Придумать • 26 марта 2024
IT для всех: что такое открытые платформы и что с ними делают в VK Mini Apps
IT для всех: что такое открытые платформы и что с ними делают в VK Mini Apps
Текст: Наташа Покровская
Фото: VK
Технологии с каждым годом становятся все сложнее, а при этом работать с ними становится проще. Например, любой человек без специального образования может сделать функциональный IT-продукт — мини-приложение — благодаря открытому ПО, которым «поделился» крупный разработчик. Inc. поговорил с руководителем деврел-направления открытой платформы VK Mini Apps Дмитрием Задохиным о том, зачем подобные приложения бизнесу и для чего компании дают доступ к своим разработкам.
VK запустилила VK Mini Apps в августе 2018 года. Компания открыла пользователям доступ к интерфейсу для создания собственных приложений. Для этого достаточно просто следовать инструкции. Сейчас число уникальных пользователей, которые заходят на платформу, составляет 45 млн в месяц.
Открытые платформы — это простые веб-технологии, которые позволяют любому человеку без опыта в IT получить доступ к разработке и трафику: к пользователям и площадке, где можно публиковать свой продукт. При этом не нужно изучать какой-то дополнительный язык программирования.
Конечно, чем сложнее проект, тем больше нужно скилов, но по факту открытая технология позволяет любому человеку создать приложение. Например, чтобы попасть в стор VK Mini Apps, не нужно проходить какой-то особый отбор. Проектом можно поделиться в своем профиле, чтобы показать друзьям. Или попробовать создать сообщество вокруг своего приложения, чтобы им начали пользоваться сотни людей. Иными словами, открытые платформы дают легкий доступ к технологиям, на которых компания (или частный разработчик) делает свои собственные цифровые креативы.
Компании создают свои проекты. В основном это все, что связано с геймификацией, с какими-то игровыми механиками, чтобы развлечь пользователей. При этом отрасль может быть абсолютно любой. Например, туризм: всякие гиды по городу, где ты ходишь, получаешь задания, за это получаешь внутренние кейни-койны и потом меняешь их на билет в музей или еще куда-нибудь). Или образование: интерактивные квесты, квизы, и т. д.
Все, чем пользуются люди в обычной жизни в мобильных приложениях — доставка еды, покупка каких-то товаров, — можно упаковать в формат mini-app. Главное — подстроиться под аудиторию.
Разработчики — как физлица, так и бизнес — могут зарабатывать при помощи открытых платформ. Через мини-приложения можно продавать как физические товары, например какой-нибудь мерч, так и виртуальные ценности, например вебинар или электронную книгу.
А еще можно получать деньги с рекламы. При этом самому разработчику не нужно договариваться с рекламодателями, разрабатывать креативы, и т. д. Всем этим занимается сама платформа. В VK реклама еще и таргетированная: то есть аудитории того или иного приложения не будут показывать что-то рандомное и выбивающееся из круга ее интересов. Чем больше людей придет в приложение, тем больше его автор получит денег за рекламу. За 2023 год на платформе VK Mini Apps количество приложений, которые подключили себе рекламу, увеличилось на 950%.
В обмен на доступ к технологиям разработчик получает разнообразие контента внутри своей платформы. У соцсети (а точнее, у самой команды) ограниченные ресурсы — платформой VK Mini Apps занимаются 300 человек. Они не могут каждый день придумывать новые приложения. Кроме того, у них нет такого широкого кругозора, как у внешних разработчиков: те лучше понимают «локальные» потребности людей — больные места определенного города или бизнеса. Они создают необходимый продукт, и он появляется в экосистеме VK.
Пользователи радуются, что появляется приложение, которое будет для них полезным и практически применимым. Это удерживает их внутри соцсети: благодаря большому выбору активностей они проводят там больше времени. Кроме того, разработчики, которые добавляют себе в приложение рекламу, получают с нее деньги, а VK берет небольшую комиссию.
Есть разработчики, которые не зарабатывают ничего, они делают социальные проекты (благотворительность, экология, сбор мусора, поиск домашних животных). Эти проекты появились и благодаря открытым технологиям.
Сделать самое простое мини-приложение можно в одиночку. Инди-разработчики делают неплохие проекты и даже зарабатывают деньги. Но эта история не работает для всех: чтобы одному без команды создать качественное приложение, которое понравится людям, надо иметь всестороннюю экспертизу, в том числе в маркетинге.
Поэтому, если речь идет о серьезном проекте, лучше делать его в команде, применяя такой же подход, как в обычном IT-бизнесе. Проекту нужен руководитель, продакт-менеджер (его обязанности может взять на себя и CEO), а также дизайнеры и разработчики (фронтендеры и бэкендеры). Должны быть квалифицированные продакт-менеджеры. Вряд ли на эту роль подойдет программист. Человек, который пишет код, смотрит на продукт глазами разработчика: видит технические вещи, которые можно оптимизировать, но не всегда понимает потребности пользователей.
Чтобы проект взлетел, нужно хорошо исследовать аудиторию: понять, какая функция нужна людям, чем им будет удобно пользоваться. Люди без должной экспертизы часто могут ориентироваться на глобальные тренды рынка. Но важно учитывать, что общие тенденции могут быть не актуальны, например, для определенного региона или социальной группы.
При этом не нужно собирать огромную веб-студию из 30-40 человек. Пяти-семи разработчиков будет достаточно, чтобы сделать хорошее мини-приложение, которые выдержит многотысячные нагрузки.
Не все дозволено. Для внешних разработчиков есть ряд ограничений, которые связаны в основном с безопасностью. Например, VK не дает доступ ко всем данным пользователя. Доступны только те, которые пользователь сам открыл в своем профиле: имя, друзья, подписки, какие-то интересы, и т. д. — эту информацию разработчик может проанализировать. Но какие-то внутренние данные, например переписки, данные о геолокации тоже недоступны, если пользователь сам не разрешил отслеживать свое местонахождение.
Очень часто разработчики просят информацию с трекеров или с чего-то подобного, но им отказывают, потому что это небезопасно, так как можно вычислить маршрут пользователя, понять, где живет, куда ходит на работу. В мире много злоумышленников, поэтому нельзя раскрывать все данные.
А еще есть внутренняя модерация. Администрация банит приложения, которые содержат неэтичные высказывания, призывы к неправомерным или агрессивным действиям, и т. д. Это единичные случаи, но они бывают. Перед созданием проекта каждый автор подписывает оферту, где прямо на самой первой странице написано, что он обязан соблюдать законодательство и этику общения с людьми.
Мини-приложения стимулируют глобальный IT-рынок к развитию. Крупные игроки вынуждены конкурировать с большим количеством небольших разработчиков, предлагающих инновационные решения. Это стимулирует их к постоянному развитию и совершенствованию своих платформ.