Взлететь

Как питерские марки шьют обувь, в которой не стыдно ходить

Катерина Кузнецова

автор Inc.

За последние несколько лет Санкт-Петербург превратился в «российский Милан» — там открылось множество обувных производств, которые вполне успешно развиваются и продают свои кроссовки, ботинки и лоферы по всему миру. Среди покупателей этих брендов — Леди Гага и Никки Минаж, а их месячная выручка доходит до 2 млн рублей. Inc. поговорил с основателями трех мастерских о том, что помогает конкурировать с мировыми брендами, где они ищут клиентов и как эксперименты с цветом могут увеличить прибыль вдвое.

Фото: Void Shoes

Void Shoes

Заниматься обувью стилист Егор Нудгин начал в 2011 году. Сделав большой проект для торгового комплекса, он получил гонорар в 30 тыс. руб., который вложил в разработку первой модели обуви. Продал эту пару, а вырученные деньги направил на производство следующей модели.

В 2012 году Нудгин запустил собственный бренд Void Shoes, для которого сам создавал эскизы обуви. Шили ее в частной мастерской, изготавливающей обувь «под ключ». Сейчас у Void Shoes собственное производство, а команда состоит из 7 человек.

Void Shoes постоянно пополняет свой модельный ряд, уделяя равное внимание как мужской, так и женской обуви.

Основной магазин бренда расположен в Москве на территории «Хлебозавода», также есть множество магазинов-партнеров в Санкт-Петербурге, Москве и регионах России. В 2018 году Егор Нудгин открыл офис в Нью-Йорке.

Цель компании — переход от мелкосерийного производства к полномасштабному.


Егор Нудгин

основатель Void Shoes


Я изначально рассматривал свой бренд в качестве бизнеса, а не просто «творческой отдушины». Весь капитал, который возвращался, уходил сразу обратно в проект. Прошло 2 года, прежде чем бизнес стал рентабельным.

Мы небольшая компания, которая создавалась без значительных капиталовложений. Поэтому ручное производство было оптимальным вариантом.

В 2013 году я переехал в Москву и первые 2 года продолжал работать с мастерской в Петербурге. Стало сложнее контролировать процесс производства и качество продукции, появлялись задержки в доставке товаров. Чтобы не терять наработанную репутацию и не снижать установленные стандарты, мы перенесли производство в Москву.

В основе нашего ДНК лежит создание необычных, оригинальных и смелых моделей. Со временем практика показала, что целевая аудитория для данной обуви достаточно небольшая, нам же хотелось, чтобы обувь от VOID мог любить и носить каждый. Поэтому мы стали развивать другое направление — кеды и ботинки, более подходящие для повседневной жизни.

Сейчас совершенно не обязательно иметь физический магазин в каждой точке мира. Благодаря интернету нас знают и ценят по всему миру. Мы достаточно популярны как среди азиатских клиентов — в Японии, Гонгконге, Тайване, Китае, — так и в Европе: в Италии, Германии, Нидерландах, Испании.

Нью-йоркский офис позволяет нам своевременно реагировать на запросы от стилистов таких артистов, как Леди Гага и Никки Минаж.


Void Shoes в цифрах

Источник: данные компании



2012

год — запуск бренда Void Shoes.


30

тыс. руб. — инвестиции в запуск проекта.


4

часа занимает производство простой модели кед.


100–300

пар — среднее количество обуви каждый месяц.


50

тыс. руб. — самая дорогая пара Void Shoes.

Фото: Асхат Бардынов/Inc.

Afour Custom Footwear

Хорошие кеды и кроссовки петербуржец Владимир Григорьев полюбил еще подростком. Тогда он мог оббегать полгорода, чтобы найти для себя подходящую обувь.

В 2009 году Владимир Григорьев решил сам делать качественные кроссовки на заказ. За 100 тыс. руб. он арендовал у знакомого сапожника мастерскую со всем необходимым оборудованием. Около 4-х месяцев Григорьев самостоятельно учился шить обувь по книгам и видеокурсам в интернете. Кроме того, он консультировался со знакомым сапожником.

Принимать заказы начал только после того, как сшил первые кроссовки, которые понравились ему самому.

На сайте бренда Владимир Григорьев создал конструктор, позволяющий сделать собственный дизайн обуви. Эта находка, а также яркие сочетания цветов и итальянские комплектующие принесли ателье популярность в Петербурге.

Сейчас в команде Afour Custom Footwear 6 человек. Есть собственная мастерская, швейный и сапожный цеха, склад, шоурумы в Москве и Петербурге.


Владимир Григорьев

основатель Afour Custom Footwear


Мое обучение началось с того, что я разрезал свои кроссовки и обувь друзей, чтобы посмотреть как она устроена. Потом научился сам кроить, шить, приклеивать подошву. Свои первые кроссовки я называл «франкенштейнами», потому что они были кривые и косые. Но однажды очередной «франкенштейн» мне понравился.

Мы строим свою работу так, чтобы быть интернет-ателье. Можем принять заказ от человека, живущего в любой точке мира. Все мерки можно снять удаленно, и это одно из главных наших преимуществ.

Мы присылаем клиенту подробную инструкцию, как измерить ногу. После этого делаем макет одноразовой обуви из специальных прозрачных материалов и отправляем его клиенту на примерку. Если все подошло, шьем настоящие ботинки.

90% населения ходит не в своем размере. В основном, покупают на размер меньше. Потому что наши «высококвалифицированные» продавцы зачастую не знают, как правильно подбирать обувь.


Afour Custom Footwear в цифрах:

Источник: данные компании


1

млн. руб. — инвестиции в запуск проекта.


70–120

пар — среднее количество обуви каждый месяц.


10–11

тыс. руб. — средняя стоимость одной пары.


50%

клиентов — из Москвы.


5%

клиентов — из зарубежных стран.


1,5

млн руб. — выручка в самый удачный месяц.

Фото: Mislistudio

Mislistudio

Свой бизнес выпускник Университета телекоммуникаций Заур Гусейнов начинал в 2008 году с производства дизайнерских зонтиков, а потом и одежды. Он шил ее в небольшой мастерской в мансарде жилого дома. Параллельно Заур пытался наладить производство обуви. На этом бизнесе он и сконцентрировался в 2012-2013 годах — приобрел за 400 тыс. руб. оборудование для небольшой мастерской и собрал команду единомышленников.

Изначально Заур планировал выпускать под брендом mislistudio только ботинки ярких расцветок. Но когда компания в качестве эксперимента выпустила обувь черного цвета, продажи выросли на 40% .

В команде mislistudio 4 человека: один занимается конструированием ботинок, второй — дизайном, еще 2 мастера шьют обувь. Всего в линейке бренда — 18 моделей.

Помимо производства компания занимается ремонтом собственной обуви, а также восстановлением кожи.

У бренда 2 оффлайн-магазина — в Москве и в Петербурге, где проходимость, по сравнению со столицей, более низкая, а покупательная способность выше. 


Заур Гусейнов

сооснователь Mislistudio


Мой папа занимался ремонтом обуви и пошивом женских сапог в маленьком провинциальном Доме быта. Мне не нравилась папина работа, я думал, что никогда в жизни не буду обувщиком. Но, видимо, понимание того, как шить обувь, передалось мне на генном уровне.

У нас нет никаких логотипов на ботинках. Но покупатель и без них узнает нашу обувь, потому что она не копирует другие марки. Это и была изначально идея бренда.

Можно делать обувь вручную. Это будет дороже и дольше. А можно вложиться в покупку техники, которая ускорит работу. Станок за €20 тыс. будет производить 250-300 пар обуви в день.

Сегодня продать обувь стоит дороже, чем произвести ее. По-крайней мере, так в моем бизнесе. Надо вкладывать деньги в рекламу, аренду помещения, зарплату продавцам.

Очень не хватает квалифицированных мастеров. В институтах мало практики, а теория либо устаревшая, либо слабая, поэтому мастерские неохотно берут практикантов. Их приходится переучивать под себя. Так происходит и в других профессиях, и это ненормально. Мне кажется, связь между институтами и производствами окончательно оборвана.


Mislistudio в цифрах:

Источник: данные компании


400

тыс. руб. инвестиции в запуск проекта.


2

млн руб. — выручка в самый удачный месяц.


100–150

пар — среднее количество обуви каждый месяц.


14

дней — срок изготовления ботинок.


10

тыс. руб — средняя стоимость пары обуви.


~65%

покупателей узнают о бренде через интернет.