Придумать • 29 июня 2022

Карты, свечи, лубриканты. Как бывшие менеджеры Natura Siberica зарабатывают на товарах для вдумчивого секса

Карты, свечи, лубриканты. Как бывшие менеджеры Natura Siberica зарабатывают на товарах для вдумчивого секса

Текст: Джейхун Мамедов

Фото: Виктор Юльев / Екатерина Рогачева


Когда все сидели дома на первом карантине, Лена Захарова и Анфиса Савченко придумали свечи с ароматом локаций, в которых хотелось бы заняться сексом, — на стоге сена, крыше, последнем ряду кинотеатра, в самолете или кабриолете, едущем по Италии. Пробную партию сварили у себя на кухне по ролику из YouTube.

Денег на рекламу не было. Свечи разложили на простыне, красиво сфотографировали и сделали рассылку по блогерам в Instagram*. Первой откликнулась фемактивистка Ника Водвуд (131 тыс. подписчиков) и своим репостом запустила вирусную волну: о свечах для секса написали сразу несколько СМИ, продажи подскочили, девушки не успевали варить новые партии свечей. Но это было только начало большой истории Purpur — проекта для тех, кто хочет научиться говорить о сексе открыто.


Purpur в цифрах:


300 тыс. руб.

потребовалось на запуск производства лубриканта.


1,2 млн рублей

выручка в 2020 году.


7 млн рублей

выручка в 2021 году.


В 3 раза

упала выручка в марте по сравнению с февралем.


$220 тыс.

инвестировал в компанию бизнес-ангел.


11 человек

в команде.

Из «Натуры» с любовью

До запуска Purpur основательницы проекта работали в Natura Siberica. Лена была креативным директором, Анфиса — бренд-менеджером. Вместе они разрабатывали новый бренд «Сибирский вертолет», под которым должны были выпускать шампуни, кремы и другую косметику. Основатель Natura Siberica Андрей Трубников рассказывал, что передумал запускать этот бренд после того, как сгорел склад с упаковкой от «Вертолета» на $2 млн: «Боженька мне как будто давал понять, что я с этим спешу». Захарова и Савченко после заморозки проекта ушли из компании. В пресс-службе Natura Siberica на запрос Inc. о причине ухода сотрудниц не ответили.

Работая в Natura Siberica, Лена и Анфиса почувствовали, что хорошо дополняют друг друга: одна была спокойной и организованной, вторая — энергичной и креативной. Как-то раз, читая один из маркетинговых текстов Анфисы, Лена в шутку оставила комментарий: «С таким описанием нам нужно делать продукты для секса». Случайно брошенная фраза попала в цель: Анфиса давно мечтала о собственном стартапе, и девушки решились попробовать.

Они изучили российский рынок секс-товаров и поняли, что на нем нет бренда интимной косметики для людей разных возрастных и социальных групп, который соответствует принципам комфорта и безопасности — не только физиологических, но и психологических. «Взять хотя бы рекламу Vizit — там лубрикант стоит в фойе московского метро и подпись: „Если твой пассажир не может попасть в подземку“. Это пошло и несмешно», — считает Лена.

Так возникла идея производить лубрикант с правильной подачей. Но случилась пандемия и, испугавшись неопределенности с производством, девушки решили сосредоточиться на секс-просвете и завели аккаунт в Instagram*. Страничку назвали Purpur. «У нас был файл с кучей идей по названиям, а потом я просто летела в самолете из Нью-Йорка в Москву и поняла, что это должен быть Purpur. Без логики», — объясняет Лена.

Первым постом стал перевод инструкции департамента здравоохранения Нью-Йорка о том, как безопасно заниматься сексом в пандемию. Знакомые блогеры по просьбе основательниц Purpur поделились публикацией, и она набрала около 1 тыс. лайков.

Карантин натолкнул Анфису и Лену на еще одну задумку: делать свечи с ароматами мест, в которых люди хотели бы заняться сексом, но не могли из-за ковидных ограничений. Это не требовало больших вложений и партнерства с заводами — девушки начали разливать свечи дома по ролику из YouTube, на запуск ушло около 100 тыс. руб.: на них купили упаковки, отдушки и воск.

Заказы принимали через сайт, который Лена сама написала на Tilda, и отправляли их курьерами, которых искали на YouDo. За первый месяц дело принесло 120 тыс. руб. выручки, 20 тыс. руб. чистой прибыли и около тысячи новых подписчиков в Instagram*.

Лубрикант во время чумы

Пандемия становилась чем-то привычным, и страх перед запуском серьезного производства отступил. В апреле 2020 года Лена и Анфиса начали поиски завода, который взял бы на себя производство лубрикантов под ключ. Остановились на трех кандидатах, которые согласились произвести тестовый образец геля. Конечный выбор сделали в пользу завода, чьи сотрудники справились с установкой Zoom и вышли с основательницами на видеосвязь.

В мае 2020 года Purpur заключил контракт на выпуск первой партии в 3 тыс. упаковок лубриканта. Весь процесс производства, включая закупку ингредиентов (гиалуроновая кислота, вода и химические соединения с эффектом увлажнения кожи), брал на себя завод, за брендом оставались авторские права на формулу. Товар оплачивали по факту отгрузки. На старт ушло 300 тыс. руб. собственных сбережений.

Рынок sexual wellness в России и мире

По данным исследовательской компании Arizton, в 2020 году объем глобального рынка товаров для сексуального здоровья составил $28,6 млрд. К 2026 году, по прогнозу агентства, он вырастет до $45 млрд. На развитие рынка повлияла пандемия: ограниченные социальные контакты способствовали популярности сегмента sexual wellness (сексуальное здоровье), например вибраторов. Продажи стимулировал также рост интереса к онлайн-покупкам. Еще один драйвер рынка — растущая осведомленность людей о секс-продуктах благодаря социальным медиа, говорится в исследовании.

По оценкам Александры Гавриловой, соосновательницы онлайн-сексшопа nabanan.ru, российский рынок товаров для взрослых за последние два года вырос в два раза, по итогам 2021 года его объем составил около 20 млрд руб. С этой оценкой согласна и директор по маркетингу компании «Поставщик счастья» Юлия Половинка: по ее словам, в 2021 году количество игроков на рынке товаров для взрослых выросло до 10 тыс., а это в пять раз больше, чем было в России в 2019 году. Есть у этого роста и минус, отмечает Половинка: «ниша оказалась перегретой, и категория товаров 18+ имеет среднюю маржинальность». Свой вклад в перегрев рынка внесли и крупные сети («Золотое яблоко», «Л’Этуаль»), которые тоже пошли в этот сегмент, добавляет Гаврилова.

Согласно исследованию Ozon, подготовленному по запросу Inc., ассортимент в категории товаров для взрослых за пять месяцев 2022 года вырос почти в 2,5 раза, по сравнению с тем же периодом годом ранее. Продажи всех товаров для взрослых на Ozon за первый квартал 2022 года показали почти трехкратный рост год к году. Похожая ситуация на Wildberries: в мае — июне 2022 года россияне приобрели товаров для взрослых на 79% больше, чем в те же месяцы годом ранее. На обоих маркетплейсах чаще всего покупают презервативы и лубриканты.

«Секс» без правил

Пока ждали первую партию лубриканта, придумали карточную игру «Purpur. Секс». Перед этим опросили 160 человек — знакомых и подписчиков, — которые рассказали о своих сексуальных желаниях и поделились вопросами, которые хотели бы задать своим партнерам. Идея была в том, чтобы инициировать диалог о сексе и раскрепостить участников. Игроки перемешивают колоду и по очереди вытягивают карточки с вопросами вроде «Фантазируешь ли ты о сексе втроем?» или заданиями «Сними с меня нижнее белье, используя что угодно, кроме рук». «В этой игре нет победителей и жестких правил. Главное — процесс, ну и, может быть, окончание тоже», — говорит Лена.

Оформлением карточек, как и других продуктов Purpur, занималась знакомая основательниц, дизайнер Полина Загуменова. Нашли типографию, напечатали первые 120 наборов карт и запустили в продажу — сначала на собственном сайте, потом на Ozon, Wildberries и в небольших интернет-магазинах, например в zero waste-проекте «Котомка» и онлайн-сексшопе «Киса».

Игра вызвала настоящий ажиотаж, вспоминают основательницы (показатели уже не помнят). При этом на ее раскрутку не потратили ни копейки: заказывали рекламу у блогеров с аудиторией от 5 тыс. до 20 тыс. человек, с которыми работали по бартеру. «Мы договаривались с блогерами так, чтобы они делали посты с нашей игрой в одно время. Люди открывали ленты и видели наш „Секс“ сразу в нескольких аккаунтах. Складывалось ощущение, что это что-то классное, раз об этом все говорят», — делится лайфхаком Анфиса. «Мы поняли: людям очень нужен был фасилитатор интимной беседы. И сформулировали главную идею Purpur — нормализовать диалог о сексе», — говорит Лена.

Товар с двойным дном

Лето прошло под знаком рекордных продаж игры, а к сентябрю подоспела первая партия лубрикантов. Товары для взрослых нельзя напрямую продвигать через таргетированную рекламу, поэтому пришлось креативить: девушки нашли добровольцев, которые согласились бесплатно сфотографироваться с лубрикантом. Среди моделей был даже курьер, который доставлял заказы Purpur. «Нужен был человек из Средней Азии, чтобы показать, что лубрикантом может пользоваться любой человек. Настоящее российское diversity», — говорит Лена.

«Говорить на нескромные темы сложно, поэтому приходится работать с двойными смыслами, но так, чтобы люди понимали с первого раза, — и у Purpur это получается», — считает бренд-директор Skillbox Владилен Ситников. По его словам, связанный с интимностью запрос потребителя можно удовлетворить только через сторителлинг, «контент с точечными, но глубокими касаниями бессознательного, в социальных сетях и даже через музыку», и советует послушать плейлисты Purpur в Apple Music.

До конца 2020 года Захарова и Савченко работали вдвоем — обрабатывали заказы, упаковывали их и отправляли покупателям. Однажды в декабре, во время предновогоднего ажиотажа, пришлось отправить 50 заказов за день. «Ко мне приехали друзья отметить Новый год. В итоге мы вместо этого вшестером упаковывали заказы», — смеется Лена.

По итогам первого года работы выручка Purpur составила 1,2 млн руб.: основательницы отбили вложенные средства, но еще не могли себе платить полноценную зарплату. К началу 2021-го у проекта было уже 10 магазинов-партнеров, одним из ключевых стала «Республика».

«Purpur мы выбрали из-за близкой нам истории. Это настоящий sexwellness — бренд не про непосредственно секс, а про улучшение жизни с помощью интимных товаров, — комментирует Александра Гаврилова, соосновательница секс-шопа nabanan.ru, в котором продаются товары Purpur. — Как и мы, они говорят про уважение друг к другу, чувства, учат диалогу и ведут активный секс-просвет, борясь с сексуальной неграмотностью, которая до сих пор окружает нас».

Вложения в интим

Со временем основательницы поняли: их игра позволяет задавать вопросы о сексе, но не помогает на них отвечать. «Например, мы выяснили, что один из нас хочет секс втроем, а другой нет. Что дальше?» — рассуждает Лена.

Они решили разработать новую версию игры и создать мобильное приложение, которое дополнит карточки инструкциями. Но для этого нужны были деньги, а их у девушек не было.

Сначала писали друзьям и знакомым, но безуспешно. Тогда Анфиса загуглила «бизнес-ангелы России» и написала «вхолодную» 50 разным инвесторам. Из них откликнулось десять. «Один из них спросил, есть ли в команде человек с техническим образованием или только две диверсифицированные гуманитарные бабы. Когда-нибудь мы с Анфисой сделаем поп-группу с таким названием», — смеется Лена.

Один из бизнес-ангелов поверил в проект и вложил в него $220 тыс. Его имя и условия сделки основательницы не раскрывают. По данным СПАРК.Интерфакс, летом 2021 года Захарова и Савченко зарегистрировали ООО «Пурпур», 20% которого принадлежат сооснователю the Untitled Ventures Костантину Синюшину (еще 40% и 40% — основательницам). Синюшин эту информацию комментировать отказался.

На полученные деньги Лена и Анфиса наняли разработчика и дизайнера для приложения, продакт-менеджера, редакторов для ведения соцсетей и пиар-специалиста. Появились две новые версии игры: «Purpur. Ближе», игра-эксперимент через диалог и телесные практики, и «Purpur. Отношения» — разговорная игра про глобальные вопросы, которые помогают глубже узнать друг друга: дети, родители, травмы, смерть. А «Purpur. Секс» перевели на английский, чтобы выйти с ней на международный рынок. «Инвестиции для нас — возможность сделать Purpur проектом, о котором знает весь мир, буквально за полтора года. Сами мы шли бы к этому гораздо дольше», — говорит Анфиса.

Время быть ближе

В 2021 году Purpur вышел в операционный плюс: выручка выросла до 7 млн руб., прибыль составила 700 тыс. руб. Самым популярным продуктом оставалась первая игра, «Секс», 10% всех заказов приходили из-за рубежа. «В начале года мы чувствовали, что весь мир наш. Выручка продолжала расти и покрывала все наши расходы. Нам даже казалось, что мы мало тратим и нужно больше», — вспоминает Анфиса.

В планах было расширить команду и начать производить новые продукты — возбуждающий гель, масло для массажа, презервативы. Но сразу после начала «спецоперации» 24 февраля выручка резко упала: люди сократили расходы на необязательные товары. Лена и Анфиса приняли решение выплатить сотрудникам зарплату за март, независимо от того, что будет с компанией. В апреле одного сотрудника — пиарщицу — сократили.

Выручка Purpur в феврале составила 2 млн руб. (помогли 14 и 23 февраля), а в марте, несмотря на 8 марта, — уже всего 700 тыс. руб. И это еще с учетом долгов за реализацию товаров, проданных магазинами в январе — феврале. Продажи начали восстанавливаться только в мае: выручка составила 900 тыс. руб. Прибыль вернуть пока так и не удалось.

Пока что Purpur продает февральские запасы лубриканта, но они подходят к концу. У поставщика туб закончился материал для их изготовления, и предпринимательницы ищут нового партнера. Сырье для производства пока есть в России, проблема только в цене — она выросла на 20%, поэтому и розничную стоимость лубриканта пришлось поднять с 870 руб. до 1130 руб.

«В этой игре нет победителей и жестких правил. Главное — процесс, ну и, может быть, окончание тоже»

Чтобы возместить просадку по продажам, Захарова и Савченко решили запустить производство простого и маржинального продукта — прокладок. Договорились с заводом в Китае и заключили контракт на производство первой партии в 100 тыс. штук. Запуск обошелся в 800 тыс. руб., но эти затраты окупятся, уверены девушки: «Тема месячных — непаханное поле в России. Мы хотим говорить о них по-новому — так, чтобы люди не стыдились этого», — объясняет Лена.

В конце апреля App Store одобрил первую версию приложения Purpur на английском, которое разрабатывали почти полгода. Пока оно бесплатное: в нем только инструкция к играм и чат для пользователей. По подписке будут открываться дополнительные функции — например подсказки, помогающие вести диалог на любую тему из карточек.

Из-за нового кризиса инвестиции расходуются намного быстрее, чем на это рассчитывали вначале, признаются предпринимательницы, и в ближайшее время проекту снова нужны будут деньги. Захарова и Савченко надеются снова привлечь венчурные инвестиции и покорить международный рынок, несмотря на происходящее в мире. А еще — создать новую игру «Purpur. Семья» для родителей и их взрослых детей. «Я продолжаю верить в силу человеческих отношений. Наш проект помогает быть ближе. Сейчас это стало еще актуальнее», — говорит Лена Захарова.

*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской в России.