Взлететь • 25 ноября 2021

Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости

Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости

Аркадий Хохлов

Текст: Надежда Румак

Фото: Алексей Макаренко для Inc. Russia


Первокурсники физфака МГУ Аркадий Хохлов и Олег Герасимов запустили свой первый бизнес 10 лет назад. Тогда о сухой мобильной автомойке Fast& Shine написали все бизнес-сми. Позже партнером по бизнесу Хохлова и Герасимова стал Виталий Кириллов, тоже студент физфака. Предприниматели каждый год запускают по несколько стартапов, а в пандемию впервые решили запустить проект сыров без лактозы и заняться загородной недвижимостью. Аркадий Хохлов и его партнеры рассказали Inc. Russia, как пытались найти дачу себе, а в итоге занялись проектированием поселка Bayside Residence около Можайска, и как вести стройку по Scrum, даже если механизатор запил.

От автомойки до безлактозного сыра

Сухая автомойка Fast& Shine 10 лет назад быстро переросла в достаточно известный бренд в Москве и в России. Услуга привлекла аудиторию тем, что машину не нужно было пригонять на автомойку: благодаря специальному составу моющего средства из США Prolong машину можно было мыть прямо на парковке. Деньги на старт были собственные: Герасимов продал свой небольшой бизнес — открытый по франшизе сервис искусственного загара на дому. А Аркадий заработал несколько тысяч долларов на продаже своего изобретения — инфракрасного детектора для взлетно-посадочных полос аэродромов.

В Санкт-Петербурге и Москве Fast& Shine обслуживают только корпоративных клиентов. В 2021 году выручка Fast& Shine составила 91 млн руб., маржинальность — 22%, по франшизе работают четыре мастер-франшизы со своими субфранчайзи на Кипре, в Литве, Турции и России.

Через два-три года после старта Аркадию Хохлову и Олегу Герасимову было понятно, что для развития бизнеса нужно сделать мобильное приложение, это было бы в первую очередь удобно корпоративным клиентам. Партнеры наняли IT-команду из восьми человек и смогли быстро запустить приложение. Позже на Дне физика в университете друзья познакомились с Виталием Кирилловым, у которого было активное желание заняться чем-то предпринимательским помимо учебы. Уже все вместе в 2013 году ребята решили сделать новое FinTech-решение для таксистов — Kassa.Taxi. На деньги, которые приносили автомойки, они закупили несколько автомобилей, открыли таксопарк (сейчас в собственности 25 машин эконом/комфорт-класса) и сделали решение для оплаты работы водителей. В те времена у таксистов «Яндекса» и Uber была проблема: деньги за отработанную смену водители получали от агрегатора не сразу, приложение Kassa.Taxi отдавало за комиссию в 1% оплату в тот же день. Сейчас приложение и автопарк в совокупности приносят около 80 млн руб. выручки в год.

Развивая параллельно бизнес автомоек, партнеры организовали производство автохимии в Подмосковье, в Старой Купавне. Если раньше средство для сухой мойки компания импортировала из США и Литвы, то теперь стала делать автохимию самостоятельно. Друзья с химфака МГУ помогли разработать свое средство, которое сертифицировали в НИИ «Бытхим-2» РАН. Затем на базе этого производства партнеры стали выпускать и бытовую химию Swiss Plus, которая сейчас стоит на кассах в торговых сетях и крупных магазинах. Распространяют эту химию в сегменте b2b. Оборот производства бытовой химии — 20 млн руб. в год, маржинальность — 34%, утверждает Хохлов.

Олег Герасимов

Хохлов с партнерами продолжал развивать параллельно несколько проектов. С командой, которая делала приложение для Fast and Shine, партнеры выиграли тендер «Газпрома» на 10 млн руб. Ключевые сотрудники команды разработки были привлечены с проекта, частично собрали новых программистов. Их задачей была разработка программного обеспечения, которое помогает мониторить и инспектировать поставки, чтобы в любой момент времени понимать и знать, какое оборудование находится на каком производстве, в какой фуре и куда оно едет. Развивая сферу IT, в 2017 году компания сделала приложение GoLoft — это букинг для лофтовых пространств, который набирает сейчас популярность. Польза приложения в том, что можно прямо в приложении выставить нужные критерии для поиска лофта и забронировать подходящий вариант на нужную дату. Если раньше лофты нужно было искать на неудобных сайтах-каталогах или в соцсетях, то теперь это удобно сделать просто в приложении. Выручка прошедших через приложение мероприятий — 35 млн руб. за 2021 год, сервис получил с этой суммы комиссию в 15%. Несмотря на пандемийный год, сумма выросла в 2,5 раза.

Помимо востребованных IT-решений, партнеры увидели еще одну нишу для бизнеса. Они сами давно увлекались ЗОЖ и правильным питанием, поэтому отказались от лактозы. Оказалось, что ассортимент безлактозных сыров на российском рынке крайне скудный. Поэтому предприниматели и решили сделать свою линейку разнообразных сыров без лактозы, вспоминает Хохлов. На самом деле, безлактозный сыр мало чем отличается от любого другого сыра, просто при его производстве в молоко добавляется фермент, который расщепляет лактозу, объясняет предприниматель.

Партнеры увидели в этом потенциал: в Москве спрос на продукты для правильного питания высок и продолжает расти. «Три года назад никто и не думал о том, чем лучше безлактозный сыр или зачем есть безглютеновый хлеб, — говорит Аркадий Хохлов. — Сейчас люди стали больше обращать внимание на здоровье, а рынок пока не предлагает достаточное количество того же безлактозного сыра».

Производство сыра начали в 2020 году. Через HeadHunter нашли опытных технологов, организовали контрактное производство собственной марки сыра на существующем комбинате в Марий Эл. Для партнеров там выделили отдельный цех. Марку назвали «БЕZ LАКТОЗЫ».

Сейчас сыр «БЕZ LАКТОЗЫ» можно купить в «Утконосе» и «Перекрестке». Оценить финансовые показатели нового продукта пока сложно, так как продажи стартовали только летом 2021 года.

Шаг в сторону FinTech

После успеха приложений Kassa.Taxi и GoLoft партнеры решили запустить еще несколько цифровых сервисов. Первый — облачное хранилище данных для телефонов Camkee. Это было приложение для смартфона, которое объединяло ресурсы множества бесплатных облачных хранилищ. Второе — соцсеть Choicyme, где одни пользователи размещали два фото или видео на одном экране, а другие голосовали за одно из них, помогая с выбором. В тот же период предприниматели поучаствовали в криптобуме, запустив онлайн-кошелек для обмена криптовалют ESR Wallet. Помимо этого, Хохлов с партнерами запустили приложение «На чай» для перевода безналичных чаевых. По словам предпринимателей, сервис работает в небольшом количестве заведений, но где именно, они не уточняют.

Выпускники физического факультета МГУ убеждены: чтобы выпускать продукт, не нужно уметь делать это самим, руками. Важно найти тех людей, которые являются специалистами в своей области. «Это касается любых наших проектов, — говорит Аркадий Хохлов. — Наша сила в том, что мы умеем находить людей, которые являются признанными мастерами своего дела. Мы их берем к себе в команду».

Дачный вопрос

Летом 2020 года в разгар пандемии партнеры захотели уехать все вместе в загородный дом. Оказалось, что снять «какой-нибудь домик», коттедж или пансионат за городом — тот еще квест. Проблемы с поиском загородной недвижимостью тогда были у всех, цены стали заоблачными: стоимость аренды маленького домика доходила до 100 тыс. руб. в месяц. «Условия там были настолько ужасные, что представлялся уже не отдых, а какая-то каторга», — вспоминает Аркадий Хохлов.

Собственных дач на тот момент ни у кого из партнеров не было. Друзья решили, что неплохо было бы купить землю и построить три дачи рядом. Первые поиски на «Авито» и «Циане» ничего не дали, и предприниматели решили действовать иначе: отправляли сотрудника смотреть участок по объявлению и просили его на месте интересоваться соседними участками, заезжать в старые советские ангары, где работают сельхозпредприятия, и говорить с охранниками и местными жителями. На активные поиски ушло два месяца, и наконец удалось найти подходящий участок земли на Можайском водохранилище в 150 км от Москвы.

Когда только планировали смотреть этот вариант впервые, были сомнения: участок в 12 га находился в 1,5 км от асфальтной дороги, без электричества, без дорог, просто голый кусок земли. Но дальше начинался оазис в лесу: участок на первой линии Можайского водохранилища, чистая вода, живописная природа, вековые сосны, в радиусе 50 километров — ни одного перерабатывающего завода или предприятия.

Виталий Кириллов

В октябре прошлого года состоялась сделка: партнеры приобрели 12 га земли за 50 млн руб. Уже тогда было понятно, что участок подойдет для строительства не только трех дач. Оставшуюся землю решили поделить на участки и продавать под застройку. Организовали ООО, а продажи участков решили вести от ИП каждого партнера, чтобы не выходить за лимиты упрощенного вида налогообложения.

Для разработки концепции будущего коттеджного поселка через HeadHunter нашли архитектора Алесю Паршину, которая до этого работала, например, с VK (бывш. MR Group) и Ford Group. Задача стояла так: нужно спроектировать поселок бизнес-класса с деревянными домами в канадском стиле: натуральные материалы, низенькие заборчики между участками, в домах — большие окна во всю высоту, определенный светлый выкрас. Поселок назвали Bayside Residence.

Для начала продаж оставалось построить дорогу, чтобы соединить поселок с трассой. Для этого компания купила б/у экскаватор, «КамАЗы», погрузчики, наняла инженера-строителя, который имел 15-летний опыт строительства дорог федерального уровня. Каток первоначально взяли в аренду, но так хранить его было негде, а охранять некому, пришлось договориться со строителем, который работал на этом катке, чтобы он ночью спал в нем и охранял технику. За ночную смену он получал в 1,5 раза больше, чем за работу днем. Через две недели предприниматели решили все же купить собственный каток. Покупка всей техники обошлась им в 35 млн руб.

Стройку организовали по SCRUM в Trello: делили крупную задачу на более мелкие и отслеживали выполнение каждой дискретной задачи поденно/понедельно. Партнеры ориентировались на предыдущий опыт и использовали подходы, которые были эффективны при создании IТ-проектов. Казалось, что так проще будет контролировать выполнение задач, не имея профессионального опыта в строительстве. «Это все то же самое, и неважно, — создаешь ты мобильные приложения в сфере FinTech или ты строишь дорогу. Абсолютно та же история», — утверждает Хохлов.

Однако серийные IT-предприниматели оказались не готовы к суровой реальности стройки: сначала грузовые машины провалились на только что построенной новой дороге, потому что почва у поселка оказалось слишком мягкой, а дорогу построили без бетонного основания, потом две строительные бригады чуть не устроили потасовку у забора. В итоге на строительство 2,5 км дороги до поселка ушло 25 млн руб.

Земля на миллиард

Продажи стартовали в декабре прошлого года. Кажется, что в эти месяцы людям не до крупных покупок, но за декабрь — январь — февраль все участки распродались, утверждает Виталий Кириллов. Это были 65 участков стоимостью от 1,8 млн до 23 млн руб.

Когда предприниматели поняли, что интерес к участкам высокий, они нашли собственника соседнего поля и выкупили его участок. Сумма сделки не раскрывается. После покупки в общей сложности у партнеров оказалась территория в 65 гектаров. Рыночную стоимость всех 270 участков партнеры оценивают в 1 млрд руб. К концу лета 2021 года партнеры продали участков на 275 млн руб. Продажи оставшихся участков принесут еще около 600 млн рублей, рассчитывает Олег Герасимов. Таким образом, рентабельность проекта, по оценкам партнеров, будет выше 30%.

Строить дома на участках для клиентов предприниматели не планировали. Все покупатели участков строят их сами. Однако в договоре на приобретение земли есть два важных пункта: обязательство построить дом в течение двух лет после покупки участка и соблюдение единой архитектурной стилистики.

Но и здесь не обошлось без IT-решений: для тех, кто начал строительство дома, партнеры предлагают услугу «стройконтроля» — постоянного видеонаблюдения за ходом строительства через мобильное приложение. Такой сервис стоит 50 тыс. руб. в месяц. Еще одно приложение позволит бронировать различные спортивные площадки и зоны отдыха на территории поселка.

Инвестиции в пригороды

Вдохновившись успехами в Можайске, партнеры решили развивать это направление и нашли еще один участок у озера под Солнечногорском. По мнению партнеров, рынок загородной недвижимости в России находится только в начале своего формирования.

«В Нью-Йорке или в Лондоне жизнь загородная бьет ключом, большинство живет за городом и выезжает на работу из своих коттеджных поселков в город ежедневно. В Московской области, если не брать в расчет ближайшие районы Рублевки и Новой Риги, все остальное выглядит очень и очень печально, — рассуждает Хохлов. — Проблема в том, что многие риелторы, продающие загородную недвижимость, не учитывают тот факт, что вопросы комфорта и удобства для собственников стали играть более важную роль, чем раньше. Клиенты хотят, чтобы за городом им было так же комфортно находиться, как и в городской среде. Помимо экологии, чистого воздуха и красоты, всем необходима инфраструктура».