Придумать • 12 февраля 2025
Как аналитик из Москвы пришел в стартап электронных чаевых «нетмонет» и увеличил выручку в 7 раз
Придумать • 12 февраля 2025
Как аналитик из Москвы пришел в стартап электронных чаевых «нетмонет» и увеличил выручку в 7 раз
Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Арсений Несходимов для Инк.
Игоря Феркалюка ждала блестящая карьера: за несколько лет он прошел путь от студенческой стажировки до аналитика в команде стратегии «Альфа-Банка». Однажды его друг случайно упомянул, что один знакомый ищет в свой стартап операционного директора и предложил Феркалюку пройти собеседование. Когда Игорь получил оффер, перед ним встал серьезный выбор: понятная карьера в одном из крупнейших банков России или полный неизвестности путь с многообещающим проектом. Феркалюк долго думал, но поверил в идею. Так он пришел работать в сервис «нетмонет».
На тот момент компании было два года. На услуги был спрос, но процессы внутри — не были отлажены. Вклад нового операционного директора сложно было переоценить: Феркалюк навел порядок и помог компании вырасти в выручке в семь раз.
Когда «нетмонет» купили новые акционеры, а фаундеры вышли из бизнеса, на должность CEO «нетмонет» потребовался новый человек. Феркалюк оказался идеальным кандидатом на эту роль. Возглавив стартап, он вывел проект на новый уровень.
«нетмонет» в цифрах:
2018 — год основания проекта.
30 млн раз официанты получили чаевые в 2024 году.
38 тыс. руб. — выручка компании в 2019 году.
13,33 млн руб. — выручка сервиса в 2020 году.
98,74 млн руб. — выручка стартапа в 2021 году.
2021 год. «Альфа-банк» купил «нетмонет».
221,22 млн руб. — выручка компании в 2022 году.
579,02 млн руб. — выручка «нетмонет в 2023 году.
319 тыс. руб. — прибыль сервиса в 2023 году.
Источник: данные компании
«нетмонет» в цифрах:
Источник: данные компании
2018 —
год основания проекта
30 млн
раз официанты получили чаевые в 2024 году.
38 тыс.
руб. — выручка компании в 2019 году.
13,33 млн
руб. — выручка сервиса в 2020 году.
98,74 млн
руб. — выручка стартапа в 2021 году.
2021
год. «Альфа-банк» купил «нетмонет».
221,22 млн
руб. — выручка компании в 2022 году.
579,02 млн
руб. — выручка «нетмонет в 2023 году.
319 тыс.
руб. — прибыль сервиса в 2023 году.
«Нетмонет» появился в 2018 году благодаря двум друзьям: Егору Высоцкому и IT-специалисту Андрею Володину. Высоцкий строил карьеру консультанта в McKinsey, но в один день ему пришла неожиданная идея — запустить свой стартап.
Задумка родилась в быту: в один из походов в кафе у Егора не оказалось с собой наличных, чтобы оставить чаевые. Обдумав это, он обратился к Андрею с предложением сделать собственный сервис, который бы позволил «благодарить» официантов без купюр. Нынешний СЕО проекта Игорь Феркалюк объясняет идею так:
«Ты приходишь в кафе уставший. Часто не хочешь, чтобы с тобой даже разговаривали. Все, что тебе нужно, — чтобы быстрее принесли еду. А ты еще и забыл кошелек, потому что просто спустился быстро поесть и уйти. Но в то же время ты видишь, что официант старался и все быстро принес. Видишь, что он тоже уставший, ведь он отработал такую же смену, как и ты. Но когда ты уходишь и говоришь: „Нет наличных“, ты получаешь укоризненный взгляд и испытываешь дискомфорт, ведь тебе искренне хочется поблагодарить человека за тот опыт, который ты получил в ресторане. Идея проекта „нетмонет“ в том, что если ты чувствуешь себя благодарным, то у тебя есть возможность свою это выразить».
Так друзья решили создать платформу, которая упростит взаимодействие клиентов и сферы обслуживания. Алгоритм действий был следующий: гость переводил деньги на счет официанта через QR-код, после чего операцию подтверждал менеджер. Сумма зачислялась в личный кабинет и оттуда деньги выводились на карту. За эту операцию сервис брал комиссию в 5-7% — первое время ее оплачивали официанты.
Разработкой технической части занимался товарищ Егора, а сам Высоцкий стал идейным вдохновителем, создал бизнес-модель и нашел инвесторов. Позже предприниматели привлекли еще двух человек для помощи с разработкой — на роли бэкэнда и фронтэнда.
Фронтенд-разработкой занялся Григорий Антонов — он пришел из аутсорсинговой компании DataArt (через несколько лет молодой человек займет роль СТО «нетмонет»). Личность его коллеги, которому доверили бэкэнд, компания не раскрывает.
В ноябре 2018 года фаундеры приступили к созданию MVP. Суммы стартовых вложений компания не раскрывает. Разработка длилась год, а первая версия продукта появилась уже в ноябре 2019-го. Следующим шагом стала продажа: Высоцкий сам ходил по ресторанам и предлагал подключить собственный сервис. Первыми пользователями «нетмонет» стали премиальные рестораны Тверского бульвара: «Пушкинъ» и «Турандот».
«Мы изначально выбрали довольно неплохую стратегию продаж, — считает Феркалюк. — Заходили к тренд-сеттерам — ребятам, которые формируют мнение и повестку. Это нужно было для того, чтобы „высокочастотные“ пользователи ресторанов увидели продукт и начали его дистрибутировать по другим местам, мол, а у вас что, нет этого сервиса? А вот в „Пушкине“ есть».
Спустя два-три месяца появился первый отклик: заведения остались довольны новой функцией и даже предложили идеи для доработки продукта.
В первую очередь обратили внимание на невысокий показатель конверсии. Чтобы решить это, QR-коды с пластиковых карточек, которые официанты выносили со счетом, решили перенести в пречек.
Помимо этого, пользователям не нравилось, что средства зачисляются не сразу: «Это было неудобно и для нас, и для самих официантов, потому что основная фишка была в том, чтобы гость отсканировал QR-код за две секунды и в этот же момент получить деньги», — объясняет Феркалюк. Так компания пришла к выводу, что менеджера, который подтверждает операцию, только замедляет работу сервиса.
Из отзывов удалось найти и несколько инсайтой. В процессе погружения в рынок сервис понял, что клиенты чаще воспринимают чай не как абсолютную сумму (100, 200, 500 руб.), а ориентируются на процент и оставляют вознаграждение от общей суммы чека.
Для доработки всех функций проект привлек новый раунд инвестиций. Инвестора и сумму компания не раскрывает, однако Феркалюк утверждает, что она не превышала 10 млн руб. За первый год работы «нетмонет» у сервиса появилось 150-200 клиентов, а его выручка составила 38 тыс. руб. В тот год в компании работало восемь сотрудников, включая основателей, парт-тайм разработчиков и одного дизайнера.
Фаундеры остались довольны первыми результатами. План на рост был следующий: дорабатывать техническую часть и подключать новые заведения.
Однако уже через полгода сервис столкнулся с первыми трудностями: из-за пандемии коронавируса временно закрылись рестораны. Тогда «нетмонет» потеряли практически всю свою прибыль.
На помощь пришел партнерский проект со «Сбермаркетом». Бизнес предложил официантам «нетмонет» (которые в тот момент остались без работы) пойти в онлайн-магазин доставщиками. Получался win-win сценарий: за привлечение сотрудников «Сбер» платил сервису агентское вознаграждение, давая компании возможность получать прибыль в кризисное время, а сам зарабатывал на высоком спросе с заказов.
Несмотря на все сложности, Феркалюк считает, что этот кризис положительно повлиял на бизнес:
«Ковид, как бы это странно ни прозвучало, стал для проекта нужной паузой, ведь за это время мы поняли все недочеты и получили шанс доработать все, что было необходимо, — мы практически полностью переписали техническую составляющую. А еще во время локдауна люди научились пользоваться QR-кодами. После этого, конечно, мы вышли абсолютно другим проектом».
В сентябре 2020 года, когда пандемия стала понемногу сходить на нет, проект поднял новый раунд инвестиций. Спрос на сервис снова появился, и ежедневно к «нетмонет» подключались новые и новые рестораны. Со временем рук для обслуживания клиентов стало не хватать. Чтобы справиться с этим, компания открыла новые вакансии: операционного директора, клиентского менеджера и специалиста поддержки.
В этот момент в проект попал Игорь Феркалюк. Молодой специалист закончил бакалавриат в Государственном Университете Управления по специальности «мировая экономика», а после — магистратуру по финансам. Свою карьеру он начал еще на третьем курсе со стажировки в аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, а позже перешел в Deloitte на должность консультанта. Там Феркалюк проработал несколько лет, пока не ушел аналитиком в команду стратегии «Альфа-Банка».
В один из своих рабочих дней Игорь ужинал в ресторане с приятелем. Когда они оплачивали счет, Феркалюк увидел QR-код «нетмонет» и отметил удобство услуги.
«Я ему тогда сказал: „Слушай, так это вообще супер пробивная и крутая технология — очень простая и понятная“. Внутри я глубоко убежден в том, что самые успешные стартапы делают очень понятные и простые вещи, которые решают в первую очередь твои ежедневные потребности.»
Услышав это, товарищ Игоря ответил, что он знает фаундера проекта, и добавил, что сейчас их команда как раз ищет операционного директора. Феркалюк тогда в шутку сказал, что обязательно согласится на должность.
Спустя несколько дней Игорю пришло предложение — пройти собеседование в «нетмонет». Феркалюк опешил, но все же пришел на встречу с — собеседование проводил СЕО компании Высоцкй. После разговора Игорь получил оффер. Сегодня Феркалюк вспоминает, что его очень заинтересовала вакансия, но решиться уйти прежней с работы было нелегко:
В момент выбора Игоря поддержала его будущая жена: девушка считала, что он обязательно должен попробовать себя в новом начинании и не жалеть в будущем об упущенной возможности. Положительно высказались даже коллеги из банка. В конце концов Игорь согласился и в начале сентября 2020 года приступил к новой должности.
В первую же неделю новый операционный директор сразу столкнулся с трудностями. После пандемии у «нетмонет» был большой поток потенциальных клиентов и компания банально не справлялась с тем, чтобы подключать всех к своему сервису. Чтобы повысить эффективность, Игорь оптимизировал систему онбординга и регистрации официантов, придумал эффективный способ их обучения, а также внедрил CRM-систему.
Феркалюку действительно удалось выстроить процессы нужным образом, и уже к концу 2020 года к сервису подключилось 2,5 тыс. ресторанов. Благодаря его усилиям, выручка компании в том году составила 13 млн руб.
Весной 2021 года Егор Высоцкий и Андрей Володин поняли, что нужно привлекатьновые инвестиции и стратегического партнера. Для развития нужен был резкий рывок, ведь ситуация осложнялась тем, что на рынке появились другие игроки. И если раньше это были стартапы, которые копировали технологию «нетмонет», то теперь нишей заинтересовались такие гиганты, как «Яндекс», «Тинькофф» (ныне «Т-Банк») и «Сбер».
«На самом начальном этапе суммы наших инвестиций составляли десятки миллионов рублей. Но наступил момент, когда для дальнейшего роста нам необходимы были уже сотни миллионов — просто потому что конкуренты начинали наступать нам на пятки. Для поддержания схожих темпов роста нужен был большой стратег, который мог в нас инвестировать деньги».
Покупатель нашелся быстро: им оказался «Альфа-Банк». Феркалюк подчеркивает, что его экс-работодатель никак не был связан с ним и после ухода с должности он не знал о намерениях банка. «Альфа» выкупили 100% акций фаундеров, сумму сделки стороны не раскрывают. По контракту Высоцкий и Володин оставались в управлении до 2023 года.
Сразу после продажи «нетмонет» получил от нового инвестора необходимые средства. Деньги направили на маркетинг и расширение штата (число сотрудников с 35 выросло до 70). К концу 2021 года к сервису было подключено уже 10 тыс. ресторанов, а ее выручка составила 99 млн руб.
Сделка с крупным игроком помогла превратить стартап в полноценную компанию — «нетмонет» стали серьезным игроком с доступом к корпоративному бюджету. Феркалюк отмечает, что новый акционер дал управленцам право стоять во главе всех решений и не диктовал никаких условий: фаундеры вместе с Игорем получили полную свободу действий.
В марте 2022 года, после ухода из России Apple и Google Pay, «нетмонет» столкнулись с новым кризисом. По данным Феркалюка, эти системы брали на себя до 90% трафика, что значительно мешало удобству оплаты и, как следствие, снижало конверсию.
Решение проблемы не заставило себя долго ждать: на смену иностранным конкурентам пришла отечественная система быстрых платежей. Сегодня, как считает Игорь, она полноценно заменила зарубежные сервисы по оплате чаевых.
Были и другие трудности: в первые несколько месяцев 2022 года, после обострения политической обстановки, в ресторанах был сильный отток клиентов (по оценке Игоря, посетителей стало меньше на 50%). Это повлияло на выручку компании, хоть и ненадолго: в марте оборот чаевых упал практически в два раза относительно февраля.
Феркалюк вспоминает, что снижение трафика стало «тенденцией неопределенности»: поначалу люди предпочитали не тратить, а, наоборот, копить средства. Но уже в течение первого месяца поток гостей в ресторанах снова вырос. Более того, со временем он только продолжил расти.
Игорь связывает это со сменой поведенческих паттернов. Люди стали меньше путешествовать, а значит, больше капитала оставалось внутри страны. По его словам, внутренний туризм, который развивает ресторанную индустрию, сильно повлиял на восстановление оборота.
В том же году компания взялась за интересный спецпроект в коллаборации со своим конкурентом — «Яндексом», а точнее, с сервисом «Яндекс Еда». Феркалюк объясняет партнерство различием в ключевых бизнес-направлениях — сервис чаевых и сервис доставки.
Цель сотрудничества была во взаимном расширении клиентской базы, а также обмене опытом в сфере IT и ресторанной индустрии. В рамках коллаборации компании проводили кросс-маркетинг и кросс-сейл: клиентам одной компании предлагали услуги второй.
Феркалюк отмечает, что в «нетмонет» очень уважительно относятся к своим конкурентам:
«Это был полезный опыт для нас обоих, ведь здорово иметь хороших конкурентов. Есть конкуренция, когда вы пытаетесь друг друга топить, а есть такая, которая помогает вместе развивать рынок. Дальше вы соревнуетесь просто по профессионализму и качеству сервиса. То есть ваша конкуренция не построена на взаимной агрессии, она исходит из того, что нужно вместе развиваться. А вот потом уже можно посмотреть, кто динамичнее и кто правильно смог подобрать „ниточки“ к клиенту».
Таким образом, «нетмонет» перестал быть просто сервисом для чаевых и стал полноценным помощником по обслуживанию гостей в ресторане. В конце 2022 года в компании трудились уже 100 человек, а выручка в тот год была в два раза больше, чем в предыдущий, — 221 млн руб. против 98 млн руб.
Все время своего существования «нетмонет» был полностью ориентирован на чаевые. Несмотря на это, в компании постоянно думали о том, как можно улучшить сервис и что еще дать пользователю. Осенью 2022 года у команды появилась новая идея: отследить путь клиента в ресторане и сделать «нетмонет» проводником, который сопровождает человека от начала заказа до оплаты чека.
В начале 2023 года компания ввела функцию оплаты счета — самая популярная сейчас опция. Чуть позже разработали digital-меню — все тот же QR-код теперь переводил пользователя на страницу с выбором блюд. А в конце года появилась еще одна новая фича — предоплата. Ее компания сделала всего за три месяца, так как очень хотелось успеть запустить функцию до Нового года.
«Может прозвучать громко, но мы не делаем ничего глобально нового. Мы просто диджитализируем и упрощаем путь, который люди и так проходят без нас. Делаем его более удобным».
С появлением новых продуктов в 2023 году произошло еще одно важное событие: с должности операционного директора Игорь перешел на роль СЕО «нетмонет». К этому моменту контракт, по которому фаундеры должны были работать в компании, истек. Феркалюк вспоминает, что они оба уже более года не жили в России, поэтому новая должность была формальностью. Фактически Игорь управлял проектом самостоятельно уже долгое время).
«После сделки с „Альфа-Банком“ фаундеры посадили меня и сказали: „Мы будем уходить постепенно, но тебя не бросим. Не переживай, мы поможем, „поэдвайзерим“ тебя, команду поможем подсобрать“. Фаундеры тогда уже находились за границей, а у нас бизнес довольно операционный — его очень сложно вести, не находясь на месте».
Вступив в новую должность, Феркалюк сразу же начал собирать команду топ-менеджмента. Он посчитал, что после ухода фанудеров в роли CPO и CTO, ему не хватает опытных управленцев, готовых поделиться компетенциями. Так в компании появились отдельные команды с профессионалами по нужным направлениям: продукту, коммерции, HR, IT, аналитике, маркетингу и финансам. Пришли новый операционный директор и СТО. Завершить сбор всей команды Игорю удалось весной 2024 года:
«У нас в целом команда единомышленников. Мы, конечно, любим поспорить, но это не отменяет того факта, что все примерно с одинаковым майндсетом. Вот когда я, допустим, кого-то ищу, конечно, есть описание обязанностей, но я, скорее, говорю примерами: кого мы считаем хорошими коммерсантами и с каким именно опытом нужны люди на какие роли».
В 2023 и 2024 году «нетмонет» не занималась поддержкой новых продуктов. Как директор компании, Феркалюк и его новая команда сделали упор на то, чтобы наладить бизнес-процессы: отстроить профильные функции и подготовиться к работе с десятками тысяч клиентов. Сейчас компания активно инвестирует в продукт, позволяющий оплачивать счет, так как видит на него растущий спрос.
Сегодня в «нетмонет» работает более 200 сотрудников, а выручка компании продолжает расти «иксами» — в 2023 году она достигла 579 млн руб. Кроме того, в прошлом году проекту удалось наконец выйти на прибыль, заработав 319 тыс. руб. Феркалюк подчеркивает, что на самом деле прибыль у стартапа была и раньше, однако раньше все средства уходили в рост.
Команда «нетмонет» продолжает разрабатывать новые продукты, которые можно будет развивать. Пока что Феркалюк не готов раскрывать свои планы на будущее, однако заверил, что у проекта «есть набор гипотез по развитию продуктов». Однако в одном CEO стартапа точно уверен — его компания намерена расти как минимум вдвое каждый следующий год.
«Глобально наша миссия — это продолжать растить уровень сервиса, в том числе через развитие культуры чаевых, потому что именно это способствует развитию отрасли, создает более конкурентный рынок и приводит к общему развитию».