Придумать • 14 июля 2021

Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то, кроме чиновников и шпионов?

Придумать • 14 июля 2021

Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то кроме чиновников и шпионов?

Текст: Надежда Румак


Андрей Фёдоров закончил военную академию по направлению «Электроника» и после этого работал в космической отрасли. Его задачей было обеспечивать защиту устройств от всевозможных помех, для чего он использовал клетку Фарадея. Год назад Андрей открыл свою компанию, в которой применил эту же технологию. Его компания Velter продает экранирующие чехлы для гаджетов, которые препятствуют дистанционному взлому сотовых телефонов и ноутбуков, помогают предотвратить угон автомобиля «удочкой», а также защищают от электромагнитного излучения. Оборот компании за год составил 20 млн руб. Продано 4 тыс. изделий. В этом году выручка может дойти до 30 млн руб. CEO Velter Андрей Фёдоров рассказал Inc., как шил первые чехлы на маминой швейной машинке и искал покупателей в Facebook, а эксперты по защите данных и другие участники рынка оценили, насколько его идея жизнеспособна.

Космос для каждого!

В начале своей карьеры я побывал на всех космодромах страны — отвечал за то, чтобы одни электронные средства не мешали другим и не создавали помех. Для этого мы помещали одно устройство в герметичное пространство, куда не могут проникнуть радиосигналы. Это называется экранирование электромагнитного поля. Такое устройство называется клетка Фарадея.

Так как это космическая отрасль, нужно было придумывать много нестандартных решений. Например, мы сделали экранирующую палатку, по сути большой чехол из металлизированного материала. Обычно исследования проводятся так, что космическое устройство надо поместить в здание, обшитое экранирующим листом. Но когда не было возможности переносить устройства в такие помещения, мы использовали палатку, которую можно было перевозить, куда хочешь. Палатка имеет достаточные характеристики, чтобы проводить лабораторные испытания в «поле».

Еще тогда я задумался, что в такую палатку можно положить смартфон, а в 2016 году обратил внимание на американский стартап, который открыл сбор на создание экранирующего чехла Silent Pocket на Kickstarter. Я решил попробовать использовать клетку Фарадея в похожих целях. В 2019 году я ушёл с работы, чтобы запустить свой бизнес по производству защитных чехлов.

Как провести локдаун, если у тебя есть идея и швейная машинка

У меня были знакомые инженеры, которых я позвал в свою команду. Мы сделали мобильное приложение Shielding Tester, которое можно поставить на телефон или ноутбук. Во время эксперимента, когда проверяемый гаджет в чехле, приложение опрашивает сотовую связь, Bluetooth, WiFi и фиксирует, на сколько сильно чехол ослабляет сигнал. Сейчас это приложение выпущено только для Android, так как на нем больше возможностей для сбора данных, у iOS более закрытая система. Для iOS есть только сырая бета-версия, которая стоит только у меня, инженера и программиста.

Разработка прототипа софта стоила 100 тыс. руб. Вышло так недорого, потому что я сам писал ТЗ и подключил своего инженера, чтобы он помогал по технической части. Программисту фактически нужно было просто пошагово реализовать описанный нами алгоритм. Но приложение было сырое. Косо-криво мы начали с ним тестировать первые чехлы.

Принцип работы приложения в том, что оно позволяет проводить полноценный тест защиты чехла. Можно положить телефон в чехол, позвонить на него и понять, что абонент не доступен. Но этот тест не позволяет увидеть, на сколько сильно ослабла сотовая связь, WiFi и Bluetooth. Наш софт опрашивает и сотовую связь, и WiFi на двух частотах, и Bluetooth. Мы тестировали в разных местах — рядом с базовыми станциями, далеко от них, брали разные роутеры. Даже разработали самодельный радиомодуль, перепрошили под себя модуль Arduino. По сути это компактный роутер WiFi и Bluetooth, который мы помещали внутрь капсулы, чтобы создать обратный эффект.

Во время локдауна я решил принципиально по-другому этим заняться. Я закупил себе 20 разных экранирующих материалов из Германии и Китая. Из них 15 вообще не работали. Многие конкуренты натыкались на эту же проблему. Пока не протестируешь, не поймешь, как работает материал. Я даже у мамы брал швейную машинку и сам пробовал сшить первый чехол. Мама помогла мне поэкспериментировать с соединением различных видов экранирующих материалов. Потом я проверял, теряют ли материалы свои характеристики при намокании, стирке или высоких температурах во время глажки. На покупку материалов и эксперименты ушло еще 100 тыс. руб. Кроме того, я сам собрал для Velter простой сайт на Tilda. Дизайн был так себе, потом мы сайт переделали.

50 листов документов и тысячи экспериментов

К лету 2020 года, когда стало понятно, что у нас получился нормальный MVP, мы решили подать заявку в «Сколково». Чтобы стать резидентами центра инноваций, нужны идея, технологии, команда, рынок, анализ конкурентов, маршрутная карта. Все это должно быть оформлено на 50 листах достаточно подробно, включая приложения с чертежами, с подтверждениями участников команды, что они готовы участвовать в проекте. Это был вполне подъемный документ. Я сам искал ссылки, исследования, описывал все эксперименты. Показал первый прототип приложения, скриншоты прикладывал. Коллеги местами помогали. Но лучше всё писать самому, только ты понимаешь, как это должно выглядеть, как будет развиваться продукт и на какие рынки пойдешь. Уже тогда я указал, что будет линейка устройств — чехол для ноутбука, телефона, автоключа, боксы для нескольких телефонов. Месяц мы ждали ответа и, наконец, получили подтверждение, что у продукта есть будущее. Нам рекомендовали сразу запатентовать технологию и открыть юрлицо.

Зарегистрировать патенты стоило меньше 100 тыс. руб. Коворкинг «Сколково» помог оформить юрлицо, получить юридический адрес и оформить налоговые льготы. В июне 2020 года в разгар пандемии мы вышли на рынок.

Искали контрактные производства в России, сменили два производства. В одном случае нас не устроила цена, в другом — качество сборки и сроки. Подписав NDA, пришли к третьему производству и заказали несколько прототипов. Материал им мы поставляем сами. 10–15 тыс. руб. стоило изготовить парочку образцов. Потом мы сделали еще 100. Где-то 150 тыс. руб. ушло на изготовление, прототипы, внешние неэкранирующие материалы. Сейчас у нас два контрактных производства, оба в России. В команде у нас четыре инженера и четыре специалиста, которые помогают с документами и продажами. На начальном этапе я вкладывал свои деньги, занимал у друга немножко, вложил всего 1,5 млн руб. Теперь беру деньги на развитие из оборота.

Самое главное в технологии — сделать правильное напыление, соединить его с тканью. С начала года мы проводим исследования в Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). Мы единственные производители экранирующих чехлов из России, кто провел испытания здесь. Мы провели тысячи разных экспериментов, и качеству товара в институте удивились. Кроме того, мы получили сертификат соответствия, подтверждающий инновационность технологий Velter от АНО «Наносертифика».

«Шапочки из фольги» для журналистов и чиновников

Чтобы понять, кому мы будем продавать свои устройства, я сам попытался сегментировать аудиторию в Facebook. С одной стороны, у нас продукт, который блокирует радиосигналы (а-ля «шапочки из фольги»), с другой — продукт для фанатов гаджетов. Мы посмотрели на людей, которые активно пользуются устройствами, но при этом ценят приватность. Решили, что это сравнительно обеспеченные люди: топ-менеджеры, специалисты среднего звена, юристы, журналисты, чиновники. Сначала мы таргетировали на Москву и область, потом на всю Россию, потом на СНГ. На рекламные тесты я потратил 20–30 тыс. руб. за один месяц. Это было в августе. Мы сами удивились, но заявки пошли сразу. Первые товары мы начали отгружать в августе — кошельки с защитой, их проще изготовить. В сентябре начали продавать всю линейку.

У нас есть настольные клетки Фарадея, куда можно несколько телефонов сложить во время переговоров. Во-первых, это цифровой этикет, — никто не будет сидеть в телефонах. Во-вторых, нельзя дистанционно подключиться к телефонам и получить данные во время переговоров или что-то активировать на них.

Сейчас нас покупают абсолютно разные аудитории. У нас был клиент, который купил чехол перед поездкой на отраслевую выставку, потому что не хотел, чтобы конкуренты узнали, что он там был. Часто на таких мероприятиях Facebook предлагает подружиться со всеми, кто там был, а наш чехол полностью блокирует передачу геопозиции, человеку не нужно разбираться, какие кнопки нажать. Еще у нас есть чехол для автомобильных ключей, который не позволяет считывать сигнал дистанционно. Есть такой распространенный способ угона, который называется «удочка», когда с помощью ретранслятора открывают машину, — 35% угонов на него приходится. Наш чехол защищает от этого.

У нас был среди клиентов семейный ресторан, где гости могли убрать телефоны в бокс во время обеда. Моя супруга, когда была беременна, попросила создать сумку, в которую могла бы убирать телефон и не облучаться. Я сделал. Много развозил заказы, спрашивал клиентов, как они пользуются продуктом, что делают. Клиенты говорят, что это рубильник, красная кнопка, чтобы убрать телефон. По сути наш чехол — простой инструмент для тех, кому нужно больше живого общения и больше приватности.

Планы по захвату мира

Выручка росла из квартала в квартал. За год мы продали чехлов на 20 млн руб. Среди наших клиентов окологосударственные предприятия, например, «Росатом» закупил у нас бумажники с RFID-защитой. Работаем с компаниями, которые занимаются кибербезопасностью.

Наша центральная технология — устройства, которые блокируют сигналы. Скоро у нас выходит новая версия настольного бокса с ультразвуковым подавителем микрофонов. Еще одно устройство в разработке — джаммер, — автономный модуль размером с power bank, который подавляет ультразвуком микрофоны в телефонах, чтобы нельзя было подслушивать разговоры. При этом человек этот ультразвук не слышит. Мы планируем его применять совместно с экранирующими боксами, где бокс блокирует радиосигналы, а джаммер подавляет микрофоны телефонов внутри.

К концу года планируем выйти в США, Германию, Англию и Францию. Чтобы завоевать мировой рынок, нужны другие средства. Мы ищем инвесторов со smart money, чтобы получить не только деньги, но и экспертизу. У нас есть презентация для инвесторов, но всем подряд ее не показываем. У нас продукт для того, чтобы отдохнуть от смартфона. Нам приходится больше рассказывать про продукт, так как идея отложить телефон пока не настолько массовая. Мы продаем не кондиционеры, приходится рассказывать о продукте гораздо больше.

Нам приходится фактически создавать новый рынок. У пользователя пока нет понимания, что надо делать перерывы в пользовании смартфоном. Психологи говорят, что из-за постоянного использования гаджетов мозг меняется, но люди массово не понимают, что быть всегда онлайн вредно. Ты привык постоянно скролить, и это мешает общаться. У меня дома тоже начинаются проблемы, когда я с телефоном в руке. Тогда я его убираю и час могу быть без связи. Авиарежим не всегда помогает отстраниться от телефона. Мы почитали исследования. Оказалось, что 37% мобильных приложений передают данные даже в авиарежиме, по данным Symantec.

Андрей Никонов

руководитель стартап-программ

центра инноваций «Лаборатории Касперского»

Все больше людей обеспокоены безопасностью данных и приватностью, поэтому подобные продукты будут все более востребованы. Кажется, что стартапу будет сложно захватить большую долю рынка, даже российского, потому что подобных чехлов для экранировки электромагнитного поля представлено достаточно много, в том числе и в более дешевых ценовых сегментах.

Но вызывает интерес их решение в виде экранирующей капсулы, где к обычной клетке Фарадея добавлено подавление микрофонов ультразвуком. Этот функционал теоретически будет полезен, чтобы избежать прослушки или приостановить сбор данных приложениями смартфонов.

Все же продукт будет оставаться достаточно нишевым, ориентированным на фанатов приватности. К тому же развиваются новые технологии экранирования, например ткани, обработанные максеном из карбида титана, позволяющие упростить производство как чехлов, так и защитной одежды для работы в условиях излучения. Подобные решения тоже в будущем станут конкурентами стартапа.

Александр Кукуев

адвокат, партнер адвокатского бюро
«Канишевская и партнеры»

Я как адвокат имею дело с конфиденциальными данными своих доверителей. Сохранять безопасность переданной мне информации не просто моя прихоть, этого требует российский закон об адвокатской деятельности. Чехол Velter я получил в подарок от клиента; экранирующий чехол полностью блокирует радиосигналы и взломы во время важных для меня и клиента переговоров, достаточно поместить в чехол смартфон. Мне нравится в Velter сочетание высоких технологий и стильного внешнего вида. Я думаю, у компании хорошее будущее.

Владислав Чернов

CEO компании Creative Motion

Наша компания занимается защитой персональных данных, разработкой ПО для кибербезопасности. Тренд безопасности и приватности еще несколько лет будет стремительно расти. Кто-то пытается найти защиту от тотального контроля с помощью кибервалют, другие используют различные технологические новинки.

Начинание стартапа Velter заслуживает уважения, но с продвижением будут сложности. Конкуренция на западном рынке огромная. Так, например, стоимость аксессуаров подобного рода на Amazon начинается от $15, а ассортиментный ряд на несколько страниц. На сайте компании Velter и на Ozon цена кошелька 3,6 тыс. руб. (примерно $48), что в три раза дороже, а ассортимент составляет восемь экземпляров. Возможно, компании Velter стоит стремиться не на западный рынок, а занять лидирующие позиции на территории России и прилегающих государств.

Елена Волотовская

вице-президент по инвестициям Softline

Компанией Velter и подобными стартапами движет набирающая актуальность проблематика персональной кибербезопасности и снижения приватности (privacy). Сильная сторона проекта — большое разнообразие решений, позволяющее защитить практически любое персональное электронное устройство.

Однако будущее проекта сопряжено с некоторыми рисками. Во-первых, проблема персональной кибербезопасности пока только набирает актуальность — с точки зрения массового пользователя, ее не существует. Обычные юзеры страдают от звонков из «службы безопасности Сбербанка», но мало кто сталкивался с похищением денег со счета бесконтактной карты или через NFC-интерфейс смартфона либо со взломом носимых девайсов, которые оборачивались кражей информации. Поэтому проекту Velter потребуется фактически с нуля сформировать у пользователя потребность в решениях по защите устройств от взлома. Это значительная работа и колоссальные инвестиции в маркетинг. Во-вторых, любое электронное пользовательское устройство можно взломать программно. В этом случае смысл защиты через блокировку сигналов теряется. Ну и, в-третьих, чехлы от Velter блокируют все радиосигналы. То есть, наряду с сигналом NFC, Bluetooth, WiFi, блокируется сигнал сотовой сети — фактически пользователю чехла будет не дозвониться.

Проект при должной коммуникации с потребителями имеет все шансы заработать на поднимающейся волне персональной кибербезопасности. Это красивый дизайнерский продукт для не сильно разбирающихся в проблеме людей. Однако он маскирует проблему, а не решает ее.

Сергей Ходаков

директор по операционной работе Кластера
информационных технологий Фонда «Сколково»

В решении Velter применяется целый ряд оригинальных решений, включая уникальную комбинации материалов для создания разных форм (боксы, кейсы, чехлы и т.п.), дополненных программной частью для усиления защиты за счет звуковых помех и проверки работоспособности в онлайн-режиме. Устройства обеспечивают блокировку аудиосигналов и защиту акустической информации.

На рынке существует ряд конкурентов, предлагающие альтернативные решения. Однако, в настоящее время у компании есть окно возможностей на рынке, чтобы занять определенную долю с продуктом, имеющим как технологические, так и ценовые преимущества. С учетом того, что рынок находится в стадии формирования для подобного рода устройств, ключевым факторов будет скорость масштабирования бизнеса, выстраивания партнерств и каналов продаж. Учитывая опыт команды, у коллег есть все возможности занять сильные позиции на рынке.

Елена Богатырева

сооснователь сервиса «ДамПродам»

В США таких аксессуаров очень много, от кошельков до сумок. Достаточно ввести faraday blocking bag в поиске. Функционально Velter имеет мало отличий от зарубежных аналогов. В Европе — поменьше, но тоже много.

В России это пока не в тренде, но в стране, где серьезные люди носят блокираторы вирусов, при правильном маркетинге такие аксессуары могут зайти. Если будет сильный бренд, который сделает идею безопасности ключевой, то для Velter это станет большим плюсом в развитии. Проблема в том, что, помимо госсектора и топов бизнеса, у продукта нет особой аудитории. Ни одному россиянину средней руки, не говоря уже о массовом сегменте, подобный аксессуар не нужен.

Алексей Королюк

генеральный директор хостинг-провайдера
и регистратора доменов REG.RU

Стартап Velter, вероятнее всего, будет востребован, но не массово, потому что большинство людей не задумываются о безопасности или о каких-то специфических формах защиты. Хотя на рынке много более дешевых аналогов, но у Velter действительно присутствует новация: формфактор, интересные материалы и интересный подход.

На мой взгляд, продукция Velter — это прекрасный подарок для людей, которые работают в сфере IT или в бизнесе. Наиболее вероятно, что подобные технологии прежде всего будут использовать для цифровой гигиены. Телефон с тобой рядом, но при этом не передает твои данные. Конечно же, это сравнимо с выключением телефона, но цифровая гигиена — это хорошо.