Илья Арзуманов
автор Inc.
На этой неделе свое шестнадцатилетие отметила компания Tesla. Ей удалось не только подарить миру электромобили, пригодные для комфортной повседневной езды, но и сделать их массовыми. Inc. вспоминает, кто на самом деле основал легендарный стартап, как реализатором их планов стал Илон Маск и как он затем вывел бизнес за рамки простого электромобилестроения.
1 июля 2003 года инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг учредили компанию Tesla Motors. Название стартап получил в честь всемирно известного пионера элетротехники Николы Теслы. Компания создавалась чтобы осуществить то, в чем не смогли преуспеть гиганты автомобилестроения, — наладить производство эффективных и доступных электрокаров. Окончательным толчком к действию послужило закрытие в 2003 году программы General Motors по производству компактного электромобиля EV1 и отзыв всех реализованных экземпляров.
GM EV1 поставлялись на условиях лизинга с 1997 года, однако технология была слишком сырой (заряжались эти авто примерно столько же, сколько могли проехать, — если не больше), большим спросом они не пользовались (за 6 лет удалось реализовать около 1,1 тыс. машин) и экономика всей программы была убыточной (в лизинг каждый электрокар уходил по $34-$44 тыс., а в производстве обходился в $80 тыс.). Аналогичные проблемы преследовали Ford, Chrysler, Honda, Nissan и Toyota: в конце 1990-х они выпускали собственные электромобили, но к началу 2000-х были вынуждены снять их с рынка.
Замысел Эберхарда и Тарпеннинга заключался в том, чтобы подойти к вопросу с другого конца, — не выпускать максимально доступный по цене электромобиль, как поступил GM и все остальные, а начать с люксового спорткара. В стоимость такой машины уже вполне можно было попытаться уместить все необходимое для хоть сколько-нибудь приемлемой эффективности на дорогах. Прибыль фаундеры планировали инвестировать в масштабирование производства и со временем удешевить технологию настолько, чтобы однажды выпустить на рынок по-настоящему эффективный электромобиль для среднего класса.
В апреле 2004 года, вдохновившись идеями Эберхарда и Тарпеннинга, к Tesla Motors присоединился Илон Маск. Соучредитель PayPal и основатель SpaceX возглавил инвестиционную серию A, вложив в Tesla около $6,5 млн личных средств, и стал председателем совета директоров компании. Хоть Маск и не стоял у истоков этого бизнеса, именно он сделал его успешным.
В 2005 году Маск вывел стартап на партнерство с Lotus Cars, британским производителем спортивных и гоночных автомобилей, предоставившим шасси и кузов для Roadster — первого автомобиля Tesla.
19 июля 2006 года состоялась презентация прототипа Tesla Roadster. Оснащенный 3-фазным 4-полюсным асинхронным двигателем переменного тока, он мог развивать скорость до 200 км/ч (ограничение было искусственным), причем до сотни разгонялся за 4 секунды. Время полной зарядки составляло около 3 часов, после чего Roadster мог проехать до 400 км — втрое больше, чем EV1. Вообще, Roadster стал первым электромобилем, способным преодолеть больше 300 км на одном заряде.
6 августа 2006 года Маск обнародовал план развития Tesla (авторами которого были основатели компании): «Создать спортивный автомобиль. Использовать прибыль от него для создания доступного автомобиля. Использовать прибыль от него для создания еще более доступного автомобиля. Занимаясь всем этим, обеспечить возможность выработки электроэнергии с нулевым уровнем выбросов».
В январе 2008 года сооснователи Tesla Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг покинули компанию. До 2007 года Эберхард занимал должность CEO, затем состоял в консультативном совете. Тарпеннинг изначально был финансовым директором, а после привлечения первых инвестиций стал вице-президентом по электротехнике. Оба ушли из Tesla для развития новых проектов в сфере зеленых технологий.
17 марта 2008 года начался массовый выпуск Tesla Roadster. Электро-спорткар продавался по цене $109 тыс. За все 4 года производства (по январь 2012 года) удалось реализовать 2450 автомобилей в 30 странах мира (для сравнения, EV1 продавался только в Калифорнии и Неваде).
15 октября 2008 года Илон Маск занял в Tesla пост CEO. Сразу по вступлении в должность он уволил четверть сотрудников, чтобы остаться на плаву в период мирового финансового кризиса.
26 марта 2009 года Tesla представила прототип своего нового электрокара — Model S. Люксовый 4-дверный седан в 518 лошадиных сил мог проехать более 480 км на одном заряде и разгонялся до 100 км/ч за 5,5 секунд. На него открыли предзаказ, цены начинались с $76 тыс. за базовую модель. К маю 2009 года компания получила первую тысячу предзаказов. Первые поставки были запланированы на 2010 год, но впоследствии неоднократно откладывались и в конечном итоге состоялись лишь в 2012 году.
19 мая 2009 года Daimler AG купил 10% Tesla за $50 млн. Это вливание позволило сохранить компанию, которая к этому времени была как никогда готова пополнить списки жертв тогдашней рецессии.
10 июня 2009 года сооснователь и бывший CEO Tesla Мартин Эберхард обвинил Илона Маска в переписывании истории компании и выдвинул против него иск за клевету. По словам Эберхарда, Маск несправедливо обвинял его в задержках планов производства и финансовых проблемах компании. В сентябре того же года Эберхард отозвал иск и удалил личный блог, в котором подробно разъяснял свои обвинения. Ряд СМИ предположили, что Маск урегулировал конфликт с помощью финансового соглашения.
23 июня 2009 года Tesla получила низкопроцентный заем на $465 млн от Министерства энергетики США. Средства позволили завершить разработку и наладить производство седана Model S. Tesla выплатила кредит в мае 2013 года, став первой автомобильной компанией, полностью погасившей свои долги перед правительством.
29 июня 2010 года, разместив свои акции на Nasdaq по $17 за бумагу, Tesla привлекла $226,1 млн. Это стало первым IPO в американской автомобильной индустрии с 1956 года, когда состоялось первичное размещение Ford.
9 февраля 2012 года Tesla представила прототип Model X — полноразмерного кроссовера, оснащенного открывающимися вверх автоматическими дверями с изменяемым углом сгиба. Маркетологи компании развили традиционную терминологию, окрестив их «крыльями сокола» (обычные открывающиеся вверх двери еще со времен Mercedes-Benz 300SL 1952 года принято называть «крыльями чайки»). Через 5 дней Tesla отчиталась о предзаказах на $40 млн. Начало поставок планировалось на 2014 год, однако впоследствии было отложено до осени 2015 года.
22 июня 2012 года Tesla поставила Model S первому покупателю. Случилось это на специальной торжественной церемонии в производственном помещении завода во Фремонте (Калифорния), где ранее в тот же день началось серийное производство. За последующие 6 лет, к концу 2018 года, во всем мире было продано 263,5 тыс. автомобилей этой модели — на нее пришлось более половины продаж компании за всю ее историю.
В сентябре 2012 года заработали первые 8 станций быстрой зарядки Tesla Supercharger. Они расположились на маршрутах Лос-Анджелес—Сан-Франциско и Бостон—Вашингтон, каждая была оборудована шестью 480-вольтовыми стойками. Развитие этой инфраструктуры сыграло немалую роль в обеспечении устойчивого спроса на автомобили Tesla — их владельцам с самого начала было позволено заряжаться на таких станциях бесплатно. На настоящий момент мировая сеть Supercharger включает около 1,5 тыс. станций на 6-40 стоек более чем в 50 странах.
19 августа 2013 года стало известно, что Национальное управление безопасности дорожного движения США признало Tesla Model S самым безопасным автомобилем за всю историю своих тестов. Электрокар получил высочайшие рейтинги во всех категориях и рекордный итоговый результат — 5,4 звезды. Впоследствии идеальные рейтинги безопасности получали также электрокары Model X и Model 3, в 2016 и в 2018 году соответственно.
12 июня 2014 года Tesla открыла доступ ко всем своим патентам. Илон Маск пообещал, что компания не станет возбуждать иски против тех, кто захочет использовать ее технологии, поскольку, по его словам, истинную конкуренцию Tesla оказывает «не крохотная струйка электрокаров других производителей, а огромный поток бензиновых автомобилей, ежедневно исторгаемый заводами по всему миру».
9 октября 2014 года Илон Маск представил систему полуавтономного управления Autopilot. Благодаря радарам, камерам с распознаванием изображения и сонарным сенсорам она включала такие функции, как распознавание дорожных полос, автоматический круиз-контроль и активное экстренное торможение. «Слово “автопилот” мне нравится больше, чем “самоуправление”, — признавался Маск. — “Самоуправление” звучит так, будто машина будет делать то, чего вы не хотите».
30 апреля 2015 года Tesla представила Powerwall и Powerpack — крупногабаритные перезаряжаемые аккумуляторы для бытового и промышленного применения. Маск назвал эти батареи недостающим звеном в бизнес-модели Tesla и заявил, что 160 млн аккумуляторов Powerpack достаточно, чтобы покрыть потребность в энергообеспечении всех США. Вслед за этим Tesla официально декларировала, что она «не просто производитель электромобилей, но инновационная энергетическая компания». В первый месяц после презентации аккумуляторов поступили предварительные заказы на 50 тыс. PowerWall и 25 тыс. PowerPack, совокупная стоимость которых превысила $800 млн.
29 Сентября 2015 года Tesla начала поставки Model X. Цены начинались от $89 тыс. В 2016 году квартальные продажи внедорожника примерно вдвое отставали от темпов реализации Model S, а с 2017 года сравнялись с ними. На конец 2018 года совокупные продажи Model X за все время составили 120,7 тыс. единиц.
14 октября 2015 года на электрокарах Model S запущена система полуавтономного вождения Autopilot, способная в ряде ситуаций управлять автомобилем, например держаться заданной полосы или сбавлять скорость при риске столкновения. В январе 2016 года ее обновили до следующей версии, добавив функцию автоматической парковки.
20 января 2016 года в китайском городе Хандан в результате аварии погиб водитель Model S, использовавший Autopilot. 7 мая того же года еще один смертельный случай произошел в Виллистоне (Флорида, США). После этого состоялось продолжительное расследование, по итогам которого в январе 2017 года американские федеральные регуляторы констатировали, что Autopilot не имеет дефектов и не является причиной аварии. В последующие годы было зафиксировано еще 3 дорожных инцидента с Autopilot, повлекших гибель водителей: на Model X 23 марта 2018 года, на Model 3 и на Model S, 1 марта и 25 апреля 2019 года соответственно (все в США).
31 марта 2016 года Tesla представила прототип седана Model 3. Изначально Маск планировал назвать его Model E, чтобы литеры всех трех находящихся в производстве моделей компании складывались в аббревиатуру SEX, но в конечном итоге решил остановиться на варианте с отзеркаленной средней буквой: S3X. В зависимости от комплектации, новый электрокар был способен проехать на одном заряде от 350 до 520 км и стоил от $49,5 тыс. до $59,5 тыс. Спустя неделю компания приняла 325 тыс. предзаказов на общую сумму более $14 млрд.
20 июля 2016 года Илон Маск обнародовал дальнейшие глобальные планы компании, включавшие 4 пункта:
1.
Разработать «сногсшибательные» крыши из блоков солнечных батарей, интегрированных с аккумуляторами Tesla.
2.
Наладить производство более доступных электромобилей «для всех основных сегментов».
3.
Развить технологию автономного вождения, чтобы она стала «в 10 раз» безопаснее ручного управления автомобилем.
4.
Запустить программу, которая позволит владельцам автомобилей Tesla зарабатывать деньги, сдавая автономные электрокары в аренду.
«Находясь не за рулем, вы сможете получать доход, который компенсирует или даже превысит ежемесячную стоимость кредита или лизинга. Это настолько снизит стоимость владения, что позволить себе автомобиль Tesla сможет каждый», — пообещал Маск.
1 августа 2016 года правление Tesla одобрило приобретение за $2,6 млрд компании SolarCity — производителя солнечных энергосистем, основанного в 2006 году кузенами Илона Маска Питером и Линдоном Райвами. Сделка была закрыта в ноябре, Маск стал председателем совета директоров компании.
В ноябре 2016 года в рамках эксперимента Tesla полностью обеспечила остров Тау (архипелаг Самоа в Тихом океане) с населением 600 человек возобновляемой энергией, покрыв его сетью солнечных батарей и аккумуляторов.
1 февраля 2017 года компания сменила свое официальное название с Tesla Motors на Tesla Inc.
В июле 2017 года Tesla выиграла контракт на постройку в Южной Австралии крупнейшего в мире хранилища энергии, предназначенного для снижения нагрузок на электросеть во время пиков потребления. Систему Hornsdale Power Reserve емкостью 129 МВт-ч и мощностью 100 МВт построили близ Джеймстауна на основе промышленных батарей Tesla Powerpack. Ее подключили к сети 1 декабря 2017 года, она способна обеспечивать электроэнергией 30 тыс. домов в течение часа.
10 апреля 2017 года Tesla стала самым дорогим автопроизводителем мира, обогнав по рыночной капитализации Ford и General Motors. Триумф продлился три месяца — в начале июля курс акций Tesla полетел вниз на фоне задержек в поставках Model X и Model S. Компания потеряла около 5,6% своей стоимости (более $12 млрд).
7 июля 2017-го начались поставки седана Tesla Model 3. Спустя год, летом 2018 года, она стала самой продаваемой моделью компании (18,4 тыс. реализованных Model 3 во II квартале 2018 года против 10,9 тыс. Model S и 11,4 тыс. Model X), а темпы ее производства выросли до 5 тыс. автомобилей в неделю. За первые 1,5 года производства (на конец 2018 года) во всем мире было реализовано 147,8 тыс. этих электрокаров.
16 ноября 2017 года Tesla представила прототип Tesla Semi, электрического тягача, способного перевозить 36 тонн груза на расстояние до 800 км на одном заряде, поддерживать скорость свыше 100 км/ч на 5% уклоне и полностью заряжаться за 40 минут. К концу I квартала 2018 года на тягач поступило более 2 тыс. предзаказов, в т. ч. от гигантов вроде Walmart, PepsiCo, DHL и FedEx. Изначально первые поставки планировались в 2019 году, однако были перенесены на 2020 год.
17 ноября 2017 года представлен прототип нового Tesla Roadster — на этот раз компания назвала так суперкар стоимостью от $200 тыс., способный разгоняться до сотни км за 1,9 секунды. Начало серийного производства запланировано на 2020 год.
Источник: Tesla, Crunchbase
млрд — рыночная капитализация компании.
млрд — общий объем привлеченных инвестиций.
тыс. — численность сотрудников.
тыс. — общее количество произведенных автомобилей.
— выручка за 2017 год.
— выручка за 2018 год.
чистый убыток за 2018 год.
тыс. автомобилей реализовано за I квартал 2019 года.
6 февраля 2018 года личный Tesla Roadster 2008 года Илона Маска стал первым серийным автомобилем, запущенным в космос. Он был выведен на гелиоцентрическую орбиту в ходе первого тестового запуска ракеты-носителя Falcon Heavy компании SpaceX.
7 августа 2018 года Илон Маск запостил твит «Я подумываю вывести Tesla с биржи по $420. Финансирование обеспечено». Это заявление заставило акции компании подскочить на 10%. Bloomberg оценивало объем обратного выкупа всех находящихся в свободном обращении ценных бумаг компании в $66 млрд. Впрочем, в конце месяца Маск заявил, что Tesla останется публичной.
28 сентября 2018 года Комиссия по ценным бумагам и биржам подала иск против Илона Маска за его ложное заявление в твиттере, которое ввело в заблуждение инвесторов Tesla. В том же месяце, после ряда публичных насмешек над органом со стороны Маска, компания сняла его с поста председателя совета директоров, обязалась контролировать его деятельность в соцсетях и выплатила штраф в размере $20 млн.
В декабре 2018 года Tesla Model 3 стал самым продаваемым в мире автомобилем, заряжаемым от внешнего источника питания (плаг-ином). За год было реализовано 145,8 тыс. автомобилей этой модели, что составило около 7% рынка плагинов. Ближайшими конкурентами оказались BAIC EC-Series (90,6 тыс.) и Nissan Leaf (87,1 тыс.), на долю которых пришлось примерно по 4% рынка.
14 марта 2019 года Tesla представила свой последний на настоящий момент электрокар — компактный кроссовер Model Y, ориентированный на массовый рынок. Самая дешевая комплектация стоит $39 тыс., первые поставки запланированы на осень 2020 года. Компания ожидает, что продажи этой машины побьют рекорды, установленные Model 3.