В январе 2015 года рекламный продюсер Михаил Мень и продакшн-менеджер Никита Курьянов запитчили арт-директору Александру Елисееву идею построить бизнес на старинном способе высокой печати. Александр к тому моменту успел купить свой первый станок, освоить технологию, сменить два помещения, разойтись с первым партнером, набрать клиентов через «сарафанное радио» — и печатал небольшие заказы от малых бизнесов и частных клиентов. Сегодня Hardcore Studio — это печатная мастерская полного цикла с упором на аналоговые технологии. Основные продукты студии — премиальные визитные карточки, корпоративные и свадебные приглашения, открытки, элементы фирменного стиля, постеры, меню для ресторанов и многое другое.
Первые полгода Никита и Михаил днем работали на основной работе и набирали клиентов через знакомых, а вечером приходили к Александру — печатать, резать, клеить, упаковывать. Никита ушел с работы в сентябре, Михаил — в октябре.
«Пока мы не обросли сотрудниками, печатали все сами, — говорит Никита. — Зачастую приходилось оставаться по ночам на большие, сложные тиражи. Мы называли это «дурными сутками». 11 вечера, с утра сдавать тираж, а мы только начинаем приладку. Ломается клише, уже ночь — и ничего не сделаешь. Мы находим в одной из каморок завода фрезеровщиков, которые за 40 минут вытачивают новое клише. Правда, однажды утром мы пришли на работу, а на стене страшный нагар. Оказалось, фрезеровщики устроили там пожар. Это было последней каплей: мы решили — переехать».
В 2016 году Hardcore Studio переехала на Яузу. За год к команде присоединился дизайнер, печатник, менеджер, который ведет частных клиентов, специалист по продажам. Краткосрочной задачей стало уйти от практики «дурных суток»: за счет привлечения новых людей и оптимизации производственных процессов успевать в сжатые сроки выполнять заказ, не теряя в качестве и не ночуя у станка.
Высокая печать — технология, изобретенная Иоганном Гутенбергом; оставалась единственным тиражным методом печати до середины XX века, когда ее сменила офсетная печать, позволившая сильно снизить расходы и увеличить скорость производства больших объемов печатной продукции. «Высокой» она называется потому, что все печатающие элементы, на которые наносится краска, — текст, графика — на печатной форме находятся выше пробельных.
Источник: данные компании
тыс. руб. — крупный заказ.
млн руб. — месячный оборот.
рабочих дней занимает печать с момента утверждения макета.
— количество сотрудников (не считая партнеров).
МЛН РУБ. — первоначальные инвестиции.
Около 20% выручки студии приносят большие клиенты — ивент-агентства и дизайн-студии. Первым большим клиентом стало агентство Departament: им очень срочно нужно было напечатать приглашения на вечеринку по случаю перезапуска КиноПоиска. Новый дизайн, печать в 4 краски — приглашения были готовы за сутки. КиноПоиск так и не перезапустился, но сотрудники Departament запомнили, что студия может быстро выполнить сложный заказ. Характерная черта ивент-бизнеса — высокая текучка, люди часто переходят из одного агентства в другое, — так слава Hardcore Studio добралась до всех основных игроков ивент-рынка: Eventum Premo, Departament, Louder, «Подъёжики», RSVP.
«Мы вовремя сообразили, что есть большой потенциал в работе с корпоративными клиентами и наши услуги нужны не только конечному покупателю. Это обеспечило наше развитие, ведь многие конкуренты по технологии сконцентрированы на открытках и визитных карточках».
Стало ясно: чтобы занять нишу срочных объемных заказов, нужно собирать все процессы под одной крышей. Так у Hardcore Studio появились машина для склейки бумаги и машина для вывода форм, которая экономит им около суток. Для обслуживания ивент-бизнеса, где заказы часто формулируются как «мы все утвердили, надо — вчера», это оказалось решающим преимуществом.
«Мы все время ищем новые технологии, комбинации, материалы: есть, например, бумага, которая при горячем тиснении становится прозрачной по месту оттиска. Или краски, которые исчезают от температуры тела: было черное, прикоснулся — стало прозрачное. Дизайнер, который не связан с производством, не знает об этом и не может удивить, предложить не плоское решение в рамках концепции, а мы держим в голове эти примочки — и в нужный момент достаем из рукава».
Команда уже предоставляет некоторым клиентам полный креативный цикл от идеи до результата. В студию можно зайти на любом этапе цикла:
В Москве всего несколько студий высокой печати. Найти людей, которые разбираются в вымершей технологии, — непростая задача. Все сотрудники студии пришли случайно: кто-то увидел пост в фейсбуке, кто-то зашел на «Приладку» — ежегодную вечеринку во дворе Hardcore Studio. Средний возраст сотрудников — около 30-ти.
«На днях искал сервисного инженера для обслуживания печатного станка. Спросил у знакомых, и в основном ответ такой: все на пенсии».
Основной канал для привлечения больших клиентов — по-прежнему «сарафанное радио» и партнерства с индустриальными премиями и мероприятиями для ивент-агентств. Контекстная реклама работает на привлечение частных заказов, а мастер-классы на принтмаркете «Вкус бумаги» и вечеринка «Приладка» — помогают найти людей, которые могут стать сотрудниками студии.
В прошлом году Hardcore Studio потратила 1,2 млн руб. на развитие. Студия расширяется с ростом оборота и сейчас занимает 150 кв. м на Экспериментальном Заводе. В планах развития — сервисы для разных категорий клиентов, от онлайн-заказа свадебных приглашений до полного цикла обслуживания ивент-агентств. Новые клиенты и новые ниши — новый фокус для ручного, почти семейного производства.