Взлететь

Чего я не знал, начиная бизнес: Сергей Рыжиков, 1С-Битрикс

Чего я не знал, начиная бизнес: Сергей Рыжиков, 1С-Битрикс
Иллюстрация: Александр Черепанов

Звучное слово «Битрикс» — ничего не значит, а исковеркать не получится — Сергей Рыжиков и два его однокурсника придумали, когда в захватывающую эпоху 90-х решили выпустить собственный учебник программирования, но не смогли договориться с издательствами в Минске. И основали свое собственное. Компания выпустила учебник, потом телефонный справочник — и закрылась. Еще предприниматель продавал нефть бочками и картошку, писал программы для медицинских клиник, возглавлял отдел интернет-технологий банка. Сегодня Сергей Рыжиков — генеральный директор «1С-Битрикс», сооснователь сервиса «Битрикс24». Его компания сумела завоевать значительную долю рынка, конкурируя с крупнейшими бесплатными CMS (WordPress, Joomla, Drupal), запустить глобальную CRM-систему «Битрикс24» (англ. Customer Relationship Management, система управления отношениями с клиентом). Сейчас компания, по собственным оценкам, растет на 30% в год и в 2018 вышла на оборот в 2 млрд рублей. В интервью Inc. Сергей Рыжиков рассказал о своих открытиях на пути предпринимательства.

№1

Чего-то должно не хватать


В бизнесе у вас 3 вида ресурсов, которыми вы управляете: люди, деньги, время. Если будет много денег, возникнет иллюзия, что купить можно всё: влияние на рынке, офис, технологии. Но это не гарантирует вам результат. А когда вам не хватает денег, вы работаете только с самыми важными задачами.

Если вы думаете, что проблема вашего бизнеса в кадрах, и нанимаете только «звёзд» — команда вас «порвёт». Сотрудники-звёзды переругаются между собой, нарушат командный микроклимат, никогда не будут считать вас главным. Лучше наймите людей близких ментально и «вырастите» их внутри компании.

Если у вас много времени, то вы никогда ничего не сделаете в срок. Убейте в себе желание бесконечно «шлифовать» задачу, поставьте точную дату и сдайте проект как есть. Сначала вас будет бесить недостаток ресурсов, но с опытом это станет сильнейшим конкурентным преимуществом. Когда мы разрабатывали «Битрикс24», то заранее определили дату запуска, с которой не могли сдвинуться, — День космонавтики, 12 апреля. Конечно, хотелось что-то добавить и улучшить, но тогда всё могло бы сильно затянуться. В итоге регистраций было столько, что сайт не справился с нагрузкой и на какое-то время «упал». Но мы запустились в срок и не пожалели. Если бы мы затянули, пришлось бы много платить за аренду серверов, инфраструктуры, ничего не зарабатывая. А с жестким дедлайном все пошло по плану.

№2

Конкурировать на Западе можно только продуктом


За 15 лет мы 3 раза пытались продавать «1C-Битрикс: Управление сайтом» на Запад, потратили много сил и денег. Успеха не было, пока мы не поняли, что нужно изменить бизнес-модель и сделать другой проект. CMS (Content Management System, системы управления содержимым) — сложный бизнес, в каждой стране свои взгляды на то, каким должен быть сайт. Тяжело учесть все особенности в одном решении. Необходим был новый продукт с уникальными характеристиками и низкой ценой, построенный на самообучении и самопродаже. Никто не сможет продавать универсальное IT-решение на весь мир и сделать акцент на безупречном сервисе — перуанцы, американцы, японцы, австралийцы слишком разные, с разным видением идеального сервиса.

№3

Выгорания не существует


На старте бизнеса я был уверен, что сотрудник может просто «перегореть»,  превратиться в «черную дыру», — и не знал, чем могу помочь. Со временем я понял, что у человека бывают внутренние проблемы. Сначала они помогают нам состояться, двигаться вперед, всё успевать, много работать. Но потом они начинают нас тормозить — много сил уходит на войну с самим собой. Препятствия есть у всех — и у топ-менеджеров, и у линейных сотрудников. И если такие проблемы не решить вовремя, то люди будут увольняться.

Я решил помочь коллегам и год назад нанял психоаналитика. Результаты превзошли все ожидания — график специалиста расписан на несколько недель вперёд. Каждый сотрудник должен разобраться в себе. И заниматься тем, от чего его «прёт». Без этого не будет серьёзных результатов. А выгорания не существует.

№4

Провинциальность у нас в голове


Многие думают, что сделать глобальный продукт можно на Западе или в Москве. Какое-то время я тоже так считал. Но в России много городов, не страдающих провинциальным синдромом. Больше всего я люблю Санкт-Петербург — он всегда был столицей. И Калининград. В Калининграде все «понаехавшие» — здесь 40 км до границы, 300 — до Варшавы, 600 — до Берлина, а в отпуск мы ездим на Средиземное море на машине. Теперь я точно знаю,  что в нашей стране можно делать самые сложные проекты из любого города. Сегодня международные проекты делают в Перми, Казани, Калининграде — интернет позволяет.

№5

Интернет искажает действительность


На самом деле у всех есть сложности с кадрами, офисами, банками. Это я понял, когда пообщался со многими коллегами и партнерами из самых разных стран. В реальном мире все движутся примерно одинаково. Когда мы листаем ленты Facebook или читаем очередную историю успеха в СМИ, кажется, что все вокруг бегут быстрее нас. Но часто за правду выдаются легенды для социальных сетей. Конкуренты представляются звёздами с идеальным бизнесом, в котором вообще нет проблем. Современный мир освещает только красивые, глянцевые истории. Нужно заниматься тем, что нравится, давать результат и меньше смотреть по сторонам.