Запустившись под шумную рекламную кампанию в 2017 году, сервис для автомобилистов Alfred предложил клиентам-москвичам новую услугу — консьерж для ремонта машины. Автомобиль забирает специальный водитель, который берет на себя все хлопоты по ремонту машины, везет ее в сервис-партнер и заказывает детали. И все это за 2 тысячи рублей. Опробовав новую услугу на мелком ремонте вроде замены масла, клиенты стали возвращаться с более серьезными проблемами и высокими чеками. Компания дважды привлекла инвестиции, научила пользователей возвращаться снова и уже выходит на европейский рынок. Кроме того, за год бизнес вышел на порог точки безубыточности и готовится вскоре начать зарабатывать. Основатель проекта Макс Снигирев рассказал Inc., как привлек конкурентов к партнерству, что помогло завоевать доверие клиентов и заставить их возвращаться и почему сервис не будет работать в российских регионах.
При запуске авторемонтного консьержа Alfred сооснователю рекламного агентства JAMI Максу Снигиреву, операционному директору Максиму Козаку и первым двум водителям приходилось самим ездить и выполнять заказы. Предприниматели сделали простой сайт и собирали от своих знакомых по 1-2 заказа в день. Когда стало понятно, что консьерж за 2 тыс. рублей действительно нужен клиентам, бизнесом стали заниматься всерьез, а сопровождение машин делегировали нанятым водителям и менеджерам. Партнеры Макса по предыдущему бизнесу — digital-агентство JAMI — вместе с ним вложили в новое дело 10 млн. рублей. Начали активно продвигаться в Facebook, подключили PR и лидеров мнений — и к лету 2017 компания вышла на 13-15 заказов в день.
Источник: данные компании
млн. рублей — выручка
сотрудников
ремонтных работ сервис выполняет в месяц
пользователей возвращаются в течение трех месяцев после первого заказа
тыс. рублей средний чек одного заказа на ремонт автомобиля
За прошедший год одним из первых откровений для команды Alfred стало снижение количества заказов на 40% в январе, декабре и мае. Было понятно, что бизнес сезонный и что клиенты не ездят в сервис на майские и новогодние праздники. Но такого падения спроса не мог предсказать никто.
«Наша целевая аудитория — это люди , которые на новогодние праздники уезжают зимовать или проводить длительный отпуск в теплых странах. Или они просто не хотят проводить праздники за рулем», — говорит Снигирев.
Также не в пользу Alfred сыграл проходивший в России месяц Чемпионата мира по футболу. По мнению основателя сервиса, многие просто уехали на это время из Москвы, а остальным потенциальным клиентам было не до автомобилей.
Но даже при сезонных падениях спроса количество заказов продолжало расти: сейчас Alfred получает 60-70 заказов в день, а за месяц выполняет более 2000 ремонтных работ.
На старте основатели компании предполагали, что 60% клиентов будут составлять женщины, а мужчины, напротив, больше любят ремонтировать свои автомобили сами. Но прошедший год продемонстрировал, что доля женщин составляет не более 30%. Оказалось, что автовладельцы-мужчины передают в Alfred автомобили своих жен, сестер и подруг.
Зато предпринимателей приятно удивила статистика удержания клиентов. По словам Снигирева, более 70% пользователей возвращаются с новым заказом после первого использования консьержа. Наблюдая опыт других сервисов, пытавшихся консолидировать и оцифровать рынок авторемонта, основатели Alfred предполагали, что в этом сегменте не может быть высокого уровня возвратности клиентов, как в случае с доставкой еды или уборкой. Однако согласно статистике компании, 30% пользователей возвращаются в течение трех месяцев с момента первого заказа.
«Сначала мы думали, что просто плохо выполняем работу и начали анализировать, почему клиенты возвращаются так быстро. Выяснилось, что это те водители, которые протестировали Alfred на небольшом чеке. Например, отдали машину на техобслуживание за 10 тысяч рублей, а потом, убедившись, что всё в порядке, решили разобраться с остальными проблемами в своем автомобиле», — говорит Снигирев. Благодаря этому выросла доля сложных ремонтов автомобилей и средний чек — до 30 тысяч рублей). Это больше, чем у конкурентов (автосервисов и их агрегаторов), признает основатель Alfred. Снигирев уверен, что такой показатель связан с тем, что многие клиенты рассматривают сервис в качестве «последней надежды» — после неудавшихся попыток ремонта машины в других местах.
Сервис работает на изначально выбранной модели — вызов автоконсьержа обходится клиенту в две тысячи рублей, а затем пользователь платит за ремонт. Нарастив клиентскую базу и увидев, что пользователи возвращаются, Alfred решил провести эксперимент и расширить продуктовую линейку. Например, появится промотариф за 499 рублей для автомобилей эконом-сегмента — будет снижена стоимость страховки, не будут действовать другие скидки и промокоды, консьерж будет приезжать в двухчасовой интервал (сейчас — с точностью до часа). .
Также команда Alfred думает ввести подписку для клиентов, которые вернулись более 5-7 раз. Ко всему прочему, стартап планирует до конца 2018 года перезапустить реферальную программу. Предложение «Приведи друга и получи бонус» работало по номеру телефона клиента и предполагало скидки на услуги автопомощника от 500 до 2 тысяч рублей для нового и старого пользователей. Директор по маркетингу Alfred Григорий Дудаш отмечает, что программа показала себя не так эффективно, как ожидалось. Проблема была в технической реализации и особенности подхода клиентов к авторемонту: мало кто задумывается об обслуживании машины до тех пор, пока она не сломается или серьезно не забарахлит. Новая версия заработает в автоматизированном формате (по сгенерированной ссылке, которой можно поделиться) и будет включать в себя бонусы не только за приведенных друзей, но также за определенную сумму в год, потраченную на ремонт.
Стартаперы думали, что сервисом заинтересуются страховщики, банки и автозаправки: партнерам намеревались предложить дополнительные сервисы в страховках и программах лояльности.
«Страховая компания продала клиенту страховку и единственное, что она может сделать дальше, это продать еще одну. Но залезть в карман к потребителю и починить его машину страховая не может, у нее нет компетенций, а автомобилисты не воспринимают ее как игрока, который может организовать ремонт. Но когда страховая продает страховку с консьерж-сервисом — это становится интересно», — рассказывает Снигирев. Теперь Alfred делится частью денег, заложенных на маркетинг, с партнерами из числа страховых компаний. В свою очередь, клиент получает дополнительную услугу в удобной для него форме.
Снигирев уверен, что это супервыгодная схема для всех сторон кроме традиционных автосервисов. «Но мы и работаем для того, чтобы сломать старый рынок и сделать его более цивилизованным», — добавляет он.
Корпорациям идея понравилась, но согласование деталей сотрудничества занимало каждый раз очень много времени — 6-9 месяцев. Но терпение вознаграждено: сейчас Alfred сотрудничает с «Тинькофф-банком», страховой группой ВСК, «Лукойлом», и другими корпорациями.
Проработав больше года и сделав много открытий, стартап нашел еще одно неочевидное поле для партнерства: на Alfred обратили внимание автодилеры и сами предложили сотрудничество. По оценке компании, они занимают до 20% автомобильного рынка и Снигирев считал их своими конкурентами.
При этом основатель Alfred отмечает, что у автодилеров и его сервиса разные клиенты — стартапом пользуются владельцы машин, которые сошли с гарантии.
Первым партнером Alfred стал «Мерседес-Бенц Рус», подробности сделки не раскрываются. Стартап помогает автодилеру организовать доставку автомобиля их клиента для последующего ремонта. Также компания ожидает заключение сделок с другими игроками, названия которых пока не афиширует.
Еще одной нишей, которую открыл для себя Alfred за прошедший год, стали корпоративные автопарки и компании, у которых есть свои автомобили. Таких машин, по оценке стартапа, 300-400 тысяч в России, из них 30-40% сконцентрированы в Москве. Снигирев считает, что это интересный для его бизнеса сегмент, в котором только 10% цивилизованных игроков из-за большой коррумпированности — автосервисы и хозяйственные отделы предприятий работают по схеме откатов. «Этот рынок тоже будет меняться, потому что компании сейчас хорошо считают деньги и сокращают издержки. Мы уже крупнее, чем любой отдельный автосервис. Нам, очевидно, будет выгодно обслуживать корпоративные парки», — говорит Снигирев, добавляя, что пока еще рано делать выводы, так как Alfred только начал работать на этом рынке.
«Мы говорим отксерить, отфотошопить, погуглить. Потому что Xerox, Photoshop, Google — сильные бренды, которые перешли в имя нарицательное, захватили нишу. В сфере авторемонта такой компании просто нет», — говорит директор по маркетингу Alfred Григорий Дудаш. Поэтому компания намерена строить сильный бренд, который бы ассоциировался у клиента со знаком качества в авторемонте.
С самого начала проект активно использует медиа, нативную рекламу и интеграцию с блогерами, очень много денег тратит на продвижение в Facebook. Публикации в изданиях дают конверсию до 10% от числа прочитавших . А вот попытки сотрудничества с блогерами Дудаш считает не очень удачным: услуги Alfred не могут стать эмоциональной покупкой, поэтому аудитория блогеров на нее реагирует слабо. При этом аккаунты блогеров перегреты FMCG-брендами, которые не ждут от них продаж и часто используют для “красивого слайда” в презентации — показывают в отчётах числа охватов и просмотров.
Совсем неудачным для компании стал опыт работы с пользователями автомобильных форумов. Фанаты автомобилей, которые читают эти форумы, любят сами копаться во внутренностях своих машин и сторонний сервис им просто не нужен — чинятся только “у своих”.
До конца 2018 года Alfred собирается опробовать и более широкие каналы вроде радио и ТВ, чтобы выйти к массовой аудитории. Первый опыт уже оказался успешным: стартап запустил рекламу на радио «Европа плюс», каждый выход которой приносит звонки новых клиентов.
В августе 2017 года Alfred получил первые инвестиции — $550 тысяч от фондов «Форсайт+», RB Capital, NP Capital и группы венчурных инвесторов (среди которых менеджер «Яндекса» Дмитрий Степанов). Они оценили сервис в 100 млн рублей. В январе 2018 года стартап привлек еще $1 млн от частных инвесторов.
После того, как компания привлекла сторонние инвестиции, доля основателей Alfred составила 77% . «Мы считаем, что смогли найти правильных инвесторов. Правильный инвестор помогает мыслить масштабнее. Он также задает такие вопросы, о которых ты сам не думаешь. В общем, помогает стратегически мыслить и смотреть на бизнес сверху», — говорит Снигирев.
Сейчас компания максимально приблизилась к точке окупаемости — команда Alfred ожидает, что сервис достигнет операционной безубыточности к зиме 2018 года. Но цели “во что бы то ни стало” сделать это не стоит.
«Нам нужны серьезные инвестиции в маркетинг и в рынок, чтобы качать его и снимать сливки. Есть огромное количество личных автомобилей, несмотря на растущую популярность каршеринговых сервисов и такси. Они влияют на рынок, но не глобально. А чтобы менять потребительские предпочтения в области авторемонта нужны серьезные инвестиции», — объясняет Снигирев. Пока стартап ведет переговоры о следующем раунде инвестиций.
Одной из задач, которую ставил перед собой Alfred в прошлом году, стала разработка и внедрение собственной CRM, чтобы оптимизировать бизнес. Снигирев говорит, что это недешевый, долгий, но важный для Alfred процесс.
«Когда у тебя два клиента в день, то не важно, есть ли CRM. Но когда их уже почти сотня, то нужна платформа, на которой хранится вся информация по каждому заказу. В нашем бизнесе участвует много сущностей — клиент, СТО (иногда ремонт делается в нескольких), поставщик запчастей (иногда их тоже несколько), водитель и менеджер. Один водитель может привезти машину, а другой вернуть. Задача — сделать так, чтобы это работало как часы. Мы не можем позволить себе терять клиентов. Машина — дорогая вещь, а не посылка из “Почты России”», — рассказывает Снигирев.
На написание собственной платформы ушло 10 млн рублей и шесть месяцев, первую версию своей CRM внедрили в начале 2018 года. Компания продолжает добавлять дополнительные функции и совершенствовать платформу.
70% клиентов Alfred общаются с помощью Telegram — блокировка практически не отразилась на популярности мессенджера среди пользователей коньсьерж-сервиса. Дудаш уточняет, что небольшой спад был заметен только в самом начале борьбы Роскомнадзора с приложением. На случай неработоспособности Telegram команда Alfred предложила клиентам воспользоваться WhatsApp. Также коммуникация между пользователями и сервисом идет в Facebook Messenger.
Внедрение CRM помогло увеличить количество заказов, не раздувая штат менеджеров — за год их число выросло с двух до 10. При этом водителей в штате Alfred стало больше — 30 вместо 12 на старте. Еще несколько периодически подключаются к сервису в особо загруженные часы.
За год штат компании также пополнился аналитиком и редактором
Но если еще год назад представители стартапа называли ФОТ наибольшей статьей расходов, то сейчас больше всего денег уходит на продуктовую разработку и маркетинг. Снигирев отмечает, что у компании нет большой текучки кадров, а многие водители, которые присоединились к стартапу на начальном этапе, доросли до менеджеров. Карьерный рост обеспечила система оценок водителей — чем лучше впечатление клиента, тем больше бонус водителя. По словам основателя Alfred, у пользователей, которые повторно обращаются к сервису, даже есть предпочтения среди водителей. Возможно, в дальнейшем стартап добавит функцию выбора избранного консьержа. С базовыми навыками отобранных Alfred специалистов не возникло проблем — за год на три тысячи поездок водителей сервиса приходится одно ДТП — ни одного серьёзного.
Сейчас Alfred работает только в Москве, но планирует выйти на рынок Санкт-Петербурга и пока изучает особенности северной столицы. К тому же, местные автовладельцы давно спрашивают, когда сервис придет туда.
При этом в другие регионы стартап не собирается совсем. Снигирев объясняет, что Россия — пятый автомобильный рынок в мире (после США, Китая, Японии и Германии). На нем есть свои особенности: в России самый старый из ведущих стран автопарк — средний возраст машин составляет 12-13 лет. Машины продолжают стареть, так как население сейчас чувствительно относится к деньгам из-за экономического спада в стране.
По оценке Alfred, треть автобизнеса сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Компания полагает, что в столице ежедневно происходит 30 тысяч ремонтов автомобилей. «Это фантастическая цифра — нам здесь еще копать и копать», — говорит Снигирев.
По этой причине Alfred не торопится переключаться на Санкт-Петербург В то же время стартапу потенциально интересен европейский авторынок и уже работает пилотный проект в Риге. Он запущен совместно с партнером. Команда выбрала этот город, так как в нем много русскоязычных жителей, иностранным гражданам легко открыть свой бизнес, а специфика местного рынка отличается московской. В частности, стартап хочет проверить, сможет ли он работать в городе, где нет пробок и такой спешки, как в Москве.
1.
Фиксируйте результаты всех экспериментов, особенно неудачных
Мы несколько раз пострадали от того, что забывали с точностью до запятой зафиксировать результаты наших опытов с аудиторией, блогерами, размещениями. Потом, спустя год, вам может быть сложно заново ответить на вопрос «насколько эффективно были потрачены эти деньги»и принять решение, идёте ли вы снова в этот канал или к этому блогеру с другим предложением. Бывает такое, что один и тот же оффер может в разный сезон сработать совершенно по-разному. Неудачный опыты особенно ценны, позволяют не совершать «ошибку выжившего».
2.
«Это у всех работает» — не гарантия того, что сработает и у вас
Смотрите через призму критики на индустриальный опыт. Если все покупают рекламу у блогеров в надежде на “рост знания” — проверьте это, поговорите откровенно с маркетологами конкурентов, ищите ошибку в расчётах, не верьте на слово.
3.
Доверие — самая стабильная валюта
Главное в нашем бизнесе — это доверие клиентов. Больше половины людей искренне считают, что в автосервисах их обманывают, и часто они правы. Мы стремимся доказать делом, что наш бизнес не в этом, и это очень круто окупается — у нас есть клиенты, которые полностью доверили нам обслуживание авто и обращаются с любой, даже незначительной, операцией — в итоге выигрывают все.