Придумать • 27 июня 2023
Хабаровск, декрет, 16 тыс. руб. в месяц. Как швея создала бизнес с выручкой 155 млн руб.
Хабаровск, декрет, 16 тыс. руб. в месяц. Как швея создала бизнес с выручкой 155 млн руб.
Текст: Наталья Покровская
Иллюстрации: Анастасия Пожидаева для Inc.
Виктория Ракурса любила шить еще со школы и даже думала поступить на дизайнера. Однако отказалась от этой затеи: индустрия была недостаточно развита, и юридическое поприще выглядело надежнее. Увлечение снова вернулось в ее жизнь во время декрета: чтобы не сидеть без дела, Ракурса начала шить на заказ. Тогда девушка сама не знала, что хобби выльется в успешный бизнес по производству лекал. Inc. поговорил с предпринимательницей о том, как начать свое дело, получая 16 тыс. руб. в месяц, и почему шить не так просто, как кажется.
Vikisews в цифрах:
Источник: данные компании
100 тыс.
руб. — стартовый капитал.
50 тыс.
руб. — первая операционная прибыль.
120 тыс.
руб. — стартовые вложения в соцсети.
41 млн.
руб. — выручка за 2019 год.
94 млн.
руб. — выручка за 2020 год.
109 млн.
руб. — выручка за 2021 год.
155 млн.
руб. — выручка за 2022 год.
71
человек в штате на конец 2022 года.
Виктория Ракурса любила шить еще со школы. «В третьем классе я пошла на кружок мягкой игрушки при школе, а так как туда практически никто не ходил, мы с преподавателем делали что хотели: вместо игрушек начали шить вещи, — вспоминает она. — Я сшила свою первую юбку и поразилась тому, что из кусочков ткани можно создать любую вещь любого цвета, — с тех пор я влюбилась во всю эту историю». Шитье по-настоящему запало Ракурсе в душу: когда в школе были олимпиады, все дети шли решать математику или русский, а она участвовала в соревнованиях по технологии. Когда девушка поступала в вуз, у нее хватило баллов, чтобы пойти на дизайнера. «Я отказалась от этой затеи, потому что в то время (я поступала в 2004 году) эта индустрия не была сформулирована как таковая, решила, что надежнее будет пойти на юриста», — говорит предпринимательница.
В 2009 году Ракурса закончила Владивостокский филиал Российской таможенной академии и пошла работать в таможню, в отдел расследований. Проработав там пять лет, она решила уйти в бизнес: работала в лесоперерабатывающем холдинге RFP Group. Мысль открыть собственное дело посетила девушку в момент, когда она ушла в первый декрет.
«Я оказалась без своих денег, без своих связей, еще и в новом городе
(я влюбилась, вышла замуж и переехала из Владивостока к мужу в Хабаровск), — вспоминает она, — Так как по натуре я деятельный человек, мне тяжело жить ничего не делая, и я стала задумываться о том, чтобы заняться бизнесом».
Сперва Ракурса подумала открыть свой бренд под названием Vikisews (в переводе с английского «Вика шьет»). «Это был 2015 год, тогда многие пробовали открывать бренды», — вспоминает она. Никакого опыта у девушки не было, и собственного капитала не было тоже: «У меня были декретные выплаты, 16 тыс. руб., на которые моя семья не претендовала, — поделилась Ракурса. — На эти 16 тыс. я начала закупать ткани и пробовать шить вещи на заказ». Вещи она продавала через Instagram*: будущая предпринимательница начала с того, что разместила в своем личном аккаунте пост о том, что теперь шьет. Когда Ракурса отшила первые модели, ее подруга, у которой был маленький бренд и свой магазин в торговом центре, предложила за процент продавать вещи у нее, и начинающая предпринимательница согласилась.
По словам Виктории, практически сразу она получила много заказов, свою роль здесь сыграли связи — коллеги с прошлой работы.
«Когда я начала этим заниматься, я поняла, что времени у меня очень мало, ведь дочка была еще совсем маленькой: я шила по ночам, по вечерам или когда ребенок спал», — вспоминает она.
В какой-то момент Ракурса начала думать, как оптимизировать процесс пошива, и поняла, что один из путей такой оптимизации — это лекала (они же выкройки).
«Я начала искать и поняла, что подходящие выкройки для модных моделей найти очень сложно, — поделилась Ракурса. — Тогда я задумалась о создании собственных лекал». Примерно год девушка шила на заказ и параллельно пробовала делать выкройки: выложила две тестовые схемы в интернет бесплатно. Пошив вещей приносил Ракурсе примерно 70 тыс. руб. в месяц, которые она полностью вкладывала в материалы для новых заказов. «К 2016 году я поняла, что нужно остановиться на чем-то одном, и решила сфокусироваться на лекалах, — этот момент я считаю стартовой точкой для Vikisews».
Кроме фокуса на лекалах, Ракурса поняла, что нужна мини-команда. «Я начала привлекать фрилансеров на какие-то задачи, решение которых я понимала и видела, но не могла выполнить технически», — рассказывает она. Например, к каждой выкройке нужна подробная инструкция по пошиву. «Я пошла гулять с ребенком, зашла в печать и очень долго мучила сотрудников оформлением моей инструкции, — вспоминает Ракурса. — Кстати, с той девушкой, которая была там дизайнером, мы до сих пор работаем».
Весь 2017 год предпринимательница активно вела Instagram*, искала клиентов. Бизнес пока что был чем-то вроде хобби, а переломный момент наступил в 2018 году, когда в семье Ракурсы назрели разногласия. «Мой муж — тоже предприниматель: у нас довольно патриархальный брак, и он хотел, чтобы я сидела дома и смотрела за ребенком, — поделилась она. — Мы поехали в какой-то из отпусков, а мне уже тогда писали люди, интересовались лекалами (у меня тогда были две модели). По ночам я сидела и отвечала на почту, и на фоне всего этого возник большой конфликт». В этот момент Ракурса поняла, что нужно либо перестать заниматься бизнесом и признать, что ничего не получилось, либо идти ва-банк.
Первые активные шаги Ракурса предприняла в середине 2018 года, когда дочке исполнилось два года и она пошла в садик. «Вот так длинно я начинала, но в этот момент я решила: все или ничего, — говорит она. — Муж был против, денег на развитие бизнеса у меня не было, все, что я зарабатывала, я вкладывала обратно, и мне негде было взять капитал…». Тогда предпринимательница составила финансовый план и обратилась за помощью к своему отцу: «Мне нужен был офис 30–40 кв. м, два сотрудника, администратор на полдня и технолог (дочка постоянно болела, я не успевала писать инструкции и вообще как-то развиваться во всем этом объеме дел), — я все посчитала и попросила папу занять мне 100 тыс. руб.».
Ракурса признается, что для нее это был переломный момент: «Было очень страшно, я даже не смогла сама звонить по объявлениям аренды, — вспоминает она. — У меня была подружка, и я попросила ее». Позже эта подруга стала сначала администратором, а потом управляющим у Виктории.
Помещение нашли довольно быстро. Аренда стоила в районе 35 тыс. руб. в месяц: единственной проблемой были неоткрывающиеся окна. Однако еще одним стрессовым фактором стал тот факт, что это первый опыт, когда Виктория взяла людей на зарплату. «Мой изначальный расчет не оправдался: денег не хватило, потому что помещение которые мы сняли, требовало небольшого ремонта, — рассказывает предпринимательница. — Я поняла, что не могу выплатить зарплаты девочкам, которые на меня работали, а у них у всех тоже дети». По словам Ракурсы, именно этот момент заставил ее на все посмотреть иначе: «Муж отказывает, папа уже все, что мог, мне дал, помощи взять неоткуда, — поделилась она. — Тогда я стала думать, как еще могу заработать, и поняла, что могу, например, выпустить дополнительный товар, могу предложить какую-то услугу».
Ракурса запустила марафон по пошиву платья во «Вконтакте». Она все делала сама: снимала, монтировала и садилась отвечать на вопросы. «Я начала делать это максимально активно и тогда поняла, что могу влиять на свою выручку, — это было озарение, — говорит предпринимательница. — Я заплатила всем зарплаты за первый месяц, и тогда стало уже более спокойно: думаю, наверное, в тот момент я и состоялась как предприниматель».
Денег хватило на зарплаты (Ракурса платила технологу около 50 тыс. руб., администратор работала на полставки и получала 25 тыс). и аренду, кроме того, остались еще 50 тыс. руб. прибыли.
Убедившись, что собственное дело ей по плечу, Ракурса занялась маркетингом. «Я начала активно закупать рекламу: помню те времена, когда подписчик стоил один рубль (сейчас ценники выросли практически в 100 раз: до 60, 70, 100 руб. за подписчика), — вспоминает предпринимательница. — Я закупала рекламу в основном в тематических пабликах, кроме того, я публиковала тематический контент — швейный». Свой личный аккаунт в Instagram* Ракурса переделала в рабочий: в постах она объясняла, как работать с молнией, как втачивать рукава, и так далее. «Все это [маркетинг] привлекло новых людей, — говорит Ракурса. — Кроме того, мы наняли технолога и начали перераспределять нагрузки, оптимизировать работу». Чистой прибыли все еще не было: все экстра-деньги, которые оставались после оплаты аренды и выплаты зарплат, Ракурса и ее команда стали вкладывать в оборудование.
Примерно три-четыре месяца коллектив проработал в таком формате втроем. Когда команда выросла до 10 человек (в 2019 году), у Ракурсы случился кризис. «До этого все было понятно: я понимала, как привести людей, заинтересовать клиентов, трафик, а главное — понимала, как организовать производство. Однако у меня в компании не было никакой оргструктуры и по любому вопросу, от выбора цвета пуговиц до формата контента, который надо загрузить на сайт, все ходили ко мне». Тогда предпринимательница начала разбираться, как сделать, чтобы разные отделы могли существовать и функционировать независимо, без ее постоянного контроля. «Я начала учиться, смотреть тематические ролики YouTube, читать книги, — поделилась она. — В конце концов я все посчитала и поняла, как реорганизовать процессы».
Большая часть клиентов все еще приходила через Instagram*. При этом, когда на аккаунте предпринимательницы было уже 100 тыс. подписчиков (в 2019 году), его взломали. «Это морально очень сильно по мне ударило, я была в шоке, думала, что это конец», — признается Ракурса.
Тогда ее сильно поддержала индустрия: швейное комьюнити, все, кто пользовался лекалами Vikisews. Ракуса создала новый аккаунт, и люди сотнями начали отмечать его в своих профилях. «Это возымело большой эффект, — вспоминает она. — Кроме того, мы рассказали о новом аккаунте в группе во „ВКонтакте“».
Как рассказала Ракуса, взлом не сказался на выручке. «После этой ситуации я поняла, что делать ставку на один аккаунт — большой риск, — говорит предпринимательница. — Я создала новый „швейный“ аккаунт для себя и отдельный для компании». На старте предпринимательница вложила в раскрутку соцсетей около 120 тыс. руб. (за первый год с середины 2018). В среднем, по словам Ракурсы, она вкладывала в свой аккаунт в Instagram* приблизительно 15 тыс. руб. в месяц.
Конец 2019-го и начало 2020-го принесли с собой пандемию коронавируса и кризис, который, на удивление, сыграл Vikisews на руку.
К началу пандемии в команде Виктории трудились около 30 человек. «Все сидели дома, я тогда тоже очень эмоционально все это восприняла, также сидела дома и шила, чтобы не думать обо всем, что творилось вокруг, — поделилась она. — Вся наша команда ушла на удаленку, но для нас это не было сложно».
По словам предпринимательницы, в компании уже были некоторые специалисты на удаленке еще до пандемии. Это было связано с тем, что в Хабаровске довольно сложно было найти, например, хорошего конструктора или технолога. «Так что удаленка не стала для нас шоком: шить можно было дома, примерки мы делали онлайн, — говорит она. — У нас пошел рост, и я предполагаю, это произошло потому, что на карантине многие люди начали шить и им потребовались выкройки».
По словам предпринимательницы, в карантин дела шли хорошо во всех аспектах, но клиентов начала беспокоить одна проблема: часть из них не могли купить ткани. «Закрылись замечательные магазины тканей, особенно за границей, — вспоминает она. — Это вдохновило меня открыть свой онлайн-магазин тканей».
На первую закупку товаров она потратила приблизительно 500 тыс. руб. «Поскольку это была тестовая закупка, я заказала пальтовые ткани, и мы продали все, что было в наличии: так я поняла, что это рабочая гипотеза, — говорит Ракурса. — Поставки тканей шли из Китая через моих знакомых поставщиков: это было чуть дольше по времени, но вопрос с тканями оказался решаемым».
За 2020 год Vikisews выросла на 30% по отношению к прошлому году: выручка увеличилась с 41 млн руб. до 94 млн руб. На Ракурсу в этот момент работали уже 48 человек.
В 2021 году Ракурса решила попробовать масштабировать свой бизнес и выйти на англоязычный рынок. «В какой-то момент, еще, наверное, в середине 2020 года, я обратила внимание на то, что нас стали очень активно отмечать в социальных сетях англоязычные блогеры: на YouTube мне попадались видео, где иностранцы переводят инструкции к нашим выкройкам и по ним шьют, — поделилась она. — Потом однажды мы набрели на целый форум, где люди пытаются перевести все эти „швейные“ термины на английский».
По словам предпринимательницы, около 25% клиентов Vikisews живут за границей. «Они русскоязычные, у них иностранные карты, но они пользуются нашими русскими товарами, — отмечает Ракурса. — Есть, конечно, и клиенты-иностранцы». Vikisews вышла на международные маркетплейсы, нишевые швейные маркетплейсы The Fold Line и Minerva. «Тогда можно было спокойно принимать иностранные карты на своем сайте, все работало прекрасно», — говорит предпринимательница. В 2021 году Vikisews вышла на выручку в 109 млн. руб., а штат вырос до 59 сотрудников.
Кризис 2021 года помог Vikisews сделать скачок вперед, однако, следом за ним пришел 2022 год, жестокий по отношению почти ко всем российским компаниям. Ракурсе на тот момент было 34 года, и она решила, что пора родить второго ребенка. «Я забеременела, собралась в декрет, срок рожать был в апреле, — поделилась она. — Я была на седьмом месяце беременности, как раз когда это все случилось [обострился конфликт между Россией и Украиной]».
По словам предпринимательницы, одной из проблем стали перебои в работе необходимых сервисов: «У нас самописный сайт, и некоторые решения, которые были интегрированы для оптимизации его работы, были иностранные, — рассказывает она. — Сайт работал с перебоями, а так как мы работаем в онлайне, для нас очень важны всякие хостинги, например элементарный Google-Диск, на котором хранилась вся информация». Как рассказала Ракурса, от сотрудничества с Vikisews начинали отказываться наши англоязычные партнеры. «Это происходило не потому, что мы им не нравимся, а просто потому что они не могли с нами расплатиться из-за ограничений».
Международное направление, по словам предпринимательницы, составляет примерно 25% бизнеса Vikisews. «Мы только настроили все процессы, все оптимизировали, а тут такая история, — вспоминает Ракурса. Предпринимательница была шокирована, но решение пришло внезапно. „Из-за проблем со здоровьем я отправилась рожать в Америку и там заодно открыла новую компанию, — говорит она. — Это было долго, муторно и сложно, но тем не менее мы спасли наше англоязычное направление“.
По словам Ракурсы, международные платежи не проходили несколько месяцев. «Теперь международное направление работает через американскую компанию, и, как только мы решили эту проблему, бизнес продолжил расти, — рассказывает предпринимательница. — Стали возвращаться клиенты, которые не могли с нами работать по независящим от них причинам». В 2022 году выручка Vikisews составила 155 млн руб., а штат вырос до 71 сотрудника.
2023 года для Vikisews также начался успешно: оборот компании с января по май 2023 года составил 95 млн руб. Как рассказала Ракурса, в этом году она ожидает выручку в 180–200 млн руб. В планах у предпринимательницы активнее развивать зарубежное направление. По ее словам, сейчас у бренда только один серьезный конкурент: «Крупный игрок на нашем рынке — немецкий журнал Burda (издается на русском языке): их выкройки знает вся страна, по ним шили еще наши мамы и бабушки, — поделилась Ракурса. — Но по узнаваемости мы находимся на уверенном втором месте».