три быстрее, больше и лучше по смыслу.

— Можешь емко сформулировать основное правило работы с ChatGPT?

— Все быстро меняется, но на данный момент можно сказать так:

  • лучше делать запрос, ответ на который займет не более 5 тыс. символов;
  • нужно сохранять ветку чата, чтобы бот учитывал предыдущие ответы,
  • и четко обозначать формальные требования: например, «Напиши эту главу и дополни примерами SWOT-анализа».

— Ты говорил, что у тебя ушло примерно 23 часа на написание диплома. Как ты считал?

— Это несколько дней, но в часах примерно столько. Часов 15 потратил на редактирование, остальное время вносил правки. Если говорить об отрезке времени, то, как вижу по чату, я сел за диплом 4 января, а 18 января уже попросил научного руководителя и рецензента сделать отзывы. То есть занимался этим где-то две недели.

— Сколько сообщений в чате потребовалось, чтобы написать диплом?

— 112 сообщений.

— Что было потом: тебя вызывали в деканат, грозились аннулировать диплом?

— Представители университета сказали, что работа действительная, так как я ее защитил. Остальное лучше уточнять в пресс-службе [РГГУ].

— Тебе понравился этот опыт? Ты его хочешь повторить в какой-то другой области?

— Да, я сейчас провожу эксперимент, связанный с моей работой. Собираюсь в будущем его завершить, поделиться результатами и думать дальше, что с этим делать.

— Что за эксперимент?

— Не могу сказать. Он еще в процессе. Когда писал диплом, я тоже не говорил, что использую ChatGPT, — это нарушает суть эксперимента.

— Намекни хотя бы.

— «А человек ли это?»

— Заинтриговал. Кстати о ИИ и человеке: ты не боишься, что в ближайшем будущем первый заменит второго?

— Не думаю. ИИ — это отличный инструмент, чтобы ускорить работу и сделать ее более доступной. Например, Midjourney позволяет проверять концепты, не тратить дни на их создание. За несколько запросов человек получает то, что ему нужно.

Я воспринимаю ИИ как основу для работы. Мне, среди прочего, нужно выполнять дизайн-задачи — допустим, проиллюстрировать презентацию картинкой недовольного разработчика. Сложно найти что-то, что подходило бы под запрос и стиль презентации. И я просто пишу Midjourney: «Сделай мне такую-то картинку в таком-то стиле». Получаю что-то, дорабатываю это. В результате экономлю время, освобождая его для других задач. С ChatGPT и другими ИИ-инструментами, по сути, то же самое.

— Как думаешь, многие захотят повторить твой эксперимент с дипломом?

— Допускаю, что несколько тысяч человек. Но не нужно ограничиваться дипломом.

Смысл в том, что это инструмент, который позволяет делать вещи быстрее и доступнее.

По крайне мере проверять идеи. Это также требует ручной работы, чтобы получалось в нужном ключе. Нельзя, допустим, попросить ChatGPT подготовить стратегию компании на пять лет. Она напишет ее в общих чертах, это будет звучать логично, но какие-то специфические детали нужно самому додумывать.

— Ты наверняка знаешь, что РГГУ после твоего кейса предложил ограничить доступ к ChatGPT в образовательных учреждениях. Как ты думаешь, это вообще реально сделать?

Реально — если доработать «Антиплагиат», чтобы тот учитывал процент текста, созданный нейросетью. Но это сложно — даже алгоритм от Open AI неточно определяет тексты от нейросети.

Но вообще лучше разработать нормы, которые будут регулировать применение нейросетей. Повысить осознанность, создать правила.

С такой логикой можно запретить и интернет, так как там много информации.

— Если ChatGPT все же запретят в учебе, как думаешь, как еще нестандартно можно будет использовать?

— Возможно, в бытовых задачах. Я, например, люблю готовить. Могу спросить, как приготовить пасту, чтобы она получилась потрясающей. Интересно, что предложит ИИ.