Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Придумать

Магия Джека: Как основатель Alibaba создал конкурента Силиконовой долины стоимостью $266 млрд

Магия Джека: Как основатель Alibaba создал конкурента Силиконовой долины стоимостью $266 млрд
Изображение: Издательство «Эксмо»
Бывший учитель английского Джек Ма не похож на корпоративного титана. Тем не менее основанная им компания Alibaba — это крупнейший виртуальный торговый центр в мире. С самого начала Джек обещал повергнуть гигантов Силиконовой долины. В стенах его скромной неотапливаемой квартиры эти слова звучали странно. О том, как ему удалось реализовать обещанное, рассказывается в книге Дункана Кларка «Alibaba. История мирового восхождения», которая вышла в издательстве «Эксмо».

Alibaba был запущен в Ханчжоу с помощью друзей, коллег Джека и всех, кто его поддерживал, включая нескольких человек, присоединившихся к нему из China Pages и Infoshare. 21 февраля 1999 г. Джек собрал совещание в своей квартире, расположенной в Ханчжоу, Lakeside Gardens. Уверенный в своем будущем успехе, он организовал съемку этой встречи. Присутствующие расселись полукругом вокруг Джека, некоторые из них не снимали пальто из-за того, что в квартире было прохладно. Джек попросил своих гостей подумать о том, к чему придет Alibaba через пять–десять лет. Отвечая на этот вопрос сам, он сказал: «Наши соперники находятся не в Китае, а в Силиконовой долине… Мы должны позиционировать Alibaba как международный веб-сайт».

Реальность была такова, что Джек, не успев на «игру порталов» (когда все создавали порталы), — а теперь его превосходили Sina, Sohu и NetEase, — должен был найти свою нишу на китайском интернет-рынке. Порталы пытались захватить все большее количество индивидуальных пользователей, приходящих онлайн, а Джек собирался придерживаться того, что лучше всего знал: малого бизнеса.

Джек находил вдохновение в своем любимом фильме «Форрест Гамп», где главный герой делает состояние на ловле креветок после шторма, и, в отличие от сайтов b2b (бизнес — бизнесу) в США, которые фокусировались на крупных компаниях, он решил сосредоточиться на «креветках»: «Американские b2b-сайты — это киты. Я не знаю никого, кто бы сделал деньги на китах, но видел многих, кто заработал на креветках».

***

Помимо прочего, Джек хотел, чтобы его заметили в Силиконовой долине. В 2000 году, вскоре после привлечения 20-миллионной инвестиции от SoftBank, он направился в Калифорнию, Санта Клара, — в Yahoo. Целью поездки являлось предложение Джону У — исполнительному директору Yahoo, с которым Джек познакомился во время работы в China Pages, — должности технического директора Alibaba.

Основатель Alibaba Джек Ма (второй слева) с сотрудниками

Фото: Andrew Burton/Getty Images

Это был очень амбициозный шаг. Джек предлагал Джону уменьшить зарплату на 50% и покинуть самую яркую компанию в Силиконовой долине ради рискованного стартапа в Ханчжоу. Джон выразил Джеку свои опасения, и позже он вспоминал: «У Yahoo дела шли хорошо, мои родители переезжали в США, так что я не рассматривал эту возможность всерьез». Особенно он был заинтересован в том, чтобы его семья не возвращалась обратно в Китай.

Вместо этого Джек предложил ему возглавить R&D команду Alibaba в городе Фримонт в Калифорнии. На такое предложение Джон согласился. Джек, по профессии преподаватель английского языка, хотел быть уверен в том, что его незнание технологий не коснется Alibaba: «Первоклассной компании нужны первоклассные технологии. Когда придет Джон, я смогу спать спокойно». Кроме того, Джон У в команде Alibaba давал Джеку возможность привнести в компанию еще немного волшебства Yahoo.

Сидя рядом с Джеком на пресс-конференции, Джон говорил об Alibaba как о новой разновидности Yahoo: «Поисковая система Yahoo определила то, как миллионы людей пользуются Интернетом. Теперь платформа электронной коммерции Alibaba фундаментально изменит то, как люди ведут бизнес онлайн». Los Angeles Times отреагировала на происходящее следующим образом: «Способность китайского стартапа переманить одного из ключевых игроков Силиконовой долины может укрепить претензии Китая на статус высшей интернет-инстанции для лучших умов в отрасли».

Джон смело перешел из Yahoo в Alibaba, потому что, по его словам, идея Alibaba была оригинальна. «Если вы посмотрите на другие ведущие интернет-компании Китая, — сказал он, — почти все они них копируют бизнес-модели, уже существующие на рынке США». Ширли Лин из Goldman Sachs привлек в Alibaba ее национальный колорит. И Джон У говорит о том же: «Многие интернет-компании создают люди, учившиеся в США и вернувшиеся в Китай… Джек Ма другой. Он в Китае всю жизнь».

***

Джек понял, что, если он хочет когда-либо получить венчурный капитал или догнать «пионеров порталов», дистанция с которыми все более увеличивалась, ему придется постараться. Чтобы Alibaba процветала, ему нужно внедрять жесткую корпоративную этику и обеспечить полный разрыв отношений с бюрократической культурой, которую он и некоторые его коллеги только что оставили в Пекине. Джек убеждал тех, кого он собрал в своей квартире, «познать жесткий характер работы Силиконовой долины… если мы будем приходить на работу к 8 утра, а отправляться домой в 5 вечера, то высокотехнологичной компании не получится, и Alibaba никогда не придет к успеху».

Джеку нравилось возводить компании Силиконовой долины на пьедестал, но также ему импонировало поддерживать команду, говоря, что Alibaba способна обыграть их: «Американцы сильны по части „железа“ и систем, но в программном обеспечении и информационном менеджменте китайцы им ничуть не уступают… Я верю, что каждый из нас может стоить десяти американцев».

Alibaba формировалась в то время, когда стоимость акций дотком-компаний заставляла даже его преданных коллег волноваться о том, что пузырь скоро лопнет. Беседуя с ними в своей квартире, Джек пытался их успокоить: «Достиг ли Интернет своего пика? Достаточно ли мы сделали?.. Не волнуйтесь. Я не думаю, что мечта об Интернете лопнет. Но нам придется заплатить достаточно высокую цену в последующие три–пять лет. Это для нас единственный способ преуспеть в будущем».

Для того чтобы сплотить команду, Джек поставил цель — выйти на IPO в течение трех лет. «Однажды мы станем компанией, включенной в список торгов, и тогда каждый из нас получит… не такую квартиру, а 50 квартир, как эта. Даже если мы проиграем, у нас все равно останется команда. Мы все равно поддержим друг друга. Так чего вы тогда боитесь?»

Основатель Alibaba Джек Ма (в центре) празднует выход компании на IPO. Нью-Йоркс­кая фондовая биржа, сентябрь 2014 года

Фото: Andrew Burton/Getty Images

Хотя Джек с женой Кэйти были главными владельцами акций компании, Alibaba основали в общей сложности 18 человек, шесть из которых женщины. Никто из них не являлся представителем привилегированного круга, не оканчивал престижных университетов и не работал в известных компаниях. Это была команда «обычных» людей, связанных между собой энергией Джека и его нетрадиционными стратегиями управления.

Чтобы взрастить корпоративный дух, Джек обратился к своим любимым романам Цзинь Юна и дал каждому из сотрудников свое командное имя. Себя он назвал Фэн Цин-ян. В романе Swordsman это живущий уединенно мастер кунг-фу, который готовил юных учеников стать героями. Как бывший учитель, Джек идентифицировал себя с таким персонажем и его «непредсказуемым, но заботливым» характером.

Мантра Джека

Пожалуй, самая известная заповедь Джека Ма, которую знает каждый сотрудник Alibaba, звучит так: «В первую очередь — клиенты, во вторую — сотрудники, в третью — акционеры». Это философия компании Alibaba, созданная Джеком.

Клиенты, особенно «креветки», стоят в ней на первом месте. Когда журналист Чарли Роуз спросил Джека, считает ли он себя проповедником малого бизнеса, тот ответил утвердительно: «Я твердо верю в это. Это моя религия». Большая часть малого бизнеса в Китае не просто использует сайты Alibaba как канал маркетинга, но и в плане дохода полностью зависит от них. Джек всегда настаивал на том, чтобы большинство сервисов Alibaba были бесплатными.

Сотрудники компании, как следует из философии Джека, идут на втором месте после клиентов, однако его способность мотивировать свою команду для преодоления трудностей всегда имела решающее значение для успеха Alibaba. Джо Тсаи, вспоминая свое впечатление от общения с самыми первыми сотрудниками Alibaba в 1999 г., без колебаний описывал их как «последователей», и некоторые из этих сотрудников к тому моменту уже «следовали» за Джеком не один год. Джек не скрашивает испытания для своих сотрудников. Одно из его любимых воззваний к своим подчиненным, являющееся, кроме того, частью его «комедийной» рутины, звучит так: «сегодня — жестко, завтра — еще жестче, но послезавтра — прекрасно. Тем не менее большинство людей умрут завтра ночью».

И, наконец, третьи в рейтинге Джека — акционеры. Он не собирается отказываться от своих высоких амбиций под краткосрочным давлением, вызванным необходимостью генерировать прибыль. На публике Джек любит высмеивать своих акционеров и инвесторов — средство для поднятия своего рейтинга в обращении со своими подчиненными и широкой общественностью. Когда в 2009 г. цена акций первого проекта Alibaba, alibaba.com, падала на фондовом рынке, Джек объявил во всеуслышание на рок-концерте для сотрудников компании: «Пусть инвесторы Уолл-стрит проклянут нас, если захотят!» Нетипичное поведение для топ-менеджера официально зарегистрированной на бирже компании.

Тем не менее, несмотря на популистскую риторику, Джек прилежно создавал для сотрудников компании и долгосрочных акционеров возможности с регулярностью примерно раз в четыре года или около того получить выгоду от продажи их акций. Инвесторы, которые поддерживали Alibaba на ранней стадии ее развития и остались с компанией на годы, были щедро вознаграждены, не говоря уже о широком круге инвесторов, которые купили акции компании в период пика после первичного размещения акций.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России