Придумать Партнерский материал

Кейс «НАСТЭК»: создать высокотехнологичный продукт, не привлекая инвестиций

Кейс «НАСТЭК»: создать высокотехнологичный продукт, не привлекая инвестиций

Несколько лет назад компания «НАСТЭК» нашла на конкурсе студенческих работ разработку, в которую решила вложиться. TAU Tracker может стать контроллером для геймеров или инструментом для проектировщиков, работающих с 3D-моделями, им интересуются производители VR-шлемов и комплексов для реабилитации после инсульта. Но чтобы только создать прототип, компании предстояло определиться с перспективными рынками, получить обратную связь от потенциальных покупателей (в этом помогла победа в Open Innovations Startup Tour и Startup Village) и найти баланс между наукой и коммерцией. Гендиректор «НАСТЭК» Илья Котов рассказал Inc., почему не торопится привлекать сторонние инвестиции, как увлеченность стартапа наукой может помешать бизнесу и что делать, если вы остались единственным сотрудником в компании, а вас пригласили в зарубежный акселератор (попросите знакомого сыграть роль участника команды).


TAU Tracker — носимый гаджет для захвата движения — руководители компании «НАСТЭК» увидели на конкурсе программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Разработчику — студенту Тихоокеанского государственного университета — предложили должность технического директора компании и предоставили условия для научных экспериментов. Разработка шла с переменным успехом, команда то и дело сталкивалась с трудностями. «Понятно почему — никто раньше магнитно-инерциальный способ передачи информации не применял», — говорит гендиректор «НАСТЭК» Илья Котов.


Как работает TAU Tracker

TAU Tracker можно надеть на кисть — и 3D-модель руки на экране компьютера воспроизведёт движения каждого пальца. Сама по себе технология захвата движения не нова и давно используется, в анимации и игровой индустрии например. Особенность этой разработки — совмещение разных способов передачи информации от датчиков (магнитного, который непрерывно считывает информацию о положении объекта в пространстве, и инерциального, который «предугадывает» траекторию движения объекта, основываясь на законах физики): это, как утверждают в компании, позволило усовершенствовать и удешевить технологию.

Виртуальная модель жила своей жизнью, не слушаясь датчиков, — оказалось, где-то был неисправный контакт. Автор разработки хотел заниматься не бизнесом, а наукой, — с ним пришлось расстаться. Текучка кадров привела к тому, что Котов остался единственным сотрудником компании в тот момент, когда она прошла в финский акселератор Startup Sauna, — пришлось просить знакомого бизнесмена сыграть роль технического директора. Перебравшись в Москву, стартап поначалу не имел денег на аренду, — пришлось работать в офисах дружественных компаний: «Работали на их площадях, пока никто не видел. Так несколько месяцев и проскитались», — вспоминает Илья Котов.

Впрочем, брать деньги со стороны Котов не хочет, заявляя, что на разработку TAU Tracker «НАСТЭКу» хватает (в закупку комплектующих, промышленный дизайн, производство прототипов, зарплаты, участие в выставках и аутсорсинг материнская компания «Континент-Тау» вложила около 17 млн рублей). Но любой высокотехнологичный стартап буксует без постоянного обмена информацией и мнениями, без обратной связи и общения с потенциальными партнёрами, — все это «НАСТЭК» нашёл в Сколково, резидентом которого стал в 2015 году. А ещё компания победила в Open Innovations Startup Tour и приняла участие в самой крупной стартап-конференции России — Startup Village.


TAU Tracker в цифрах

Источник: данные компании


$600

будет стоить версия трекера для двух рук.


>$1

тыс. ожидаемая цена «фулбоди-версии» трекера для захвата движений всего тела.


11

человек занимаются разработкой (5 в Сколково, 2 на аутсорсе в Санкт-Петербурге, еще 4 привлекаются «по мере необходимости из хабаровских трудовых резервов») .


3

млн рублей «НАСТЭК» заработала в прошлом году на продаже лицензии неисключительных прав на свою технологию.


17

млн рублей вложила в разработку и продвижение устройства материнская компания «Континент-Тау».

Конкуренты не дремлют: нашли способ рассказывать о разработке так, чтобы сохранить все секреты

В Китае говорят: «Если тебя не копируют, скорее всего, ты никому не нужен». Даже мировые корпорации пытались узнать наше ноу-хау. А на одного крупного игрока IT-индустрии, с которым мы вели переговоры о сотрудничестве, нам пришлось подать заявление в патентное ведомство США о нарушении наших интересов. Хотя мы не можем со 100 %-ной уверенностью говорить именно о воровстве технологии, безусловно, мы отстаиваем свои интересы и в России, и за рубежом.

Чтобы противостоять воровству наших идей, мы руководствуемся двумя правилами. Первое: сделай так, чтобы твоя идея совершенствовалась быстрее, чем кто-то сможет ее скопировать. Второе: наша технология настолько сложна, что мы раскрываем ее особенности, ориентируясь на каждого конкретного собеседника, и предоставляем такой объем информации, который не позволит скопировать разработку в ее текущем виде. На переговорах с одним из очень известных вендоров были инженеры, которые тщательно записывали и фотографировали технические особенности нашей разработки, — в результате нам просто пришлось немного исказить свои наработки.


Споткнулись, упали — встали, пошли дальше

Нельзя стремиться объять необъятное и пытаться понравиться всем. Однажды (еще до истории с трекером) мы на этом больно обожглись: разрабатывали контроллеры TAU-G и хотели сделать идеальный продукт, который подошел бы всем потенциальным заказчикам. Пока мы работали над этой задачей, конкурент из Тайваня выпустил на рынок похожее устройство, — оно проще, но дешевле нашего. После этого мы свернули свою разработку, но получили бесценный опыт.

С автором технологии TAU Tracker, который хотел продолжать исследования, пришлось расстаться. Стартап имеет ограниченные ресурсы, поэтому, на мой взгляд, нужно сначала довести до коммерциализации одну разработку и на прибыль от нее приступать к следующей. Мы разошлись во мнениях: он принял решение остаться в науке и фактически погрузиться в еще одну научную разработку, а я остался в коммерции.

Сотрудничество с Autodesk (один из крупнейших в мире разработчиков инженерного ПО, — Inc.) у нас не сложилось. Они вышли на нас и сделали предложения по сбыту нашего трекера. Мы с ними переписывались, но так и не нашли точек, в которых стали бы полезны друг другу.

Из одного акселератора, куда мы подавали заявку, пришел удивительный ответ в духе «вы слишком классные, но вам отказано». Я спросил, что нужно улучшить, но так и не получил ответ. Это забавно, но, оказывается, и такое бывает.

«Добавили чувств» в заявку: стали резидентом Сколкова

Многие инноваторы боятся громко заявлять о своих идеях, но это неправильно. Потому что идея, которую можно скопировать и реализовать лучше, чем это сделал бы ты сам, — не самая удачная затея. Но если ты веришь, что твоя бизнес-идея сделает людей лучше, готов быть на шаг впереди конкурентов и стремишься радовать своих клиентов — любые копирования твоей идеи будут бесполезны.

Фото: Никита Бережной/Inc.

Мы несколько раз участвовали в стартап-туре, да и резидентом Сколкова стали только с третьей попытки. Но все эти неудачные попытки нам очень помогли. Когда тебя хвалят — ты не знаешь, что улучшать. А вот критика, напротив, дает возможность усовершенствовать продукт или бизнес-модель. Бывает, конечно, и у нас руки опускаются из-за неудач. Но мы не такие: «В буре лишь крепче руки…»

В первый раз мы включили в заявку только технологию — без продукта. Во второй ушли в другую крайность — предложили сразу несколько вариантов продукта. Никто не хочет додумывать

идею за тебя —продукт коммерциализировать легче. Но и слишком широкие возможности для реализации — ошибка.

Самый хороший совет нам дали в Дальневосточном представительстве Сколкова: заявка должна «вызывать чувства», а достижения команды — быть измеримыми. «Вот заходим мы к вам в офис и видим классную команду, множество патентов и дипломов… А читаем заявку — и не видим ничего столь же крутого: все поля заполнены формально», — сказал нам один из тех, с кем мы советовались. Мы отредактировали заявку — и все получилось.

Пообщались с коллегами по стартап-туру: определились с приоритетами

После победы в в Open Innovations Startup Tour и Startup Village в 2014 году на нас посыпались предложения от потенциальных партнеров (сейчас их уже более 50). Московская Total Vision планирует применять нашу технологию в шлемах виртуальной реальности, хельсинская Betterday — в комплексе для реабилитации больных, перенесших инсульт. Есть запросы от производителей систем автоматизированного проектирования и программирования производственных процессов. От производителей аттракционов, представителей индустрии развлечений.

У нас было несколько разных идей коммерциализации, но после анализа рынка и общения с коллегами на Startup Village мы пришли к выводу, что наибольшие возможности для зарабатывания денег — на рынке виртуальной реальности.

Сейчас главная задача — интеграция технологии в 3D-приложения различных производителей. На первом этапе проще зайти на рынок через b2b-сектор. После этого начнем готовить версию трекера для b2c. На потребительском рынке это может быть игровой контроллер, устройство ввода для систем автоматизированного проектирования и работы с 3D.

Фото: Никита Бережной/Inc.

Планы: не продавать, а «допилить» — и выйти на западный рынок

Сейчас наш сайт о трекере — только на английском языке. Мы действительно рассчитываем на Северную Америку, Азию и Европу — там и публика платежеспособная, спрос на подобные устройства выше, и IT-индустрия более развитая. Уже скоро начнем собирать на сайте предзаказы.

Фото: Никита Бережной/Inc.

Мы стараемся не продавать трекер сейчас. Изготовили всего несколько экземпляров, но они имеют высокую себестоимость. Работаем над улучшенной версией трекера на обе руки, затем приступим к «фулбоди-версии» для захвата движений всего тела. Зато даем свои трекеры партнерам для тестирования — так честнее, да и полезнее для нас: тестовые испытания помогают найти удачные кейсы использования трекера.

На прибыль выйдем, когда продукт будет готов к продажам. Пока продаем лицензии неисключительных прав на технологию. За прошлый год наш доход увеличился в 5 раз — с 600 тыс. рублей до 3 млн рублей.

У нас достаточно своих ресурсов, чтобы дойти до стадии продаж, поэтому от предложений инвесторов мы пока отказываемся, — на ранних стадиях из-за высоких рисков компанию оценивают гораздо дешевле, чем на более поздних. К тому же большое число бенефициаров впоследствии усложнит переговоры с возможными стратегическими инвесторами. Но уже летом этого года мы надеемся представить на Startup Village новую версию трекера — вот тогда и рассмотрим предложения инвесторов.