Идея, которая драйвит: как финансист из Самары открыл инвестиционную платформу и развивает это направление в России

Взлететь • 27 февраля 2025

Идея, которая драйвит: как финансист из Самары открыл инвестиционную платформу и развивает это направление в России

Взлететь • 27 февраля 2025

Идея, которая драйвит: как финансист из Самары открыл инвестиционную платформу и развивает это направление в России

Текст: Елизавета Пикулицкая

Иллюстрации: Степан Иванов


Роман Хорошев всю жизнь увлекался финансами. В студенчестве ему даже удалось попасть на стажировку в престижную инвестиционную фирму. Благодаря этому опыту перед молодым человеком открылись большие карьерные перспективы, но Роман всегда мечтал о большем — ему хотелось запустить собственную компанию. После нескольких неудачных попыток, предприниматель наконец нашел идею, которая стоила того, чтобы рискнуть стабильностью и уйти из найма. Так появился краудлендинговый сервис JetLend.

Хорошев придумал концепцию проекта, работая «Сбербанке» на внутрикорпоративной образовательной программе. Вместе с командой он смоделировал платформу и представил ее начальству. Топ-менеджмент оставил проект без внимания, но сам Роман поверил в свою задумку. Через несколько месяцев он ушел из банка и открыл бизнес вместе с друзьями. За 5 лет компании удалось не только стать прибыльной, но и взять лидерство на российском краудлендинговом рынке.


JetLend в цифрах:

1,8 млн

выручка платформы в 2019 году

7,8 млн

убыток в 2019 году

10 млн

выручка в 2020 году

11,5 млн

убыток компании в 2020 году

61 млн

выручка JetLend в 2021 году

1,2 млн

убыток в 2021 году

16,4 млн

чистая прибыль в 2022 году

23,48 млн

прибыль в 2023 году

780 млн

выручка в 2024 году

Источник: СПАРК



JetLend в цифрах:

Источник: СПАРК


1,8 млн ₽

выручка платформы в 2019 году


7,8 млн ₽

убыток в 2019 году


10 млн ₽

выручка в 2020 году


11,5 млн ₽

убыток компании в 2020 году


61 млн ₽

выручка JetLend в 2021 году


1,2 млн ₽

убыток в 2021 году


16,4 млн ₽

чистая прибыль в 2022 году


23,48 млн ₽

прибыль в 2023 году


780 млн ₽

выручка в 2024 году

С малых лет

Роман Хорошев родился в Самаре. Первый интерес к предпринимательству мальчик проявил еще в раннем возрасте: в 10 лет он нашел дома детскую книгу с красочными фотографиями «икон» бизнеса — Стива Джобса и Билла Гейтса. Из нее маленький Рома впервые узнал о роли предпринимателя в жизни человека. Этот эпизод остался в памяти Хорошева на долгие годы.

Закончив школу, в 2004 году Роман поступил в Самарский государственный университет по специальности «экономика и управление предприятием пищевой промышленности». В свободное от учебы времени он сначала подрабатывал официантом, а позже — техническим специалистом в магазине электротехники «М.Видео».

По совету родителей (которые, кстати, не были профессионально связаны со сферой финансов: мать работала адвокатом, а отец — инженером-нефтяником), первую зарплату Хорошев инвестировал в акции. Он не до конца понимал, как устроен механизм инвестирования, но все равно решил попробовать. Родители показали ему приватизационные чеки, на которые они покупали акции «Газпрома». Ценные бумаги приносили дивиденды, поэтому семья вместе следила за ростом котировок.

Роман тоже решил приобрести акции «Газпрома», стоимость которых на тот момент (это был 2004 год) составляла около 60-70 руб. Уже через год молодой человек продал их по 150 руб., получив более 100% прибыли. Успех в этом начинании подтолкнул его к дальнейшему изучению темы: Хорошев начал стал литературу о финансовых рынках, что впоследствии очень пригодилось ему в работе.

Разбитая мечта

Параллельно Роман искал работу по профессии, подавая заявления на стажировки. В 2007 году ему попалась вакансия сейлз-менеджера финансового отдела в компании «Тройка Диалог» — одной из крупнейших инвестиционных фирм России тех лет. Несмотря на серьезную конкуренцию, молодому человеку удалось успешно пройти отбор. Через год после окончания учебы его пригласили на работу.

«В студенчестве у меня особо не было денег. Да, я подрабатывал, но стабильной работы не было. И тут я попал в лучшую инвестиционную компанию, пройдя очень серьезный отбор: 100 человек на место. Это поразительно, когда тебе — вчерашнему студенту — делают оффер, где $1,5 тыс. — только оклад. А еще ты можешь заработать бонус в районе $100 тыс. Твой начальник ездит на Porsche Cayenne, коллеги приезжают на работу на „Лексусах“».

Но успех продлился недолго: в 2008 году до России дошел мировой финансовый кризис. Инвесторы начали в панике продавать свои активы, индекс упал на 20% и биржевые торги остановились. Поднялась паника, и начались массовые сокращения. В первую очередь увольнения коснулись фондового рынка: специалист брокерского отдела Роман Хорошев оказался в числе тех, кто потерял работу. Это событие стало для него ударом, заставив разочароваться в сфере инвестиций на долгие годы.

Роман взял паузу и размышлял, чем хочет заниматься дальше. Он жил на прибыль с акций и пособие, которое ему выплатили после сокращения. Спустя два месяца молодой человек снова начал рассылать резюме и вскоре получил два оффера: один из строительной компании, а второй — из финансовой. Хорошев выбрал строительство, планируя больше никогда не возвращаться в финансы.

С чистого листа

Роман Хорошев стал менеджером по региональным продажам в компании «Стройформат»: он ездил по городам и продавал продукцию местным дилерам. Хорошев осознавал, что это работа не приносит ему радости: «Работал я так себе: не сказал бы, что я что-то эффективно продал, — вспоминает он, — Мне не очень нравилось этим заниматься, потому что не было интереса к продукту. Не было того драйва, который давала работа в „Тройке“».

Спустя год Роман впервые задумался о собственном деле. Нелюбимая работа все же была ему полезна: став экспертом в отделочных материалах, молодой человек решил открыть бизнес в сфере строительства. В 2010 году он зарегистрировал компанию по Samara Vinyl Siding и стал заниматься отделкой помещений. Поначалу предприниматель многое делал сам: проводил замеры и «работал руками» на первых объектах. Через несколько месяцев проект начал окупаться, принося около 20 тыс. руб. в неделю, и Хорошев нанял сотрудников. Клиентов удавалось находить с помощью телевизионной рекламы.

Так длилось полтора года. Но несмотря на то, что заказы были всегда, стало ясно, что из-за низкой маржинальности строительный бизнес не принесет «золотых гор». Помимо этого, Роман начал скучать по интеллектуальной работе и интересным задачам. В 2011 году он продал компанию и уехал искать работу в Москву.

Хорошев решил снова вернуться в сферу финансов. Перед переездом он сдал экзамен CFO 5.0, который подтверждал его квалификацию специалиста финансового рынка. В столице он устроился в компанию Spectre Invest менеджером по продажам, однако серьезных успехов на новой должности не достиг: «Я ничего не продал за 4 месяца, — делится Хорошев, — мне просто не нравилось».

Сквозь тернии к звездам

Узнав о карьерных неудачах Хорошева, один из друзей дал ему судьбоносный совет: «Мой друг сказал мне, что „Сбер“ что-то развивает, и мне стоит попробовать туда устроиться. В то время мне очень импонировала фигура Германа Грефа, который активно проводил реформы, поэтому показалось, что из этого что-то может получиться», — поделился предприниматель.

В «Сбербанке» как раз была свободна должность клиентского менеджера, и Хорошев откликнулся на вакансию. На собеседовании рекрутеров заинтересовал его опыт работы в «Тройке», поэтому ему сразу же предложили работу в главном офисе Краснопресненского отделения. В то время «Сбербанк» только начал внедрять сегментацию для премиальных клиентов. Роману предстояло работать с сегментом «Премьер» — он обслуживал людей с капиталом от 1,5 до 15 млн руб. Его задача заключалась в удержании пассивных продаж, обслуживании и предложении инвестиционных продуктов.

«Первые два месяца я хотел уволиться. Мне приходилось работать в программе, которая написана для DoS’а — это такое маленькое черное окошко для программистов. Я чувствовал себя не сейлзом по инвестиционным продуктам, а каким-то дорогим операционистом. Я ведь привык, что в „Тройке“ была CRM-система. Рубен Варданянян, ее бывший руководитель, выстроил очень эффективную компанию. В отличие от нее, „Сбер“ был огромным мастодонтом, совсем не гибким».

Вскоре в отдел Романа пришел новый руководитель: Дмитрий Титов. Его подход к работе кардинально отличался от стратегии предыдущего: он учил своих подчиненных продавать инвестиционные продукты и работать в банковской системе. Это положительно повлияло на Хорошева. С новым начальника он стал одним из лучших сотрудников отдела продаж, и его заработок значительно вырос.

С повышением дохода у Роман ощутил себя востребованным специалистом, стал сам обучать коллег и увидел перспективы роста в компании. Через год Хорошева повысили до заместителя руководителя, а спустя еще четыре месяца — до руководителя отдела. В том же 2015 году ему предложили перейти в другое отделение — «Сбербанк CIB». Это направление работало с корпоративно-инвестиционными сделками для бизнеса. По стандартам компании, молодой человек перешел туда на позицию менеджера, планируя через время снова получить руководящую должность.

Не опускать руки

Несмотря на то, что Роман планировал дальше двигаться вверх по корпоративной лестнице, он не оставил мысль об открытии своего бизнеса. Через год после перехода на новую должность, вместе с друзьями он открыл свою первую компанию — King Wi-Fi. Это было пятеро его друзей-партнеров из «Сбербанка» и общих знакомых. Все выступали в равных долях. Бизнес-идея заключалась в том, чтобы создавать лендинговые страницы, которые появляются при подключении к Wi-Fi в кафе. Так пользователи могли получать бесплатный интернет, а рестораны — дополнительный трафик.

Несмотря на то, что на первых этапах Хорошев считал идею слабой, друзья все равно решили попробовать. Каждый вложил в проект по 20 тыс. руб. личных средств. Они проводили опросы целевой аудитории, привлекали разработчиков, обзванивали потенциальных клиентов. Роман пытался продать проект инвесторам, венчурным фондам, но никто так и не проявил интерес к стартапу, и спустя несколько месяцев бизнес пришлось закрыть. По мнению Хорошева, проект не взлетел из-за того, что сама идея не вдохновила партнеров:

«Я где-то читал, что большинство предпринимателей решали „уйти в свободное плавание“ не тогда, когда у них появились деньги или команда, а в момент, когда у них появлялась идея, которая их драйвит. Мне очень нравится выражение Илона Маска: „Бизнес — это как есть стекло и смотреть в пропасть“. И если ты не кайфуешь от этого и не получаешь драйв от маленьких успехов, — ведь провалов много, а успехов мало, — то этим не надо заниматься. Тогда надо спокойно работать в корпорации с 9 до 5 и получать стабильную зарплату. Я это все понимал, но мне все равно очень хотелось попробовать».

В 2017 году Роман вернулся к своей работе в банке. Несмотря на провал, он не отказался от мыслей о бизнесе, но решил набраться опыта. В «Сбербанке» он стал посещать внутрикорпоративную программу CIB Bank School. Это был курс по погружению в инвестиционные продукты. По его окончанию группа должна была разработать и презентовать собственный проект. В качестве проектной работы Роман предложил коллегам смоделировать краудфандинговую компанию внутри «Сбербанка»: его заинтересовала идея о том, что инвестор и заемщик могут работать напрямую, а не через посредника.

«На защите проекта я выступал перед Игорем Буланцевым — он тогда был руководителем отделения CIB, топ-менеджером. И мы провалились. Я помню, Буланцев сказал, что это все ерунда и не будет работать. Идею отвергли, но мне она запомнилась. Я тогда подумал: а может мне самому реализовать ее? И сразу удалил эту мысль из памяти, потому что было очень страшно».

Помимо участия в Bank School, в 2018 году Хорошев решил пройти обучение в на образовательной программе Сколково «Стартап Академия». За 700 тыс. руб. предприниматель купил курс, который дал ему теоретические знания о построении стартапа. Несмотря на то, что Хорошев по-прежнему не был уверен в идее, «опускать руки» он не планировал.

Готовность действовать

Параллельно Роман обустраивал свою личную жизнь: планировал свадьбу и выбирал квартиру для ипотеки. Новый этап жизни и стабильное будущее были за поворотом. Но однажды во время отпуска в Турции Роман внезапно понял, что готов к запуску своего бизнеса.

Он рассказал об этом сначала невесте, а потом родственникам. Близкие отнеслись к инициативе скептически и предложили не рисковать. Единственным, кто поддержал Романа, был его друг Михаил Никульцев из американской консалтинговой компании Oliver Wyman:

«Это был первый человек, который сказал мне, что идея рабочая, и мне было просто важно это услышать. Во время обучения в „Сколково“ к нам приходили основательницы BelkaCar, и одна из них выступала с речью. Она сказала: „Если вам говорят, что у вас не получится, шлите всех лесом. Все получится, если вы захотите, если вы будете прилагать усилия“. Мне очень запомнилась эта фраза, потому что она очень важна для стартапов, ведь в инновационных идеях обычно все сомневаются».

Для работы над проектом Роман пригласил своих друзей Михаила Никульцева и Евгения Ускова. Михаил вскоре вышел из проекта, оставшись работать в «ВТБ», а Евгений занял должность CTO и отвечал за техническую сторону работы платформы. Предприниматели разработали сайт, бизнес-модель, расписали экономику, однако самым важным вопросом оставалось привлечение инвестиций.

У Хорошева было 4 млн руб. личных накоплений, но для полномасштабного запуска этих денег не хватало. Здесь снова помог опыт работы: у предпринимателя остался контакт одного из инвесторов [его имя предприниматель не раскрывает — Прим. ред.], с которым он познакомился в «Сбере». После обсуждения деталей, инвестор согласился вложиться в проект.

В феврале 2019 года Роман принял решение уйти из найма. Он с нетерпением ждал начала нового — предпринимательского — этапа в своей жизни, но произошло неожиданное: за несколько дней до увольнения партнер позвонил ему и сказал, что передумал сотрудничать из-за некачественно составленного договора. В ошибке был виноват юрист, однако доверие потенциального вкладчика было потеряно.

Несмотря на внезапные трудности, Роман решил действовать. Он зашел в банковское приложение и оформил кредит на максимальную доступную сумму — 5 млн руб., а затем пошел в офис «Сбербанка», чтобы забрать свои документы.

Трудное время

Компания перебрала множество названий. Им больше всего нравился вариант «Поток», но оно оказалось занято. Еще один вариант, «Реактивное кредитование», по мнению Романа звучал «просто и свежо», но не вызвал одобрения у команды. Так решили остановиться на его английском варианте, планируя изменить его в будущем на более подходящее — но, в конечном итоге, оно так и осталось неизменным.

С этого дня — в феврале 2019 года — Роман смог полностью посвятить себя бизнесу. Он самостоятельно выполнял все возможные обязанности: занимался анализом, дизайном сайта, разработкой продукта, отвечал на звонки и сообщения в чатах и даже взял на себя роль коллектора. Это отнимало у предпринимателя более 80 часов в неделю. Кроме того, он активно искал инвесторов, сталкиваясь с постоянными отказами.

По мнению Хорошева, в то время в России рынок венчурного капитала не был развит: «Нам говорили: „Вырастете до $10 тыс. выручки, тогда приходите к нам“. Мы вырастали, приходили, а они снова отказывали со словам, что лучше бы нам до $30 тыс. подрасти, да и вообще какие-то у нас риски непонятные», — досадует Роман, вспоминая общение с представителями инвестиционных фондов.

Труды Хорошева не прошли даром: количество пользователей на сайте хоть и медленно, но росло. За пару месяцев его проектом уже заинтересовались около 200 человек. Это означало, что он шел в правильном направлении. Несмотря на это, нужда в финансировании с каждым днем только обострялась.

Спустя несколько месяцев безрезультатных поисков, Хорошев случайно «наткнулся» на рекламу деловой встречи, которую организовывала консалтинговая компания Experum. На мероприятие приглашали предпринимателей, и Романа заинтересовали имена некоторых гостей, один из которых был основатель «Бери Заряд» Кирилл Кулаков. На самой встрече участники обменивались опытом и советами. Когда дошло дело до Романа, он поделился своей проблемой:

«Я пришел и сказал, что не могу привлечь инвестиции и не знаю, что делать. Кто-то из участников мне ответил: у тебя же есть своя база инвесторов — предложи им. У нас к тому моменту уже было около 200 инвесторов на платформе. Я предложил, и четверо из них согласились. Я тогда очень удивился, ведь я несколько месяцев ходил и искал, но все было бестолку. А они сразу же согласились».

Совместная работа с новыми инвесторами быстро принесла результаты: Роман смог собрать 13 млн руб., продав 20% долей своего бизнеса. Эта суммы хватало для серьезной инвестиции в маркетинг — на него за месяц ушел 1 млн руб (на эти деньги купили рекламу у блогеров). Помимо этого, JetLend наняли новых сотрудников: бывшие коллеги Романа из «Сбербанка», разработчик Евгений Усков и аналитик Ярослав Ежов. Ярослав взял на себя андеррайтинг, а Евгений — разработку.

С рекламной кампанией команде помогал знакомый Евгения — Тарас Черевко, профессор МГУ по маркетингу. Он работал на аутсорсе. Он предложил размещать рекламу среди блогеров в Telegram и параллельно развивать контекстную рекламу.

От инвестиции до инвестиции

Платформа зарабатывала на комиссии, включенной в процентную ставку по займам — ее размер составлял не менее 1% от выданной суммы и варьировался в зависимости от рейтинга заемщика и истории сотрудничества с платформой. Заемщики регистрировались, проходили модерацию, и им присваивался рейтинг на основе скоринговой системы. Скоринг учитывал кредитную историю, наличие задолженностей, дату регистрации компании и финансовые показатели. В заявке клиент указывал необходимую сумму и желаемый срок займа. Процентная ставка составляла от 10 до 30% годовых, с учетом ключевой ставки, превышая ее примерно на 10%. После сбора необходимой суммы, заемщик получал средства, использовал их и осуществлял ежемесячные платежи на счет платформы.

Изначальной и главной целью компании был выход на прибыль. Для этого предприниматели сделали упор на постепенное увеличение маркетинга, активизацию продаж, глубокий анализ сделок и установление лимитов. Несмотря на то, что многие действия были стандартными, внимание к деталям всегда оставалось в приоритете.

Помимо этого, команда JetLend занималась разработкой функции ручного инвестирования (самостоятельного управления инвестициями). Изначально у них была только автоматическая система, но этого было недостаточно. Также был реализован вторичный рынок, позволяющий торговать займами с другими инвесторами (то есть, клиент может перепродать займы до окончания их действия по сниженной цене вместо того чтобы ждать полного погашения долга), и возобновляемая линия займов для заемщиков — он позволяла им получать средства по мере необходимости.

Компания начала расти в своих показателях: в первый год работы общая сумма выдачи займов составила 40 млн руб., выручка — 2 млн, а убытки — около 13 млн. Роман осознавал, что для покрытия «минуса» необходимо вкладывать деньги в оборот. В январе 2020 года предприниматель снова начал поиски финансирования, но его планам помешал ковид: с наступлением первых ограничений, множество заемщиков перестали выплачивать свои долги из-за отсутствия выручки.

JetLend столкнулись с финансовыми трудностями: кассовые запасы истощались и денег не хватало. Потенциальные инвесторы отказывали в поддержке, ссылаясь на риски, связанные с пандемией. В условиях отсутствия выручки в течение двух месяцев, компания приостановила все выдачи, направив усилия на доработку риск-модели. [Риск-модель— это набор методов, позволяющих оценить заемщика и вероятность его невыплаты, — Прим. ред.] Ей предприниматели посвятил все свободное время.

Вскоре на помощь пришли акционеры с платформы. С их помощью удалось привлечь 5 млн руб. У компании снова были средства, однако этой суммы хватало лишь на несколько месяцев. В условиях неопределенности Роман сократил часть персонала, а из офиса компания переехала в его квартиру. Когда ограничения начали ослабевать, количество просроченных платежей снизилось, что значительно облегчило работу. К этому моменту выделенные ранее инвестиции снова заканчивались, а значит нужно было опять искать инвесторов. После кризисного года, убыток сервиса составил 11,5 млн руб., а выручка — 10 млн руб.

Честный продукт

Из-за того, что компания уже занимала уверенное место на краудлендинговом рынке, задачу удалось закрыть быстро: в конце 2020 снова появились люди (пользователи платформы), готовые спонсировать JetLend. Инвесторы смогли выделить 20 млн руб. на развитие платформы, но вскоре возник корпоративный конфликт: новые финансовые партнеры внедрялись в процессы компании, пытались продавать ее акции своим агентам и постоянно требовали снизить зарплаты. Так продолжалось до марта 2021 года, пока Роман не нашел новых людей — снова на собственной платформе.

С этого момента дела по-настоящему пошли в гору: за счет трафика в 2021 году выручка увеличилась до 61 млн, а количество выданных займов выросло с 200 млн до 1,2 млрд руб. Роман считает, что основной причиной роста стало создание качественного продукта: помимо того, что сама платформа была проста в использовании, теперь у нее появилось удобное приложение, которое значительно облегчило работу: «У нас был честный продукт, очень мало дефолтов, а доходность инвесторов обгоняла депозиты, » — говорит предприниматель.

Однако в 2022 году для JetLend снова наступил сложный период. В феврале после закрытия биржи начался массовый вывод денег через вторичный рынок, из-за чего к марту доллар достиг стоимости в 120 руб. Банковская ставка выросла до 20%, и доходила до 40% для предпринимателей. Это снова привело к уменьшению премий и снижению маркетинговых затрат в 2 раза. Но, как отметил предприниматель, в этот раз команде было проще: во многом из-за опыта взаимодействия с кризисом двумя годами ранее. По его словам: партнеры отнюдь не планировали закрывать бизнес, а лишь начали сокращать внутренние расходы.

В этот год, несмотря на все трудности, компания выросла в 2,7 раз. Главным отличием от предыдущего кризиса была финансовая подушка, которая теперь была значительно больше:

«Я до сих пор помню, как мы сидели с Женей Усковым у меня в квартире и смотрели на банковский счет на мониторе компьютера: там оставалось 300 тыс. руб. Мы выплатили зарплаты всем, кроме себя, потому что хоть какие-то деньги нужно было ставить на маркетинг. Тогда денег оставалось на пару недель. Поэтому, когда на счет пришло 20 млн, конечно, я был вне себя отчасти. И в этом плане в 2022 было значительно проще».

Не в деньгах счастье

Следующий год также стал для компании периодом наиболее активного роста: выручка увеличилась в 3.6 раза, достигнув отметки в 620 млн руб., а количество сотрудников достигло 150 человек. Однако произошли два непредвиденных события, которые заставили JetLend пересмотреть свою стратегию.

В первую очередь возникла проблема с софтом: в JetLend ввели новую ИИ-модель, в которой алгоритмы автоматически оценивали заемщиков и позволяли им в любое время дня и ночи получить доступ к кредитам (разработкой занимался СТО компании). Однако технология не оправдала ожиданий: система не только оказалась уязвима для мошеннических действий, но и не смогла удовлетворить все привлеченные займы.

Другой проблемой стала оценка мелкого бизнеса с непрозрачной структурой и запутанными схемами владения, который вдобавок подвержен банкротствам и проблемам с кредитной историей. В марте 2023 года Хорошев резко сократил этот сегмент, занимавший около 70% портфеля JetLend. Это привело к снижению доли рискованных кредитов в 7-10 раз, и компания стала работать с более надежными клиентами. В результате просрочка по кредитам начала резко падать, что позитивно сказалось на финансовых показателях.

2024 год стал сложным для рынка и для компании в частности — из-за очередного роста ключевой ставки и повышения доходности по депозитам, которые в конце концов достигли 21%. Несмотря на это, Хорошев уверен в успешном развитии компании после IPO: компания запланировала разместить свои акции в марте 2025 года, а после — направить полученные средства на дальнейший рост. Судя по всему, JetLend станет первой публичной краудлендинговой компанией в России.

Глобальная цель команды проекта на следующий год — продолжать формировать рынок краудлендинга и финансирования МСБ: «Мы меняем правила игры, создаем новые возможности для бизнеса и инвесторов. В планах у платформы — запустить краудвенчур и получить лицензию брокера, которая позволит организовывать и сопровождать IPO российских компаний. Для нас важно быть драйвером перемен, внедряя инновации для заемщиков, инвесторов и рынка в целом», — говорит Роман.

Говоря о пути, который предприниматель проделал, с нуля выстраивая краудлендинговую платформу, он подчеркивает:

«Все это, конечно, было не ради денег. Когда занимаешься бизнесом, первые три года у тебя обычно их просто нет — ты нищий. Уровень дохода резко падает, и ты все время думаешь о том, что можно сделать, если вдруг появятся лишние 100 тыс.: нанять сотрудника, инвестировать в маркетинг или потратить на себя… Для меня это скорее соревнование: нужно достичь первого места и вывести компанию на капитализацию. Когда ты видишь, что выручка и число сотрудников растут, и вы делаете классный продукт — это драйвит. А деньги приходят параллельно».