Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Взлететь

Мода по алгоритму: фэшн-стартап от миллениала на $730 млн

Мода по алгоритму: фэшн-стартап от миллениала на $730 млн
Фото: Stitch Fix

На фоне кризиса традиционной розницы созданный 27-летней выпускницей MBA Гарварда Катриной Лейк сервис подбора стильной одежды для женщин Stitch Fix преуспевает: выручка в прошлом году составила $730 млн. Осенью компания может выйти на биржу с оцениваемой капитализацией не ниже $3 млрд. Внешнее финансирование Stitch Fix относительно скромное — $42 млн, но компания с 2015 года приносит прибыль, что удается не каждому стартапу. Рассказываем, как Катрина Лейк создала прибыльную компанию благодаря алгоритму и убедила инвесторов, что одежда для женщин — это интересно.


Мода будущего


Катрина Лейк открыла свой бизнес, потому что на рынке не было нужных вещей. Она консультировала по венчурному финансированию — и поняла, что моду и науку о данных пока никто не объединил.

На эту мысль ее натолкнула сестра: байер в модной индустрии, она часто делилась советами по поводу стиля. В 2011 году 27-летняя Лейк открыла онлайн-магазин одежды. Для первой версии она использовала SurveyMonkey: узнавала о предпочтениях клиентов и отправляла им подобранную одежду, получая за услуги стилиста по $20 долларов с каждой покупки.


Алгоритм+человек


К 2013 году идея конкретизировалась. Собрано огромное количество данных о клиентах Stitch Fix — размеры, предпочтения по ткани, сведения о предыдущих покупках, — и прогноз потребительских предпочтений стал на удивление точным. Машинные рекомендации проверяет стилист, который должен убедиться, что они подходят для конкретных покупателей. Анализ данных о продажах показывает, что 24% клиентов пользуются подпиской на сервис не менее девяти месяцев кряду.

3,3 тыс. стилистов, 600 брендов одежды, включая собственный, Stitch Fix, точность алгоритмов в сочетании с экспертной оценкой — так компания работает сегодня. Лейк не боится агрессивных конкурентов, таких как Amazon: «Потребителю не нужна тысяча пар джинсов, о которых они могут прочитать в этих бесконечных обзорах, — считает она. — Ему нужна всего одна пара, которая будет выглядеть потрясающе».


Сожаления инвесторов


На пороге IPO Лейк вспоминает, как инвесторы не воспринимали ее всерьез:  «У вас отличная компания и замечательная команда, но мне попросту неинтересна женская одежда», — честно признался один.

Лейк надеется, что успех Stitch Fix’s заставит венчурных капиталистов, по ее дипломатичному выражению, «пересмотреть свои ментальные фильтры». Она говорит: «По крайней мере, я знаю, что с чисто финансовой точки зрения они будут сожалеть о принятом решении».

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России