Придумать • 15 июня 2022

«Люди в смятении, и тут приходим мы». Получится ли у домов на колесах импортозаместить россиянам отпуск?

«Люди в смятении, и тут приходим мы». Получится ли у домов на колесах импортозаместить россиянам отпуск?

Текст: Джейхун Мамедов

Иллюстрация: Александр Черепанов


В апреле 2022 года, в разгар кризиса для большинства российских компаний, Александр Панов запустил маркетплейс Dom&Go — аналог Airbnb для бронирования домов на колесах. Время для старта оказалось удачным: нестабильный курс рубля, сложная политическая обстановка, проблема с оплатой российскими картами за рубежом раскачали спрос на нестандартный отдых внутри страны до небывалого уровня. Панов рассказал Inc., почему вечная беда России — дороги — не помеха его бизнесу, как на рынок повлияли антироссийские санкции и за что он благодарен Русской православной церкви.


Dom&Go в цифрах:

Источник: данные компании


25 млн

руб. — вложения в запуск


120

автодомов — на платформе


24

региона — зона покрытия


120–200

запросов на аренду в неделю


12

человек — команда


>200 тыс.

руб. в неделю на маркетинг


9 тыс.

руб. — стоит аренда автодома в сутки в среднем


~15%

средняя комиссия маркетплейса


Dom&Go в цифрах:

25 млн руб. — вложения в запуск

120 автодомов — на платформе

24 региона — зона покрытия

120–200 запросов на аренду в неделю

12 человек — команда

>200 тыс. руб. в неделю на маркетинг

9 тыс. руб. — стоит аренда автодома в сутки в среднем

~15% — средняя комиссия маркетплейса

Источник: данные компании


Идея

Предпринимательство — это душевное состояние (или болезнь). Если ты достаточно опытен, то постоянно видишь потенциальные ниши, в которых можно начать бизнес.

Идея Dom&Go появилась у меня два года назад во время локдауна. Это был конец апреля: все сидели дома, в рекламе тоже всё было на стопе. Я решил арендовать дом на колесах и вместе семьей поехать на море. Нашел в интернете единственную крупную компанию (название уже не вспомню) и столкнулся с множеством трудностей. Например, мне элементарно хотелось посмотреть все возможные варианты в разных городах России и выбрать подходящий — вместо этого была только консультация в чате в WhatsApp. Мне тогда крупно повезло, что я смог найти подходящий автодом.

Итак, мы поехали на море. Из-за карантина некоторые регионы ограничили въезд и установили блокпосты. Задерживать нас права не имели, но останавливали и спрашивали, куда едем и зачем. Приходилось отшучиваться: «Выходить из дома нельзя, мы и не выходим. Мы на нем, собственно, и едем». Это был классный способ передвигаться в пандемию, сводя риск для здоровья к минимуму. Я испытал удивление: если дома на колесах такие крутые, почему их так мало на рынке?

С этой идеей я пришел к нашим аналитикам в КБ-12 (Александр Панов — сооснователь креативной группы компаний КБ-12 — прим. Inc.) и попросил проверить её. Они провели исследование рынка, которое показало, что в России есть всего 300500 домов на колесах, которые можно арендовать. Они разбросаны по разным сайтам и с мая по сентябрь полностью забронированы. Мы поняли, что бизнес «маргинальный», как и спрос: дом на колесах — далеко не первое, что приходит в голову, когда планируешь путешествие.

Летом 2021 года мы решили протестировать продукт. Создали первую версию сайта, начали лить туда трафик, запустили рекламу в социальных сетях. На это ушло около 500 тыс. руб. Самих автомобилей у нас пока не было — задачей было прощупать спрос. За первую неделю мы получили порядка 100 заявок на аренду. И поняли, что этим можно заниматься.

Первые шаги

В запуск проекта я вложил 15 млн руб. из собственных сбережений. Еще 10 млн руб. — мой знакомый, который выступил как инвестор. Мы не раскрываем его имени (у ООО «Вдоль и поперек», от имени которого работает Dom&Go, по данным СПАРК, три совладельца: Александр Панов (47,5%), Сергей Бухштаб (47,5%) и Арсений Штраус (5%). Их участие в проекте Панов не комментирует — прим. Inc.). Команда была сформирована из сотрудников КБ-12, переросших свои позиции в компании. Часть из них как раз занималась автомобильным рынком.

Первой нашей покупкой стал автодом Fiat Ducato. Он стоил 7,8 млн руб. Внутри — пять спальных мест, холодильник, плита, обеденный стол, душ, биотуалет, раковина, автономное отопление, розетки и кондиционер. Купили мы его для тестов: хотели, чтобы каждый сотрудник мог на нем попутешествовать, увидеть, как всё работает. Я и сам проехал на нем с друзьями от Мурманска до Кавказа, а потом до Владивостока.

Во время путешествия мы практически ни на что не тратились. Расходы были в три, а у кого-то и в пять раз меньше, чем на жизнь в Москве. Путешествия в домах на колесах тем и прекрасны — деньги уходят только на заезды в магазин, чтобы купить еды, и на топливо.

Благодаря этой тестовой поездке мы на собственном опыте узнали много важных деталей, которые теперь включаем в гиды для арендаторов. Например, в отдаленных районах Кавказа мужчинам лучше не ходить в шортах, а в Мурманской области большие приливы — мы встали на берегу, и наш дом чуть не унесло водой. Еще не советую останавливаться рядом с любой деревней в пятницу и субботу вечером: все пьяные, потому общительные, и это не прекращается до утра.

Рынок автодомов в России и мире

На фоне пандемии спрос на автодома ощутимо вырос. В третьем квартале 2021 года один из крупнейших в мире производителей домов на колесах Thor Industries получил заказов на $14 млрд — это на 550% больше, чем за тот же период годом ранее.

По данным исследования Mordor Intelligence, объем мирового рынка автодомов в 2021 году составил $49 млрд. И это не предел — к 2027 году эксперты прогнозируют рост до $76 млрд. Крупнейшие рынки для развития этого бизнеса — Северная Америка и Европа.

По данным исследования «Авито Авто», подготовленного по запросу Inc., в 2020 году спрос на жилые прицепы в России вырос на 40% по сравнению с 2019 годом. Самый большой спрос на этот вид транспорта возникает с приближением сезона отпусков — например, в мае 2022 года запросов было на 8,8% больше, чем в апреле, а количество предложений за тот же период выросло только на 3,6%. Активнее всего объявления размещались в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре.

Эксперты рынка подтверждают растущий интерес к автодомам в России: так, у производителя домов на колесах «Автокемпер Пром» количество заказов в 2022 году выросло более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, говорит коммерческий директор компании Артем Жаворонков.

Пути развития

Сначала план был такой: на первых порах покупать готовые автодома, а потом построить свою мануфактуру по их производству. В процессе мы пошли другим путем. Поняли, что сначала нужно консолидировать то, что есть на рынке, а потом уже переходить к производству. Решили не становиться еще одним небольшим арендодателем, флот которого — 20–50 автодомов, а сделать удобный продукт для клиента, когда есть каталог и он может всё узнать в одном месте — на маркетплейсе.

В любом маркетплейсе нужна критическая база продавцов и покупателей. Спрос на автодома у нас уже был, оставалось обеспечить предложение. Мы с трудом нашли первых владельцев автодомов в интернете — звонили по номерам на других арендных сайтах и договаривались. Приносили им уже готовые заказы, вдобавок предлагали страховку от поломок. Взамен они соглашались разместиться на маркетплейсе. Наша комиссия в среднем составляет 15% от суммы заказа.

Платформу разрабатывали с декабря прошлого года по февраль этого. Из-за повестки не запускались, но потом поняли, что проект всё равно актуальный: у людей проблемы с путешествиями. С самолетами беда, с визами тоже, русские карты за границей не принимают. Люди в смятении, и тут приходим мы: «Ребята, есть классный вариант — бесконечная красивая страна и комфортный дом на колесах, с маршрутами, страховкой и всем необходимым».

Текущая специфика рынка — колоссальный спрос на альтернативные виды туризма. Мы получаем от трех до семи заявок на аренду автодомов в день, из них можем удовлетворить только одну-две. И потенциал для роста еще огромный, как и простор для маркетинга: если вбить в Pinterest «дом на колесах», ты увидишь сладкие картинки — не жизнь, а мечта! Сейчас на маркетинг мы тратим несколько сотен тысяч рублей в неделю. В основном, это таргетированная реклама «ВКонтакте», контекстная реклама в поиске и рекламных сетях, реклама на «Авито». Уже есть входящий поток желающих сдать свои автодома через Dom&Go — каждый день добавляется по несколько вариантов.

На нашей платформе уже больше 120 домов, которые сдают примерно 70 арендодателей (компаний и физлиц).  Аренда самого дешевого — дома-прицепа на четырех человек — стоит 2 тыс. руб. в сутки. Самого дорогого — 25 тыс. руб. в сутки.

Летом мы запустим систему аренды вещей для путешествий. Это колонки, проекторы, надувная мебель, ракетки для бадминтона. То есть в арендованном автодоме будет всё то, что выбрал клиент.

История Dom&Go — часть генерального плана. Мы хотим на основе нашей маркетинговой инфраструктуры КБ-12 запускать прибыльные проекты на потоке с разными сценариями развития. Рекламный бизнес очень конкурентный и низкомаржинальный, а вот маркетинг как составная часть продукта может дать бо́льший результат. Большинство предпринимателей имеют о маркетинге отдаленное представление, хотя это ключевая часть продукта, и с ней всегда бывают проблемы.

Сейчас, например, мы общаемся с несколькими туристическим компаниями, которые хотят продавать программы своих туров в рамках путешествий на автодомах. Едешь ты по построенному маршруту, а в определенных точках тебя ждут разные развлечения: конная прогулка, поднятие к водопаду, спуск на байдарках. Маршруты для путешествий на автодомах мы разрабатываем сами или вместе с опытными караванерами. Маршрутов у нас десятки: есть, например, по Золотому кольцу, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестану.

Подобные проекты мы будем запускать в партнерстве с крупными корпорациями — потому что понимаем, что им нужно. Они, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы люди тратили больше денег в рамках их экосистемы. В ближайшее время мы анонсируем одно из таких партнерств с Dom&Go, пока подробности раскрывать не могу.

Откуда берутся автодома

Подавляющее большинство автодомов ввезены в Россию из Европы и США и всего 20% производятся внутри страны, говорит глава российского офиса компании по продаже и аренде домов на колесах Touring Cars Russia Максим Мигунов. По оценкам коммерческого директора «Автокемпер Пром» Артема Жаворонкова, в России работает минимум 15 производителей: «Смарткемпер», «Пилигрим-Кемпер», «Свобода», «Кемперус», GEOCamper и другие. В основном это среднего размера компании, которые арендуют или владеют производственными цехами полного цикла площадью от 400 до 1 тыс. кв.м. В месяц каждый из них выдает от двух до пяти автодомов.

В России популярнее всего прицепы типа «капля». По словам Мигунова, это объясняется невысоким порогом входа в этот сегмент — новая «капля» стоит 500–700 тыс. руб. Ещё есть жилые минивэны, альковные автодома, прицепы-палатки, жилые модули для пикапов.

Санкции, введенные против России после начала «спецоперации», ударили и по нише автодомов: четвертый пакет санкций ЕС запретил к ввозу в Россию предметы роскоши, в том числе, автомобили дороже €50 тыс. и детали для них. И сами дома, и комплектующие (люки, окна, сцепные устройства) ввозили чаще всего из Европы, сейчас покупатели вынужденно переориентируются на российских производителей, а производители — на китайское оборудование. То, чего нет в России и Китае, ввозят путем реэкспорта и параллельного импорта через тот же Китай, говорит Мигунов.

Болевые точки

В нашей индустрии три проблемы. Первая — мало домов. Производить их можно только в ограниченном количестве. Российские заводы могут выдавать 15–20 автодомов в месяц. Очередь на производствах большая, ждать нужно примерно полтора года.

Вторая проблема в том, что путешествия на автодомах привлекательны для людей только в летнее время. Нам нужно убеждать, что путешествовать зимой и осенью так же здорово (а это правда так).

Третья — стереотипы. Многие, например, думают, что в России большие проблемы с кемпингами и дорогами. Проблем с дорогами уже почти нет — я сам объездил всю страну и знаю, что проехать можно почти везде. Конечно, когда съезжаешь с основных магистралей, уже не так всё круто. Но после съезда обычно ехать долго и не нужно, потому что начинается классная природа. Если хочется забраться подальше, можно немного проехать по проселочной дороге. Для меня, если ты можешь проехать физически, — это нормально. Для кого-то, наверное, отсутствие идеального асфальта — уже ненормально.

Кемпинги, на самом-то деле, почти не нужны. Мы шутим, что самая большая сеть кемпингов в России — это Русская православная церковь. Они, если попросить, помогают всем путникам. В любой церкви есть, где переночевать, вода, еда. Единственный минус — в условия такого кемпинга входит будильник в виде колоколов, который нельзя отключить.

Вообще Россия бесконечно огромная. Есть куча холмов, лесов, опушек, полян, где ты можешь встать и тебе будет здорово, и никакой кемпинг не будет нужен. Вода заправляется бесплатно на любой колонке, которая есть в каждой деревне, или на автомойке — их в стране пока что огромное количество. С электричеством тоже проблем нет: обеспечить свет, электроприборы, подогреть воду можно силами «родного» аккумулятора автодома, который заряжается в процессе движения.

Предприниматели делятся на две категории. Одни, когда всё меняется, бегают по кругу и страдают, другие — после недолгого ступора начинают думать, как в новых условиях сделать что-то интересное и в процессе заработать. Обычно это напрямую связано с опытом и количеством стресса, который переживал предприниматель.

Многие бизнесы умирают, потому что не могут адаптироваться. Это нормальный процесс, произойдет обновление. Выживание необязательно с точки зрения эволюции. Сейчас открывается куча ниш. Те, кто могут, запускают новые проекты. Мы одни из них.

Мы заберем бо́льшую часть рынка автодомов и, думаю, в итоге станем единственным крупным игроком на нем. Ты либо бегаешь сам, договариваешься, едешь без страховки и маршрутов, либо получаешь всё это через нас.

Окупить вложения планируем в течение двух лет. В планах — расширить маркетплейс до тысяч автодомов по всей стране. За счет этого за следующие пару лет планируем выйти выручку в 1 млрд руб. от аренды нашего и партнерского парка.

Построив клиентскую базу, мы вернемся к идее производства собственных автодомов. Если импорт европейских комплектующих в следующем году не возобновится из-за санкций, всё равно запустимся: бизнес найдет лазейку — будут ввозить через Казахстан или Армению. К тому же, автодома можно производить на базе ГАЗелей NN. Они выглядят круто и внутри, и снаружи. Сейчас отличный момент для того, чтобы начать локализовывать производство.

С проблемами в обслуживании уже ввезенных иностранных домов мы пока что не сталкиваемся — возможно, еще есть запас иностранных комплектующих. А дальше перейдем на китайские запчасти, которые есть практически для любого авто.

В наше пакетное предложение по аренде входит страховка, и теоретически она может оказаться под угрозой. Но, во-первых, я не думаю, что сервисные центры закроются. Во-вторых, чинить чаще всего приходится не сами авто, а отопительные приборы или мебель внутри. С этим проблем не будет. 

Стоимость домов из-за санкций и реэкспорта вырастет, но незначительно. Я уверен, что в скором времени логистические потоки отстроятся. Будем ли мы повышать цены, пока не могу сказать. Зависит от обстоятельств.

Рынок, несмотря на повестку, быстро растет. Мы его строим вместе с остальными и думаем, что производить 100 автодомов в год можно будет уже через полтора-два года. К этому моменту и спрос раскачаем. При всей сложности производства это не атомная промышленность. 

Взгляд со стороны

Александр Епифанцев

маркетинг-директор сервиса по продаже и аренде автодомов «Яхты на колёсах»

Рынок очень нестабильный: то густо, то пусто. В хорошие годы — для нас это с 2012-го по 2014-й и с 2018-го по 2021-й — продавалось около 300 новых автодомов в год и столько же б/у. Сейчас налицо прирост отечественного производства, строят много компактных прицепов. В последнее время стали больше возить б/у прицепы из Германии, Великобритании, но сейчас по понятным причинам поставки на паузе. Импорт находится под серьезным давлением, да и европейский рынок тоже в стрессе. Не хватает шасси для производства новых автодомов даже для покупателей в Европе. Очередь до России дойдет не скоро.

Аренда автодомов — плохой бизнес. В России он никогда не станет по-настоящему масштабным. Слишком короткий сезон отпусков, длинная зима, плохие дороги, инфраструктура. На миллиардную выручку на российском рынке выйти невозможно.

Будущее за производством своих автодомов, которые, может быть, будут прочнее и дешевле. Этим вполне может заниматься малый и средний бизнес: крупным игрокам это неинтересно из-за низкого спроса на кемперы.

Дмитрий Гасилов

основатель глэмпинга «Гуляй-город»

Спрос на альтернативные виды туризма растет. В глэмпинге, например, количество объектов с каждым годом увеличивается на 50%. С учётом всех ограничений спрос будет расти дальше. Общий тренд таков, что люди хотят отдалиться от бетонных блоков мегаполиса и жить не в стандартной комнате, а, например, в палатке или автодоме, чтобы быть ближе к природе.

Покупка дома на колесах для личного пользования кажется неоправданной, потому что в России для этого нет инфраструктуры. Чтобы создать её, нужны деньги, а чтобы их отбить, должен быть большой поток автодомов. Люди, купившие автодом, часто настроены больше ни за что не платить. И это проблема.

А вот сдача автодомов в аренду — перспективное направление, при условии, что есть карта, которая подскажет, куда с этим автодомом можно приехать и хорошо провести время. Такой туризм хорош тем, что тебе не надо платить за аренду места. Ты можешь поехать летом на Алтай, потом к морю и тем самым увеличить отпускной сезон.

Анастасия Бражникова

бренд-директор маркетплейса авторских туров YouTravel.me

К путешествиям на автомобиле все уже давно привыкли, но с недавнего времени среди авторских туров на YouTravel.me стали появляться варианты с домами на колёсах. Наши пользователи отмечают удобство размещений в кемпингах, комфорт, гибкость локации. В целом на рынке спрос на такие туры подрастает с мая 2020 года — спасибо пандемии. Тем не менее, пока это всё еще нишевое приключение: у нас всего пять таких туров из 50 тыс., продажи по ним составляют 0,4% от общего объема. Но для туристов с запросом на независимость дома на колесах могут оказаться идеальным вариантом: нет необходимости в отелях, не надо подстраиваться под расписание поездов и самолетов.

Максим Мигунов

глава российского офиса сервиса по аренде и продаже автодомов Touring Cars Russia

Спрос на аренду и покупку автодомов растет снежным комом и будет расти дальше. В России, по нашим оценкам, основанным на данных ГИБДД, 5-7 тыс. автодомов на 140 млн человек, в Европе 5,9 млн — на 700 млн человек. По этим цифрам видно, что предел рынка в России еще далеко впереди.

Мы дружим с Dom&Go, но пока еще не разместились у них, так как сейчас высокий сезон, и у нас не хватает автодомов. Они, тем не менее, размещают фотографии наших автодомов у себя, чтобы прокачать рынок, посмотреть, как всё работает. Мы не против.

Сомневаюсь, что на этом рынке можно выйти на выручку в миллиард рублей. Не факт, что все 5–7 тыс. владельцев будут сдавать свои автодома в аренду. Сейчас арендный парк в России составляет всего около 300 домов.