Создатели приложения Glitché Владимир Шрейдер и Борис Головнёв говорят, что не задумывали его как бизнес-проект. У Glitché нет офиса, а основатели видятся два-три раза в год, решая все текущие вопросы через мессенджеры. При этом годовая выручка компании достигает $500 тыс., среди поклонников приложения — Кайли Дженнер, Ким Кардашьян, а Nike и Comme des Garçons используют его в своих рекламных кампаниях. В 2018 году App Store включил его в топ-20 самых популярных платных приложений мира. Владимир Шрейдер и Борис Головнёв рассказали Inc., как компьютерные глитчи натолкнули их на бизнес-идею, почему они отказались делать из своего проекта соцсеть и как получили масштабную рекламную кампанию на весь мир, не вложив ни копейки.
Владимир Шрейдер и Борис Головнёв познакомились в издательском доме Look At Media в 2010 году. Шрейдер был там арт-директором спецпроектов, а Головнёв работал в его отделе.
Как-то они придумали фильтр для фотографий, который искажает изображения, так что каждый кадр становится похож на произведение цифрового искусства. Идею взяли из компьютерных игр: когда они зависают, цвета и текстуры на мониторе искажаются, а картинка дублируется покадрово, что создает забавные «глюки». Шрейдер вырос на видеоиграх, и такой визуальный эффект показался ему хорошей идеей для обработки фото.
Что такое Glitché
Glitché — это набор фильтров, которые «художественно портят» фото и видео: преломляют и искажают цвета, накладывают разные эффекты. Создатели приложения называют его «инструментом для создания арта». Glitché используют фотографы, видеорежиссеры, селебрити и бренды. Музыканты создают с его помощью обложки альбомов и снимают клипы.
Название для приложения Шрейдер собрал из двух слов: глитч («глюк» изображения в компьютерной игре) и клише: «Я подумал, что это классное слово — Glitché, и решил проверить, свободен ли домен. Он оказался не занят, это был знак!»
В то время в проекте участвовали еще два человека — Иван Шорников и Дмитрий Яковлев. По просьбе Шрейдера, который ранее работал с ними в «Студии Артемия Лебедева», они разработали для Glitché сайт. Иван его сверстал, а Дмитрий отвечал за серверы.
Все четверо совмещали Glitché с другой работой. Головнёв вспоминает, что это был проект на «поковыряться по вечерам и в выходные», и только позже он стал для них главным занятием. «Когда основная работа тебя обеспечивает деньгами, ты можешь делать что-то свое, развивать свои идеи. Получается очень хороший баланс», — говорит Шрейдер.
Алексей Амётов
сооснователь и генеральный директор Look At Media (сегодня компания называется Redefine)
Мы не запрещаем сотрудникам экспериментировать в свободное время. Это было бы особенно странно в случае с Владимиром и Борисом — они достаточно долго проработали у нас и действительно хорошо делали свою работу.
Первую версию Glitché выложили в App Store 18 апреля 2013 года. Приложение сразу привлекло внимание СМИ: в первый же день о нем написало британское издание Creative Applications, их публикацию перепечатали другие европейские сайты о творчестве, и приложение стали скачивать тысячи людей.
Поначалу Glitché работал как социальная сеть — пользователи обрабатывали свои изображения и выкладывали их в ленту. Но довольно быстро пользователей стало так много, что не хватало места на серверах. Бесконечно докупать мощности для хранения данных Шрейдер и Головнёв посчитали тупиковым путем. Они отказались от первоначальной стратегии и переделали приложение в визуальный редактор для обработки изображений (все фото хранятся на телефонах пользователей).
Тогда же из проекта ушли Иван Шорников и Дмитрий Яковлев. Расставание было дружеским — Иван и Дмитрий, делавшие для Glitché сайт в свободное время, просто продолжили заниматься своими основными проектами.
В 2014 году Шрейдер и Головнёв зарегистрировали компанию GLITCHE LIMITED в Великобритании, разделив доли в проекте поровну. Все решения они принимают совместно, после чего роли распределяются: Владимир занимается проектированием, а Борис — разработкой.
Источник: данные компании Glitche.Ltd, App Store
тыс. — годовая выручка от продаж приложения в App Store и встроенных покупок.
стоимость приложения в App Store.
человека работают над проектом.
обложек известных исполнителей оформлено через приложение Glitché.
млн просмотров видео с фильтрами Glitché на YouTube.
В Glitché не было вложено ни копейки инвесторских денег, а приложение изначально было бесплатным для всех. Примерно через полгода после запуска Владимир и Борис решили проверить, что будет, если сделать его платным. Они опасались, что люди перестанут его скачивать, но решили попробовать и установили цену в $1. Скачиваний меньше не стало. С тех пор доходы от проекта начали плавно расти. За 6 лет выручка компании выросла до $500 тыс. в год.
Финансовая модель приложения — стандартная для App Store: деньги взимаются за само приложение и за встроенные в него покупки. По условиям App Store, 30% от продаж Apple забирает себе.
У Шрейдера и Головнёва не было денег на маркетинг и рекламу, но приложение стали скачивать популярные исполнители, их клипмейкеры и фотографы, и заработало «сарафанное радио».
Первым и самым значимым «евангелистом» Glitché стал британский фотограф и режиссер Ник Найт (Nick Knight). Он сделал съемку с Лилли Аллен и Игги Азалией для The Independent, в которой использовал фильтры российского приложения. Певицам понравились эффекты, они скачали Glitché, стали выкладывать в соцсетях фото с искажениями и писать восторженные отзывы в Twitter. Так Glitché получило масштабную рекламную кампанию на весь мир, не вложив в нее ни копейки.
В 2014 году Ник Найт вместе с креативным директором Diesel Никола Формикетти запустили кампанию в поддержку новой коллекции бренда и призвали своих подписчиков в соцсетях повторить рекламные образы, созданные с помощью Glitché. Это породило новую волну скачиваний приложения.
Через 2 года Найт использовал фильтры Glitché при создании обложки альбома Birds in the Trap Sing McKnight хип-хоп исполнителя Трэвиса Скотта. Альбом стал «платиновым» и прославил фоторедактор Glitché среди музыкантов. После этого приложение использовали Radiohead, Gorillaz, Ariana Grande, Future.
Но самой большой удачей для проекта стало внимание Ким Кардашьян и Кайли Дженнер. Ким использовала Glitché для селфи и создания линии «мерча» KIMOJI, а Кайли записала видео, в котором призналась в любви к Glitché.
Денис Кусков
главный редактор TelecomDaily, эксперт по рынку мобильных приложений
Для iOS существуют миллионы приложений, и каждый год их становится все больше. Нельзя сказать, что у большинства долгая жизнь впереди. Есть то, чем вы будете пользоваться всегда, — например почта и мессенджеры. А есть модные приложения «на хайпе», которые живут недолго — поиграли и забыли.
Это большая редкость, что приложение для редактирования фото и видео удерживается в топе App Store годами. У таких проектов есть будущее, только когда за ними есть действительно хорошая идея. Если ты смог придумать что-то новое и воплотить это в жизнь, это может иметь успех. Так получилось у Glitché.
Glitché приходится конкурировать с огромным количеством приложений для обработки фотографий, и многие из них бесплатные. Поэтому создатели Glitché делают все, чтобы их продукт был не просто хорош, а «по-настоящему крут». При этом они говорят, что не тратятся на сторонних разработчиков, а все фичи и фильтры придумывают и воплощают самостоятельно.
Шрейдер и Головнёв постоянно мониторят рейтинг App Store. Главный критерий для них — место в первой двадцатке самых популярных платных приложений (за все эти годы оно ни разу не выпало из топа). Также создатели Glitché следят за реакцией пользователей на все новые фичи — если обновление не понравилось, его дорабатывают или убирают.
Так было, например, с авторизацией через Facebook — эту опцию удалили из-за негативной реакции аудитории. «Пытаться сделать из приложения сервис, ввести учетные записи и вход через соцсети, хранить фотографии пользователей на сервере — все это наши ошибки. Они увеличивали сложность проекта в разы и не соответствовали нашему видению», — говорит Головнёв.
Алексей Моисеенков
гендиректор и сооснователь Capture Technologies Inc., экс-CEO и сооснователь приложения Prisma
В свое время фильтры и подобные вещи были в новинку и это был отличный трамплин. Создателям Glitché удаётся с тех пор поддерживать приложение в топе — и это хороший результат. В этом даже есть некая закономерность: нахождение в топе всегда поддерживает и органику.
В целом, рынок фильтров и прочих приложений для обработки заполнен. Удивить всегда можно, но в этой индустрии уже есть свои гиганты (Adobe, Google, Apple — да-да, самый популярный редактор фотографий встроен прямо в ваш телефон). Низкий retention и высокая конкуренция создают крайне сложные условия для роста. Поэтому не думаю, что в будущем мы увидим на существующих технологиях что-то уж очень большое. Нужно делать не редактор, а нечто большее.
Фильтры Glitché можно увидеть в клипах Мэрилина Мэнсона, Gorillaz и российского рэпера Элджея, а Louis Vuitton, Diesel, Vetements и Comme des Garçons использовали их в своих рекламных кампаниях.
Прибыли от этого Шрейдер и Головнёв не получают. Они узнают о большинстве случаев использования Glitché звездами постфактум. Так было, например, с церемонией вручения премии MTV Video Music Awards 2014, для которой графику создали с помощью приложения.
В 2015 году Glitché получил престижную награду The Webby Awards — ее называют «цифровым Оскаром» и вручают в Нью Йорке последние 20 лет. Glitché получил награду в категории Experimental & Innovation (экспериментальные технологии и инновации). На вручение премии Борис и Владимир не поехали — было много других дел. Диплом в рамке им прислали по почте.
Первая коммерческая коллаборация с Glitché, когда бренд не просто скачал приложение за $1, а заплатил его создателям за разработку нового фильтра, случилась в 2017 году. К Шрейдеру и Головнёву обратилась компания Paramount Pictures с предложением о сотрудничестве. Она попросила сделать специальный фильтр для промо-кампании фильма «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. За эту работу Шрейдер и Головнев получили «несколько десятков тысяч долларов» (они отказались назвать точную сумму).
Шрейдер и Головнёв хотели сделать продукт, который сможет позаботиться о себе сам. По их мнению, приложение должно работать без службы поддержки и постоянных технических апгрейдов, а его архитектура — выстраиваться так, чтобы ее не приходилось постоянно дорабатывать.
Сегодня Glitché — это неизменная основа, в которую постоянно добавляются новые фильтры. Их может быть почти неограниченное количество. «Архитектура нашего приложения напоминает здание, которое было очень хорошо спроектировано, и дальше в нем нужно только подкрашивать стены», — говорит Шрейдер.
По словам создателей Glitché, они стараются следить за мировыми трендами и отражать их в своем приложении, — по словам Шрейдера, «улавливать вибрации». Например, когда в тренде оказался видеоконтент, а Instagram добавил формат Stories, в Glitché появилась функция съемки полноэкранных видео.
Сейчас на подъеме VR- и AR-технологии. Создатели приложения уже добавили фильтры дополненной реальности, которые помещают 3D-объекты в изображения и видео. В этом направлении Шрейдер и Головнёв сфокусируются в ближайшее время.