В 2011 году вышла спортивная драма «Человек, который изменил всё» (Moneyball) об оклендской бейсбольной команде, ее генеральном менеджере Билли Бине и экономисте Питере Бренде, который предложил отбирать игроков на основе анализа их личных показателей. Шесть номинаций на «Оскар», 94% положительных рецензий на Rotten Tomatoes и 110 $ млн сборов при бюджете 50 $ млн наводят на мысль, что фильм повлиял на многих людей. А еще благодаря ему появился стартап, который может изменить мир хоккейной аналитики.
— Хоккей — мой любимый вид спорта, — рассказывает сооснователь и председатель совета директоров Iceberg Sports Analytics Владислав Мартынов. — Всё началось с Суперсерии СССР — Канада 1972 года, за которой я наблюдал вместе с отцом. А когда в 1999 году я с семилетним сыном впервые приехал в Канаду, то мы сразу отправились в Музей хоккейной славы. Там мы посмотрели фильм о Суперсерии-1972 — и Александр тоже стал хоккейным болельщиком.
Сделать семейное хобби семейным бизнесом удалось спустя 15 лет. В 2014 году Владислав и Александр задумались о том, как улучшить хоккейную аналитику. А в 2016-м на презентации системы Iceberg Hockey в «Красном Октябре» Мартынов-младший признался, что идея стартапа к нему пришла после просмотра «Человека, который изменил всё».
К тому времени Александр успел поработать в канадской компании PowerScout Hockey и понял, что хоккейная аналитика, в отличие от большинства других видов спорта, слишком поверхностна. Она предоставляет не больше 10% необходимых данных, так как добывать их технически сложно из-за высоких скоростей. В бейсболе игроки большую часть времени стоят на месте. Средняя скорость футболиста — не более 12 км/ч. Хоккеисты же разгоняются до 40 км/ч, а шайбы летают со скоростью 120 км/ч. К тому же, хоккей — очень контактный вид спорта, и надо поломать голову, чтобы придумать, как фиксировать абсолютно каждое движение. До сих пор аналитики работают вручную или в полуавтоматическом режиме, ориентируясь на видеозаписи матчей. Это долго и ненадежно: операторы фиксируют далеко не всё, что происходит на арене.
Решив, что современные технологии способны справиться со всеми сложностями, Мартыновы основали ООО «Трекит» и зарегистрировали бренд Iceberg Sports Analytics. Владислав стал инвестором, Александр отвечает за продукт. Когда система была почти готова, к команде в роли CEO присоединился владелец медиакомпании Sport Media Assets Николай Кошкин. Его задача — развивать бизнес.
Над Iceberg работает команда российских программистов. Бета-версию сделали за год. В 2015-м ее тестировали в ходе игр российских клубов, а в 2016-м начали заключать коммерческие сделки.
Глубокая хоккейная аналитика нужна, чтобы тренеры и владельцы клубов объективно оценивали игру каждого хоккеиста — своего и соперника. Это позволит быстро менять подходы к тренировкам, делать удачные корректировки во время матчей и покупать игроков с теми параметрами, которых точно не хватает команде. Сейчас всё происходит интуитивно, однако Iceberg предлагает математический подход. Основатели уверены: если их систему аналитики внедрят повсеместно, хоккей станет намного более интеллектуальной игрой. Трезвый расчет окончательно возьмет верх над силовыми приемами.
Iceberg Hockey использует технологии машинного обучения, больших данных, компьютерного зрения и прогнозной аналитики. Перед матчем устанавливают три камеры, которые «видят» всю арену и фиксируют каждое движение на льду с частотой 10 кадров в секунду. Данные тут же отправляются в облачный центр, где система объединяет три видеопотока и обрабатывает с помощью полутысячи алгоритмов. Детализированные данные появляются в режиме онлайн, всего — более 500 параметров: перемещения шайбы, средняя скорость каждого игрока и их действия до, во время и после бросков. Большинство показателей, к примеру, такие как ускорение хоккеиста с места или скорость шайбы на крюке, раньше не фиксировали вообще.
— Система создает около миллиона строк данных по итогам одного матча и фиксирует параметры по каждому игроку с погрешностью не более 4%. Решения конкурентов выдают не более 3 000 строк с погрешностью 10–25%, — рассказывает Мартынов-младший. — Классические сервисы хоккейной аналитики предоставляет в лучшем случае 10% данных о матче, Iceberg — остальные 90%.
Для стабильной работы системе нужен интернет-канал с пропускной способностью от 50 Мбит/с. Однажды, когда такого канала на арене не было, данные записали на внешний жесткий диск. К нему приставили охрану, ведь всегда найдется желающий украсть важную информацию о сопернике.
— Сейчас нашу систему используют от 7 до 12 клубов, точное число мы не заявляем из-за требований конфиденциальности некоторых клиентов, — рассказывает Владислав Мартынов. — Среди них — российский «Сочи», New York Islanders из НХЛ, шведский Lakers и австрийский Red Bull Salzburg. К августу 2017 года мы планируем подписать контракты еще с 18 командами по всему миру, а в будущем — стать лидерами на глобальном рынке хоккейной аналитики.
Сейчас у Iceberg два офиса: тот, что в Торонто, занимается работой с Северной Америкой, а московское подразделение отвечает за Европу, Россию и Китай. Самая большая емкость рынка, конечно, в НХЛ, но Китай в компании также считают перспективным. Сейчас там готовятся к зимним Олимпийским играм-2022, которые пройдут в Пекине, так что интерес к хоккею будет расти.
По оценкам аналитического агентства Wintergreen Research, к 2021 году глобальный рынок спортивной аналитики составит 4,7 $ млрд долларов. Система Iceberg стоит от 50 000 $ до 100 000 $ долларов за сезон. Конечная цена зависит от количества игр, глубины аналитики и лиги, в которой играет команда.
— Владельцы и тренеры команд не совсем понимают, как работает система, но при этом им нравится сама мысль, что появился новый инструмент для повышения эффективности команды, — говорит Владислав.
На заключение одной сделки уходит от 3 до 6 месяцев, хотя есть исключения: клуб Lakers принял решение за неделю. Мартыновы уверены, что со временем контракты станут подписывать намного быстрее: чем популярнее будет Iceberg, тем меньше нужно доказывать эффективность системы.