Сегодня, 23 сентября, исполняется 20 лет компании «Яндекс». В честь этого юбилея компания дарит всем желающим электронную версию «Яндекс. Книги» — истории создания и становления главной IT-компании страны. Книга вышла в 2014 году и с тех пор каждому новому сотруднику «Яндекса» вручают экземпляр, чтобы он приобщился к истории и ценностям компании. Теперь такая возможность есть и у вас — книга издательства «Манн, Иванов и Фербер» и лаборатории «Однажды» доступна в нескольких электронных форматах. Inc. публикует отрывок из книги, посвященный рождению компании: что произошло в сентябре 1997 года, откуда появилось слово «яндекс» и причем тут Библия.
В один прекрасный день Волож пришел в «последнее купе» CompTek с безумной идеей — пойти в Институт проблем передачи информации РАН и за бешеные деньги купить там легальную электронную копию орфографического словаря русского языка. Безумие этого поступка заключалось в том, что за интеллектуальную собственность тогда не платил никто. Более бесплатным был только воздух.
— В этом НИИ работала команда академика Юрия Дерениковича Апресяна, это великий человек, один из крупнейших наших лингвистов, — говорит Илья Сегалович.
— Когда они поняли, что вот эти молодые люди пришли, чтобы легально купить их продукт, они были так шокированы, что сразу скинули цену на порядок. Каким-нибудь японцам институт продавал этот словарь за тысячи долларов, нам — то ли за 600, то ли за 800, я уже точно не помню. И даже еще потом помогали консультациями и ценными советами. Мы решили сотрудничать с командой Апресяна. На тот момент это была, пожалуй, лучшая команда лингвистов в стране.
— Когда мы с помощью апресяновских людей научились хорошо искать по большим массивам, мы не нашли ничего лучше, как прикрутить наш поиск к корпусу Библии, потому что все остальное было копирайтное, — говорит Аркадий Волож.
Но произведений большого объема в мировой литературе хватает. Авторские права действуют лишь в течение 70 лет после смерти автора. Выбор огромен. Почему же все-таки именно Библия? Версия Ильи Сегаловича звучит более пассионарно:
— Конечно, мы не рассчитывали заработать на «Библейском компьютерном справочнике» много денег. Мы делали это исключительно из общегуманитарных соображений. Мы понимали, что Библия — самый популярный текст в мире, и если кому-то нужен какой-то поиск по какому-то массиву русскоязычных текстов, то это именно оно.
Почти половину священной книги пришлось набирать вручную. В итоге проект оказался удачным. Тираж Библии на дискетах стал неплохо расходиться, а заодно привлекать новых клиентов. Вскоре из Института мировой литературы поступил заказ на индексирование полного собрания сочинений Александра Сергеевича Грибоедова. Несколько лет спустя случилось 200-летие со дня рождения Пушкина и удалось получить заказ на еще одного Александра Сергеевича. Дело двинулось с мертвой точки.
Осенью 1993 года было решено придумать поисковой программе оригинальное название. Речь шла, конечно, не о рождении бренда, а всего лишь о названии скромного exe-файла. Но все равно поиск нужного слова растянулся на многие недели.
Единственно верное название долго не хотело выкристаллизовываться.
— Я просто сидел и выписывал на латинице все варианты от ключевых английских слов — search (поиск) и index (индекс), — рассказывает Илья Сегалович. — Подружиться со словом search не получилось никак — все производные от него по-русски звучали отвратительно. А вот слово index оказалось более дружелюбным.
Математики — люди патологически скромные. Среди пользователей операционной системы Unix тогда появилась традиция — называть новые продукты через оборот yet another — и далее какое-то слово, характеризующее программу. «Еще один сайт», «еще один переводчик», «еще один инструмент», «еще один индексатор». Yet Another Indexer — именно так можно звать «Яндекс» «по имени-отчеству».
Увидев первый раз слово Yandex, Волож лишь добавил последний штрих: желая подчеркнуть русское происхождение продукта, он предложил вместо первых двух английских букв поставить одну русскую — так и получился Яndex.
— А однажды нам пришло такое письмо, — смеется Волож, — «Как же вы здорово придумали с этими своими инь и ян. Ведь „иньдекс“ — это же женское что-то такое, а „Яндекс“ — это такое сильное, мужское, то есть индекс, но с яйцами!»
В сети тогда существовала ровно одна поисковая машина, которая хоть как-то понимала кириллицу, и называлась она AltaVista. Она не различала кодировки, в коротких словах путала русский с японским, потому что понимала не язык, а только кодовую последовательность. Но что-то она находила, и это было потрясающе. Однако было еще совершенно не очевидно, что нужно создавать поисковик именно для Всемирной паутины. Эта простая, как сегодня кажется, мысль в то время была отнюдь не простой.
Весь Рунет конца 90-х годов весил примерно 5-7 гигабайт — сегодня он весь поместился бы на флешку не самого большого объема.
Поэтому первым продуктом «Яндекса» для интернета стала программа Яndex.Site, которая умела искать по содержимому того или иного веб-портала. Приложение оказалось востребованным. Продажи пошли.
Елена Колмановская стала главным редактором «Яндекса» благодаря подруге — жене Аркадия Воложа Люсе.
— Мы болтали о том о сем, а потом она говорит: «Слушай, тут Аркаша набирает людей в свою фирму. У тебя есть резюме?» Как потом оказалось, в этом самом резюме Волож прочитал лишь первые две строчки — о том, что я могу организовать работу группы. Разговор был такой: «Вот у меня тут есть гениальные программисты, которые делают классные поисковые программы, но не совсем понятно, для чего эти программы нужны. Нужно создать из них продукт». Это меня вполне устраивало: главное — чтобы не нужно было больше программировать. Так я стала первым человеком в команде «Яндекса», который не занимался написанием кода.
Но управлять группой «угрюмых» интровертов оказалось непросто. Вскоре Лена пришла к Воложу в отчаянии: «Знаешь, они, конечно, гениальные программисты, но если ты хочешь, чтобы ими управляли, то я совершенно не понимаю, как это делать».
— Аркаша мне тогда ответил: «А ты ими не управляй, ты их изучай как явление». Очень оказался правильный совет.
Мало кто из обитателей той комнаты стал впоследствии большим начальником — и это тоже часть их феномена. Благодаря полученным опционам все, конечно, после IPO стали миллионерами, но попытки затащить их в топ-менеджмент закончились полным провалом. И еще один любопытный момент. Во всех энциклопедиях и справочниках написана дежурная фраза о том, что «Яндекс» создан группой программистов. Это гнусная ложь.
В истории про «Яндекс» самое смешное то, что среди его отцов-основателей нет ни одного профессионального программиста. Поисковая компания стоимостью 15 млрд долларов, которая контролирует более 60% российского рынка поиска, создана программистами-любителями! Впрочем, по-другому и быть не могло: вплоть до начала 90-х такой специальности в наших вузах просто не было.
— Я физик, Сегалович — геофизик, Маслов — математик, Лена и Аркаша — инженеры-математики, — загибает пальцы Леонид Бровкин, который пришел в 1998-м. — Программирование — это ведь технический навык. Мы не программисты, мы инженеры. Если я сегодня уволюсь из «Яндекса» и пойду с улицы искать работу, мне дадут стандартную задачу на собеседовании, я ее не решу, и меня на работу не возьмут. Честное слово.
Между тем ни у Воложа, ни у Сегаловича, ни у Колмановской так и не было окончательного ответа на главный вопрос: что искать, где искать, для кого искать?
«Яндекс.Сайт» и другие эксперименты можно было назвать успешными лишь условно: команда «Яндекса» едва отбивала свою зарплату.
Впервые запуская свою поисковую машину в интернет, никто из ее создателей вовсе не ощущал величия момента. Теперь в это трудно поверить, но сайт Yandex.ru появился вообще не как продукт.
Изначально он был просто «демонстрашкой» технологических возможностей поисковой программы для ее потенциальных покупателей. Просто нужно было где-то найти целую кучу информации, гораздо больше, чем Библия, причем в цифровом виде. Где ее взять? А в интернете. Пусть люди заходят на сайт, тестируют программу в сети, радуются, а потом бегут покупать «поисковую приставку» уже для своего сайта.
— Мы тогда еще не понимали, что это и бизнес, и интересная задача на всю жизнь, — утверждает Илья Сегалович. — Но это понимание пришло буквально через несколько месяцев, когда мы запустили Yandex.ru уже по-серьезному, как национальный поисковик. Я очень хорошо помню этот момент. 23 сентября 1997 года на выставке Softtool мы разрезаем ленточку, и я вдруг осознаю — ё-моё, это уже серьезно! Иду домой и думаю: вот эти люди в метро пока не понимают, что их ждет, а мы уже понимаем! Теперь надо только тихо-тихо сидеть и работать. И никому не рассказывать о своих планах, а то не сбудутся.
— Когда мы поняли, что мы — интернет-поисковик, мы сразу почувствовали себя в сборной мира, и это ощущение было захватывающим, — вспоминает Елена Колмановская.
— Тогда в России все что-то строили с нуля или заново, но почти у всех были западные образцы для подражания, большинство шли след в след. А тут ты ни за кем не идешь, потому что это терра инкогнита и ты вместе со всеми прокладываешь дорогу. Причем — спасибо советской математической школе — ты не слабее прочих. Ты придумываешь будущее на равных со всеми. И как ты придумаешь, так и будет.
Полностью скачать книгу в электронном виде можно на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер», на «ЛитРес» или «Букмейт».