Взлететь • 2 октября 2025
«Один отвалившийся клиент — не показатель, что бизнес не работает». Сооснователь «Консоли» и «Рокетбанка» о провалах, победах и принципах
«Один отвалившийся клиент — не показатель, что бизнес не работает». Сооснователь «Консоли» и «Рокетбанка» о провалах, победах и принципах

Автор: Диана Асадова
Фото: предоставлено Михаилом Провизионом
У Михаила Провизиона немало проектов: в биографии предпринимателя были очки для близоруких детей, СМИ про экономику «на понятном языке», сервис геопоиска скидок в США и другие стартапы. Особое место среди них занимает «Рокетбанк», который летом 2025 года перезапустился с новой командой.
Ранее Михаил рассказывал «Инку» о своих главных ошибках в бизнесе. Спустя четыре года мы решили узнать, что изменилось с тех пор, как предприниматель относится к перезапуску «Рокетбанка» и строит свой текущий бизнес — сервис для автоматизации сотрудничества с самозанятыми «Консоль», которому недавно исполнилось пять лет.
У Михаила Провизиона немало проектов: в биографии предпринимателя были очки для близоруких детей, СМИ про экономику «на понятном языке», сервис геопоиска скидок в США и другие стартапы. Особое место среди них занимает «Рокетбанк», который летом 2025 года перезапустился с новой командой.
Ранее Михаил рассказывал «Инку» о своих главных ошибках в бизнесе. Спустя четыре года мы решили узнать, что изменилось с тех пор, как предприниматель относится к перезапуску «Рокетбанка» и строит свой текущий бизнес — сервис для автоматизации сотрудничества с самозанятыми «Консоль», которому недавно исполнилось пять лет.
Консоль в цифрах:
236 млн руб. — выручка в 2022 году
455 млн руб. — выручка в 2023 году
860 млн руб. — выручка в 2024 году
114 человек — число сотрудников
26 млн руб. — чистая прибыть в 2022 году
123 млн руб. — чистая прибыть в 2023 году
180 млн руб. — чистая прибыть в 2024 году
1 млн Количество зарегистрированных в сервисе самозанятых
Источник: данные компании
Консоль в цифрах:
Источник: данные компании
236 млн
руб. — выручка в 2022 году
455 млн
руб. — выручка в 2023 году
860 млн
руб. — выручка в 2024 году
114 человек
Число сотрудников
26 млн
руб. — чистая прибыть в 2022 году
123 млн
руб. — чистая прибыть в 2022 году
180 млн
руб. — чистая прибыть в 2022 году
1 млн
Количество зарегистрированных в сервисе самозанятых
— В 2019 году вы с партнерами покинули «Рокетбанк», который спустя два года окончательно закрылся, несмотря на попытки его спасти. Оглядываясь назад, как ты считаешь, какие ключевые ошибки были вами допущены?
— Думаю, самое главное — это недостаточный фокус на бизнес-модели. «Рокет» — очень сложный продукт. Его было сложно продавать и, соответственно, сложно на нем заработать. Если бы у нас была здоровая, устойчивая бизнес-модель, все остальные проблемы можно было бы решить.
Думаю, после продажи именно эта наша ошибка помешала «Открытию» развивать «Рокетбанк», а затем и Qiwi. История была сильно убыточная, и никаких очевидных перспектив по выводу «Рокетбанка» на прибыль не наблюдалось.
Ошибка номер два: сейчас мне кажется, что стоило быть посмелее и подойти к получению собственной лицензии как к ключевой задаче. Это помогло бы нивелировать зависимость от банков и внутренних проблем, которые у них возникали.
— Жалеешь о продаже?
— Не жалею. Откровенно говоря, я тогда и сам не до конца понимал, что можно было бы изменить, чтобы трансформировать «Рокетбанк». У меня была одна идея: свернуть российское направление и полностью переориентировать банк на какие-то зарубежные рынки. Но она не прошла.
— Продажу совершили за 300 млн руб. На что ты потратил свою долю?
— Не могу сказать, что куда-то все разом потратил. Я старался инвестировать их в возможность пробовать что-то новое и не зависеть при этом от зарплаты. Например, пожил в Штатах, изучал потребительский рынок там.
— Весной 2025 года спустя почти 4,5 года после ухода «Рокетбанк» объявил о возвращении. Почти сразу после запуска ты рассказал в соцсетях, что стал клиентом банка.
— Я искренне рад, что проект перезапустился. В него было вложено много сил и энергии, и если бы он бесславно исчез, было бы очень грустно. Я испытываю какое-то приятное чувство ностальгии. Такое бывает, когда выпускаешься из школы, но школа работает, развивается, просто в нее ходят уже другие дети.
Поражает, что мне довелось поучаствовать в создании такого мема. А «Рокетбанк» стал именно мемом, потому что только они обладают такой удивительной способностью выживать.
— Консультировалась ли с тобой новая команда перед перезапуском?
— Нет, никто не связывался, но я совсем не обижаюсь, понимаю, что у новой команды свой взгляд и свои задачи. Я всегда открыт к диалогу.
— До «Консоли» у тебя было еще несколько проектов: от медиа в России до необанка в США. Каждый из них потерпел неудачу. Возникало ли желание бросить предпринимательство?
— У меня всегда было понимание, что если в какой-то момент мне надоест развивать собственные проекты, я пойду на «стабильную работу». Но такого желания ни разу не возникало. К провалам я относился легко: да, не получилось, но у меня еще достаточно времени и средств, чтобы попробовать что-то еще.
Запуск нового бизнеса для меня приключение, гораздо больше сомнений я испытываю, когда закрываю компанию. Но есть и обратная сторона медали: мне очень сложно изучать новую сферу, продумывать что-то наперед. Гораздо проще сразу начать действовать. В результате даже очевидные вещи я осознаю только в процессе.
Так было с «Консолью». Проект делали под конкретного заказчика и вместо того, чтобы как следует разобраться, сразу приступили к работе. В итоге мы этого заказчика потеряли. Теперь понимаю, что стоило лучше изучить рынок, собрать 10 потенциальных клиентов и только после этого начать двигаться.
— Почему ты не забросил проект? Что позволило ему стать прибыльным?
— Один отвалившийся клиент — не показатель того, что бизнес не работает. Чтобы делать такие выводы, нужна более масштабная статистика. Мы же, наоборот, видели, что рынок есть, сотрудничество с самозанятыми развивается.
Сделать «Консоль» прибыльной помогли ошибки прошлого. Уже на старте у нас было условие, что бизнес-модель должна быть рабочая. Основываясь на этом, мы сфокусировались на работе не с физлицами, а с компаниями.
Когда работаешь с людьми, проще масштабироваться: одна реклама работает на всех. При этом конкуренция и стоимость привлечения выше, а лояльность ниже — люди легко уходят к конкурентам. С бизнесом сложнее войти в доверие, но каждый клиент ценнее и долговечнее, благодаря чему проще выйти на прибыль.
В целом мы сделали все, чтобы эмоциональных качелей было как можно меньше. Когда ты молод, неприятности вроде отзыва лицензии у банка-партнера кажутся приколом. С возрастом же понимаешь, что это не прикол, а огромный и ненужный стресс.
— В этом году «Консоль» провела ребрендинг. Сколько на него потратили?
— В общей сложности около 4–5 млн руб. На саму стратегию ушла где-то половина этой суммы, оставшееся — на доведение визуалов, посылов и других элементов коммуникации до ума.
Мы хорошо сэкономили, доверив работу ребятам с достаточно специфическим методом ведения проектов. Выглядит это так: компания нанимает лида, который подбирает под ее потребности классных профессионалов. Они работают фултайм в крупных корпорациях, но могут выделить определенное количество часов для клиента. В результате можно потратить гораздо меньше, чем на работу агентства полного цикла.

— Банки сейчас активно развивают собственные сервисы сотрудничества с самозанятыми. Что вы делаете, чтобы выживать в конкурентной среде?
— Банки тоже выходят на рынок самозанятости, но развивают в основном привычную им историю — платежи. Мы, в свою очередь, ориентируемся на широкий цикл: поиск, привлечение и онбординг исполнителей, документооборот, выплаты, налоги. Среди банков такое делают единицы, поэтому конкуренция с ними для нас заключается в том, чтобы убедить компании, что комплексное решение гораздо удобнее. Нашими основными конкурентами пока остаются платформы.
— Как за последние годы изменилось малое предпринимательство?
— Мы недавно подсчитали статистику за последние три года и отметили последовательный рост этого сегмента. Почти в два раза выросло число самозанятых, одновременно растут суммы чеков. Например, в строительстве средний заработок увеличился с 55 тыс. руб. в 2024 году до 65 тыс. в 2025, в недвижимости — с 69 тыс. руб. до 73 тыс., в сфере консалтинга мы наблюдали рост с 86 тыс. до 87 тыс. руб. Следовательно, растут и объемы налогов, поступающих в бюджет. Сегодня их можно сопоставить с доходами от приватизации в 2023 году.
— Экспериментальный налоговый режим для самозанятых действует до конца 2028 года. Как ты считаешь, у него есть будущее?
— Будущее точно есть, иначе нам и не стоило бы этим заниматься. Сейчас мы не видим никаких сигналов, которые могли бы свидетельствовать об отмене режима самозанятости. Дополнительное подтверждение этому — принятый в июле закон о платформенной экономике.
Однако этот режим молодой и пока еще ищет себя, поэтому будет видоизменяться. Думаю, государство продолжит искать форму, при которой он будет давать максимальные преимущества: активную занятость населения, уход от подмены трудовых отношений, стабильность налоговых поступлений.
— Можешь спрогнозировать какие-то изменения?
— Думаю, мы увидим дифференцированные ставки для разных видов деятельности, более тесную интеграцию с пенсионными накоплениями и расширение правового статуса самозанятых для участия в госзакупках.
— Что бы ты посоветовал начинающим предпринимателям?
— Стараться как можно лучше разобраться в том, что происходит вокруг. Прокачивать этот навык гораздо важнее, чем умение правильно принимать решение. Об этом хорошо пишет Рэй Далио в «Принципах»: если понимаете, где находитесь и по каким правилам идет игра, вам легко принять верное решение.
— А как понять, что ты правильно воспринял реальность?
— Если не получаешь результат, на который рассчитываешь, значит, есть проблема. Если четкой цели нет, нужно прислушаться к своим чувствам: раздражение и апатия — маркеры того, что построенная тобой модель реальности расходится с самой реальностью.