Анастасия Сергеева и Георгий Нурманов переехали в Польшу в 2013 году, а через два года запустили там собственный бизнес — производство пельменей, непривычного для поляков фастфуда. Сейчас они продают по сто килограммов пельменей в день, а их ежемесячная выручка — €9,3 тыс. Сергеева и Нурманов рассказали Inc., как смогли найти на польском рынке свободную нишу, почему пришлось продавать пельмени по себестоимости и как местные курьеры и некрасивый фудтрак чуть не подорвали их бизнес.
Освоившись в Польше, выходцы из России Анастасия Сергеева и ее муж Георгий Нурманов запустили в Варшаве пельменную. Сегодня они поставляют замороженные пельмени собственного производства ресторанам и частным клиентам, а павильон в центре Варшавы работает как фастфуд-кафе: здесь подают горячие пельмени со сметаной и соусами. За два года компания Pielmien достигла оборота €9,3 тыс. в месяц, а сейчас основатели планируют привлечь инвестиции, чтобы открыть еще 4—5 павильонов.
До переезда в Варшаву в 2013 году Анастасия и Георгий работали в некоммерческих организациях, но прожив три года в Варшаве, решили открыть собственное дело. Они обратили внимание, что особенно быстро развивается сфера питания.
Большинство ресторанов в Польше рассчитаны на выход, а мини-кафе, где можно быстро перекусить, не хватало. Многие этим воспользовались: в Польше быстро раскрутилась сеть бургерных Bobby Burger — бургеры там лучше, чем в Макдональдсе, но тоже недорогие (по 25 злотых — около €6). За пять лет Bobby Burger из трех фудтраков разрослась во франшизу из 35 точек.
— Их история меня вдохновила: показала, насколько свободна эта ниша на рынке. Тогда мы решили действовать, — говорит Сергеева.
Источник: данные компании
тыс. евро — стартовые инвестиции в проект
тонны пельменей в месяц продает компания
кг пельменей в день производит Pielmien
евро в среднем стоит 1 кг замороженных пельменей
тыс. евро — выручка от продажи пельменей в месяц
На рынке полуфабрикатов Настя и Георгий обнаружили польские pierogi — крупные вареники из толстого теста с фаршем внутри, кебабы и хинкали, китайские дим-самы — а пельменей не было.
— В жизни не думала, что мне будет так не хватать пельменей. В Москве они всегда лежали в морозилке — на всякий случай, — говорит Настя.
Будущие предприниматели решили, что было бы здорово лепить пельмени и продавать как фастфуд: они хорошо хранятся и быстро варятся, их удобно готовить и есть. Но предстояло еще убедить в этом поляков.
Чтобы пельмени не путали с pierogi, супруги решили делать их мелкими (до 85 штук на 1 кг веса против 5-6 «пирогов») и выбрали форму с «ушками» (pierogi делают в виде полумесяца). Но главная фишка — мелкие пельмени варятся 2—3 минуты, а pierogi — 15—20 минут.
По производству супруги выбирали из двух вариантов: нанять бригаду для лепки вручную или купить автомат и нанять одного-двух сотрудников контролировать процесс, долепливать пельмени до нужной формы и отбраковывать неудавшиеся. Супруги выбрали второй вариант: это было дешевле и менее трудоемко. В октябре 2015 года Сергеева и Нурманов зарегистрировали компанию и в пригороде Варшавы арендовали производственный цех площадью 110 кв.м за 3 тыс. злотых (€690) в месяц с учетом платы за воду и газ. Под хранение готовой продукции арендовали отсек в большом промышленном морозильнике неподалеку от цеха. Для производства решили брать свежее мясо — иначе выходил бы фабричный продукт.
— Мы знали: если не поразим клиентов действительно вкусным продуктом, то не завоюем этот рынок. Поэтому не было варианта готовить «дешево и сердито», — говорит Анастасия Сергеева.
Настя и Георгий вложили в производство деньги от продажи квартиры в Москве — около 120 тыс. злотых (чуть больше €27 тыс.). Эти деньги пошли на аренду, закупку оборудования и первые месяцы работы, пока отлаживали производственный процесс. Купили самый простой китайский автомат за 6,7 тыс. злотых (€1,6 тыс.). Чтобы разработать качественный рецепт, наняли технолога родом из Украины.
— Все пришлось проверять вручную: чтобы тесто правильно тянулось, фарш был не слишком густой, не слишком жидкий или жирный, чтобы пельмени не лопались при варке, — вспоминает Анастасия.
Позволить себе выбрасывать пробные партии Настя и Георгий не могли, поэтому предлагали их друзьям по себестоимости — примерно по 20 злотых (~€4,6) за 1 кг. Постепенно подключились друзья друзей, а затем сообщество русскоязычных жителей Варшавы в Facebook. Все это время предприниматели ждали ветеринарного сертификата, чтобы продавать продукт и ресторанам.
— Хоть мы и рисковали, продавая частным клиентам, остановиться уже было невозможно: были сняты помещения, трудоустроены люди, запущен процесс, — говорит Георгий.
Сегодня пельменная производит 70—100 кг пельменей в день, а в компании посменно работают пять сотрудников. Замороженные пельмени продают по цене в среднем 25-30 злотых (~€6-7) за 1 кг. Такую цену основатели поначалу посчитали оптимальной, но со временем Георгий понял, что просчитался:
— Когда я выбирал цену, то смотрел, за сколько люди в состоянии купить себе обед из замороженных полуфабрикатов. И сложилась цена примерно 25 злотых (€6) за 1 кг пельменей. Я боялся оттолкнуть покупателя слишком высоким ценником, но потом понял, что наш продукт по качеству ингредиентов должен стоить на 30% дороже, — сетует он.
Настя и Георгий продвигали пельмени в основном в Facebook — делали таргетированную рекламу, рассчитанную на людей с доходом средним и выше среднего, а также на друзей тех, кто лайкнул страницу (платили по $10—20 за пост). Это дало приток новой аудитории: пользователи «больше доверяют контекстной рекламе, которую лайкают их друзья», вспоминает Анастасия. Помимо русскоязычного коммьюнити, рекламировались среди поляков. Всем клиентам предлагали скидку 10% при заказе от 5 кг или скидку 10 злотых (€2,3) при заказе 4 кг. Чтобы продать полякам пельмени, нужно было объяснять, почему они замороженные и хранятся в морозильнике и — главное — что варятся они, в отличие от «пирогов», всего 3 минуты.
— Мы придумали слоганы: «Новый, быстрый обед сегодня или завтра», «5 минут — и ужин готов». В Варшаве полуфабрикатов для быстрого приготовления не хватало, и наш продукт попал в цель, — говорит Сергеева.
В начале 2016 года, после нескольких пробных партий, на Pielmien вышли несколько ресторанов — через группу на Facebook. Одним из первых стала сеть из двух грузинских ресторанов «Гаумарджос» в Варшаве. Как рассказала Inc. владелица ресторана Лиана Гамцемлидзе, пельмени пользуются популярностью у посетителей, а у ресторана не хватало на них ресурсов:
— Наши сотрудники и так целый день лепят хинкали, поэтому когда Георгий появился со своим продуктом, мы решили, что готовы попробовать.
К началу 2016 года в рестораны стало уходить 500— 700 кг пельменей в месяц, или почти 50% от общего объема производства. Еще 300-400 кг замороженных пельменей в месяц расходилось по частным клиентам — заказы Георгий развозил на собственной машине. Доставка стала отнимать почти все его время, но сотрудничество с курьерами было неудачным.
— Курьер с машиной хотел примерно 4,5 тыс. злотых (€1000) в месяц, это большая зарплата для Варшавы. Но за эти деньги попадались совершенно неспособные курьеры — один поехал по своим делам подхалтурить, поэтому привез пельмени на два часа позже, у другого они разморозились, и пришлось отправлять клиенту новые, — сетует Настя.
Повысить рентабельность было невозможно, потому что не было смысла производить больше, чем можно доставить в течение дня. Супруги вновь подумали о том, чтобы продавать пельмени в сети супермаркетов, — но если частным клиентам можно продавать пельмени в простой упаковке (в картонных коробках или пластиковых пакетах), то для сетей потребовалась бы упаковочная линия и новое, более просторное и дорогое помещение, а средств не было. Тогда они придумали выход: открыть мини-кафе и продавать готовые пельмени.
1
Не сразу начали продавать готовые пельмени. Мы могли бы в одном помещении поставить аппарат для лепки, а в соседнем сделать кафе и продавать пельмени горячими. Готовые пельмени стоят дороже, чем замороженные.
3
Недостаточно вкладывались в продвижение оффлайн. Мы слишком понадеялись на сарафанное радио. Отзывы на пельмени действительно были восторженные, но их было недостаточно, чтобы обеспечить большой поток клиентов. Нам стоило больше вкладываться в продвижение и рекламу, в том числе в оффлайне — устраивать мероприятия, участвовать в ярмарках, вешать билборды.
3
Установили слишком низкие цены. Цена в 25 злотых показалась красивой и не слишком высокой — не оттолкнёт покупателя. Но я понял, что по качеству ингредиентов наш продукт должен стоить на 30% дороже.
4
Не стали поставлять пельмени в сети. Нужно было сразу продавать пельмени в гастрономические сети — магазины вроде кулинарии. Это потребовало бы существенных расходов на рекламу и на то, чтобы убедить сети брать наш продукт, но рынок был бы шире, а сил на логистику уходило бы меньше. Сегодня мы продаем тонну в месяц по частным заказам и ресторанам, а могли бы арендовать склад и раскидывать по той же самой цене 1,5 т пельменей по магазинам, которые продавали бы их дороже.
Супруги сознательно не стали позиционировать Pielmien как ресторан русской кухни, а сделали акцент на одном продукте — пельменях. Чтобы начать продажи, они за €3 тыс. купили старый прицеп, оборудованный под кухню, и поехали зимой на популярный в Польше горнолыжный курорт Закопане. Но торговля не пошла.
— Я думал, что пельмени с пылу с жару будут пользоваться огромным спросом среди горнолыжников. Но мы поставили фургон на горе, а надо было под горой — все ели внизу, а наверху людям не хотелось перекусывать на бегу, хотелось сесть в теплом кафе, — говорит Георгий.
Надо было вкладываться в стационарную точку. В центре Варшавы помещение можно арендовать у частного собственника (дорого) или у города (дешевле), но было сложно найти подходящее помещение — небольшое, при этом с окнами. Несколько аукционов на городские помещения проиграли, назначив слишком низкую цену, — и только в конце июня 2017 года Pielmien наконец сняли здание бывшего цветочного павильона в центре Варшавы за 3 тыс. злотых (€690) в месяц. В павильоне всего 2— 3 сидячих места, но вокруг много бизнес-центров и крупный университет, а значит, актуален качественный фастфуд навынос.
Сейчас пельменная продает пельмени порциями в пластиковых стаканчиках по 12, 17 или 24 штуки со сметаной, чили или другими соусами. В ассортименте 5 видов: с говядиной и свининой, с курицей, с бараниной, микс из трех видов мяса и «ушки» с грибами. В день выходит около 40 чеков, а дневная выручка заведения составляет примерно 920 злотых (€200).
— Когда пельмени станут не эксклюзивным, а общеупотребительным продуктом в Польше, мы сможем выйти на больший объем и наша маржа вырастет. Сделать 100 кг пельменей в день — в 1,5 раза дешевле, чем сделать 50 кг, — говорит Сергеева.
Недавно Pielmien подключилась к польскому агрегатору доставки еды Pyszne.pl — аналогу российского Delivery Club. Благодаря ему они получают примерно 4 заказа в день в радиусе 7 км вокруг павильона, заказы Георгий или сотрудники Pielmien развозят самостоятельно. Объем пока небольшой, но сотрудничество с агрегатором способствует рекламе товара, особенно среди поляков (сегодня это более половины всех покупателей), говорит Георгий.
Общая выручка Pielmien — около 40 тыс. злотых (€9,2 тыс) в месяц, но компания пока работает на пределе самоокупаемости. Анастасия и Георгий надеются на прибыль, когда добавят еще 4 точки продаж. Для этого супруги ищут инвесторов, в том числе за пределами Польши (сейчас они консультируются со знакомыми брокерами насчет того, как лучше построить бизнес-модель).
— Мы хотим взять в лизинг 4 новых фудтрака, арендовать под них землю в Варшаве (это дешевле, чем аренда павильона) и продавать горячие пельмени. Каждую точку можно вытянуть на 50— 70 чеков в день, а если работать допоздна — то и больше, — объясняет Анастасия.
По расчетам предпринимателей, 4 прицепа с машиной-морозильником и новым аппаратом для лепки обойдутся примерно в 200 тыс. злотых (€46 тыс.). Примерно столько же потребуется от инвесторов: они сделают 20%-ный вклад в лизинг — на замену аппаратов и работу в первые 3—6 месяцев, когда компания уйдет в ноль, развивая новые точки. Два месяца уйдут на расстановку и раскрутку, еще два-три — чтобы вывести продажи на окупаемость, а дальше будет рост, уверяют предприниматели.
— Чтобы открыть кафе с 4—5 столиками в центре Варшавы, понадобится около €3,5 тыс. в месяц на аренду. Фудтрак обойдется значительно дешевле, и он более мобилен — если в одном месте не пошла торговля, можно установить его в другом, — говорит Нурманов.
Кроме того, супруги собираются наладить интернет-доставку горячих пельменей на дом — этот рынок сейчас бурно развивается в Польше. Насчет конкурентов Настя и Георгий пока не напрягаются:
— Кто-то дома лепит и продает по 5 кг через Facebook, но это слишком маленькие объемы. А рестораны, как правило, делают пельмени из готового фарша, которые уступают нашим по качеству, — говорит Анастасия. — Если дело пойдет, то через 10 лет все будут покупать пельмени у нас. Мы хотим раскрутить сеть фастфуда, чтобы стать монополистами на этом рынке и спокойно расширяться и зарабатывать.