«Недослов»


Как самая известная сурдопереводчица России создала театр неслышащих актеров (который зарабатывает, несмотря ни на что)


«Недослов»


Как самая известная сурдопереводчица России создала театр неслышащих актеров (который зарабатывает, несмотря ни на что)

Текст: Джейхун Мамедов

Фото: Михаил Гребенщиков для Inc. Russia


На входе в Дом актера гостей встречают молодые люди в черных рубашках и брюках. Поймав взгляд новоприбывшего, они поднимают руки к груди и загребают к себе воздух снизу вверх. На жестовом языке это значит «здравствуйте».

Событие вечера — премьера пластического спектакля театра «Недослов» в честь его юбилея. Актеры, сценаристы и даже композитор «Недослова» — глухие или слабослышащие люди, поэтому все внимание на их руки и музыку на сцене. «Ритм — это же не про слух. Это про внутреннее ощущение дробности, которое вы ловите его друг в друге. Это возврат к истокам, когда первоисточник творчества — другой человек», — объясняет директор театра Сергей Бидный.

«Недослов» появился 20 лет назад благодаря группе неслышащих актеров и сурдопереводчице Варваре Ромашкиной — дочери глухих родителей, которая с детства знает язык жестов и превратила общение с неслышащими людьми в дело своей жизни. В конце 90-х и начале 2000-х Варвару можно было увидеть в углу экрана на «Первом канале», она неоднократно получала благодарности и грамоты от министров и президента, недавно о ее пути сурдопереводчика сняли Youtube-фильм, но своим главным достижением она считает «Недослов». О том, как много лет театр существовал на голом энтузиазме, но в итоге научился зарабатывать вопреки всему, — в тексте Inc.


Театр «Недослов» в цифрах:

Источник: данные компании


23

глухих и слабослышащих актера в театре.


3,5 млн

руб. — выручка неполного сезона 2022–2023.


350 тыс.

руб. — условная прибыль за тот же период.


5,5 млн

руб. — выручка сезона 2021–2022.


10 тыс.

подписчиков в соцсетях.


800–1,5 тыс.

руб. — стоимость билета на спектакль.


>40

городов посетил театр.

CODA

Оба родителя Варвары Ромашкиной — глухие, при этом сама она всё слышит. Это частая история: по статистике, у 90% родителей с нарушениями слуха рождаются слышащие дети. Таких людей, как Варвара, называют CODA (сокращение от англ. child of deaf adult — «ребенок глухих родителей»).

Семья Ромашкиных была простой: отец работал слесарем и плотником, мать — швеей. Чтобы у дочери не возникло проблем с устной речью, ее в два года отдали в ясли: благодаря слышащей среде Варвара выучила русский язык. В каком-то смысле она билингв — говорит и думает сразу на русском и жестовом языках.

Варвара поступила в педагогический институт, но бросила его, не доучившись. Пошла работать сурдопереводчицей в конструкторское бюро, потом — воспитателем в детский сад. В 1993 году, когда ей было 29 лет, ее пригласили работать в только открывшуюся Российскую государственную специализированную академию искусств (РГСАИ) для людей с ограниченными возможностями здоровья. Она согласилась и стала переводить занятия по актерскому мастерству, сценическому движению и другим предметам с русского на жестовый.

Уже через два года ее лицо и руки оказались на главном телеканале страны — ОРТ. С первого дня своего создания в 1995 году канал транслировал новости с сурдопереводом. Устроил кастинг переводчиков, который Варвара успешно прошла. В окошке внизу экрана ее можно было видеть до начала 2000-х.

Но работа в РГСАИ казалась ей более важной миссией. У выпускников академии тогда по сути не было выбора: все, кто хотели продолжить актерскую карьеру, устраивались в Театр мимики и жеста — единственный на тот момент в России театр для неслышащих актеров на попечении Всероссийского общество глухих. В 2003 году девять выпускников академии под руководством двух педагогов, Анны Башенковой и Екатерины Мигицко, а также Варвары Ромашкиной в качестве переводчицы решили переломить ситуацию и основать собственный, первый в стране частный театр неслышащих актеров. Варвара подчеркивает, что главными идеологами нового театра были именно неслышащие выпускники. Но им было сложно пройти процедуру регистрации компании, сложно договариваться с партнерами. Поэтому роль учредителей на себя взяли их слышащие руководители.

12 лет энтузиазма

Вложений в старт не понадобилось: основатели договорились с руководством РГСАИ, что будут репетировать в зале академии и раз в месяц ставить в нем спектакли. В труппу позвали выпускников и студентов старших курсов академии. Периодически актеры ездили на гастроли, выступать на дружественных площадках, например в Петербурге. Спектакли были доступны любой аудитории: актеры на сцене общались с помощью жестов, а Варвара озвучивала роли для слышащих зрителей.

После одного из спектаклей в Петербурге у театра появился спонсор: друг отца Екатерины Мигицко, его имя Варвара не раскрывает. Помощь спонсора — 1 млн руб. в год — позволяла по крайней мере покрывать затраты театра, речи о полноценных зарплатах не шло. «Это небольшая сумма — чтобы не умереть», — говорит Варвара.

У всех участников параллельно были другие работы: актеры, например, выкладывали товары или собирали тележки в «Ашане».

В 2008 году у театра появилось юрлицо — АНО «Недослов». Так как Варвара была единственной в компании из Москвы, театр зарегистрировали по адресу ее квартиры.

Наладить финансовую сторону дела тем временем не удавалось: к 2015 году театр зарабатывал на билетах всего 180 тыс. руб. в год. Энтузиазм участников за это время иссяк: «Ну, насколько людей хватает, когда они работают только за идею?» — вздыхает Варвара. На фоне этого из театра ушли соучредительница Екатерина Мигицко и директор Роман Склоцкий (его в театр незадолго до этого пригласила Анна Башенкова), а в репертуаре остался только один спектакль. Судьба театра оказалась под угрозой.

Человек, который изменил всё

Варвара Ромашкина и Анна Башенкова остались в театре, несмотря на трудности с деньгами: «Девиз был — „ради ребят“. Они учились, им же надо куда-то идти», — объясняет Варвара.

Новым директором театра стал Сергей Бидный — муж режиссера-хореографа «Недослова» Елены Бидной.

«В тот год я сидел без работы, пытаясь преодолеть кризис среднего возраста, и схватился за это предложение как за соломинку», — вспоминает Сергей.

Шесть лет Бидный работал креативным директором крупного агентства «Бутик идей» и успешно провел его через кризис 2008 года, когда большинство конкурентов закрылись. Но в 2012-м разошелся с собственником в видении будущего компании и уволился.

Вместе с партнерами Сергей запустил уже собственное агентство Only People, довел оборот до 15 млн руб., но в итоге принял решение закрыться. «В первую очередь, я не понимал, для чего всё это. Во-вторых, работа была стрессовой, а ритм жизнь слишком хаотичным. Наступил момент выгорания. Я сказал: „Всё!“ — и остановился», — говорит Бидный.

После он пытался зарабатывать на квест-комнатах, но дело не пошло. Оказавшись в театре «Недослов», Бидный понял — он здесь нужен.

Сергей изучил отчетность театра и был поражен его мизерными заработками. «Давайте тогда уже делать настоящий театр», — предложил он. Все воодушевились.

В 2015 году в «Недослов» пришли девять выпускников РГСАИ, компенсировав уход предыдущих участников и пополнив репертуар своими дипломными спектаклями. Бидный решил сделать ставку на собственные постановки, но на это нужны были деньги.

Он изучил возможные источники доходов некоммерческих организаций и понял, что АНО может получать гранты. Начал подавать заявки на конкурсы, большинство из которых театр в итоге выигрывал: «Тогда конкуренция в этой сфере была небольшая. Я писал вменяемые заявки, и мы получали гранты на постановки и гастроли».

С 2017 по 2019 год театр реализовал гранты президента РФ, мэра Москвы, Департамента соцзащиты Москвы, Департамента молодежной политики и других структур. За счет них были поставлены, например, концерт по хитам российских и украинских рок-исполнителей «О тебе» и спектакль о войне «Здесь птицы не поют…».

По словам Бидного, поставить один спектакль стоит не менее 350–400 тыс. руб. — это расходы на костюмы, декорации, реквизит. Кроме того, нужно заплатить актерам, переводчику, который переводит текст пьесы на жестовый язык, хореографу, художнику-постановщику и другим участникам.

С новым репертуаром театр гастролировал по российским городам — Саратов, Ярославль, Пенза, Новосибирск, Иркутск и Омск. В сумме на эти гастроли ушли 5,7 млн руб. «Гранты действительно помогли театру сделать имя», — резюмирует директор.

Вадим Зеленский

основатель фонда «Больше чем можешь»

«Недослов» — это социальный проект, сродни благотворительному фонду, который в первую очередь компенсирует расходы на собственную деятельность.

Я не слишком верю в коммерческий успех театра, но это и не главное. Такой проект, скорее, важен для самих людей, которые в нем работают. Они лишены стандартных путей быть артистами. Для них это самореализация и возможность быть полноправными членами общества. Как минимум для этого театр должен существовать.

Возможно, театральные эксперименты «Недослова» привлекут аудиторию своей необычностью. Актеры театра хоть и не говорят словами, но лучше работают с другими способами донесения мыслей и чувств. Благодаря этому вполне может родиться что-то действительно уникальное.

Чтобы повысить продажи билетов, Сергей переделал сайт «Недослова», зарегистрировал его в билетных системах и поднял стоимость билетов с 300 до 500 руб. В один день в театр могли прийти 30 человек, в другой — три, вспоминает директор (во втором случае спектакль не играли и возвращали билеты). Но даже с полной рассадкой в 40 мест спектакль не окупался.

Основной финансирования театра оставались гранты и спонсоры: в 2017 году к первому анониму присоединилась дочерняя компания «Ланит» — «Инсистемс», которая спонсировала гастроли «Недослова» на Дальнем Востоке. Тур принес театру 120 тыс. руб. Постепенно начали приходить именитые партнеры, например музей «Гараж», на площадке которого в 2018 году «Недослов» сыграл спектакли «Здесь птицы не поют…» и «О тебе», — в анонсе театр называли создающим «новые формы в искусстве», в которых «на первый план выходят движение, музыка и визуальность».

Театральный сезон 2016–2017 годов (с сентября по май) принес театру 900 тыс. руб. выручки, а следующий — уже 3,2 млн руб. С 2018 года 30% выручки остаются в театре в виде условной прибыли. «На черный день», — уточняет Сергей.

К 2019 году команда «Недослова» выросла до 29 человек. Театр играл до 12 спектаклей в месяц в зале РГСАИ. Это был самый финансово успешный период для проекта: за сезон 2018–2019 театр выручил 10,2 млн руб. В тот год Сергей Бидный впервые заложил в расходы театра собственную зарплату — до этого приходилось подрабатывать сценаристом и ведущим мероприятий.

Ограниченные возможности

Бидный понимал, что с иглы грантов нужно слезать, и планировал делать это постепенно. Но в один момент театру перестали выдавать деньги: росла конкуренция, Сергей продолжал писать заявки по шаблону, а сам проект перестал позиционировать себя как социальную организацию. «Мы театр. Мы никого не реабилитируем и не адаптируем, мы занимаемся творчеством», — говорит он.

Была надежда на то, что потерю грантов возместят продажи билетов и новые спонсоры, но пандемия ее перечеркнула — театр закрылся почти на год. Большая часть актеров «Недослова» ушла в Театр мимики и жеста, который продолжал работать, соблюдая ограничения по рассадке. У «Недослова» же своего зала не было, как и денег на аренду.

В 2021 году, когда большую часть ограничений сняли, «Недослов» снова ожил. Сергей арендовал малую сцену в театре «Модерн», где «Недослов» играл два-три спектакля в месяц. «Это не могло сравниться с тем, что было до пандемии, — признает Бидный. — К тому же пришлось подстраиваться под график работы Театра мимики и жестов, чтобы ушедшие в него актеры успевали на наши репетиции и спектакли». Каждый спектакль играли с минусом примерно в 30 тыс. руб., убыток покрывали спонсорскими деньгами. Сезон 2020–2021 принес театру 1 млн руб. выручки — в 10 раз меньше, чем до пандемии.

Театр для всех

В 2021 году случился прорыв: «Недослов» получил зал на 289 мест. Его удалось арендовать в Доме актера «на очень выгодных условиях» — помогло общее прошлое: режиссеры «Недослова» учились с руководителями Дома актера в Театральном институте им. Б. Щукина.

Сергей решился поднять стоимость билетов до 800–1,5 тыс. руб. и вложиться в раскрутку: до этого о театре узнавали, в основном, через сарафанное радио. Он пригласил в команду знакомого маркетолога из Театра теней, который согласился «поэкспериментировать».

Первым делом запустили почтовую рассылку на 1,5 тыс. электронных адресов тех, кто оставлял почты при покупке билетов. Заключили договор с «Яндекс Афишей», метка «Недослов» появилась на «Яндекс Картах». Занялись таргетированной рекламой в Instagram* и Facebook*.

Маркетинг принес свои плоды: на спектакли «Недослова» ходило все больше зрителей, театр впервые стал окупать свою работу за счет сборов. Выручка за спектакль доходила до 100 тыс. руб., что вдвое превышало расходы на его организацию.

Бурный рост прервала начавшаяся «спецоперация» на Украине. Зарубежные соцсети перестали приносить трафик, выручка театра снова просела. Из театра ушла Анна Башенкова — таким образом, из состава учредителей в «Недослове» осталась только Варвара. Но в мае ситуация выправилась: театр переключился на рекламу в VK и «Яндексе», вернулись коммерческие выезды.

Сезон 2021–2022 закрыли с выручкой 5 млн руб. В текущем сезоне дела идут еще лучше: выручка театра растет на 10% каждый месяц, говорит Сергей Бидный. В январе — феврале 2023-го на один спектакль в среднем приходили 110 зрителей. Этот скачок удалось сделать благодаря, в первую очередь, наружной рекламе, уверен Сергей: владелец оператора наружной рекламы Russ Outdoor Роберт Мирзоян безвозмездно разместил в Москве 150 баннеров и билбордов с рекламой театра.

С сентября 2022-го по январь 2023-го театр получил 3,5 млн руб. выручки и 350 тыс. руб. условной прибыли. «Этот сезон идет вверх. И мы не знаем, когда этот рост закончится», — оптимистичен Сергей.

Илья Бильдер

исполнительный директор Театра мимики и жеста

Могут ли театры неслышащих актеров быть успешными — сложный вопрос. Зарабатывать точно могут. Успех же зависит от того, сможет ли такой театр заинтересовать широкую публику, а не только слабослышащих. Как и в любом театре, на успех также влияют эффективность менеджмента и рекламы и профессионализм артистов.

Есть стереотипы. Например, люди могут думать, что глухие актеры неполноценны. К тому же взрослому человеку жестовый язык на сцене с переводом дикторов создает дискомфорт, хотя многие смотрят фильмы с одноголосым переводом или даже с субтитрами и вопросов не возникает.

По моему опыту, люди с большей охотой ходят на детские спектакли неслышащих актеров. Ребенок воспринимает жестовый язык как игру: многие жесты интуитивно понятны, ассоциируются с конкретными действиями. Взрослому человек важен текст, смыслы. Но опять же в этих спектаклях они тоже есть. Остается только ломать стереотипы, делая хорошие постановки и приглашая на них всё больше зрителей.

У «Недослова» как раз такая цель — сделать театр для всех. Я считаю, что в этом они добились многого.

*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской и запрещенную в России