Придумать • 20 октября 2020

Наталья Черкашина открыла бизнес-школу для подростков с учителями из Кремниевой долины. Получится ли у нее вырастить предпринимателей и успешный образовательный бизнес?

Наталья Черкашина открыла бизнес-школу для подростков с учителями из Кремниевой долины. Получится ли у нее вырастить предпринимателей и успешный образовательный бизнес?

Текст: Надежда Орлова


Семь лет назад Наталья Черкашина переехала в Кремниевую долину и влюбилась в людей, которые там живут, — в их активность, открытость и предприимчивость. Она захотела привозить туда детей и подростков из России, показывать им Долину и водить по офисам мировых компаний. Муж Натальи Павел Черкашин возглавляет венчурный фонд Mindrock Capital. В 2018 году знакомый попросил Павла показать Долину школьникам из Казахстана. Черкашины согласились, и с тех пор регулярно организовывали детский лагерь с экскурсиями и общением с местными предпринимателями. Когда из-за пандемии границы закрыли, Наталья вместе со своим знакомым Иваном Шамаевым создала онлайн-версию лагеря — SV.Camp, — и пригласила в него менторами Николая Давыдова, Арсена Томского и Максима Ноготкова. Наталья Черкашина рассказала Inc., какого результата хочет добиться, а успешные edtech-предприниматели оценили её проект и его перспективы.

Наталья Черкашина, основательница SV.Camp

Я давно хотела работать с подростками, открывать для них новые возможности. У меня трое детей: близнецам (мальчику и девочке) по 18 лет и дочери — 11. У нас дома постоянно подростковые тусовки, мне близко и понятно это общество.

В 2018 году мужу позвонил знакомый меценат из Казахстана Аскар Кусаинов и попросил принять группу школьников — победителей олимпиад. Он хотел, чтобы мы показали им Долину, и оплатил поездку. Тогда я уже вынашивала идею с обучением детей.

Мы провели для них несколько экскурсий, познакомили с интересными людьми — инвесторами и предпринимателями. С этого всё и началось. После этого мы стали делать детский лагерь с погружением в атмосферу Долины.

Наши ученики, как и все в Долине, просыпались в 6 утра и после завтрака шли на хайкинг. В Долине это популярный среди бизнесменов, включая Стива Джобса, формат прогулки. Дальше, в рамках тематического дня, завтракали в любимом ресторане Джобса, потом ехали в знаменитый гараж, где начиналась история Apple, а затем — в офис самой компании.

Следующий день мы посвящали компании Google. В программе были образовательный день с экскурсиями в Беркли и Стэнфорд, а также день в Сан-Франциско, знакомство с местными компаниями и отдых у океана.

Мы приводили детей к знакомым предпринимателями, и они за чашкой чая рассказывали свои истории. Из лагеря дети уезжали очень вдохновлённые.

Y Combinator для подростков

Когда началась пандемия, я поняла, что летом никто из подростков к нам не приедет. Тогда мы решили попробовать собрать хотя бы 20 участников для небольшого онлайн-лагеря. Я сделала пост в Facebook, благодаря которому на первый курс набралось сто участников. Заявок пришло ещё больше, но мы решили, что пока остановимся на этой цифре.

Павел Черкашин

управляющий партнёр Mindrock Capital,

ментор SV.Camp

Изначально я отнесся к идее онлайн-школы настороженно: с началом карантина все ринулись запускать свои инфобизнесы, а у нас не было ни опыта запуска онлайн- и инфобизнеса, ни ресурсов для этого. Но уже первая группа подростков показала, насколько это важное и интересное дело. Как будто мы наткнулись на волшебные залежи таланта и энтузиазма, способные при правильной поддержке перевернуть мир.

Иван Шамаев

сооснователь SV.Camp

Нас с Наташей представили друг другу общие знакомые в Сан-Франциско. У Наташи была своя программа для подростков в Долине, у меня была программа для детей в Италии. Когда начался карантин, все сидели дома и хотелось чем-то заниматься, — а у нас столько знакомых предпринимателей в Долине, которые рады поделиться своим опытом.

Очень быстро появились название онлайн-школы, методология (мы хорошо знаем, как обучают акселераторы в Долине) и поддержка менторов. В SV.Camp я модератор большинства онлайн-встреч, выступаю трекер-ментором для проектов ребят, отвечаю за работу с партнёрами и разрабатываю новые программы.

Наш бюджет на создание онлайн-школы был равен нулю. Сайт бесплатно сделали Иван Шамаев и основатель Nitsa Studio Алексей Ница. Пост в Facebook мне тоже ничего не стоил, а из-за того что его расшарили больше ста человек, реклама не потребовалась.

Онлайн-программу нам помогали составлять менторы, среди которых Сергей Дороничев, наши друзья Николай и Марина Давыдовы, Арсен Томский, Максим Ноготков, Михаил Кокорич, Анастасия Сартан и Павел Черкашин. Все они работают у нас на волонтёрских началах.

Курс построен на программе акселераторов Y Combinator и Стэнфорда, но адаптирован под подростков. Мы посмотрели, что делают там, менторы поделились своими наблюдениями и опытом — и на основе этого разработали собственную программу с уроками и заданиями. Менторы ведут занятия, каждый по своей теме. Помимо этого, участники потока общаются в чате Telegram, где есть рубрика «вопрос ментору».

Учащиеся с менторами добавляются друг к другу в соцсетях и общаются и после окончания курса. Многие менторы по окончании курса так и говорят: «Ребята, мы не расстаёмся, пишите, будем на связи» Без участия в программе неизвестно, когда дети познакомились бы с этими людьми.

Павел Черкашин

управляющий партнёр Mindrock Capital,

ментор SV.Camp

Мне всегда хотелось помочь большому количеству стартапов не делать ошибки на старте. Формулирование важных принципов простым понятным подростковым языком стало интересным вызовом.

Мы учим подростков, что развитие любого проекта в бизнесе идёт по спирали, то есть ты постоянно возвращаешься к той точке, где был, но уже с другим уровнем знаний. То же самое происходит у нас. У нас нет ни одной еженедельной сессии, где бы мы говорили одно и то же. Мы разрабатываем и совершенствуем методологию с каждым занятием, каждой группой и каждым фидбэком.

Более того, рынок меняется, а вместе с ним и методология. Появляются новые веяния, тот же TikTok например. Мы подробно объясняем, как работает эта технология и почему она важна для молодых предпринимателей.

Марина Давыдова

операционный директор Cherry Labs,

главный советник SV.Camp

Менторство позволяет мне делиться с ребятами знаниями и навыками, которые я получила на своём опыте, и это приносит мне удовольствие. У меня просто захватывает дух от нового поколения. Самое большое отличие: они думают намного более открыто, чем старшее поколение. Для них существует меньше ментальных границ, им проще пробовать и учиться на ошибках. Если они — наше будущее, то мне оно очень нравится.

Прийти без идеи, уйти со стартапом

В сентябре у нас стартовал седьмой поток. В каждом потоке 100 — 120 детей. Один курс длится 6 недель.

Расписание курса

1 неделя: рассказываем, как искать идею.

2 неделя: составляем аватар клиента и учимся видеть его проблему.

3 неделя: разбираемся, как решить эту проблему.

4 неделя: рассказываем, что такое юнит-экономика.

5 неделя: объясняем, как вывести продукт на рынок

6 неделя: проходит демо-день, на котором подростки питчат свои стартапы.

Мы только начали работать над маркетингом, до этого всё происходило силами менторов и сарафанного радио. Два месяца назад мы начали также выделять небольшой бюджет на таргетированную рекламу в Instagram. Хотим, чтобы к Новому году у нас учились тысяча детей.

Участников мы делим на группы, чтобы они общались и учились давать друг другу обратную связь, критику и поддержку. Мы им даём инструменты, с помощью которых они могут проверить, работает ли их гипотеза. И если она работает, у них есть механизм, как дальше сделать продукт и попробовать вывести его на рынок. Часто ребята приходят вообще без идеи, а уходят с готовым стартапом.

Мы понимаем, что не все слушатели станут предпринимателями после нашей программы. Их как было 5% в мире, так и останется.

Мы просто хотим показать ребятам возможности и передать предпринимательский дух: что нужно не бояться быть свободными, любознательными, мечтать, воплощать и добиваться.

На каждом потоке выпускается около 60 детских и подростковых проектов. Есть такая тенденция: дети учат детей. Одна наша участница, девятилетняя Мила (мы её взяли на курс несмотря на возраст, в виде исключения) сделала проект Kid to kid, где она и другие дети учат английскому своих сверстников. Мила очень бойкая, и совершенно невозможно понять, как в 9 лет человек может так мыслить и всех строить.

Также в виде исключения мы приняли на поток восьмилетнего парня. Мы не взяли денег с его родителей, потому что были уверены: в силу возраста он быстро потеряет интерес. Он был у нас вольным слушателем с условием, что будет делать все домашние задания. Но он дошёл до конца и получил приз зрительских симпатий. Он обожает готовить и создал проект iCook — приложение, где дети делятся с детьми простыми рецептами. Этот парень явно родился, чтобы быть предпринимателем.

Подростки 15 — 17 лет делают серьёзные приложения, пишут код, создают сайты за 6 недель. К демодню они уже приходят с готовым продуктом. Некоторые из них мгновенно получают инвестиции.

Так, Арсен Томский инвестировал $1 тыс. в проект Galactica, который позволяет играть на электрогитаре людям с ограниченными возможностями. Его создал парень с редким заболеванием, которое не позволяет мышцам нормально развиваться.

Нет цели зарабатывать

Сначала курс был бесплатный, но после первого набора мы поняли, что всё-таки нужно установить какую-то цену. Причины две:

1. Люди, как правило, не чувствуют ценности в бесплатном, не верят, что бесплатно может быть хорошо. Наши первые участники говорили, что бесплатно не бывает: если что-то дают бесплатно — значит, от тебя что-то хотят.

2. Мы хотели, чтобы ребята относились к проекту серьёзно. Мы делаем упор на практику и даём такие домашние задания, которые действительно надо делать, чтобы успешно пройти программу. Мы хотим видеть отдачу и результаты.

Мы понимали, что ценность, которую мы даём, может стоить и $1 тыс., — но изучив рынок, установили цену $150 за 6 недель. По тому, как стали набираться участники, увидели, что цена хорошая: не большая и не маленькая.

У меня, как и у других менторов — участников проекта, нет цели зарабатывать на этом. Мы все состоявшиеся люди.

Я бы хотела монетизировать эту историю, но только для того, чтобы выделять гранты на ребят, которые в этом нуждаются, и развивать проект дальше. Пока что мы лишь покрываем операционные расходы.

Сейчас у нас уже пять сотрудников, помимо меня и Ивана, которые заняты частично. У каждого своя чёткая зона ответственности: два человека занимаются продажами и три человека отвечают за сайт, соцсети, аналитику и продвижение. Они получают зарплату.

Мы в любом случае будем расширять онлайн-программу. Уже протестировали продвинутый курс на одной группе — он для тех, кто готов идти дальше и серьёзно заниматься стартапом. Думаю, что в конце концов это вырастет в какой-то акселератор для ребят постарше.

Иван Шамаев

сооснователь SV.Camp

В конце октября мы проводим первый хакатон в партнёрстве с компанией SAP, основная идея которого — отработать модель командной работы, то есть научить ребят распределять роли и зоны ответственности, а также направить их в создании первого прототипа и научить его презентовать.

Также скоро мы планируем запустить площадку, которая позволит ребятам продолжать работу над их стартапами, получать поддержку менторов, строить комьюнити единомышленников и привлекать свои первые инвестиции.

Нужно ли подросткам учиться предпринимательству онлайн? Смогла бы (в теории) окупать себя школа?

Дмитрий Фалалеев

основатель U Skillz

Я думаю, учиться бизнесу никогда не рано, хотя бы исходя из того, что все настоящие предприниматели свои первые опыты начинают даже не в 12 лет, а в 7 — 8. Это вещь, которая проявляется очень рано. Это, скорее всего, во многом врождённые навыки, но их можно и нужно развивать.

Подростки более спокойно воспринимают онлайн-обучение, чем мы, люди старшего поколения, потому что для них цифровая среда, интернет, iPad — гораздо более органичные вещи. У онлайн-обучения шикарное будущее. Это неизбежно, у нас нет выбора, и даже неважно, что мы про это думаем. Оно станет существенной частью любого обучения.

Очевидно, что технологическое предпринимательство родилось в Кремниевой Долине и люди, которые там живут, в среднем знают гораздо больше про это, чем в других точках мира. У кого ещё учиться, как не у этих ребят.

Что касается стоимости, мне кажется, такие курсы должны стоить дороже.

Андрей Анищенко

сооснователь Skillbox

Проект, скорее всего, не сможет приносить прибыль в силу ограниченности ниши. Одного курса недостаточно. Чтобы школа была прибыльная, нужна большая линейка, чтобы раскачать бренд, который станет «зонтиком» для всех программ.

Со стороны подростков есть запросы на подобные курсы, я принимал участие в одном из них, есть романтизация занятия предпринимательством. Но быстро приходит понимание, что это сложная работа, которая требует многих навыков, и недостаточно пройти курсы, чтобы стать успешным предпринимателем.

Проект выглядит нишевым, так же выглядела бы «школа data science для подростков». Я не знаю подобных игроков. Это видится полезной, но не коммерческой инициативой.

Максим Спиридонов

сооснователь «Нетологии»

Инструменты онлайн-обучения постепенно приходят во все сегменты образования, и blended-формат, в котором онлайн и офлайн работают вместе, будет развиваться ещё активнее. Среда онлайн-обучения предпринимательству будет также расти, поскольку аудитория таких курсов готова к экспериментам, менее консервативна, — соответственно, и новые инструменты получения знаний для них актуальны.

Очень хорошо, что в SV.Camp менторы — это в первую очередь российские руководители, которые переехали в Кремниевую долину. Они знают реалии российского бизнеса и понимают, как устроен рынок в США. Такие менторы смогут передать подросткам свои знания культурных различий рынков, ограничений и возможностей, которые влияют на построение бизнеса.

Евгений Лебедев

директор по маркетингу «Яндекс.Практикума»

Онлайн-образование отлично подходит подросткам, потому что вся экосистема современных технологий уже хорошо им знакома, они свободно в ней ориентируются и могут использовать параллельно несколько сервисов, что делает сам образовательный процесс интерактивным. Если у ребенка есть интерес к предпринимательству, то такой проект, как SV.Camp, может дать отличный старт цифровому стартапу.

Илья Паршин

гендиректор «Учи.ру»

Уже три года мы проводим масштабную всероссийскую онлайн-олимпиаду по основам предпринимательства для учеников всех классов, начиная с первого. В прошлом году в ней приняли участие 800 тыс. школьников. Задания — это упрощённые бизнес-кейсы, где нет единственно верного решения. Ребёнок учится брать на себя ответственность, идти на риск, подключать знания из разных областей, — это ровно тот подход, который требуется при запуске бизнеса. Так что обучение предпринимательству востребовано и может быть массовым.