Разобраться • 12 июля 2021

5 ошибок сооснователя Рокетбанка

и «Консоли» Михаила Провизиона

Разобраться • 12 июля 2021

ошибок сооснователя Рокетбанка и «Консоли»
Михаила Провизиона

Текст: Наталия Владимирова

Иллюстрации: Александр Костенко


Михаил Провизион — один из трех основателей Рокетбанка, покинувших компанию в феврале 2019 года одновременно с продажей банка Qiwi. Дальнейшая судьба «хипстерского банка», который, несмотря на отчаянные попытки топ-менеджеров его спасти, в январе 2021 года окончательно закрылся, вызвала широкий спектр эмоций у пользователей, а Олег Тиньков в соцсетях намекнул, что в провале виноваты основатели, и выразил надежду, что они не повторят ошибок с «Кухней на районе». Михаил Провизион стал одним из инвесторов проекта «Кухня на районе» в 2019 году. В 2021 вместе с партнерами он запустил платформу «Консоль» — проект на стыке финтеха и комплаенс-теха, который позволяет крупным компаниям автоматизировать взаимодействие с внештатными исполнителями. В интервью Inc. Михаил вспомнил обо всех своих неудачных проектах и попытался сформулировать причины их провала.


1

1

Слишком рано поднял деньги

Сразу после Рокетбанка я тестировал идею системы для автоматизации трудовых отношений — таких много на Западе. Мы сделали презентацию и быстро подняли деньги. Инвестор вкладывал, скорее, в команду, чем в проект. Мы не стали проверять идею на рынке, потому что мне очень хотелось начать поскорее кодить продукт. Разрабатывали мы его два-три месяца, и в какой-то момент я понял, что мы делаем продукт совершенно без понимания, кому и зачем это нужно. Я принял решение остановить разработку и честно сказал инвестору, что поспешил. Мне стало некомфортно, что я могу обмануть его ожидания. Есть более дешевые способы изучения рынка, чем разработка приложения, — интервью, кастдевы. По сути, мы стреляли наугад — в надежде, что это кому-нибудь понадобится. Мы успели потратить 500–600 тыс. руб. из достаточно объемного транша, вернули разницу, инвестор взял расходы на себя. Я, конечно, признал, что это мой косяк, но инвестор сказал: «Все нормально, молодец, что больше не потратил».

2

2

Недооценил сложность разработки железа

Еще один мой проект — умные очки для детей со склонностью к близорукости. Он очень личный, у моего сына есть такая проблема. Для таких детей очень важно соблюдение режима. Очки с помощью датчиков, встроенных в дужки, измеряют расстояние до предметов и степень освещенности помещения: по этим данным складывается картинка, какая нагрузка идет на глаза в течение дня. Все мне говорили, что разработка железа — это не то же самое, что софт, но я, конечно, не верил. Я понимал, что с хардом невозможно нормально протестировать рынок, пока не сделаешь девайс и не дашь его в руки потенциальным клиентам. «Но что за ерунда — сделать такую простую железку, китайцы же умеют все», — думал я. Я сам ездил на заводы в Китай, договаривался. Прототип получился очень сырой, на его разработку ушло около полугода времени, $10 тыс. и очень много ментальных усилий. Потом пришла трезвая оценка, что и время разработки, и стоимость нужно умножать на два-три. А окончательно меня убедил один проект на Kickstarter. Ребята делали похожий продукт, причем у них уже был большой опыт разработки железа. На каждом этапе у них возникали непредвиденные сложности, в итоге срок запуска съехал на полтора года. Я понял, что с моими темпами надо закладывать три-четыре года, и отказался от проекта.

3

3

Сдался слишком быстро

Следующая провалившаяся идея — автоматизированные чек-листы для бизнеса. Мне казалось, что идея очень простая: потребность бизнеса в удобных to-do списках очевидна. Так что мы очень быстро запилили простое и дешевое приложение и пошли с ним на рынок. Я рассчитывал на быстрые результаты, что первые же три-пять компаний скажут, как это классно, и мы начнем дорабатывать продукт. В итоге я потратил на поиск первых клиентов полтора-два месяца и сдался. И через какое-то время узнал, что австралийский стартап стал единорогом с очень близкой идеей — автоматизацией to do листов для масс-маркета. Но они потратили усилия на поиск своей ниши, ей оказались готовые шаблоны. Например, для бара такой список может выглядеть так: вытереть барную стойку, отполировать бокалы, и т. п. Они сделали множество таких шаблонов — для клининговых агентств, салонов красоты, парикмахерских — и сняли с них головную боль по их составлению. А мы сдались слишком рано. Уверен, что если бы мы покопали глубже, пообщались с рынком, то рано или поздно нарисовалась бы идея с вбиванием готовых чек-листов.

4

4

Делал разработку под одного клиента

К моменту основания «Консоли» у меня уже было понимание, что делать проект без клиента нельзя. Поэтому мы нашли строительную компанию, для которой эта история была актуальна, и начали под нее разработку. Через пару месяцев клиент со словами «У меня поменялись планы» исчез. У нас не было подписанных обязательств, так что пришлось идти в рынок, общаться, адаптировать проект к более широкой аудитории. Мы сделали платформу более универсальной, чтобы ей могли пользоваться компании из разных индустрий — от доставки еды до онлайн-агентств. Людям можно платить за задачу или за время, при этом весь документооборот, платежи, постановка на учет, контроль уплаты налогов происходят через систему. Первый модуль постановки заданий для этого первого клиента в итоге так и лежит мертвым грузом. Делать разработку под одного клиента в B2B — это нормально, но нужно иметь более конкретные договоренности, контракт, который покрывает издержки разработки. Если такого контракта нет, то нужно смотреть шире, подобрать трех-четырех клиентов. Если по каким-то причинам один отвалится, останутся остальные два. Кроме того, если учитывать несколько мнений, продукт получится более актуальным для рынка. В итоге мы потеряли пару месяцев делая то, что не нужно, и не делая то, что нужно. На разработку первой версии ушло около полумиллиона руб., но не все, конечно, пропало, потому что продукт мы не выкинули, а доработали.

5

5

Искал уникальную идею для стартапа, не выходя из кабинета

У меня был период, когда я искал идею для стартапа. Я хотел непременно нечто уникальное и новое. Придумывал что-то, делал ресерч, читал Techcrunch, понимал, что такая идея уже реализуется, очень расстраивался и начинал поиски снова. На это у меня ушло три или четыре месяца. Пока не пришло понимание, что тратить время на поиски уникальной идеи, сидя в кабинете, — глупо. Во-первых, найти что-то, что никто еще не делает, — это бесперспективное занятие. Во-вторых, если ты не в рынке, не погружен в эту тему, то не сможешь оценить, нужна ли твоя идея кому-то. Так что стартапы в кабинете я больше не придумываю. Инсайты надо брать из жизни. Вместо того чтобы сидеть и читать, надо выйти и попробовать что-то кому-то продать, пусть самое сырое. На эту ошибку я потратил не очень много денег, но очень много времени и ментальных сил. Главный вывод — никогда не теряйте контакт с реальностью!