История КБ-12


Александр Панов запустил рекламное агентство прямо в кризис — сейчас его компания зарабатывает сотни миллионов в год


История КБ-12


Александр Панов запустил рекламное агентство прямо в кризис — сейчас его компания зарабатывает сотни миллионов в год

9 апреля 2016 года от Москва-сити по маршруту Москва–Мадагаскар отправилась шестиметровая надувная лодка. В ней разместились основатели Министерства дурацких поездок — Александр Панов и его друг Артём Киракозов. Спустя время лодка плыла уже в Азовском море, оставив за собой Москву-реку, Оку и Дон. Ночью начался шторм. Шестиметровые волны тормошили лодку, а берега не было видно. «Оказавшись на грани жизни и смерти, я понял, что сильнее впечатлений уже не испытаю, и решил, что пора завязывать с их поиском», — вспоминает Панов. Доплыть удалось только до Египта, откуда путешественников и депортировали.

Помимо безумных путешествий, Панов уже 12 лет как развивает собственный бизнес, который за эти годы успел вырасти из маленького агентства, арендующего стол на проходной, в группу маркетинговых агентств и мартех-стартапов КБ-12 с выручкой в 930 млн руб. и прибылью в 69 млн руб. За 12 лет компания реализовала больше 11 тыс. проектов для Unilever, Ferrero, «Эвалара», Skillbox, Spotify и других брендов. Теперь агентство разрабатывает цифровые платформы для решения маркетинговых задач и продаёт их клиентам по подписке. О том как предприниматель трансформировал бизнес из обычного агентства в высокотехнологичную компанию — в истории КБ-12.


КБ-12 в цифрах:

100 тыс. руб. — стартовые вложения

840 млн руб. — выручка в 2019 году

66,5 млн руб. прибыль в 2019 году

930 млн руб. — выручка в 2020 году

69,3 млн руб.— прибыль в 2020 году

+230% — рост в первом полугодии 2021 года

11 тыс. проектов реализовано

300 сотрудников

10 мартех-продуктов

9 рекламных агентств в группе

Источник: данные компании



КБ-12 в цифрах:

Источник: данные компании


100 тыс.

руб. — стартовые вложения


840 млн

руб. — выручка в 2019 году


66,5 млн

руб. прибыль в 2019 году


930 млн

руб. — выручка в 2020 году


69,3 млн

руб.— прибыль в 2020 году


+230%

рост в первом полугодии 2021 года


11 тыс.

проектов реализовано


300

сотрудников


9

рекламных агентств в группе

Александр Панов, Игорь Максимов

Бизнес на одном клиенте

Предпринимательская жизнь Александра Панова началась еще в школьные годы. В 8–9 классах он организовывал мероприятия — привозил концерты нишевых групп в родной Минск — и практически перестал ходить на уроки. Дополнительно старшеклассник подрабатывал арт-директором в клубах, придумывая концепции вечеринок и рекламные кампании для их продвижения.

После окончания школы Панов оказался перед выбором. С одной стороны, он хотел стать ученым: родители занимались наукой, да и сам он побеждал в олимпиадах по биологии. С другой — не быть бедным. В итоге победило второе.

В 17 лет Панова взяли на позицию BTL-менеджера в агентство Publicis в Минске. Он занимался организацией мероприятий для HP, L’Oréal, Nestle и других компаний. Спустя год за успехи в работе ему предложили самому выбрать себе премию: Панов выбрал двухнедельные курсы по ивент-менеджменту в Москве.

Во время обучения соседки по парте, приехавшие из Казахстана, предложили Панову поучаствовать в открытии их нового ивент-агентства в Алма-Ате. Он согласился, уволился из Publicis и поехал в Казахстан. Но уже через год Панов понял, что местная восточная культура ему не подходит: во-первых, в отличие от европейской, она была, скорее, «коллективистской», а во-вторых, по словам Панова, весь бизнес в Алма-Ате в конце 2000-х контролировали три семьи и с их интересами приходилось считаться. «В конце концов я понял, что мои навыки там были не применимы: не было тендера, чтобы выиграть мероприятие, не было прослойки среднего класса, компетентных специалистов — были только понятные корпоративные роли», — вспоминает Панов.

В 2008 году он вернулся в Москву — работать проджект-менеджером в ивент-агентстве «КнязевЪ», в котором ранее проходил обучение. Спустя год Панов решил открыть собственное рекламное агентство. Идею подкинул коллега по работе — тогда еще аккаунт-менеджер Игорь Максимов: «Мы работали вместе в другом агентстве, видели несовершенство процессов внутри компании — и решили, что можем лучше!» — объясняет он.

«Сработала s-образная кривая экспертности: проработав три-четыре года, ты думаешь, что стал нереальным экспертом, а все вокруг делают неправильно», — признается Панов.

Свое агентство Панов и Максимов назвали BG, взяв две случайных буквы, а расшифровку придумывали по случаю, например «без говна». Стартовый капитал у партнеров был всего 100–150 тыс. руб. Арендовав стол на проходной в здании напротив театра Российской армии, они стали делать на заказ презентации для тендеров, промо-акции и буклеты, а потом — и организовывали мероприятия. По словам Панова, заказы они старались выполнять на максимально возможном уровне, продумывая детали. Задачи по дизайну, фото- и видеосъемке отдавали фрилансерам.

Среди первых клиентов агентства BG был, например, Bonduelle. Средний бюджет тогдашних проектов составлял около 300 тыс. руб. Крупнейший заказ Панов и Максимов получили от одного из брендов детского питания. Проект включал в себя примерно восемь мероприятий в городах России: клиент провел ребрендинг, и ему нужно было донести новую концепцию до своих потребителей и партнеров. С этого проекта партнеры заработали 18 млн руб.

В 2009 году из-за кризиса многие компании заморозили свои бюджеты на маркетинг. «Сложно было придумать год хуже для агентского бизнеса», — отмечает Панов.

По итогу у партнеров остался один клиент — крупная дистрибьюторская компания Alidi. Она отдавала им на аутсорс маркетинговые задачи подконтрольных брендов, например придумать креатив для запуска новых продуктов и провести по этому поводу мероприятия. Со временем проектов стало так много, что дистрибьютор предложил Панову с Максимовым переехать в свой офис. Так на два года бизнес стал бутиковым агентством Alidi и BG превратилось в Alidi Studio.

В 2011 году Панов и Максимов поняли, что пора слезать с иглы крупного клиента. К тому моменту в агентстве уже работали 15 человек. Это были бывшие фрилансеры, которых партнеры изначально нанимали через fl.ru, а потом взяли в команду. На перезапуск предприниматели потратили 1,7 млн руб. — они ушли на реализацию первых заказов.

Агентство глобального ассистирования

Новая компания теперь называлась «Капибара». Как объясняет Панов, креатив старались проявлять даже там, где его никто не ожидал, например в официальной печати. На ней вместе с ОГРН и названием юрлица был изображен хомяк с фразой: «Все капибары как капибары, а я королева».

В течение следующих пяти лет после перезапуска недостатка в клиентах не было: сотрудники партнеров мигрировали из одной компании в другую и возвращались уже от лица нового заказчика. Например, от одной крупной продуктовой корпорации было 60 контактных лиц, ежегодно 10 из них меняли место работы и благодаря им каждый год в «Капибару» приходило пять новых клиентов. С тех пор у Панова осталось привычка отвечать на все незнакомые номера: «По моей личной статистике, из 200 таких звонков один оказывается удачным», — говорит предприниматель.

С наработанным портфолио партнеры заходили к крупным клиентам по принципу «беремся за все, делаем максимально быстро и изо всех сил». Средние бюджеты проектов доходили до 500 тыс. руб.

Скорость стала одной из главных фишек агентства, объясняет Панов. «В маркетинге это очень ценится, потому что все обычно происходит в последний момент», — поясняет Панов. Например, один из клиентов позвонил в пятницу и попросил сделать ко вторнику «суперпрезентацию на совет директоров». Команда агентства выполнила заказ в срок, правда, клиенту пришлось заплатить за такую срочность 300 тыс. руб. вместо 150 тыс. руб.

Панов называет свою компанию «агентством глобального ассистирования», в которое можно прийти с любой проблемой, и ее всегда помогут решить. «Помощь в трудную минуту позволяет выстраивать отношения с клиентами на длинной дистанции. Даже если в бюджете заказчика больше денег нет на проект, то лучше взяться за него и закрепить отношения, — объясняет он. — В будущем это вернется сторицей, так как в новых проектах заказчик компенсирует предыдущие расходы. С другой стороны, когда задача срочная, цена отходит на второй план и за счет этого можно компенсировать маржинальность таких проектов», — объясняет Панов.

Рекламная индустрия «турбулентная», и такие ситуации типичны, поэтому предприниматель, принимая людей на работу, сразу предупреждает, что график работы ненормированный. За дополнительные часы или сдвиги рабочего времени сотрудники агентства получают компенсации, уверяет он: обед и такси за счет компании и дополнительный выходной посреди недели.

Евгений Давыдов

CEO SETTERS

На нашем рынке существуют тысячи агентств. Из них предлагающих интересные и качественные решения, может быть, и много, но доводящих эти идеи до годной реализации — единицы. Изменить такое положение дел — большой вызов для всей индустрии. И то, что сейчас в моде коллаборация, а не конкуренция, усиливает эту тенденцию.

Мне нравится, что КБ-12 дружат с технологиями и понимают, как работает бизнес. Это подтверждают запущенные ими проекты. Они открыты, готовы делиться своим опытом, и им точно есть что рассказать. Сам еще не слушал, но, по отзывам участников прошлогодней «Креачеллы», всё именно так.

Зонтичный бренд

К 2017 году в агентстве Панова и Максимова работало уже 70 человек, а дебиторская задолженность клиентов по текущим проектам приблизилась к $1 млн. Ответственность между основателями разделилась так: Панов отвечал за рост, Максимов — за сохранение и безопасность в принятии решений. «Моя задача была бежать, его — сдерживать, — вспоминает Панов. — И когда количество сотрудников приблизилось к 150, а выручка перевалила за 200 млн руб., я понял, что мое небольшое агентство превратилось в большую компанию».

В агентстве Панова и Максимова только два запрета: не работать с табаком и не давать откаты. Менеджер может делать акцент на количестве и зарабатывать понемногу на каждом проекте, может уйти в дорогой сегмент, берясь за более сложные проекты. Суть этой концепции свободы Панов объясняет исчерпывающе: «Если клиент платит за то, как ты работаешь, значит, ты работаешь з****сь [прекрасно]».

При этом перед руководителями не стоит жестких планов вроде «в прошлом году ты заработал миллион, в этом — нужно два» — каждый работает в своем темпе, объясняет предприниматель.

— Когда работа превращается в насилие над собой, то нахрена так жить. Мы не для этого здесь собрались — чтобы умереть несчастными, но с кучей денег, — проецирует свою философию Панов.

В КБ-12 даже есть специальный акселератор для молодых руководителей — «буйных, неспокойных и, очевидно, психически нездоровых в хорошем смысле», — описывает Панов и вспоминает себя в молодости: чаще всего таким сотрудникам нужно еще два-три года «потереться об реальность», чтобы стать профессионально зрелыми. В акселераторе они работают с теми же заказами клиентов, только на небольшом объеме, а размер их потенциальной ошибки ограничен, потому что все команды курируют менторы. Если работа молодого руководителя стабильно приносит деньги, то спустя время он переходит из акселератора в агентство и работает уже с крупнобюджетными проектами.

Помимо этого, внутри «Капибары» несколько лет назад появилось диджитал-направление, оформившееся в дальнейшем в отдельную компанию. Насчет названия думали недолго: офис диджитал-команды располагался на 12 этаже, так и назвали — «12». А позже появился зонтичный бренд КБ-12, объединивший «Капибару» и «12».

В 2019 году КБ-12 начал экспансию на маркетинговым рынке, присоединяя к себе команды маленьких агентств и мартех-стартапов. Последние уступают долю от прибыли и взамен этого получают доступ к бэк-офису группы, кредитному плечу для реализации крупнобюджетных постоплатных проектов, к новым клиентами и фонду инноваций, то есть к инвестициям. Агентства, которые входят в КБ-12, видят больше преимуществ в совместном развитии, чем в самостоятельном, объясняет Панов. Основатели присоединившихся агентств становятся в ряд руководителей со своими командами и точно так же принимают решения в общих голосованиях по вопросам дальнейшего развития группы КБ-12.

— В бизнесе невозможно построить долгосрочные отношения, если одна из сторон несчастлива. Поэтому присоединение команд других агентств происходит полюбовно, — говорит Панов. — На длинной дистанции нельзя построить взаимоотношения ни на чем, кроме любви.

За счет этого расширения основатель КБ-12 планирует в горизонте пяти лет увеличить количество команд группы до 50–100. Сейчас их 28, они задействованы в агентском бизнесе и мартех-проектах.

Внутри группы КБ-12 — команды агентств DAU, Magenta, «КБ-12 Брендинг» и «КБ-12 Гейминг» (два последних поменяли названия при присоединении) и мартех-стартапы ProductWay и «Нейротренд».

Дмитрий Белобородов

управляющий партнер агентства Magenta

Мы присоединились к КБ-12 в 2021 году. Интерес в том, что присоединение к группе компаний дает одну из ключевых возможностей — пользоваться услугами сформированных команд, которые заточены под решение задач именно на рынке маркетинговых агентств. Это финансовый, юридический, IT-департаменты, рекрутеры (также есть офис-коворкинг и прочее). Без таких отделов компании, конечно же, не обойтись, но у небольших агентств, как правило, с этим возникают сложности.

Присоединение происходит со всеми сотрудниками сразу, при этом у фаундера не исчезает полная свобода действий в принятии любых управленческих, финансовых решений. К этому добавляется синергия — возможность обмена экспертизой в разных категориях и направлениях.

Анна Морозова

бренд-менеджер Skillbox

Мы начали сотрудничество с КБ-12 с ведения социальных сетей Skillbox. В 2020 году в качестве авторов креативной концепции они пришли к нам с проектом школы беззаботного родительства «Первые объятия» совместно с Huggies. Мы вели его в тесном партнерстве с небольшой, но очень профессиональной командой КБ-12, которую отличает сильный клиентский менеджмент и арт-дирекшн. На проекте были сложные ситуации, но КБ-12 шли навстречу и в конечном счете всё удалось.

Компаний, предлагающих качественный креатив и исполнение, на рынке много. Топ-20 точно хорошие и сильные агентства. Отличительная особенность КБ-12 — полная независимость. В независимых агентствах решение принимает владелец. Он всегда может выстроить отношения так, как комфортно ему и его клиентам.

Диджитализация «Капибары»

В 2017 году команда КБ-12 запустила «новое крыло» бизнеса — мартех-хаб, в рамках которого стала разрабатывать IT-продукт. Первым из них стал конструктор мотивационных программ pryanik.online, запущенный в 2020 году. С его помощью продавцы-консультанты различных магазинов могут получать комиссию за каждую рекомендацию клиенту, закончившуюся покупкой. Сумму определяет ретейлер. Например, один из клиентов pryanik.online анонсирует в приложении премию в 200 руб. продавцам магазинов автозапчастей за каждую рекомендацию их моторного масла, закончившуюся продажей. Со слов Панова, это прямая мотивация к увеличению продаж. В 2020 году выручка pryanik.online составила 43 млн руб. В команде проекта сейчас работает три человека, которые обслуживают примерно семь клиентов, среди них — компании Unilever, Motul, Sika.

Другой продукт — Retaility — с помощью виртуальной реальности и машинного обучения изучает поведение покупателя в офлайновом магазине. Администратор предлагает человеку совершить покупки, надев VR-шлем, и алгоритмы, проанализировав физиологию принятия решений, говорят, как лучше расставить продукты на полках. Retaility зарабатывает больше 50 млн руб. в год с командой из четырех человек. Его для продвижения своей торговой марки использует, например, сеть «Магнит».

Всего у КБ-12 десять мартех-продуктов. Из них шесть внутренних и четыре «орбитальных». Последние не входят в группу, но продаются ею — иногда эксклюзивно. Экономику мартех-бизнесов Панов объясняет так: «Мы занимаемся только теми мартехами, в которых один контракт приносит не меньше 5 млн руб. Если чек меньше и мы не можем его увеличить, то проект закрывается».

За пределами КБ-12 у Александра Панова еще два проекта. Первый — Neiry — создает интерфейсы «мозг-компьютер». Нейрогарнитура, разрабатываемая стартапом, анализирует биоэлектрическую активность мозга пользователей и позволяет им «выполнять» несколько виртуальных действий глазами, например передвинуть предмет в игре или выбрать нужный ответ в квизе. В мае 2021 года Neiry привлек 541 млн руб. инвестиций от НТИ и нескольких инвесторов и был оценен в 2,4 млрд руб.

Второй проект — автоглемпинг Dom’n’Go, сдающий дома на колесах. На одном из таких в июне Панов как «тестовый пользователь» отправился в путешествие по России. Сейчас стартап на стадии закрытия первого раунда. По плану к концу этого года в доступе на платформе должно быть 25–45 домов в трех-четырех регионах.

Возможное невозможное

На сегодняшний день за плечами КБ-12 более 11 тыс. реализованных проектов. Некоторые из них не укладываются в традиционное понимание маркетинга, но сам Панов уверен — ничего невозможного в мире нет.

Четыре года назад он познакомился с инженерами московского Политеха, которые хотели запустить спутник для проведения испытаний и привлечения внимания к теме космоса. После запуска он должен был раздуться в огромный тетраэдр и девять дней лететь по земной орбите, став самой яркой звездой в небе. Предприниматель взял эту команду под крыло: «Ребята, мы бюджетируем оставшуюся часть проекта и можем делать с этим спутником все, что захотим. Вы удовлетворяете свои научные потребности, а мы — бизнесовые». Инженеры согласились.

Сделав презентацию, команда Панова стала искать клиентов. Откликнулся «Рокетбанк», которому на тот момент исполнялось четыре года. Идея была в том, чтобы подключить геолокацию спутника к приложению банка, а пользователи могли воспользоваться повышенным кэшбеком на покупки, если аппарат пролетает в их регионе. Так запуск спутника превратился в спецпроект для «Рокетбанка».

14 июля 2017 года команды стояли на Байконуре и, открыв шампанское, наблюдали, как спутник улетает на ракете в космос. «Границы ровно там, где ты себе их ставишь, как бы пошло это ни звучало. Разумеется, есть границы здравого смысла. Но если ты уперт и упорот, то проектов, которые нельзя реализовать, для тебя не существует», — заключает Панов.

Ошибки Александра Панова

01

Когда я в 20 лет запустил свой бизнес, а через пять лет он уже стал достаточно большим, мне казалось, что я суперкрутой. И, кажется, это мешало развитию компании. Чем меньше ты чувствуешь себя крутым, тем лучше для твоего коллектива. Концептуально не ты молодец, а люди вокруг тебя, а ты хорош лишь в том, что сумел их собрать. Эта ценностная база у меня сформировалась только к 28 годам: тогда я продал Audi R8 и понял, что пора заканчивать с самолюбованием.

02

Мы начали формировать базу знаний только спустя 10 лет после рождения агентства. Из-за этого каждый сотрудник учился на собственном опыте и на ошибки, которые уже были пройдены мной и другими руководителями, уходило много денег. С самого начала надо было строить культуру обмена опытом между сотрудниками. Сейчас у нас уже есть люди, отвечающие за трансфер знаний в сервисном бизнесе и мартех-проектах.

03

Я недостаточно уделял времени коллективному обсуждению недовольств и думал, что все отлично. Однажды я случайно встретил сотрудника, с которым давно не говорил, и выяснилось, что с ним нужно было говорить сильно раньше, потому что он уже в тяжелом эмоциональном состоянии и это сто процентов закончиться плохо. Если не обсуждать недовольства, то в один момент все прорвется и разрулить ситуацию будет гораздо сложнее. Нужно не забывать общаться в потоке работы, узнавать о сложностях людей и не откладывать их разрешение, пока они не превратились в проблемы.


Текст: Джейхун Мамедов

Фото: Дарья Глобина для Inc. Russia