Взлететь

«10 героев вашего бизнеса, которые приведут компанию к успеху»: как придумать и использовать профессиональные роли сотрудников

«10 героев вашего бизнеса, которые приведут компанию к успеху»: как придумать и использовать профессиональные роли сотрудников

Партнер знаменитой дизайнерской и консалтинговой компании IDEO (среди ее клиентов Apple, Ford и Coca Cola) Том Келли — автор нескольких деловых бестселлеров. В свой книге «10 героев вашего бизнеса, которые приведут компанию к успеху» (выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») он рассказывает о нескольких типах ролей, которые в IDEO придумали для своих сотрудников. Inc. публикует фрагмент главы под названием «Опылитель».


В опылении есть особая магия — так же как и в людях, которые его осуществляют.

Опылители могут создать нечто новое и превосходящее существующие аналоги, неожиданно сочетая несвязанные идеи и концепции. Часто они запускают новшества, обнаруживая остроумное решение в контексте одной сферы, а потом перенося его в другую. Например, именно Опылитель использовал идею устройства клавиатуры фортепиано (мир музыки) для создания первых моделей печатных машинок (мир бизнеса), со временем эволюционировавших в электронные компьютерные клавиатуры. Железобетон изначально был придуман французским садовником, который пытался придать крепости цветочным горшкам, но инженеры с удовольствием взяли эту технологию на вооружение и использовали ее при строительстве громадных плотин и сетей автомобильных дорог. Примерно в то же время архитекторы приспособили эту прикладную идею для возведения Дома над водопадом и здания Сиднейской оперы. Пионеры компьютерных технологий подсмотрели концепцию перфокарт IBM, а возможно, и самих компьютеров на ткацкой фабрике, где станок создавал узоры на шелковой ткани методом перфорирования. Конструкция эскалатора берет начало в простом аттракционе в парке развлечений Кони-Айленда — сейчас эта идея стала бизнесом, стоящим миллиарды долларов. Ну а большинство любителей фрисби не знают, что форма и даже название этой популярнейшей летающей игрушки произошли от жестяных емкостей для пирогов хлебопекарни Frisbie, сто лет тому назад использовавшихся в качестве спортивных снарядов студентами Лиги плюща.

В поиске новых возможностей любопытство и открытость взглядов во все времена были залогом успеха Опылителей. Например, бизнесмен и новатор пищевой промышленности Кларенс Бёрдсай в 1915 году, во время деловой поездки в Канаду, где он покупал мех, обратил внимание, как его проводники-эскимосы оставляли рыбу на улице, чтобы она замерзла и сохранила свежесть на много месяцев. Взяв этот простой метод у коренной народности, много времени проводящей под открытым небом, и перенеся его в цивилизацию, привыкшую к теплу и крыше над головой, Бёрдсай построил на идее заморозки продуктов целую бизнес-империю, носящую его имя и по сей день.

Орвилл и Уилбур Райты применили метод опыления при создании первого в истории моторного самолета, использовав материалы и механизмы, популярные в стремительно развивающейся велосипедной индустрии. Спустя 100 с лишним лет перекрестное опыление между самолетной и велосипедной отраслями продолжается, но теперь оно идет в противоположном направлении: такие высокотехнологичные материалы из авиационно-космической промышленности, как титан и углеводородное волокно, применяются при производстве особо легких и прочных рам для продвинутых моделей велосипедов. Одним из величайших Опылителей и образцом человека Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, архитектор, инженер, математик и философ, обладавший разнообразными талантами и оставивший после себя богатое и неповторимое творческое наследие.

В корпоративном мире, как правило, нетрудно заметить людей, играющих роль Опылителей. Конечно, если знаете, на что обращать внимание. Именно эти люди превращают мудреный технический жаргон исследовательской лаборатории в яркие образы, понятные каждому. Эти люди путешествуют в дальние страны как по делам, так и для отдыха, а по возвращении делятся не только тем, что видели, но и тем, что узнали. Именно они ненасытно поглощают книги одну за другой, а заодно — журналы и онлайн-материалы, чтобы оставаться в курсе актуальных тенденций и тем. Глубокая эрудиция и широкий круг интересов дают им опыт, необходимый, чтобы взять идею, примененную в определенной сфере бизнеса, и представить ее в совершенно другом контексте. Опылители часто записывают свои идеи и наблюдения, чтобы сохранить и передать другим как можно больше информации. Они привыкли постоянно делать записи в бумажной записной книжке или в электронном документе. Наконец, Опылителей отличают широкий набор разнообразных квалификаций и способность применить знания в нескольких областях, интерес к нескольким предметам для формирования единой четкой позиции.


Опыление в компании и за ее пределами


Во многих компаниях активно обсуждается перекрестное опыление между организационными подразделениями, необходимость «убрать барьеры» между ними. Но применить это на практике мало кому удается. Крупнейший производитель товаров широкого потребления Procter & Gamble, судя по всему, недавно начал уделять больше внимания Опылителям — с тех пор как главным директором стал Алан Лафли. Корпорация не только успешно использовала удачные идеи, привнесенные извне (от получившей широкую популярность щетки для пыли Swiffer до электрической зубной щетки Spinbrush), но еще и стала эффективнее применять перекрестное опыление между собственными командами, ранее разделенными непреодолимыми барьерами. Например, P& G получилось совместить знания в сегменте стиральных средств (в частности, безопасных для здоровья и окружающей среды отбеливателей) и богатый опыт в области товаров для гигиены полости рта и создать отбеливающие полоски для зубов Crest Whitestrips с объемом продаж сейчас свыше 200 миллионов долларов. В компании прибегали к опыту подразделения PUR в индустрии очистки воды в сочетании с наработками в области чистящих средств, создав на основе фирменной формулы средств для посудомоечных машин Cascade комплексное решение для «безупречного» мытья автомобилей Mr. Clean AutoDry. Есть еще десятки уже представленных на рынке или только разрабатываемых в лабораториях продуктов, где удачно комбинируются технологии и идеи, изначально происходящие из разных департаментов корпорации. Работа Опылителей в P& G видна не только на полках супермаркетов. Она сказывается и на цене акций компании, которая за последние годы выросла вдвое.

Опылители берут на вооружение новые идеи, находя их в областях, на первый взгляд не имеющих никакого отношения к стоящей перед ними проблеме. Питер Куглан и команда Преобразователей IDEO часто вдохновляют заказчиков на создание новых видов услуг в ходе специально организованных «опылительных» мероприятий вне офиса. Питер приглашает сотрудников компаний на выезды понаблюдать за выполнением похожей работы в другой сфере деятельности. Например, один клиент был убежден, что консервативная природа его сферы деятельности не приемлет изменений. Мы взяли его в похоронное бюро, где широко используются новые технологии. Заказчик был поражен и вдохновлен тем, до какой степени нововведения преобразили эту умирающую, простите за игру слов, индустрию — от демонстрации родственникам покойного виртуальных моделей заказных гробов на огромном экране проектора до производства искусственных алмазов из праха. В ходе сотрудничества с больницей по оптимизации использования 600 коек мы устроили представителям заказчика экскурсию в мини-отель, где выяснилось, что когда горничные убирают номера в парах, то делают это с бóльшим удовольствием и качественнее, поскольку могут проверять работу друг друга. Так появилась идея организовать уборщиков в больнице в высокоэффективные мини-команды. Схожим образом другая больница усовершенствовала процесс перемещения пациентов между корпусами в креслах-каталках и кроватях на колесиках на основе идей, почерпнутых по время визита на хорошо организованную диспетчерскую станцию службы такси.


Основы опыления


История IDEO — это история перекрестного опыления. Около двадцати лет назад, когда я стал членом молодой команды, рабочие места были завалены инструментами, макетами и прочими атрибутами бизнеса, имеющего отношение к физическому изготовлению изделий. Я и представить не мог, что когда-нибудь мы будем работать над нематериальными продуктами, например модернизировать цепочку поставки компании Kraft или помогать медсестрам Kaiser Permanente более эффективно организовать процесс пересменки. Со временем мы научились применять основанный на дизайн-мышлении подход, выработанный в ходе создания инновационных продуктов, к миру услуг, потребительских впечатлений и даже корпоративной культуры. С самого начала мы старались расширять возможности Опылителя, подбирая элементы работы компании, которые способствуют процветанию этого вида деятельности. Ниже я перечислил семь «секретных ингредиентов» рецепта успешного опыления. Конечно, теперь это уже никакой не секрет. Все эти рекомендации можно использовать в любой компании любой страны мира, если она стремится выйти на новый уровень и готова прислушаться к советам. Итак, вот что делаем мы.

1. Покажи и расскажи. Каждый раз, когда несколько команд IDEO собираются вместе, мы с удовольствием обмениваемся знаниями. Эту сессию мы называем «покажи и расскажи». На заре деятельности фирмы мы встречались в понедельник утром, садились на полу кабинета моего брата и делились новыми идеями из мира технологий. С тех пор IDEO значительно расширилась (а Дэвид, напротив, переехал в кабинет поменьше), поэтому «покажи и расскажи» теперь устраивается либо вживую, но в кругу небольших групп дизайнеров, либо с помощью электронных средств связи: имейла или внутреннего мессенджера. «Коробка с технологиями» IDEO — коллекция сотен перспективных технологических идей. С ее помощью мы систематизируем и распространяем среди коллег все, что знаем. «Покажи и расскажи» частично является упражнением в интуитивной проницательности, в основе которого — неожиданные открытия; далеко не всегда на сессиях обсуждаются текущие проекты фирмы. Но каждый раз речь идет о чем-то либо совершенно новом, либо давно забытом и обретающем новую жизнь. Такие упражнения стали для нас неиссякаемым источником обновления идей и неизменной частью рабочего процесса.

2. Нанимаем специалистов с разным опытом. Мы никогда не рассматривали наем сотрудников лишь как добавление еще одной крупицы в однородную массу. Если наша задача при отборе кандидата — «найти такого же инженера, как Крис», то интервью о приеме на работу превратилось бы в процедуру распознавания знакомых образов. Мы куда охотнее просеиваем множество кандидатов, чтобы найти человека, который даст фирме новые возможности и расширит набор квалификаций наших сотрудников.

3. Используем пространство, чтобы смешивать ингредиенты. В главе «Сценограф» обсудим, что рабочее пространство может стать для компании эффективным средством реализации ее стратегических планов. Собрать всех сотрудников одного направления или специализации на одном этаже или в одном здании — неплохая идея, если вы хотите сделать акцент на определенной дисциплине. В IDEO же считают, что перекрестное опыление обладает особой магией, и эта убежденность отражена в организации офисного пространства. У нас много комнат, где в рамках одного проекта работают специалисты разных направлений. При этом мы оставляем достаточно свободного места для «случайных» или импровизированных рабочих встреч между представителями разных проектных групп. Мы даже специально расширили лестницы между этажами, чтобы люди могли встречаться в буквальном смысле «на полпути».

4. Составляем многокультурный и многонациональный коллектив. IDEO любит устраивать плавильный котел, где перемешиваются различные культуры и специями служат национальные особенности и обычаи. Независимо от того, в какой стране вы родились и насколько патриотично настроены, надеюсь, вы готовы признать, что за пределами вашей страны интересных идей больше, чем внутри нее. Я уже не могу назвать точное количество национальностей наших сотрудников, но несколько лет назад бостонский офис ради шутки поднял в честь каждого его национальный флаг. В последний раз, когда я там был, рядом с офисом висели 18 флагов. Согласитесь, неплохой показатель, учитывая, что в этом филиале работают всего 40 человек. В многонациональном коллективе культурное опыление происходит само по себе.

5. Раз в неделю проводим лекцию о ноу-хау. Почти каждый четверг вечером в IDEO с лекцией выступает тот или иной мыслитель мирового масштаба. Они не только делятся завораживающими идеями (например, Малкольм Гладуэлл рассказывал о поспешных суждениях, Говард Рейнгольд — о флешмобах, Джефф Хокинс — о механизмах работы человеческого мозга), но и оставляют у слушателей яркие впечатления, поднимают волну обсуждений, которая затрагивает всех. Выступления о ноу-хау — еженедельный взрыв опылительной активности, благодаря которому у нас никогда нет недостатка в свежих темах для обсуждения и обдумывания.

6. Учимся у посетителей. В мои должностные обязанности в IDEO входит выполнение увлекательной миссии: встречаться с потоком интереснейших людей, которые ежегодно приезжают в наш офис из разных точек земного шара. Большинство из них — потенциальные заказчики. Наши встречи, как правило, начинаются с того, что клиенты пару часов рассказывают об особенностях своей сферы деятельности, компании, делятся взглядами. За годы работы в IDEO я участвовал, должно быть, в тысяче с лишним таких встреч и сейчас рассматриваю их как своего рода повышение квалификации. Каждая встреча в некоторой степени помогает привести свои знания в соответствие с актуальной повесткой и тенденциями той или иной индустрии и, рискну утверждать, делает меня чуточку мудрее.

7. Ищем разнообразные проекты. Как говорится в старой пословице, сорокалетняя карьера иногда превращается в сорокакратное повторение одного и того же года. Но это не относится ни к IDEO, ни к любой другой компании с культурой непрерывного образования. У нас множество клиентов из десятков областей деятельности. Это способствует перекрестному опылению между разнообразными мирами.

Построить теплицу, где будет наблюдаться активное опыление, — не бином Ньютона. Каждый из этапов задачи вполне выполним. Но если взять их в совокупности и прибавить мелочи, от которых зависит социальная среда компании, то результатом станет приверженность организации принципу культурного опыления, а значит, польза на всех уровнях — от командного духа до объективных преимуществ перед конкурентами.