На рынке много ивент-агентств, но мало кто способен год за годом придумывать мероприятия, не сбавляя темп и градус креатива. Агентству Departament удалось за 10 лет из маленькой конторы, которая делала частные дни рождения и новогодние корпоративы для друзей, превратиться в одно из самых крупных агентств на рынке (выручка за 2017 год — более 500 млн рублей). Их вечеринки, которым позавидовал бы великий Гэтсби, помнит вся светская Москва, среди их заказчиков — Jaguar и BMW, а в числе гостей — Владимир Путин. Основатели Departament Петр Иванов, Павел Недостоев и Юлия Сигунова рассказали Inc., как покорили BMW предложением провести вечеринку в прачечной и чуть не потеряли десятки миллионов рублей из-за несвоевременного обновления прошивки Samsung — и как им удалось вырастить бизнес, не растеряв дух свободы и креатива.
В 2009 году менеджеры Samsung в Санкт-Петербурге на один день превратились в суперагентов. Все руководство и топовые сотрудники компании разбились на несколько команд, сели в 12 специально подогнанных к их офису внедорожников Mercedes и отправились спасать мир. Когда колонна мерседесов ехала по Невскому проспекту, гаишники отдавали им честь. Дальше начался спланированный квест с элементами иммерсивного спектакля: участники стреляли по мишеням из снайперских винтовок, неслись по каналам Петербурга на спортивных катерах, управляли вертолетом, — и все это в антураже, которому позавидовал бы и Джеймс Бонд, — спорткары, красивые девушки, шампанское Cristal.
Весь этот безудержный креатив придумали два человека — друзья со студенческих времен в РГГУ Петр Иванов и Павел Недостоев. Обоим нравилось заниматься организацией вечеринок; первые идеи они набрасывали в тетрадях, пока скучали на лекциях, а потом обкатывали на днях рождениях Петра — он каждый раз придумывал для праздника что-нибудь оригинальное. Однажды собрал гостей на «дикий» опен-эйр в Гроте в Нескучном саду, в другой раз провел вечеринку под названием The Nothing («Ничто») — снял абсолютно пустой лофт, где не было ни света, ни музыки, ни еды, ни алкоголя, и гости 4 часа просто знакомились друг с другом, разговаривали — и получали удовольствие от ничем не замутненного общения.
После института пути друзей на несколько лет разошлись: Петр Иванов устроился на работу в ивент-агентство Event Factory, Павел создал дизайн-студию Studio, — но в 2006 году они начали думать о том, чтобы открыть свой бизнес.
источник: данные компании
человек работает в компании.
млн рублей — средний бюджет мероприятия.
от загрузки агентства занимает участие в тендерах.
млн рублей — выручка за 2017 год.
проектов за 2017 год.
Вначале находили заказы через друзей — Петр на тот момент уже знал многих в индустрии. Партнеры брались за любую работу — ивенты, выставки, детские праздники, новогодние корпоративы (для стоматологической клиники устроили зажигательную вечеринку с танцовщицами в костюмах медсестер). Количество инвестиций в проект Петр в шутку оценивает как «три года жизни и 150 бессонных ночей».
— Мы снимали микроофис — комнату за 15 тыс. рублей — и платили себе зарплату по 50 тыс. рублей. Работали только по предоплате, не было оборотных средств, чтобы проводить мероприятия за свой счет, — вспоминает Петр.
Буквально через полгода после начала работы в качестве независимых организаторов ивентов знакомые предложили Иванову и Недостоеву взять в управление ночной клуб Justo в Театральном проезде — самом модном и пафосном месте Москвы. С легкой руки предпринимателей Justo вскоре стал одним из популярных творческих мест в Москве, где тусовалась вся богема — модники, художники, селебрити, политики, трансвеститы. Единственная проблема была в том, что Петр и Павел должны были работать за процент от прибыли — но прибыли клуб за 9 месяцев работы так и не показал. Клуб помог завести связи с артистами, «узнать всех в городе»; именно там Иванов и Недостоев придумали бренд Departament — но проев 1 млн рублей, отложенных «на черный день», ушли из клуба.
Грянул кризис 2008 года, искать заказы стало намного сложнее. Иванов и Недостоев работали не напрямую с компаниями, а через посредников — более крупные ивент-агентства, которым приходилось отдавать до 70% прибыли за возможность провести мероприятие. Это был единственный способ удержаться на рынке молодому агентству без репутации и, главное, оборота, достаточного, чтобы кредитовать мероприятия (оплата от клиента приходила только постфактум).
— Мы ходили с горящими глазами и у всех просили работу. Нам доставались какие-то гроши от прибыли, зато мы работали с классными брендами – Jaguar, Land Rover, Samsung, — вспоминает Петр.
Тогда в Москве начали набирать популярность квесты — и Departament придумал вывести этот формат на премиальный уровень. На дворе стояли 2000-е, рынок еще не был структурирован, а у крупных компаний не было служб закупок и тендеров на организацию мероприятий, — при этом хотелось свежих идей и небанальных маркетинговых ходов. Поэтому квесты стали основным бизнес-направлением агентства: благодаря креативу Departament топ-менеджеры и бизнесмены лазили по недостроенной больнице в Ховрино, выполняли задания на заброшенном военном корабле на Речном вокзале, сотрудники Jaguar разыскивали картину Рембрандта в галерее «Триумф», а сотрудники Samsung проходили квест в Эрмитаже. Все эти локации Departament искал вручную: ивент-менеджер был коммуникатором, который умел все — хоть пробить закрытую локацию для вечеринки, хоть взять в аренду тигра из цирка, говорит Недостоев.
— Мы с Петей купили одинаковые костюмы, рубашки и галстуки в ЦУМе и приходили к клиентам как герои «Секретных материалов» или «Твин Пикса». Тогда был пик гламура, денег на рынке было много, всем хотелось жить широко и красиво, и ивент-менеджер был почти спецагентом, который умеет это организовать, — говорит Павел.
Чтобы преодолеть недоверие крупных клиентов на старте, Петр и Павел играли на встречах роли «хорошего и плохого полицейского»: Петр сыпал безумными идеями, а Павел сидел рядом с серьезным видом и изображал солидного, надежного партнера.
— Это был настоящий лайфхак: рядом с бешеным энтузиастом сидел очень спокойный, серьезный человек в дорогих часах, с неразбитым телефоном и говорил с уверенным лицом, что это очень cost-эффективно, создаст вау-эффект для ваших гостей, повысит лояльность клиентов и даст охват в соцсетях. Клиенты кивали и соглашались, — рассказывает Иванов.
В январе 2013 года необходимость изображать серьезность отпала — к компании присоединилась Юлия Сигунова. Именно в ее агентстве Event Factory начинал Петр Иванов.
— То, что ребята делали, было бесконечно смело, просто никаких преград у этого креатива не было, — вспоминает Юлия. — Так как мы и раньше работали вместе, я знала, на что они способны, — и увидела в этом возможности для роста бизнеса.
Сигунова, человек спокойный, организованный и с большим управленческим опытом, стала структурировать и налаживать бизнес-процессы компании. Она взяла на себя клиентский сервис и управление, Петр стал отвечать за креатив и стратегию, а Павел Недостоев — за пиар, видео, финансы и сайд-проекты, например образовательные (кроме того, в агентстве появились коммерческий и финансовый директора).
— До этого мы с Павлом творили, но совсем не умели управлять и монетизировать. Поэтому Юля нас очень сильно качнула вперед именно как управляющий, сильный лидер, — вспоминает Петр Иванов.
Важность холодного расчета партнеры еще раз прочувствовали на собственной шкуре, когда в июне 2015 года случился форс-мажор на презентации новой модели Audi Q7 в музее «Гараж». Идею придумал Петр: гости надевают VR-очки, заходят в темный зал и одновременно смотрят в виртуальном кинотеатре объемную короткометражку, в которой летят прямиком в космический мир на Audi, — а в конце перед ними появляется реальный автомобиль. Подготовка была сложной и супероперативной: всего за месяц удалось уговорить компанию Samsung в рамках промоушена предоставить 100 пар VR-очков, которые тогда не продавались в Москве, синхронизировать гаджеты и написать приложение, чтобы все зрители видели одну и ту же картинку одновременно, но каждый со своего ракурса. За день до ивента в «Гараже» смонтировали виртуальный кинотеатр и провели несколько тестов. Все шло по плану, пока за два часа до шоу очки не перестали включаться и что-либо показывать.
Мария Косарева
руководитель направления маркетинговых коммуникаций Cadillac
С агентством Department очень комфортно работать в области Influencer-маркетинга — они хорошо понимают стиль жизни и настроения современной аудитории люксового сегмента. Конечно, в любой работе возникают споры — мы спорим о том, какие люди наилучшим образом выражают философию бренда. Но, как известно, «счастье — это когда понимают», и это как раз про наше сотрудничество с Department. Агентство помогло максимально естественно интегрировать наш бренд в благотворительный фестиваль, организованный фондом «Друзья» — топ-менеджеры крупнейших российских компаний выступили в качестве рок-музыкантов, а зрители голосовали за лучшие выступления.
— Мероприятие начинается, столы накрыты, гости начинают появляться, я вхожу в кинозал — а там стоит Петя бледный, с квадратными глазами. «Что случилось?» — «Ничего не работает. На тесте работало, а потом перестало». Мы берем за грудки инженера, а он говорит: «Просто Samsung во всем мире обновляет прошивку». Именно в этот момент, перед нашим шоу. А это как перезагрузка телефона — тот случай, когда от нас ничего не зависит, — вспоминает Юлия.
Обновление чудом завершилось за несколько минут до старта презентации. Гости были в восторге (агентство потом еще и получило премию за это мероприятие), но у основателей прибавилось седых волос.
— Это был стресс величайший. Бюджет мероприятия был больше оборотных средств нашей компании, и мы его полностью кредитовали на условиях 100% пост-оплаты. Если бы что-то пошло не так, мы бы не только уронили свою репутацию, но и попали на несколько десятков миллионов рублей, — говорит Юлия Сигунова.
Чтобы таких форс-мажоров было меньше, Departament старается собирать за одним столом людей творческих и практичных, чтобы ивенты были продуманы со всех сторон.
— Во время брейнсторма критика запрещена, но в какой-то момент креативщики должны передать лидерство менеджерам, которые начинают резать все фантазии: «Это мы не успеем в срок, это мы не втиснем в бюджет, это мы вообще не знаем как делать». И продажники еще говорят: «Клиент это не купит, клиент это не любит», — в результате получается сбалансированное предложение, — объясняет Иванов.
1
Не разделили роли на старте
— До прихода Юлии Сигуновой в 2013 году мы были просто художниками — и не умели ни продавать, ни управлять. А агентству нужны 3 главных человека: художник, управляющий и продажник. Если бы мы начали заниматься продажами и управлением раньше, то быстрее смогли бы вырасти.
2
Не продвигали бизнес на ранних этапах
— В начале пути мы занимали пассивную позицию — не шли навстречу рынку, не делали холодные звонки в компании, а просто работали по заказам от друзей. Но если хотите построить бизнес, без активного продвижения не обойтись.
3
Слишком быстро масштабировались вширь, а не вглубь
— Начали плодить посторонние проекты и экспертизы, не создав мощную команду. Но мы не могли реализовать новые задачи на таком же уровне, как мероприятия. Клиенты видели, что мы не соответствуем заявленному уровню, и забирали заказы. В результате мы приняли решение сконцентрироваться на главном — проведении ивентов, иначе был риск растерять конкурентное преимущество и постоянных клиентов.
К началу 2010-х в Departament работало около 10 человек. Заказы были, но бизнес не рос: Иванов и Недостоев руководили агентством как два свободных художника — они с головой уходили в творческую часть и почти совсем не занимались бизнесовой. Их годовая выручка составляла не более 50 млн рублей, прибыли почти не было.
— Сложно было назвать это бизнесом — это было огромное сумасшедшее увлечение. Романтика стояла на первом месте, а деньги — на втором или третьем, — вспоминает Павел Недостоев.
С приходом Юлии Сигуновой Departament поставил цель работать с крупными брендами без посредников. Если раньше основатели считали, что исход тендеров в крупных компаниях предрешен, и искали заказы через друзей, теперь они преодолели это предубеждение — и начали делать «холодные звонки». Так им удалось зайти на свой первый крупный тендер — поиск идей для презентации новой модели автомобиля MINI от BMW весной 2014 года. Основателям Departament пришла в голову мысль, которая даже им самим сначала показалась сумасшедшей, — провести вечеринку в прачечной.
— Невозможно было представить, что можно зайти с таким предложением в такую солидную компанию, как BMW Group. Я краснела, бледнела, говорила: «Ребята, у нас не получится. Какой ландромат, о чем вы? Какая вечеринка в прачечной? Это же BMW — удовольствие за рулем, скорость, вот это все», — вспоминает Юлия.
Но решили рискнуть — Departament предварительно договорился с площадкой (комплексом «Арт Хаус» на Яузе) и предложил превратить два пустующих этажа в огромную прачечную, поставить там гигантские инсталляции и устроить родео на дикой стиральной машине. Чтобы впечатлить клиента, основатели несколько дней вручную клеили макет вечеринки из пенокартона и даже добавили туда человечков из Lego. Представители BMW были потрясены и дали зеленый свет. Вечеринка прошла на ура.
Проект для BMW стал для прорывом — агентство зашло в крупный бренд «в холодную», без связей, и получило заказ благодаря необычному креативному офферу. После этого Departament стал один за другим выигрывать тендеры, число заказов увеличилось, а выручка начала расти вдвое каждый год. Если в 2013 году оборот агентства составил 100 млн рублей, то в 2014 — уже 200 млн рублей, а в 2015 — 400 млн рублей. Среди клиентов были в основном люксовые бренды — Audi, BMW, Cadillac, Porsche; проекты — топовые светские мероприятия вроде открытия музея «Гараж» в июне 2015 года. В конце 2015 года число сотрудников агентства превысило 60 человек, и Departament переехал в просторный офис на Красном Октябре с видом на Москву-реку.
Чтобы продвигаться на рынке и получать новых клиентов, в Departament активно занялись пиаром — стали вести страницы в соцсетях, участвовать в профессиональных конференциях, давать комментарии и интервью для нишевых изданий. Некоторым такая активность не по нраву: в «Гараже» считают, что Departament приписал себе слишком много заслуг в организации открытия, — рассказал Inc. источник в команде музея. По официальному комментарию, концепцию открытия разработала команда «Гаража», а Departament скорее выполнял технические задачи:
Образовательные проекты Departament
Rooftop University
В 2015 году Departament запустил серию образовательных вечеринок. Вечером в пятницу в офис компании приходили селебрити и эксперты из разных сфер, где рассказывали о своей работе. Встречи проходили в непринужденной обстановке, за бокалом вина, и были бесплатными как для участников, так и для спикера. Лекции в рамках Rooftop University читали бывший шеф-редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин, экс-главред Vogue и Interview Russia Алена Долецкая, директор по маркетингу «Яндекса» Дмитрий Степанов и другие — всего прошло около 80 лекций. Проект был некоммерческим и закрылся в 2017 году вместе с другими сайд-проектами агентства в рамках сокращения расходов.
Event MBA
В 2017 году Departament запустил курсы по ивент-менеджменту Event MBA для тех, кто хочет погрузиться в эту профессию или повысить квалификацию. Сейчас в Event MBA два продукта — 5-недельный курс Executive Education (75 тыс. рублей) и 3-дневный интенсив Event Killer (35 тыс. рублей). На курсах преподают основатели агентства, а также приглашенные лекторы (в их числе шоумен Андрей Фомин, продюсер Михаил Друян, импресарио Федор Елютин и др.). Более 70% студентов имеют опыт в ивент-бизнесе и приходят повышать квалификацию, а совокупный оборот компаний, в которых они работают, превышает 400 млн рублей. В этом году Departament планирует выпустить около 500 студентов.
— Агентство Departament было выбрано как подрядчик, оказывающий услуги по координации мероприятий. Среди задач, поставленных перед агентством, — организация трансфера гостей, подбор персонала (клининг, официанты и т. д.), консьерж-услуги и т. п., — сообщила пресс-служба музея в комментарии для Inc.
Тем не менее, грамотное продвижение стало еще одним фактором, который позволил агентству выйти на новый уровень и начать активно масштабировать бизнес. Помимо ивентов, Departament занялся видеопродакшеном, PR-поддержкой клиентов, написанием коммуникативных стратегий для компаний и селебрити-маркетингом — агентство привозило в Москву светскую львицу Пэрис Хилтон, рэпера Snoop Dogg’а и сооснователя Apple Стива Возняка. Агентство даже запустило собственный бренд стритстайл-одежды Pizzaboy, к нему выпустили мерчендайз совместно с телеканалом 2×2. Среди клиентов преобладали крупные автомобильные бренды: они надежны, у них большие бюджеты, и им все время нужен вау-эффект, поэтому яркие презентации для таких клиентов — идеальный инструмент продаж, построения имиджа и лояльности, говорит Петр Иванов. В 2016 году рост принял угрожающие масштабы — сотрудников уже было около 100, а рентабельность бизнеса стала сокращаться.
Большая часть новых проектов требовала инвестиций, а прибыли не приносила. Даже управление сотрудниками стало отнимать гораздо больше времени и сил (в один месяц агентство наняло 30 человек). Основатели поняли, что в таком темпе не справляются с экономикой бизнеса.
— После полугода активного роста мы поняли, что такими темпами обанкротимся. Было жаль замораживать или закрывать проекты, но нужно было сфокусироваться на том, в чем мы лучшие, а все лишнее прикрыть, — говорит Иванов.
В результате Departament пришлось закрыть сайд-проекты (в том числе одежду и коммуникационные стратегии для компаний), сократить расходы (из 100 сотрудников осталось около 60) и перестроить внутренние процессы.
Чтобы упростить коммуникации внутри компании, в Departament создали систему управления DPRTMNT ONLINE — интранет для сотрудников, а общение, голосование по тендерам и даже согласование документов перенесли в Telegram (это сильно упростило документооборот).
— У меня есть еще целый отдел тренд-аналитики и специальный секретный чат в Телеграме. Каждый креативщик не начинает работу, пока не скинет одну классную новость из IT и ивентов, чтобы собрать базу идей, — говорит Петр.
Сегодня Departament — один из самых известных на рынке организации ивентов. Их выручка за 2017 год составила более полумиллиарда рублей (прибыль, по расчетам Inc., — более 50 млн рублей), а средний бюджет мероприятия — 12 млн рублей. Но в целом маржинальность ивент-бизнеса довольно низкая — всего около 10%, за 10 лет она сократилась вдвое, предупреждает Павел Недостоев.
— Компании хотят, чтобы в 10%-ные комиссии, о которых договорились еще в 90-е, входил и дизайн, и режиссура, и креатив. Это как если бы мы купили Tesla по цене железа, пластмассы и обивки — и 10% от стоимости этих материалов добавили бы концерну в качестве вознаграждения, — говорит Недостоев.
Николай Андреев
основатель ивент-агентства BigJack:
Departament — заметный игрок на рынке. Мы узнали о них в конце 2014 года, когда они взяли сразу несколько наград на отраслевой премии «Событие года», — ими сразу заинтересовалась вся отрасль. Несмотря на конкуренцию, я к ним отношусь с уважением. Они подают продукт на высоком уровне и вполне могли бы выйти на международный рынок.
На ивент-рынке мы все сталкиваемся с одинаковыми сложностями. Во-первых, это тендеры. Не очень приятно, когда люди, которые занимаются закупками мебели, начинают заказывать ивенты и пытаются подвести их под измеримые показатели. Предлагаешь им клевую концепцию, а они говорят: «Мы в интернете нашли дешевле, как обоснуете?»
Во-вторых, растет срок пост-оплаты. Получается, что ивент-агентства — малый бизнес, которому банки даже кредиты не дают, —кредитуют корпорации с миллиардными оборотами. С одной стороны, это плюс — появился некий входной барьер (до этого непрофессионалы часто подрывали репутацию отрасли). С другой стороны, это сильно ограничивает рост. Можешь выиграть хоть 20 тендеров — но чтобы реализовать их все, просто не хватит оборотных средств. Это делает наш бизнес менее рентабельным.
На эту сумму невозможно содержать компанию, поэтому ивент-агентства получают дополнительный доход — комиссии от партнеров. Благодаря долгосрочным отношениям с подрядчиками агентство получает специальную скидку в размере 5-20% на оптовые заказы, а клиент — рыночную стоимость услуг. Пул подрядчиков меняется: у Departament примерно половина из них — постоянные, остальных находят каждый раз заново, в зависимости от нужд мероприятия.
Departament получает оплату от заказчиков в два захода — аванс и пост-оплата. Но крупные международные бренды часто просят на 100% кредитовать их мероприятие, а оплату гарантируют через 30-90 рабочих дней после подписания актов (то есть примерно через 1-6 месяцев после мероприятия), — так им надежнее работать с компаниями на непрозрачном российском рынке. Чтобы избежать кассовых разрывов при работе с такими заказчиками, агентству часто приходится брать кредиты.
— Это гигантские бюджеты в 100 млн рублей, которые надо заморозить на полгода беспроцентно. Как правило, такое могут себе позволить либо совсем крупные сетевые агентства, либо компании, которые берут кредиты в банках, — но за кредит нужно платить, — говорит Юлия.
Еще одна сложность в том, что большая часть компаний проводит тендеры на организацию мероприятий, в рамках которых разные агентства должны предлагать свои идеи. На подготовку тендера в агентстве уходит 2-3 недели, а до воплощения доходит всего 30-40% из общего объема тендеров, сетует Юлия Сигунова.
— В среднем участие в тендере обходится нам в 200-300 тыс. рублей, а если считать зарплаты сотрудников, то вплоть до 500 тыс. рублей. Но совершенно не факт, что ты его выиграешь. В результате 50% всей работы по тендерам уходит «в стол», — говорит она.
Сегодня основатели Departament выступают за то, чтобы крупные компании объявляли тендер не на каждый конкретный проект, а на вхождение агентств в пул подрядчиков. Компания может заключать договор с тремя агентствами на 1-3 года и между ними распределять проекты (сейчас так поступают около 10% клиентов Departament) — так конкуренция между агентствами сохранится, а времени на каждый тендер у обеих сторон будет уходить меньше.
— Плюс у нас будет возможность хорошо узнать клиента и предлагать именно то, что ему нужно, — а это невозможно без долгосрочной работы. Хорошо бы клиенты это осознали и перестали тратить свои и наши деньги, — говорит Юлия Сигунова.
Организаторы вечеринок и клубные промоутеры Петр Иванов и Павел Недостоев открывают ивент-агентство Departament.
Для презентации внедорожника Ferrari FF Departament устраивает «Тесла-шоу» в концертном зале Barvikha Concert Hall.
Компания участвует в организации первой конференции Moscow Urban Forum — отвечает за технические вопросы.
После пяти лет бессистемного ведения бизнеса у Departament появляется партнер, умеющий налаживать процессы, — владелица ивент-агентства Event Factory Юлия Сигунова.
Компания выигрывает свой первый тендер — организует презентацию автомобиля MINI Cooper для BMW.
Для церемонии открытия отреставрированной гостиницы «Москва» (Four Seasons Hotel Moscow) Departament устанавливает в номерах интерактивные инсталляции и устраивает экскурсии для гостей.
Компания участвует в организации «открытия года» — осуществляет техническую поддержку грандиозной вечеринки в музее «Гараж».
На крыше нового офиса компании на Красном Октябре начинается серия edutainment-вечеринок Rooftop University (в 2017 переросли в образовательный проект Event MBA).
Разросшаяся компания теряет управление процессами и закрывает многочисленные сайд-проекты (разработку коммуникационных стратегий, собственную линию одежды и др.), сокращает расходы и сосредоточивается на организации мероприятий.
В МГУ выступает с открытой лекцией сооснователь Apple Стив Возняк — Departament организует его приезд.
Departament участвует в организации открытия завода «Ямал СПГ» (в числе гостей — президент России Владимир Путин).