Вендинговые автоматы Boft печатают фотографии напрямую из социальных сетей и со смартфонов. Тос Мовсисян и Артем Гармерян создали первый автомат в 2014 году и опробовали его на дизайн-заводе «Флакон». На следующий день к Boft выстроилась очередь: машина не была рассчитана на такой спрос, и ее приходилось постоянно ремонтировать. Сейчас в России установлены 220 вендинговых устройства в 47 городах и ещё десятки — в 17 странах. Автоматы появляются преимущественно в торговых центрах: там не любят вендинг, но Boft стал исключением. Например, после того, как «Формула кино» в «Европейском» поставила у себя автомат, гендиректор торгового центра предложил разместить такой же на другом этаже, рядом с эскалатором. В 2017 году Boft стал победителем трека Creative Industries, выиграл 500 тысяч рублей и получил право на участие в финале акселератора GenerationS в апреле 2017 года. В 2015 году оборот Boft составил 180 млн рублей (данные за 2016 год Boft пока не раскрывают).
Генеральный директор группы компаний Univer Club Family Алексей Овчинников устал долго выбирать обеды в офис и ждать заказы по полтора часа, поэтому в марте 2016 года создал в Москве «Голод» — сервис суперскоростной доставки еды, за 8 минут (зачастую уходит больше времени). Меню небольшое, чтобы человек не тратил время на выбор блюд. Сделать заказ можно только через приложение, а оплатить — картой. Еду готовят заранее, но обещают привозить горячей. «У нас работают 10-15 курьеров, которые покрывают территорию внутри Садового Кольца + 1 км.», — объяснил Inc. директор по маркетингу «Голода» Тимурмалик Эльмурадов. По его словам, месячный оборот компании составляет около 2 млн рублей: «Каждый месяц растём где-то на 17%». В январе этого года сервис привлёк 10 млн рублей от главы туристического сервиса OneTwoTrip Михаила Соколова и других инвесторов. «Уверен, Алексей масштабирует „Голод“, а потом выведет в прибыль. Рынок в этом сегменте огромный и ребята делают правильный упор на мобайл, скорость логистики и простоту», — уверен Соколов. Это был второй раунд инвестиций: первые 3,4 млн рублей в проект вложил неназванный бизнес-ангел через месяц после запуска «Голода» — взамен на долю 20%.
Максим Фирсов, сооснователь сервиса доставки еды Foodfox:
— Быстрая доставка ны рынке foodtech максимально важна. Но если забывать о качестве и переводить приоритеты на время, можно проиграть. Необходимо помнить о конечном пользователе сервиса: не всегда скорость помогает завоевать доверие — качество превыше всего.
Приложение Even появилось в 2015 году и рассчитано на небогатых людей, которым не хватает денег до зарплаты, а также на фрилансеров и других людей с нерегулярным доходом. Человек, получающий мини-кредит, платит не процент, а $5 в месяц за доступ к сервису. Кредитный лимит сервис устанавливает, основываясь на анализе состояния банковского счета пользователя: Even подсчитывает средний ежемесячный доход и определяет сумму, которую готов выдать человеку «на черный день». Оформление кредита и перевод денег происходят онлайн. За первый год проект получил $1,5 млн инвестиций от бизнес-ангелов. Even работает с более чем 18 000 банками по всему миру, но в России пока не запущен.
В России есть похожие проекты. Например, MangoMoney, принадлежащая микрофинансовой организации «МангоФинанс». Оформить займ можно не выходя из дома за несколько минут. Максимальная сумма — 15 000 рублей, а размер процента зависит от срока погашения кредита. Ещё один российский сервис — «СмсФинанс». С помощью него можно занять до 30 000 рублей, но для одобрения заявки понадобится полчаса.
Крупнейшая сеть мужских парикмахерских в Финляндии Mroom также успешно развивается в Европе и США. Клиентам предлагают членские карточки — серебряную, золотую или платиновую ($350–690 в месяц). Они позволяют ходить к своему парикмахеру хоть каждый день. Это выгоднее разовых стрижек, а клиентов с платиновой картой обслуживают вне очереди. Обычным клиентам порой приходится ждать, но это время в Mroom компенсируют дополнительными услугами: предлагают напитки, приставки и настольный футбол. Но если до закрытия парикмахерской осталось полтора часа, на работе лишь один барбер и следующий клиент с платиновой картой — скорее всего, кроме него никого уже больше не обслужат.
Артём Апачек, совладелец парикмахерской Apaches:
— Концепция «без записи» больше подходит для спокойных городов, где у людей много времени, и они могут неспешно прийти и отдохнуть. В Европе, например, в Берлине (если говорить не о бизнес-центре) или Роттердаме, люди могут сидеть в очереди полтора часа, играть в нарды, пить кофе, читать журнал. Но им это позволяет размеренность города. Или, к примеру, в Дублине системы записи в принципе нет, в их барбершопах стригутся все друзья с района. В Москве это не работает, но мы хотели бы сделать такую историю, для начала хотя бы по выходным. Для этого нужен большой штат мастеров, который мог бы предугадать, сколько клиентов сейчас зайдёт.
Алексей Ермилов, совладелец парикмахерской Chop-Chop:
— Если говорить о срочности, то она для нашей аудитории важна не так, как гарантированное время записи. Сейчас мы вполне могли бы открыть парикмахерскую на 20 кресел, где любой желающий мог бы гарантированно подстричься без предварительной записи. Но сделать это можно только за счет падения качества, ведь обслуживать эти кресла будут новички, только нарабатывающие практику.
Технический директор Uber Оскар Салаза решил упростить ежедневные поездки на работу и создал в начале 2016 года сервис Ride. Приложение помогает находить попутчиков и экономить на проезде: оно делит между водителем и попутчиками транспортные расходы, например, на бензин. Сервис подходит для людей, работающих в крупных компаниях: чем больше работников, тем легче найти попутчика. Летом 2016 года компания объявила, что готовит обновления и временно приостанавливает работу приложения. В России работает похожее приложение Daily Ride, но судя по отзывам, сейчас с помощью него найти попутчика непросто.
В марте 2017 года официально запустится сервис CheckU, который быстро отличает поддельные документы от настоящих и помогает идентифицировать личность человека. Сервис работает с паспортами 200 стран (в том числе российскими) и ID-картами. Сначала ChekU определяет вид документа, потом изображение проходит проверку через 62 фильтра, в том числе на признаки монтажа. По итогам проверки сервис предоставляет отчёт с указанием подозрительных мест в документе, а также оценивает уровень доверия к бумаге — по шкале от 1 до 7. РВК назвала этот сервис одним из самых ярких хайтек-стартапов России 2016 года. Основные клиенты CheckU — телекоммуникационные компании, банки и финансовые сервисы. Тестовой версией программы пользуются «Ростелеком», «Билайн» и «Теле-2».
Артём Инютин, управляющий партнер TMT Investments:
— Система крайне актуальна для точек продаж различных товаров, требующих идентификации. В будущем может быть успешно использована и для продаж товаров с возрастными ограничениями.