Взлететь

Inc.: как на самом деле правильно отметить 40 лет

Inc.: как на самом деле правильно отметить 40 лет
Стив Джобс на обложке журнала Inc. Октябрь 1981 года

В апреле американскому журналу Inc. исполнилось 40 лет. Он вдохновляет и поддерживает уже третье поколение людей, которые создают новые бизнесы (и заново придумывают старые), чем во многом определяют облик современности. Его историю начал Бернард (Берни) Голдхирш — инженер из MIT и ярый любитель парусного спорта, невольно пришедший в издательский бизнес в продолжение своего хобби. По случаю круглой даты вспоминаем, как это было.


Заплыв к успеху


Берни Голдхирш родился 22 марта 1940 года в Бруклине, окончил Массачусетский технологический институт в 1961 году. Во время учебы он увлекся хождением под парусом — начал с прогулок по реке Чарльз, а сразу после выпуска обошел Карибские острова. В 1960-х профессиональный путь Берни включал работу в Polaroid и Northrup Aviation (в последней он участвовал в создании различных систем и приборов для баллистических ракет), а также преподавание астрономической навигации морякам. Одно время он возглавлял учебную часть в кембриджской частной школе и водил на Карибы студенческие парусные экспедиции.

В те времена у любителей мореплавания было мало доступных источников практической информации. Обратив на это внимание, в 1967 году Голдхирш начал публиковать ежегодный справочник, посвященный сравнению различных конструкций парусных лодок, а затем и 16-страничные буклеты, посвященные отдельным темам, например управлению лодкой во время шторма. Публикации оказались настолько популярны, что со временем к Берни выстроилась очередь из рекламодателей.

Воодушевленный своими первыми успехами, в январе 1970 года Голдхирш занял у друзей $20 тыс. и начал выпускать журнал Sail, посвященный практическим интересам владельцев небольших парусников. Он пользовался большой популярностью, и через 3 года Берни запустил еще одно издание, для владельцев моторных судов, — Motorboat. А в 1978 году небольшая медиа-империя пополнилась первым деловым изданием, предназначавшимся для производителей лодочного оборудования, — Marine Business.

К концу 1970-х небольшое издательское начинание выросло до того масштаба, при котором для успеха уже не было достаточно одних только познаний в морском деле и любительского энтузиазма. Когда годовые продажи выросли до $12 млн, Берни столкнулся с проблемами управления, о которых раньше никогда не задумывался: «У меня не было издательского опыта, во всем приходилось разбираться самому, с нуля, — вспоминал он. — Однажды я осознал, что стою во главе растущего бизнеса, но при этом ничего не знаю о том, как им управлять».


Журнал для самого себя


Усердный поиск ответов на деловые вопросы в профильной прессе того времени практически ничего не давал: «Я понял, что не издаются журналы для людей вроде меня. Я хотел знать, как мне построить компанию. Как взаимодействовать с банками, с рынком». Так у Берни появилась идея создать деловое издание с практическими рекомендациями, в которых он так отчаянно нуждался сам, — журнал для владельцев небольших компаний с годовым объемом продаж от $1 млн до $25 млн.

Голдхирш догадывался, что другие бизнесмены сталкиваются с теми же проблемами, что и он, — от банковского финансирования до закупок канцелярских товаров. Он нанял пару ветеранов деловой прессы в качестве консультантов, но они твердили, что для его идеи на рынке места нет. Берни не стал отчаиваться: чтобы доказать свою правоту, он провел опрос среди знакомых предпринимателей, и все признали, что задуманный им журнал был бы крайне полезен. Заручившись этими откликами, в 1979 году Голдхирш основал Inc. Первый номер вышел в апреле. Журнал был встречен читателями так хорошо, что на следующий год Берни продал все принадлежащие ему морские издания за $10 млн и пустил эти средства на развитие своего нового детища.


Запуск Inc. стал одним из самых успешных в истории деловых журнальных изданий. Голдхирш начал с тиража 400 тыс., распространявшегося бесплатно, и за 2 года увеличил его до 600 тыс. экземпляров, продававшихся за деньги. К этому времени журнал стал прибыльным и вошел в число самых популярных деловых изданий США, заняв 4 место после Forbes, Fortune и Businessweek.


Тогда же, в 1981 году, Inc. стал первым журналом, рассказавшим миру о молодом стартапере Стиве Джобсе, — обложку октябрьского выпуска заняло фото «Человека, навсегда изменившего бизнес». История успеха основателя Apple и устройство его бизнеса стали главными темами номера, а практическую часть посвятили руководству по грамотному выбору, закупке и организации использования офисных ПК. Детально разобраны были аж 14 различных моделей стоимостью до $5 тыс., причем от Apple была представлена лишь одна, а остальная часть списка состояла из продукции Atari, Commodore, HP и их малоизвестных в наши дни конкурентов.

Берни больше не выпускал журналы про судоходство, однако не прощался с морской тематикой, находя в предпринимательстве достаточно параллелей с этой стихией: «Что мне действительно нравится в парусном спорте — так это момент, когда люди выходят в море. С одной стороны, им требуется большая вера в себя, и в то же время они как никогда зависят друг от друга. Наибольшее удовлетворение приходит с развитием взаимного доверия, особенно после сильного шторма. Это, по сути, одно и то же — пересекаете ли вы на судне Атлантику или ведете свою компанию от стартапа до ее цели. В обоих случаях есть шторма, есть штили и, что самое важное, есть люди, объединяющиеся для достижения общих целей».


Новые владельцы и прежний успех


В 2000 году Голдхирш начал бороться с раком и по настоянию врачей продал Inc. за $200 млн компании Gruner + Jahr — одному из крупнейших европейских игроков издательской индустрии. На тот момент тираж составлял 650 тыс. экземпляров. Спустя 3 года Берни скончался от осложнений своей болезни. В 2005 году журнал выкупил его нынешний владелец — основатель аналитическо-рейтингового агентства Morningstar Джо Мансуэто.

Сотрудники Inc. вспоминали, что Берни редко вмешивался в редакционные вопросы, но по-своему вдохновлял своим видением. Он любил повторять: «Вы пишете не просто для рационального человека. Вы пишете для того, у кого есть душа художника, а его выражение — бизнес». Мансуэто, сам когда-то бывший начинающим предпринимателем, а последние 5 лет числящийся в списке миллиардеров Forbes, аккуратно продолжает эту линию: «Передавая историю в Inc., автор должен ответить на один вопрос: как это поможет предпринимателям? Иногда ответ таков: это может показать им, как сделать то, что делают бизнес-лидеры. В других случаях это может подсказать им новые возможности. А иногда история просто вдохновляет, обновляя их веру в то, что невероятно трудное свершение, которое они собираются осуществить, действительно возможно».

23 ноября 2016 года стартовала русская версия легендарного американского издания. Этому поспособствовал российский предприниматель и филантроп Владимир Палихата — бывший президент «Росэнергомаша» и основатель инвестгруппы Legacy Capital. «Нет ничего зазорного, чтобы учиться делать бизнес у тех, кто это хорошо умеет делать на протяжении столетий», — отмечал он, подчеркивая, что Inc. — «самый качественный инструмент для помощи стартапам, малому и среднему бизнесу».


Inc. 5000


В Inc. с первого номера публикуется ежегодный рейтинг самых быстрорастущих частных малых компаний США, составляемый на основе процентного роста выручки за 3 года. Изначально он назывался Inc. 100, но уже в 1982 году разросся до Inc. 500, а в 2007 году подрос еще на порядок. «Если предприниматели — это кровь экономики, то компании из Inc. 5000 — кровеносная система Америки», — отмечает редакция журнала. С 2015 года под девизом «Кремниевая долина не монополист быстрого роста» публикуется и европейская версия рейтинга — Inc. 5000 Europe.

К публикации рейтинга приурочено торжественное мероприятие Inc. 5000 Conference and Gala. Ежегодно на 3 дня в октябре журнал собирает представителей компаний из своего списка, чтобы оказать им почести, а также предоставить возможность выступить друг перед другом и обменяться опытом. Помимо участников рейтинга конференция собирает многих публичных персон из мира бизнеса, политики и технологий, которые устраивают лекции и воркшопы. В этом году очередной такой съезд состоится с 10 по 12 октября в Скоттсдейле, Аризона.