Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Придумать

HackPack: Зачем Джастин Варилек сдает журналистов в аренду

HackPack: Зачем Джастин Варилек сдает журналистов в аренду
Фото: Глеб Леонов/Inc
В 2015 году американец Джастин Варилек запустил в России глобальную социальную сеть. Она связывает журналистов, фотографов и видеооператоров с редакциями, которые ищут профессионалов для выполнения отдельных заданий. Желая получить материал с места событий, медиа договариваются с корреспондентами-фрилансерами вместо того, чтобы отправлять собственных сотрудников (это долго и дорого). HackPack уже помог СМИ разных континентов осветить протесты в Армении, террористические атаки в Брюсселе, организовать интервью с Горбачевым и расследовать, как устроена банковская система Индии.

Сервисом пользуются 7 500 человек, большинство из них — журналисты (4 000), редакторы (960), фотографы (614) и операторы (298). В основном это русскоговорящие специалисты из стран бывшего СНГ, Южной Азии, США и Великобритании.

В ленте обновлений HackPack заказчики публикуют задания в конкретном регионе, а репортеры на них откликаются. Также пользователи размещают резюме и могут предлагать готовые фотографии, видео и тексты на продажу — такие посты бесплатные.
Позже на HackPack появятся платные типы аккаунтов — для пиарщиков, а также корпоративные — для эффективного управления внештатниками ($50 долларов в месяц для СМИ, $150 — для маркетинговых агентств). Сейчас социальная сеть зарабатывает на продвижении объявлений в соцсетях и e-mail-рассылках ($15 долларов за пакет услуг), размещении пресс-релизов и рекламе мероприятий (по $30 за пост). Кроме того, HackPack продюсирует материалы и подбирает журналистские команды для выполнения заданий, если редакция не хочет делать это самостоятельно. На самоокупаемость проект вышел осенью 2016-го, через год после релиза.

Как возникла идея

Варилеку — 27. Он учился в Дартмутском колледже на факультете международных отношений, выучил русский язык и переехал в Россию. Стажировался в «Мемориале», работал корреспондентом в The Moscow Times, где сетовал на бюрократию и отсутствие карьерных лифтов. Занимался коммуникациями в «Сколтехe», а затем вернулся в США, где стал местным директором коммуникаций Acronis. В 2014 году Джастин, живший в Бостоне, до глубокой ночи читал новости о революции и войне на Украине. Изучив журналистские группы на Facebook, он обнаружил огромный спрос на украинских репортеров, которые знают языки. Изданиям разных стран нужны были свежие фотографии и видео, а также прикладная информация, например, как пройти блокпосты.

Идея HackPack родилась во время революции на Украине: медиа всего мира искали местных репортеров, которые могут быстро попасть в центр событий, сделать фотографии и снять видео.

Фото: gettyimages.ru

Тогда Варилек задумал сделать глобальную сеть профессионалов, которая бы ускорила поиск корреспондентов на местах. Подобные сервисы уже существовали, такие как российские Nutcall и Pressfeed, однако они предоставляли только часть функционала HackPack:

— У нас четыре крупных конкурента: Blink (скорее для фотографий), PayDesk.co (скорее для текстов), WorldFixer и StoryHunter. Только последние могут сравниться с нами по качеству, но StoryHunter сосредоточен на видеоконтенте именно в США и не развивают глобальное сообщество. WorldFixer вообще скорее наши коллеги, нежели соперники.

Компанию зарегистрировали в Штатах, но развитие начали с российского рынка. Во-первых, у Варилека здесь были связи в медиа. Во-вторых, сотрудничество  с иностранными СМИ в России переживает кризис. В-третьих, Джастин прогнозирует большой спрос на услуги HackPack в ближайшие годы: редакторы будут искать репортеров к юбилею Октябрьской революции, выборам президента и чемпионату мира по футболу.

Откуда деньги

Стартовый капитал составил $50 000. 40% суммы — личные накопления Варилека «на черный день», с остальным помогли родственники. Первичные расходы сосредоточили на зарплате программистов и дизайнеров, покупке серверов, техники и маркетинге. Сотрудникам платили сразу, а вот на своей зарплате предприниматель экономил 2 года.

Дешевая рабочая сила также стала весомым аргументом к выбору страны для старта: в России хороший разработчик стоит $20 в час, а в Кремниевой долине — $150, уверяет Джастин. К тому же, через несколько месяцев после приезда Варилека в Россию курс рубля резко упал, его инвестиции в долларах увеличились вдвое (а зарплаты и стоимость техники — еще нет).

В сентябре 2016 года немецкий медиаинкубатор Project Flying Elephant вложил в HackPack €25 000, получив взамен 5% бизнеса. Штаб сервиса переехал из Москвы в Берлин.

— В России нет специализированных инкубаторов, связанных с медиа, СМИ и маркетингом, — объясняет Варилек. — Есть «общие» фонды, такие как ФРИИ, но они скорее ищут технологии, которые потом удобно продать Google или Cisco. Я сразу был нацелен именно на то, что называется smart money. Просто деньги мы могли бы взять и в банке. Важнее искать инвесторов, имеющих связи, влияние и интерес именно в медиаиндустрии. Гораздо проще убедить инвестора, когда он сам озабочен проблемами, которые вы хотите решить своим стартапом.

Лучший способ попасть в инкубатор — выйти на самоокупаемость, отмечает Джастин: тогда «все пускают слюни и практически сами несут деньги». Еще один урок из опыта HackPack — начинать общение с руководителями акселератора за месяцы до дедлайна по сдаче заявок. У организаторов обычно есть собственный шорт-лист, который они держат в уме, — в него надо успеть попасть. Если в инкубаторе услышат о проекте только во время рассмотрения заявки — шансы выиграть стремятся к нулю.

Во втором квартале 2017 года Варилек планирует привлечь еще $500 000 инвестиций.

Как росли, ошибались и работают

Фото: Глеб Леонов/Inc

Перед релизом проекта Варилек регулярно общался со знакомыми журналистами из Vice, The New York Times, Reuters, «Коммерсанта», собирал идеи и вербовал первых участников HackPack. По случаю запуска в Москве организовали презентацию, после которой о проекте написали «Афиша» и другие популярные медиа. За 5 дней в профессиональной соцсети зарегистрировались более тысячи профессионалов.

Сначала пользователи путались в избытке лент и вкладок сервиса, а трафик был меньше, чем ожидали.

— Один наш разработчик с самого начала предлагал сильно упростить интерфейс. Но я долго отказывался, у меня было жесткое представление о том, «как надо». Лишь спустя время я понял, что развитие всегда делится на этапы и нужны регулярные перемены. Мой совет — чаще проверяйте аналитику, получайте фидбэк ваших пользователей, прислушивайтесь к своей команде. И самое главное — не относитесь к проекту, как к ребенку: его точно придется резать и переделывать.

HackPack стремится к объективности контента репортеров, поэтому модерирует объявления и аккаунты, чтобы сервис не использовали в пропагандистских целях. Существует и система отзывов о работодателях, их видят все участники. Джастин также оставляет за собой право на бан в системе — правда, прецедентов пока не было.

Сейчас в команде HackPack 7 человек — Джастин, три разработчика и три директора по развитию: в России, Индии и испаноговорящих странах. В штате — только разработчики, остальные трудятся удаленно по сдельной системе оплаты.

Что дальше

Варилек считает, что HackPack поможет журналистам «сбежать» от недобросовестного заказчика. Бывает, что хорошие люди работают там, где нарушается журналистская этика, ведь всем надо зарабатывать на жизнь. «Если мы поможем корреспондентам получить финансовую независимость, они сами толкнут медиарынок к улучшению. Пропаганда становится неэффективной, если ее соглашаются делать только дилетанты. Примером необъективной журналистики тут служат MSNBC и Fox News», — говорит Варилек.

Пока основные объявления на HackPack — это заказы на подготовку видеоматериалов. Но в 2017 году команда планирует модернизацию: весной она громко заявит о себе на глобальном рынке, встроит механизм платежей в интерфейс, усовершенствует документооборот и запустит подписку на систему управления внештатными кадрами (Talent Management Service) для крупных компаний.

Также HackPack анонсирует новую программу закрытых встреч, они будут проходить каждые два месяца. В феврале в Москве запланирована лекция о том, как работать с открытыми источниками больших данных, типа Росреестра и Google Maps. В Берлине — о том, как создать собственное СМИ. В следующем году Джастин планирует достичь планки в 20 000 участников.

Сервис поучаствовал в раздаче микрогрантов репортерам совместно со Шведским институтом. Сейчас HackPack анализирует опыт. Если он будет удачным, микрогранты станут раздавать регулярно.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.