Придумать • 10 августа 2022

Причинить добро. Как владелец туристической компании подсадил москвичей на беговые экскурсии и зачем тратит прибыль на инвалидные коляски

Причинить добро. Как владелец туристической компании подсадил москвичей на беговые экскурсии и зачем тратит прибыль на инвалидные коляски

Текст: Джейхун Мамедов

Фото: Фонд «Больше чем можешь»


Вадим Зеленский больше 20 лет развивал бизнес в сфере корпоративного туризма, довел годовую выручку до 500 млн руб. и чувствовал себя прекрасно — пока однажды не наткнулся в сети на мотивационное видео. Оно рассказывало об американском мальчике с диагнозом ДЦП и его отце, которые с помощью специальной инвалидной коляски и другой техники бегали марафоны, участвовали в заплывах и велогонках. Зеленский понял, что должен развить такую же историю в России, и основал благотворительный фонд, который помогает людям с любым состоянием здоровья заниматься спортом.

Чтобы спасти фонд от закрытия во время пандемии, предприниматель начал проводить беговые экскурсии по Москве. За полтора года они принесли ему 1,5 млн руб. и превратились в самостоятельный проект, на который подсели сотни москвичей, — но зарабатывать на этом Зеленский не планирует.

Пятница, разгар лета, 8 утра. Пока большинство москвичей досматривают последний сон, корреспондент Inc. стоит у пустующего входа в фудмолл «Депо». Но не для того чтобы позавтракать бриошью со страчателлой, а чтобы пробежать первые в жизни 6 км, слушая историю районов Миусы и Новая Слобода. В компании бегунов еще семь участников, не считая собаки.

Первые 15 минут беговой экскурсии (именно так называется то, что происходит) уходят на попытки сориентироваться в пространстве, — нужно следить за темпом бега (6 мин. 30 сек. на 1 км), направлением маршрута и при этом улавливать смысл того, что говорит в наушнике голос экскурсовода. С последним справляться получается откровенно плохо.

Дальше — хуже: голову заполняют мысли о том, как дожить до финиша, надежду вслушаться в речь экскурсовода можно хоронить. Настоящий ад начинается возле театра Российской Армии. Антураж соответствующий — сначала дом Достоевского, потом Центр фтизиопульмонологии (господи) и, наконец, скульптура Венички Ерофеева из «Москва–Петушки». Так же, как и герой поэмы, корреспондент Inc. уже не разбирает, куда направляется, но знает, что в конце концов окажется там, откуда начал, — в «Депо».

Финиш, облегчение, гордость за себя. Видимо, выглядит автор неважно, — экскурсовод ловит его на выходе из раздевалки со словами: «Не переживай, ничего от такой нагрузки не случится. Чувствуешь, что тяжело, — просто продолжай бежать».

Так выглядит изнутри новое для Москвы развлечение — беговые экскурсии Zelenski Running Tours от Вадима Зеленского. Нет, не родственника украинского президента, а российского предпринимателя, который с конца 90-х занимается корпоративным туризмом, а теперь еще и социальным бизнесом. Его компания ZCTS (Zelenski Corporate Travel Solutions) одной из первых в стране начала организовывать туры для сотрудников корпораций и небольших компаний. В 2018 году, по данным СПАРК, этот бизнес принес Зеленскому около 500 млн руб. выручки. Но не принес полного удовлетворения от жизни.

Чтобы это исправить, предприниматель организовал благотворительный фонд «Больше чем можешь», который помогает приобщиться к спорту всем желающим вне зависимости от состояния здоровья. Спасти свое детище от кризиса, спровоцированного пандемией, ему помогли авторские беговые экскурсии по Москве. К этой идее предприниматель шел (а точнее — бежал) долго, но интересно. Вот его история.

Спринт в новую жизнь

49-летний предприниматель Вадим Зеленский выглядит сильно моложе своих лет. Это субъективное впечатление подтверждает генетический тест, который Зеленский прошел ради любопытства: оказалось, что его биологический возраст на 10 лет меньше фактического. В свои реальные 39 лет Вадим вел «обычный предпринимательский образ жизни» — приходил на работу, когда хотел, а вечером выпивал немного вина. Держа в руке очередной бокал, он листал ленту Facebook*, где всё чаще мелькали фотографии друзей-бегунов, которые хвастались первым полумарафоном или спринтом в триатлоне. «В какой-то момент частота таких постов стала пугающей. На это невозможно было смотреть, — рассказывает Зеленский. — Я решил сдаться и написал другу: „Куда бежать?“ Мне ответили: „Ну, как куда? В I Love Running!“».

I Love Running (сейчас I Love Supersport) — одна из первых спортивных школ в России, в которой бегать учат с четко поставленной в самом начале пути целью. Благодаря этой системе Зеленский в сентябре 2014 года пробежал свои первые 10 км в рамках Московского марафона. «В процессе я испытал массу позитивных эмоций. Сразу после финиша возник вопрос: „Что следующее?“ — вспоминает предприниматель. — Я понял, что втянулся».

Неограниченные возможности

Следующие 10 лет Зеленский строил любительскую спортивную карьеру — сначала просто в беге, потом в триатлоне. Пиком его достижений стала половина дистанции Ironman (заплыв на 1,9 км, велогонка на 90 км и бег на 21,1 км), которую Вадим преодолел в 2015 и 2016 годах.

Примерно в то же время произошло событие, перевернувшее отношение Зеленского к спорту. В сети он наткнулся на мотивационное видео о Дике и Рике Хойтах — отце и сыне, которые вместе преодолели полную дистанцию Ironman. Казалось бы, ничего необычного — за исключением того, что у Хойта-младшего с рождения диагностирована тяжелая форма ДЦП.

Когда Рик учился в школе, он попросил отца поучаствовать с ним в благотворительном забеге. 36-летний полковник в отставке Дик Хойт, который раньше никогда не бегал, удивился, но согласился. Рик сидел в инвалидной коляске, а Дик толкал ее перед собой. Рик был в восторге от того, как всё прошло, и сказал после забега: «Папа, я чувствую себя здоровым, когда мы бежим». Тогда Дик начал ежедневно бегать с мешком цемента в коляске, пока его сын был в школе, и в результате натренировался так, что мог пробежать с нагрузкой 5 км за 17 минут.

С 1977 по 2014 год команда Хойтов приняла участие более чем в 1,1 тыс. гонок, включая 72 марафона и шесть соревнований Ironman. Чтобы преодолевать водную часть дистанции, Дик обвязывался веревкой и тянул с ее помощью лодку, в которой сидел его сын. Во время велогонки они использовали специальный тандемный велосипед. В 2008 году Хойтов включили в Зал славы Ironman, а в 2013 году на месте старта Бостонского марафона появилась их бронзовая статуя.

«Каждый американец знает команду Хойт — это национальные герои. Понятно, что Рик в итоге не встал с коляски, но он получил другую жизнь», — говорит Зеленский. В России подобных историй нет: людям с ДЦП недоступна социализация такого уровня. И Зеленский решил это исправить.

Видео о семье Хойтов попалось на глаза Зеленскому как раз в тот момент, когда он начал задумываться о системной помощи другим. «Цели достигнуты, основные потребности удовлетворены, и хочется „причинить кому-нибудь добро“», — объясняет предприниматель.

Начал Зеленский с участия в благотворительном забеге «Бегущие сердца» в паре с мальчиком Глебом Гришановым, у которого диагностирован ДЦП. А в 2018 году решил создать собственный фонд, который будет продвигать идею того, что спортом может заниматься каждый — вне зависимости от диагноза.

Фонд получил название «Больше чем можешь». Зеленский собрал небольшую команду волонтеров, взял под опеку несколько человек с ограниченными возможностями и купил пару специальных беговых колясок. Первый год инициативу финансировал он сам из личных средств, а после первых публичных соревнований появились взносы от доноров.

Фонд «Больше чем можешь» в цифрах:


70

подопечных.


250

волонтеров.


27

беговых колясок.


100 тыс.

км пробежали подопечные фонда с помощью волонтеров.

Пережить пандемию

Идею Зеленского поддержали легендарные Хойты: в 2018 году Вадим прилетел в Бостон и во время этого визита познакомился с семьей спортсменов. Тогда Дику было уже 78 лет (он скончался в 2021 году), а Рику — 56 лет. «Нас тепло приняли — и Хойты, и команда их предприятия, которое занималось производством беговых колясок», — вспоминает Зеленский. Пару новых колясок он привез в Россию, чтобы использовать их как образцы для запуска локального производства в будущем.

За первые два года работы фонд поучаствовал в 13 соревнованиях (Московский марафон, «Бегущие сердца», «Гром эстафета» и др.), собрал более 1 млн руб. в виде пожертвований, количество подопечных фонда выросло до 19 человек. Но март 2020 года изменил всё.

Из-за пандемии коронавируса все соревнования прекратились, а объем пожертвований сократился практически до нуля. Это поставило под вопрос существование фонда как такового.

Чтобы «Больше чем можешь» продолжил работу, нужны были как минимум 80 тыс. руб. в месяц. Несколько месяцев протянули на старых запасах, а после первого карантина спортивные события начали постепенно возвращаться. «Это решило первую проблему — благодаря соревнованиям нас снова начали замечать, но не решило вторую — поступления средств в фонд», — говорит предприниматель.

Спасение пришло с неожиданной стороны. Зеленский с детства увлекается историей и архитектурой и много знает о родной Москве. Часто во время прогулок и пробежек он делился с собеседниками фактами об истории улиц и зданий, которые попадались на пути. Как-то раз он спросил у друга, с которым бежал мимо Лужников, знает ли он, что большая спортивная арена открылась товарищеским матчем по футболу с китайцами. В ответ тот подкинул ему идею — проводить экскурсии во время пробежек, а плату за участие в них направлять в фонд. Идея сразу захватила предпринимателя.

Первый бесплатный маршрут он составил и протестировал в ноябре 2021 года. Участниками стали 30 волонтеров Международного форума гражданского участия «Мы вместе», которые вместе с Зеленским пробежали 11 км вокруг Лужников. Экскурсию он проводил с помощью арендованного радиогида, который передавал сигнал на расстояние 50–100 м. Все остались довольны, и Зеленский решился на первый коммерческий забег.

Прошел он в довольно нестандартное время — утром 1 января 2022 года. «Дело в том, что у бегунов есть традиция — бегать утром после Нового года, и мы решили ее поддержать», — поясняет Вадим. На подготовку ушли несколько недель. Экскурсию анонсировали за неделю в группе события на Facebook* — записалось 10 человек. В день забега, 1 января, уже на месте старта Зеленский предложил присоединиться к группе и другим бегунам: «Я в том же темпе провожу экскурсию. Вы можете побежать со мной, пожертвовав полторы тысячи в благотворительный фонд». Так удалось добрать еще 15 человек.

Группа побежала по Садовому кольцу, в течение двух часов Зеленский рассказывал о близлежащих улицах и постройках. «Были позитивные, даже восторженные отзывы от участников. Люди говорили, что узнали много нового о Москве, о знакомых местах», — вспоминает предприниматель. После этого сомнений уже не осталось: следующие экскурсии, по его словам, были неизбежны.

Масштабировать добро

Беговые экскурсии «Больше чем можешь» — сейчас они носят название Zelenski Running Tours — стали регулярными. На сайте сделали отдельный лендинг, на котором можно посмотреть расписание и купить билет, стоимость которого уйдет в качестве пожертвования в пользу фонда. Цена участия варьируется от 1 тыс. руб. до 3,5 тыс. руб. в зависимости от маршрута. Если покупать билет раньше чем за неделю, он будет стоить в два раза дешевле. На старте Зеленский вложился только в покупку радиогида (около 80 тыс. руб.) — он быстро окупился.

Весной 2022 года фонд запустил еще одно направление — беговые лекции. Их ведут известные личности и эксперты на безвозмездных условиях. В мае Зеленский провел совместную лекцию по Лужникам с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым: тот рассказывал о «внутренней кухне» построек, к которым сам имел отношение. Среди лекторов также можно встретить футболиста Алексея Смертина (рассказывал о своей спортивной карьере), основателя международных соревнований IRONSTAR и ROSA RUN Владимира Волошина (говорил о бизнесе в сфере спорта) и исполнительного директора пищевого производства «Эфко» Сергея Иванова (вел лекцию о еде будущего). Лекторов Зеленский находит среди знакомых и по рекомендациям друзей.

Беговые лекции — это возможность масштабировать проект, потому что они не требуют личного участия основателя, объясняет Вадим: он присутствует только на пробном забеге, а потом лектор ведет пробежки самостоятельно. После пробежек Зеленский проводит небольшие нетворкинг-сессии и просит участников поделиться впечатлениями в соцсетях. Это приносит органические охваты в Instagram*, VK и Telegram. На страницы Zelenski Running Tours подписаны до 300 человек на каждой из платформ. Кроме этого, экскурсии продвигаются в поиске «Яндекса» и в VK. О проекте пишут и беговые ресурсы: это позволяет дотянуться до целевой аудитории бегунов, говорит предприниматель.

Zelenski Running Tours в цифрах:


1,5 млн

руб. принесли фонду экскурсии за полтора года существования.


10–15

человек в среднем участвуют в экскурсии.


7

беговых маршрутов разработал фонд.


1 тыс.–3,5 тыс.

руб. стоит экскурсия.

Успех со смыслом

На экскурсиях Зеленский, по собственным словам, успевает рассказывать лишь треть того, что знает, — объекты сменяются довольно быстро. Зато это позволяет ему не повторяться в следующих пробежках: если Вадим видит в группе знакомых людей, то старается менять информацию.

Сейчас у фонда семь действующих беговых маршрутов. Экскурсии и лекции проходят один-три раза в неделю: это мотивирует 49-летнего основателя, который сам до сих пор ведет все экскурсии и присутствует на некоторых лекциях, не забрасывать бег. Обычно в пробежках участвуют 10–15 человек, максимум было 32. Средний возраст бегунов — 30 лет и старше: «С этого возраста люди обычно начинают реагировать на благотворительность», — поясняет Вадим.

С начала 2021 года экскурсии и лекции принесли фонду больше 1,5 млн руб. Вся сумма пошла на организацию мероприятий и закупку инвалидных беговых кресел, которые позволяют людям с ограниченными возможностями участвовать в соревнованиях. Сейчас в парке фонда 27 колясок, но их для всех подопечных недостаточно. Мечта Вадима — наладить серийное производство беговых инвалидных кресел в России, чтобы обеспечивать ими фонд. Для начала он планирует сделать проектную документацию и произвести тестовый образец — это обойдется в 2 млн руб., которых у фонда пока нет. Если удастся запустить серийное производство, оно будет некоммерческим, несмотря на то что выручка основного туристического бизнеса Зеленского на фоне пандемии сократилась больше чем вдвое (по данным СПАРК, до 237 млн руб. по итогам 2021 года). «Основной смысл всех моих инициатив в том, чтобы люди с ограниченными возможностями в России так же, как когда-то Рик Хойт, обрели цели, признание и эмоции. Именно ради этого, а не ради денег я каждую неделю веду экскурсии, собирая средства на производство колясок, которые никому, кроме фонда, по сути, не нужны», — заключает Зеленский.

«Беговые экскурсии обрели новую жизнь благодаря Вадиму Зеленскому»

Максим Журило,

основатель обучающих спортивных курсов I Love Supersport

Беговые экскурсии как формат появились в Москве шесть лет назад, одним из первых их провел известный российский урбанист Артем Герасименко. На волне роста популярности бега это тогда хорошо сработало.

Новую жизнь беговые экскурсии обрели благодаря Вадиму Зеленскому. Если проект Герасименко был разовым, то Зеленский сделал этот формат постоянным.

Идея беговых экскурсий сама по себе очень интересна, как минимум для путешествий — это классный способ узнавать новые города. Я был на таких экскурсиях в Барселоне и Мюнхене и точно знаю, что в таком режиме можно больше посмотреть и добежать до мест, до которых обычным шагом просто не пойдешь. А благотворительная часть поддерживает постоянный интерес аудитории к формату: люди продолжают участвовать в экскурсиях, даже если уже бежали по этим маршрутам.

«Чем больше вариантов для жертвователя, тем выше вероятность получить от него помощь»

Елизавета Левина,

редактор и фандрайзер экологического проекта «Собиратор»

В кризис у людей падают доходы и им вслед за этим приходится сокращать расходы. Благотворительность из списка трат, как правило, убирают в первую очередь. Поэтому сейчас особенно важно предлагать людям несколько способов пожертвовать деньги. Когда есть возможность купить, например, товар в фандрайзинговом магазине, ты делаешь два хороших дела сразу: получаешь что-то приятное для себя и жертвуешь деньги на нужное и важное.

«Собиратор» можно поддержать, купив экотовар в магазине, заказав лекцию или экомобиль, который заберет вторсырье. То же самое — с экскурсиями. Чем больше вариантов для жертвователя, тем выше вероятность получить от него помощь. Чтобы подобрать подходящие, важно слушать свою аудиторию — понимать, какая у людей потребность и что хорошего можно дать взамен на их пожертвования.

«Благотворительная составляющая — лишь сопутствующий элемент успеха»

Роман Белоусов,

основатель бренда одежды Barking Store при приюте для животных 50pets:

Мы работаем в первую очередь как магазин одежды, и в этом году мы уже почти достигли поставленной цели — передать социальным инициативам и волонтерам больше, чем в прошлом году. Это получилось благодаря трем успешным принтам — «Безопасных мест нет», «Иди и смотри» и «Заяц ПЦ», — половина прибыли от продажи которых идет на хорошие дела.

Могу сказать по себе, что на продажи в первую очередь влияет сам продукт (в нашем случае — дизайн), а благотворительная составляющая — это лишь сопутствующий элемент успеха. Возможно, в бизнесе с беговыми экскурсиями работает та же схема.

«Люди охотнее выбирают бренды, разделяющие их ценности»

Наталья Кузьмина,

управляющий директор Meet For Charity

Согласно исследованиям, люди охотнее выбирают бренды, разделяющие их ценности. Благотворительность — это как раз возможность заявить о них словом и делом. Ценности бренда, аудитории и благотворительного проекта должны совпадать. Здесь очень важна прозрачность — чтобы потребители понимали, в какую именно организацию идут деньги, можно ли ей доверять и как эти средства будут использованы.

Наша платформа благотворительных аукционов помогает фондам привлекать пожертвования. Мы устраиваем встречи с известными людьми и именитыми экспертами, а деньги, которые люди готовы заплатить за консультацию или ужин с нашими амбассадорами, передаем в фонды. По опыту, проекты, в которых совмещаются полезный продукт и благотворительность, интересны аудитории: люди оставляют много позитивных комментариев и отзывов в соцсетях.

С беговыми экскурсиями может быть схожая история: они также нацелены не только на бизнес, но и на социальные эффекты.

*входит в корпорацию Meta, признанную в России экстремистской.